Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи программы «Философия для детей».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Разрушение и преодоление личностного и познавательного эгоцентризма, реальная децентрация младших школьников. Эта цель реализуется путем равноправного диалога между детьми и взрослым. В философском диалоге формируется несколько равноправных точек зрения и позиций по данной проблеме. Ребенок рядом со своей эгоцентричной точкой зрения видит и другие альтернативные ему жизненные позиции. Вследствие чего он учится доказывать свою позицию или принимать другую. Взрослый берет на себя функции диспетчера и контролера, он сталкивает альтернативные позиции детей, делая для самого ребенка очевидным неполноту имеющихся у него представлений, заставляет усомниться в своей позиции, тем самым дает стимул к самопознанию, развитию и росту. 2. Формирование рефлексивного компонента в мышлении детей, специфической философской рефлексии. Это цель осуществляется путем столкновения в диалоге субъективных картин объективного мира. Ребенок учиться видеть свою позицию сквозь призму взаимодействия со взрослым и сверстниками. В обсуждении ребенок приводит доказательства своей позиции все «за» и «против», объясняя ее другим, он лучше сам ее понимает и осмысляет. В диалоге часто происходит критика одной из позиций, что заставляет ребенка по-новому взглянуть на себя, осознать узость своих убеждений, и развить рефлексивные качества (наблюдение с позиции вненаходимости). 3. Формирование основ логически корректного мышления детей, освоение и развитие элементарных логических способностей (сравнение, обобщение, абстрагирование, умение формировать понятия, выносить, суждения, делать умозаключения). Способ реализации. Философствование и рассуждение предполагает необходимость поиска ответа на философский вопрос, т.е. происходит активное постоянное мышление детьми. В диалоге дети учатся символизировать свой опыт, обобщать представления о понятии, переносить признаки на другую, более знакомую, для ребенка реальность. Логика как наука о законах рационального мышления, устремленного к достижению истины, является неотъемлемой и важнейшей составной частью философии. Логические отношения становятся прямым предметом освоения в диалоге. В диалоге ребенок, сталкиваясь с логикой взрослого, распредмечивает и присваивает эту логику. 4. Формирование внутреннего плана действий. В результате диалога у ребенка формируется способность соотносить, координировать, обобщать мнения всех участников совместной деятельности. По словам Д.Б. Эльконина, «философствующий человек всегда учитывает, что скажет другой, и что я должен сказать, если он скажет это». Идеальное проигрывание, интериоризация группового процесса обсуждения приводит к тому, что философский диалог происходит в голове ребенка, то есть во внутреннем плане его. 5. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Философская проблемная ситуация, которую решают дети не имеет окончательного и единственно верного решения. При решении проблемного вопроса от ребенка требуется приложить усилия в плане мышления и продуцировать что-то новое. Философствование является деятельностью без заранее заданного образца, в ней нет исходно верного и единственного ответа, и поэтому философствование - это деятельность творческая, стимулирующая творческое мышление. 6. Развитие спонтанных философских представлений у детей. В полноценном философском диалоге усложняются, расширяется, дифференцируется сфера смысла слов обыденного языка - аналогов философских понятий. Детское спонтанное представление у ребенка в процессе диалога теряет свой монологизм, становиться диалогичным. Как писал М.М. Бахтин, в диалоге слово обрастает новыми гранями, таким образом, представление становиться диалогичным, и в последствии ориентировка у детей происходит не на отдельно взятый изолированный признак, а на упорядоченную и скоординированную систему признаков, осознанно выделяя в ней главное. 7. Воспитание ребенка через формирование основ мировоззрения. Философствование разворачивается на материале, интересном и хорошо знакомом ребенку, философскому осмыслению подвергаются факты повседневной жизнедеятельности детей, вопросы, которые актуальны именно для младших школьников. Потребность в философии возникает из стремления к глубинному, осмысленному отношению к действительности. В философском диалоге происходит распредмечивание и присваивание познавательных позиций, сформированных другими участниками диалога, ребенок знакомиться с приоритетом ценностей, этических, эстетических предпочтений, норм, спектром мнений других детей. С другой стороны, человеку открывается возможность понимания собственной «самости» и уникальности. 8. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей. В любом диалоге, в том числе и в философском, складывается «коммуникативная деятельность», которая является способом осуществления диалога как взаимодействия субъектов, устанавливающих между собой отношения при помощи вербальных средств. Дети подбирают слова, строят фразы для вербального воплощения собственных мыслей и доказательства своей позиции. У них расширяется сфера смыслов, устанавливается конвенция относительно значений слов обыденного языка - аналогов философских понятий. Понимание философствования как деятельности диалогичной, а философских понятий как понятий-проблем, позволяет утверждать, что именно создание специфической формы взаимодействия детей между друг другом и со взрослым - есть главное условие реализации воспитательно-образовательных целей и задач курса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.01 с.) |