Современные проблемы и противоречия правового регулирования системы денежного довольствия военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные проблемы и противоречия правового регулирования системы денежного довольствия военнослужащих



 

На сегодняшний день из-за несовершенства правовой законодательной базы регламентирующие вопросы денежного довольствия имеются недостатки и противоречия в существующей системе денежного довольствия военнослужащих. Недостатки существующей системы денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, можно сгруппировать по следующим направлениям:

. Недостатки системы денежного довольствия, связанные с обеспечением функциональности оплаты воинского труда:

отсутствие реального механизма индексации денежного довольствия по уровню инфляции;

необъективность дифференциации по уровням денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания государственных служащих, приблизительность приравнивания должностей военнослужащих и государственных федеральных служащих;

отсутствие учета на компенсационной основе ограничений прав и свобод военнослужащих;

отсутствие механизма денежных компенсаций взамен сменяемых или приостановленных льгот.

. Недостатки системы денежного довольствия, связанные с формированием его структуры:

одинаковая оплата при разных уровнях образования, квалификации, сложности и направленности воинского труда;

отсутствие дифференциации окладов по воинской должности в зависимости от уровня образования;

смещение доли денежного довольствия на дополнительные выплаты, в том числе единовременного характера;

отсутствие выплат офицерам и прапорщикам, стимулирующих продолжение службы (при продлении контракта);

отсутствие унификации и простоты методик расчетов.

Необходимо выделить еще ряд недостатков, которые также следует учитывать при формировании новой модели денежного довольствия военнослужащих:

отсутствие зависимости размера денежного довольствия от прожиточного минимума в регионе прохождения военной службы (существующий механизм дифференциации надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы недостаточно учитывает разницу в уровне жизни по различным регионам страны);

наличие в составе дополнительных выплат (как ежемесячных, так и единовременных) таких выплат, которые очень близки по своему функциональному предназначению, и наличие которых делает систему денежного довольствия громоздкой и усложненной - например, ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; премия за образцовое выполнение воинского долга и единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей.

Одним из направлений в развитии системы денежного довольствия в 2012 г. является проект Федерального закона РФ от 26 апреля 2010 г. «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим, Вооруженных Сил РФ», который вносится Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу. В апреле 2011 г. был разработан второй проект Федерального закона РФ «О денежном довольствии военнослужащих», в котором прослеживается динамика снижения окладов денежного содержания.

 

Таблица 6. - Динамика снижения окладов денежного содержания

Оклады по воинскому званию По проекту Федерального закона от 26 апреля 2010 года По проекту Федерального закона от 12 апреля 2011 года % снижения
сержант 7000 6500 7,1
майор 13000 11500 11,5
полковник 15000 13000 13,3
Оклады по воинской должности По проекту Федерального закона от 26 апреля 2010 года По проекту Федерального закона от 12 апреля 2011 года % снижения
Командир взвода 25000 20000-20500 18-20
Командир батальона 35000 24000-24500 30-31,4
Командир бригады 40000 29000 27,5
Командующий армии 60000 37000 38,3

 

Однако, из сходя из таблицы 6 внесенные изменения в представленный проект Федерального закона от 12 апреля 2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих» предусматривает не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения окладов по воинскому званию от 7,1% до 13,3%, соответственно и окладов по воинской должности, от 18% до 38,3% причем, чем выше воинское звание и воинская должность тем выше процент снижения.

В настоящее время в системе денежного довольствия, сегодня имеются нерешенные проблемы. На которых необходимо остановится.

Министром обороны РФ А.Э. Сердюковым, в целях придания нового облика Вооруженным Силам Российской Федерации 2 августа 2008 г. подписан приказ № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил РФ», который с 1 января 2009 г. вступил в действие. В последующем в новой редакции приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 400-А (на 2010г.) «Инструкция о назначении и выплате офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ дополнительных выплат в 2010 году». Награждение деньгами с 1 января 2009 г. производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание Вооруженных Сил РФ офицеров, проходящих военную службу в объединениях, соединениях, воинских частях, по решению Министра обороны Российской Федерации. Дополнительные выплаты назначаются офицерам, замещающие воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами.

Традиционно данный вид поощрения применялся путем награждения военнослужащего приказом командира воинской части относительно скромной денежной суммой: в советские времена - в пределах 10-30 руб., в наше время - в размере от 1 до 6 тыс. руб. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 марта 2010 г. № 200. С принятием и вступлением в силу приказа Министра обороны РФ от 2 августа 2008 г. № 400 в сложившуюся практику применения данного вида поощрения внесены существенные коррективы, суть которых состоит в следующем:

во-первых, награждение деньгами не является разовым актом, как это было до сих пор, а носит характер длящихся правоотношений: согласно п.4 Инструкции выплата денег награжденным офицерам осуществляется в течение календарного года ежемесячно в равных долях на основании приказа Министра обороны Российской Федерации одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц и отражается в расчетно-платежной ведомости в отдельной графе (в соответствии с п.6 приказа Министра обороны Российской Федерации № 400-А) с 1 января 2010 г. дополнительная выплата осуществляется ежемесячно, централизованно, в размерах и со дня, определенных приказом Министра обороны Российской Федерации.

во - вторых, обращают на себя внимание размеры денежных сумм, причитающихся награжденным, которые не идут ни в какое сравнение с ныне действующими, к которым мы привыкли. Например: личный состав офицеров воинской части постоянной готовности, представленный к награждению деньгами в централизованном порядке до конца года, если не имеет дисциплинарных взысканий и не удовлетворительных оценок по результатам сдачи итоговой проверки получит по мимо основного денежного довольствия дополнительное денежное награждение: командир взвода 30 000 руб., командир роты 40 000 руб., командир батальона 50 000 рублей.

