Программа фдд, ее отличительные особенности от традиционной программы, реализация на практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа фдд, ее отличительные особенности от традиционной программы, реализация на практике



Главное отличие традиционной системы воспитания от программы «Философии для детей» заключается в способах организации воспитательного процесса.

1. Если традиционное воспитание строится по модели и типу обучения - воспитание массовое, фронтальное, авторитарное, не выстаивающее индивидуальную траекторию развития каждого, не учитывающее личностную специфику. В отличие от традиционной программы воспитания ФДД, прежде всего воспитательная деятельность, осуществляющаяся в форме философско-мировоззренческих по своему содержанию диалогов между детьми и взрослым.

Программа ФДД является подлинно самостоятельной деятельностью, подчиняющейся собственной логике, ориентированной, прежде всего на индивидулъно-личностные особенности ребенка.

2. Традиционное воспитание это субъект - объектный тип взаимодействия по вектору воспитатель - воспитуемый. Только взрослый, полноценный субъект воспитательного процесса. Статус ребенка несоизмеримо ниже, зато авторитет воспитателя непререкаем, авторитарен. Воспитатель продуцируют образец, дети принимают и репродуцируют его, объективируя в фактах собственной жизни. Цель воспитательного процесса в традиционной программе - любой ценой, не очень-то считаясь с «сопротивлением материала», привести ребенка к «общему знаменателю», воспроизвести в нем образец нормативного типа поведения.

Программа ФДД это прямо противоположная альтернативная система воспитания, прежде всего потому что, это субъект-субъектный, индивидуализированный подход к воспитательному процессу, где царит дух равенства, сотворчества и партнерских отношений между взрослыми и детьми. В курсе ФДД делается ставка на создание психологических условий для развития уже имеющихся у учащихся морально-нравственных представлений, на уроке отсутствует четкая регламентация и предзаданность воспитательного воздействия.

3. Традиционное воспитание построено по типу монолога. Право на голос - прерогатива воспитателя, все правила, образцы поведения транслируется ребенку в готовом виде. Общественно потребный образ мыслей, оценок, поступков транслируется ребенку директивно. В этой связи наиболее распространенные формы типовой программы воспитания: нотации и поучения, «чтения морали», притчи, примеры из жизни героев. Ребенок постоянно слышит: «делай так», «так надо». Далеко не у всех воспитателей достает терпения ответить на вопрос ребенка: «А почему собственно так?».

В отличие от традиционной программы ФДД, демократично и диалогично по своему содержанию. Сущность этой деятельности такова: для воспитания ребенка необходимо в самом раннем детстве привести его душу и разум в соприкосновение с вечными вопросами человеческого бытия в мире, считающимися прерогативой философии, науки, искусства. Ведущим условием создания мировоззрения детей признается их собственная деятельность по построению вариантов преодоления этических, эстетических, нравственных, моральных, онтологических, гносеологических, аксиологических, логических проблем.

4. Социальным условием существования традиционной системы воспитания является гомогенность общества в идейно-мировоззренческом, аксиологическом (ценностном) аспекте. Детей воспитывают (по крайней мере, на уровне деклараций) «в одном направлении», «в одном духе», «всем миром». ФДД активизируется гетерогенность мышления у детей, занятия стояться, как беседы, в форме диалога»; воспитатели работают так, чтобы дети сами пытались понять смысл прочитанного; чтобы они выслушивали разные точки зрения, обсуждали и спорили друг с другом, приводя свои собственные доказательства и примеры. Особенно высоко оцениваются занятия, в которых дети сами пришли к правильным выводам и обобщениям.

Традиционная программа зачастую воспитывала инфантильных невежественных детей, ребенок принимает образец поведения на формальном уровне, не переводя его во внутренний план действий, этот образец, оставаясь внешним, «чужеродным», становясь личной, социальной маской. Ребенок понимает мораль и нравственность на словах, а на деле не присваивает ее и не актуализирует в деятельности, поэтому зачастую не способен сделать свой сознательный выбор и как следствие нести ответственность за него.

Программа ФДД воспитывает свободного и ответственного человека, способного осознавать свои желания и устремления, поэтому у него мотивы не расходятся с делом. ФДД воспитывает творческую личность, т.к. в процессе диалога хорошо развивается творческое мышление, ребенок учиться думать и приводить разумные аргументы, осуществлять критико-рефлексивный подход к самому себе и к жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.006 с.)