Психолого-педагогическая характеристика актуального уровня развития мировоззренческих представлений, изучение влияния сократического диалога на развития спонтанных понятий у младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика актуального уровня развития мировоззренческих представлений, изучение влияния сократического диалога на развития спонтанных понятий у младших школьников



Гипотеза исследования

 

Гипотеза: «Одним из ведущих психологических условий становления и развития детских спонтанных мировоззренческих представлений (ДСМП) является организация диалогической формы взаимодействия детей между собой и взрослым». В процессе философско-мировоззренческих диалогов осуществляется переход от спонтанных мировоззренческих представлений к осознанным, диалогичным и обобщенным представлениям, имеющим аналог в культуре.

Эта гипотеза исследовалась и проверялась нами на практике, на базе экспериментальной площадке школы №1191 г. Москвы, где периодично проводились нами и педагогами школы занятия по программе ФДД.

Школа 1191 г. Москвы является базовой экспериментальной площадкой Психологического института РАО. Сотрудничество авторов программы продолжается с 1998 г.

Каждый год проводиться экспериментальная исследовательская работа, в которой:

- изучается влияние сократических диалогов на личностное и когнитивное развитие младших школьников;

-      проверяется и уточняется валидность диагностических методик, позволяющих отслеживать развитие детей, занимающихся по программе «Философия для детей».

 


 

Методы исследования

 

Для верификации данной гипотезы, необходимо выявить актуальный (начальный) уровень ДСМП. Поэтому исследование проходило в три этапа. Для исследования разработана авторами программы ФДД оригинальная методика, состоящая из стандартизированного опросника и рисуночного теста, также в процессе исследования использовался метод наблюдения и формирующий эксперимент.

Данная методика (в виде беседы, стандартизированных вопросов и рисуночного теста) позволяет создать психологические условия для экстериоризации, объективирования мыслительного содержания, связанного в сознании детей младшего школьного возраста с «абстрактными» словами обыденного языка.

 

Этапы исследования

 

1. В первой серии эксперимента испытуемым было предложено ответить на вопросы, касающиеся содержания того или иного «абстрактного» слова обыденного языка (пример: «что такое Счастье?»).

2. Во второй серии эксперимента ребенку нужно изобразить это содержание посредством рисунка (пример: «нарисуй Счастье»). Экстериоризация мыслительного содержания, связанного с абстрактными словами обыденного языка посредством рисунков оправдана, поскольку в современной психолого-педагогической литературе мышление детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов характеризуется как преимущественно наглядно-образное, основным материалом наглядно-образного мышления считаются представления и образы, обладающие наглядностью, следовательно, их можно экстериоризировать в форме рисунка, графически.

3. Третья серия эксперимента была направлена на изучение обобщенности, осознанности, рефлексивности спонтанных мировоззренческих понятий у детей.

С этой целью испытуемым были заданы вопросы: «Почему ты нарисовал Счастье (любое понятие) именно так»? «Почему ты сказал, что Счастье это… (следует повторение ответа того или иного ребенка)»?

Экспериментальное подтверждение данной гипотезы нашего исследования потребует применения экспериментально-генетического метода и метода срезов (сравнения), метода экспертных оценок, метода стандартизированного наблюдения.

Экспериментально-генетический метод состоящий, в активном моделировании условии происхождения и развития изучаемых феноменов реализовывался в форме экспериментального обучения детей младшего школьного возраста по программе «Философия для детей», организации совместной деятельности младших школьников в соответствии с психологической моделью полноценных сократических диалогов.

Сравнительный (срезов) метод был применен при сопоставлении актуального уровня развития мировоззренческих представлений детей (спонтанных мировоззренческих представлений) с уровнем мировоззренческих представлений сформированных в процессе экспериментального обучения детей по программе «Философия для детей». Было проведено сопоставление уровня развития мировоззренческих представлений детей из экспериментальной и контрольной группы, где проводилось экспериментальное обучение по программе «Философия для детей» и где такое обучение не проводилось.

Сравнение, сопоставление уровня развития мировоззренческих представлений было проведено по таким критериям как монологичность-диалогичность, осознаность - неосознаность, обобщенность-конкретность. Такое сравнение позволило сделать вывод о том, что организация взаимодействий детей в форме сократического диалога есть центральное средство развития мировоззренческих представлений детей.

Методами стандартизированного наблюдения и экспертных оценок мы изучали такие параметры взаимодействия детей как умение вступать и поддерживать диалог, понимать позицию собеседника, формулировать и обосновывать собственную точку зрения, учитывать познавательную позицию партнеров по диалогу.

 

Результаты исследования

 

Исследование актуального уровня ДСПМ у детей младшего школьного возраста (март 2003 г.)

Первый этап Содержание этапа Методы исследован ИЯ Полученные результаты
1 Исследование актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений у детей младшего школьного возраста (1-й год обучения). Исследование уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений детей, связанных с «абстрактными» словами обыденного языка, находящихся в языковой компетенции учащихся «добро», «красота», «счастье», «время». Исследование проводилось среди учащихся 1-х классов (контрольной и экспериментальной группе). Стандартизированный опросник, рисуночный тест, наблюдение. 1. Подтверждение первоначальной гипотезы исследования, согласно которой что все дети младшего школьного возраста обладают ДСПМ. (см. введение) 2. Составление типологии детских спонтанных мировоззренческих представлений. 3 Получение «среза», отражающего актуальный уровень развития спонтанных представлений детей младшего школьного возраста.

 

Выводы: данные, полученные нами в процессе первого исследования, подтвердили первоначальную гипотезу о том, что дети младшего школьного возраста обладают так называемыми Детскими спонтанными мировоззренческими Представлениями (ДСМП). В процессе проведенного экспериментального исследования у всех детей (экспериментальной и контрольной группы) были выявлены спонтанные мировоззренческие понятия. Данные этого исследования дали основания нам для дальнейшей работы по продвижению и реализации программы ФДД в жизнь, и для выдвижения последующей гипотезы и составлении типологии детских спонтанных мировоззренческих представлений.

Детские спонтанные мировоззренческие представления есть у всех детей, но уровень развития этих представлений различен. В данном возрасте (7-8 лет) ДСМП у детей в основном слаборазвиты, а именно: монологичны, эгоцентричны, слабо осознаны и необобщены.

Поэтому на основе уже существующей типологии авторов программы ФДД, нами была предложена и составлена своя типология ДСМП. У авторов программы ФДД уже существовало два типа представлений, которыми, по их мнению, обладают дети:

1) 1-й тип представлений (спонтанное представление) обладает следующими свойствами:

- наглядность, конкретность, не осознанность, это единичный образ, привязанный к конкретной ситуации, абстрактного понятия (спонтанное представление). Пример: Счастье - это когда мне дарят подарки на день рождения.

2) 2-й тип представлений (теоретическое представление) у детей содержит следующие свойства:

- обобщенность, абстрактность, осмысленность, это максимальное обобщение ребенком на основе своего. опыта, это объяснения понятия через понятие. Пример: Счастье - это любовь, дружба, здоровье, радость и т.д.

В проведенном нами эксперименте обнаружился еще один тип (около 50% в каждом классе), мы назвали этот тип «переходным», Этот «переходный» тип не подходит по своим параметрам ни к 1-му, ни ко 2-му типу представлений, а является переходным и связующим звеном между 1-ми 2-м типом мировоззренческих представлений у детей.

«Переходный» тип развивается и формируется у детей младшего школьного возраста, в процессе проведения мировоззренческих сократических воспитательных диалогов. Этот тип (переходный) является способностью ребенком обобщить свой многогранный опыт, отойти от наглядного, конкретно, единичного образа, это потребность и желание ребенка расширить свое понимание и приблизиться к максимально обобщенному и абстрактному понятию. «Переходный» тип был выявлен нами в эксперименте при изучении абстрактных понятий (Счастье, Добро, Зло) у детей младшего школьного возраста. В проведенном нами эксперименте мы выделили характерные критерии «переходного» типа:

- Конкретные множественные примеры и конкретные ситуации, с подробным объяснением детьми;

Примеры: Счастье, - когда у меня день рождения, мне дарят подарки и мне весело. Счастье, - когда мы ходим гулять с родителями вместе, и мне покупают много нового. Счастье, - когда я езжу на море или в деревню к бабушке. Счастье, - когда я играю с друзьями в интересные и веселые игры. Счастье, - когда родные и я здоровы. Счастье, - когда я помогаю и дружу с другими.

- Начало объяснения ребенком начинается с общей фразы, а потом идет переход на конкретный пример;

Пример: Счастье - это когда хорошо все кругом, летом растут цветы, природа оживает, когда мне дарят что-то интересное и когда меня любят.

- Объяснение от противного (используется частица отрицания «не»); Примеры: Счастье - это когда деревья не ломают, деревья это - природа и она живая. Счастье - это когда меня не ругают, а любят.

- Наличие обобщенного действия и обобщение происходит с помощью неопределенных наречий и слов (использование слов что-то, кто-то, куму-то, где-то), в таких примерах нет конкретики, а есть обобщенное представление данной ситуации.

Примеры: Счастье - это когда кто-то кого-то любит и дарит цветы. Счастье - это когда человек любит, и поэтому он радуется. Счастье - это когда человек хочет сделать доброе другому. Мальчик подарил девочке в подарок цветы и для нее это счастье.

- Использование детьми абстрактных слов, таких как: Душа, радость, настроение, состояние, чувство, веселье.

Примеры: Счастье - это когда у тебя есть друг, и поэтому Душа радуется. Счастье - когда тебя любят, и возникает чувство радости в Душе. Счастье - когда я гуляю, и я испытываю счастье в Душе. Счастье, - когда я отдыхаю и дружу, тогда моя Душа отдыхает и радуется. Счастье - это когда у меня хорошее, веселое настроение. Счастье - это когда мне весело и радостно.

В проводимом нами эксперименте мы исследовали актуальный уровень абстрактных представлений и на основе проведенного нами эксперимента, была составлена таблица актуального уровня развития детских спонтанных мировоззренческих представлений в двух первых классах (экспериментальном и контрольном), которую я привожу ниже.

 

Сравнительная таблица актуального уровня детских спонтанных мировоззренческих представлений на примере понятия «Счастье» (апрель 2003)

1 класс - экспериментальная группа (традиционная система +ФДД) в % содержании 1 класс - контрольная группа (традиционная система) В% содержании
1-й тип представлений - (9 чел.) 31% 1-й тип представлений - (11 чел.) 40,7%
Переходный тип - (17 чел.) 58,6% Переходный тип - (15 чел.) 52,8%
2-й тип представлений - (3 чел.) 10,3% 2-й тип представлений - (0 чел.) 0%

Всего: 29 человек. Примечание: младшие школьники данного класса чаще и много образнее приводят примеры, объясняют, у них легче и быстрее происходит обобщение конкретных примеров в общую ситуацию.

Всего: 28 человек. Примечание: младшие школьники данного класса труднее и однообразнее приводят примеры, у них меньше и реже происходит обобщение, они им трудно абстрагироваться от конкретной ситуации.

 

Замечания по поводу организации философских диалогов и используемых методик исследования: в процессе работы с детьми по курсу ФДД выявилось, что важную роль в развитии и формировании мировоззренческих представлений у детей играет роль учителя и его стиль руководства. В экспериментальном классе обучение по программе ФДД проводилось по традиционной системе воспитания, что сразу же противоречит условиям проводимого эксперимента. Обучение проводилось в авторитарном стиле руководства, учителем, который не был обучен, грамотно проводить сократические диалоги, поэтому проведение программы ФДД и ее возможности сильно искажались. В реализацию программы приносились старые отжившие формы авторитарного управления. В климате директивности, трудно добиться открытой и искренней беседы с детьми, развить творческое начало ребенка и воспитать свободных и ответственных людей. Вследствие этого многие благие цели программы ФДД не были достигнуты, они не работали, не воплощались в действие и вследствие всего этого остались на недостижимом уровне. Но даже при таких неблагоприятных условиях проведения программы ФДД, динамика развития ДСМП видна по результатам исследования. Возможно, динамика развития была бы значительно лучше и выше, если бы в точности соблюдались условия и стиль проведения данных занятий в русле сократических, мировоззренческих диалогов и бесед, где царит дух партнерства, равноправия и сотрудничества. Несомненно, такие диалоги должны проводить психологи или специально подготовленные педагоги, прошедшие курс обучения по данной программе, с личностно-ориентированным и гуманистическим подходом в воспитании детей. Так как работа по программе ФДД ведется значительно недолго (около 8 лет), то эта область познания еще не заполнена и нуждается в доработке. Работа в этой области только начинается, но уже сейчас она приносит много интересных результатов и неоспоримых фактов.

В процессе исследования изучалась надежность и валидность используемых методик. Можно определенность сказать, что используемые методики требуют детальной доработки и усовершенствования.

Достоинства используемой методики: методика ориентирована на младшего школьника, учитывает его возрастные особенности и нормы, новообразования, ведущую деятельность и тип мышления. Методика ориентирована на наглядно-образное мышление, которое в младшем школьном возрасте уже хорошо сформировано. Данная методика индивидуальна, легка и доступна в применении. Полученную диагностику, возможно, использовать для проведения лонгитюдных срезов, а также для выявления личностноэмоциональной сферы ребенка.

Недостатки методики: В связи с тем, что критерии оценивания, еще не полностью доработаны и постоянно уточняются, то в данной методике не полностью отработаны и четко определены критерии оценивания данных, что затрудняет объективный обсчет результатов исследования. Невозможна фронтальная диагностика сразу всего класса. Возможно, только качественное оценивание результатов работ детей. В данной методике ее введены пока количественные показатели, что поможет в дальнейшем легко и быстро обрабатывать результаты и выявлять динамику и закономерности развития ДСПМ компьютерными средствами. Так как в данном возрасте развивается и преобладает словеснологическое мышление, то детям легче опираться на него, поэтому при проведении диагностики младшим школьникам целесообразнее прелагать написать сочинение об изучаемом абстрактном понятии (Счастье, Дружбе, Красоте и т.д.). Те рисунки, которые рисуют дети, в основном конкретны, единичны, и не абстракты, они не отображают в полной мере целостной картины развития детских мировоззренческих понятий.

На втором этапе нашей исследовательской работы мы совместно с разработчиками программы ФДД участвовали в проведении формирующего эксперимента на экспериментальной площадке в школе №1191 (учебный год 2003-2004 г.)

 

Второй этап

Содержание этапа

Методы исследования Полученные

 

 

  результаты
2.

Экспериментальное обучение

Экспериментально

Участие детей в
Организация

учащихся 2-го класса по

генетический метод,

совместной
формирующ

программе «Философия для

состоящий в активном

деятельности
его

детей». Занятия по программе

моделировании

организованной по
эксперимент

«ФДД» проходили еженедельно.

условий

типу
а в форме

Длительность каждого занятия

происхождения и

сократического
эксперимент

45 минут. Курс обучения

развития

диалога, приводит
ального

рассчитан на учебный год.

мировоззренческих

к формированию
обучения

Количество детей: 37 человек.

знаний, организации

осознанных,
детей

Процессе обучения организован

взаимодействий детей в

обобщенных
младшего

в соответствии с

форме осуществления

диалектических
школьного

психологической моделью

полноценных

мировоззренческих
возраста по

полноценных сократических

сократических

представлений,
программе

диалогов. Иными словами,

диалогов. Методом

способных
«Философия

учащиеся включаются в

экспертных оценок и

опосредствовать
для детей».

генетически исходную для

стандартизированного

поведение детей,
 

философско-мировоззренческого

наблюдения

привести его в
 

знания совместную деятельность

отслеживается

соответствие с
 

мировоззренческий,

изменение уровня

нормами этики и
 

воспитательный диалог. В ходе

овладения речью и

морали.
 

воспитательных диалогов

сформированное™

 
 

осуществляться

комму никативных

 
 

экстериоризация, вербализация

навыков в процессе

 
 

детских спонтанных

экспериментального

 
 

мировоззренческих

обучения по программе

 
 

представлений учащихся, с

«Философия для

 
 

последующей интериоризацией

детей».

 
 

учащимися процесса и

 

 
 

результатов групповых

 

 
 

дискуссий.

 

 
           

 

Исследование развития уровня ДСПМ у младших школьников, на основе проведенного формирующего эксперимента (исследование проводилось в марте 2004 г.)

Третий этап Содержание этапа Методы исследования Полученные
      результаты
3. Изучение Проведено исследование уровня С помощью Верификация
влияния развития мировоззренческих стандартизированного основной гипотезы
мировоззрен представлений, сложившихся в опросника и эксперимента,
ческих процессе экспериментального рисуночного теста экспериментальное
диалогов на обучения детей по программе было проведено подтверждение
становление «Философия для детей», сделано исследование эффективности
и развитие сопоставление уровня развития мировоззренческих курса «Философия
мировоззрен мировоззренческих представлений, для детей» для
ческих представлений до и после сформированных в развития
представлен экспериментального обучения, а процессе мировоззренческих
ий детей так же сравнение уровня экспериментального представлений
младшего мировоззренческих обучения. Метод срезов младших
школьного представлений детей в был применен для школьников.
возраста (2-й экспериментальной и сравнения уровня  
год контрольной группе (за два года развития  
обучения). обучения). мировоззренческих представлений детей в экспериментальной и контрольной группе. Сравнение осуществляться по следующим параметрам: монологичность-диалогичность, обобщенность, рефлективность, осознанность мировоззренческих представлений.  

 

На основе проведенного нами исследования мы совместно с авторами программы ФДД разработали новую типологию детских мировоззренческих представлений. Основной критерий ДСМП мы взяли обобщенность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.06 с.)