Таким образом, в вышеназванном приказе Министра обороны РФ речь идет не о награждении офицеров деньгами в соответствии со ст. 19 Дисциплинарного Устава ВС РФ, предполагающей одномоментность акта награждения, а о премиальной системе денежного довольствия военнослужащих. Премиальная система, предусматривает одинаковые условия премирования для всех военнослужащих. Только невыполнение условий премирования является основанием для уменьшения или лишения премии полностью.

То, что речь в приказе Министра обороны РФ от 2 августа 2008 г. № 400 идет именно о денежном довольствии, подтверждают многочисленные публичные заявления самых высоких лиц государства и Министерства обороны Российской Федерации.

Например, в газете «Красная звезда», 20 марта 2009 г. опубликовано интервью с руководителем Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ А. Кондратьевой. В статье говорится, что в последнее время в центре внимания руководства государства и Министерства обороны РФ находятся вопросы совершенствования денежного довольствия военнослужащих, целью которого является улучшение материального положения людей в погонах. А. Кондратьева, в частности, заявила: «В соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 г. № 400, исходя из целевого финансирования 25 млрд. руб., 34 тысячи офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности по руководству подчиненными, в 2009 г. награждены деньгами в размере от 35 тыс. рублей - командиру взвода до 150 тыс. рублей в месяц - командиру авиационной дивизии, атомной подводной лодки. Эти суммы выплачиваются ежемесячно в течение всего года. С учетом этих выплат начисленное ежемесячное денежное довольствие лучших офицеров составляет:

лейтенанта, командира взвода - 52,3 тыс. руб.;

капитана, командира роты - 69,5 тыс. руб.;

подполковника, командира батальона - 92,5 тыс. руб.;

полковника, командира полка - 116,7 тыс. рублей».

 

Рисунок 4. - Сравнительный анализ получаемого ДД с учетом приказа МО РФ № 400 - А


Именно о получаемом денежном довольствии, а не о награждении деньгами спрашивал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев Героя России полковника О. Сторожука при посещении 28 марта 2009 г. авиабазы ВВС России «Кубинка».

Изложенные правовые нормы выплат в приказах Министра обороны РФ 2008 г. № 400, от 17 декабря 2009 г. № 400-А не соответствуют Конституции РФ. В соответствии с пунктом 1 названного приказа награждаются деньгами только офицеры, проходящие военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях. Из «поля» правового регулирования полностью «выпали» солдаты (матросы), сержанты, старшины, прапорщики (мичманы), а также офицеры, проходящие военную службу в центральных органах военного управления, военных образовательных учреждениях, военных научно-исследовательских учреждениях и многие другие военнослужащие.

Инструкция определяет, что в воинских частях, добившихся по итогам учебного года высоких показателей в боевой подготовке, награждаются деньгами 30-50% офицеров, в остальных воинских частях - до 20% офицеров. При этом: в управлениях соединений - до 20% офицеров; в управлениях воинских частей - до 30% офицеров, чтобы определение награждаемых офицеров осуществлялось пропорционально:

в воинской части - количеству командиров взводов (им равных), командиров основных боевых подразделений, их заместителей;

в соединении - количеству командиров рот (батарей) боевого, технического и тылового обеспечения (им равных), командиров основных боевых батальонов (дивизионов), их заместителей, офицеров управлений воинских частей (кораблей);

в объединении - количеству командиров отдельных батальонов (дивизионов) боевого, технического и тылового обеспечения, кораблей 2, 3 ранга, их заместителей, офицеров управлений соединений;

в военном округе (на флоте) - количеству командиров полков (кораблей 1 ранга), их заместителей, офицеров управлений объединений;

в виде (роде войск) Вооруженных Сил Российской Федерации - количеству командиров соединений, их заместителей, офицеров управлений оперативно-стратегических объединений. В приказе устанавливается зависимость премиальной системы оплаты воинского труда военнослужащих не от качества выполнения служебных обязанностей и соблюдения ими воинской дисциплины, а только от субъективного мнения командования, которое может включить военнослужащего в указанный процент награждаемых или нет.

Инструкция определяет, что экипажи самолетов, подводных лодок и надводных кораблей, расчеты зенитных ракетных войск, радиотехнических войск Военно-Воздушных Сил, Ракетных войск стратегического назначения, дежурные смены Военно-Воздушных Сил и Космических войск оцениваются, как правило, в составе экипажей, расчетов, дежурных смен.

Фактически речь идет о коллективной системе денежного довольствия. Но даже по трудовому праву она возможна только при сдельной оплате труда работников. А воинский труд, в силу своей специфичности, не может быть сдельным, так как он не связан с выполнением определенных норм выработки, производством определенного количества продукции и т.п.

Кроме вышесказанного, следует отметить, что по преобладающему мнению военнослужащих, механизм награждения деньгами офицеров, находящихся на равных воинских должностях в одной воинской части, введенный приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2008 г. № 400, является ошибочным и не соответствующим основному организационному принципу военной организации - единству воинского коллектива.

Таким образом, приказ Министра обороны РФ «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил РФ» от 17 декабря 2010 г. № 400 - А «Инструкции о назначении и выплате офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил РФ, дополнительных выплат в 2010 г.» противоречит Конституции РФ. Названный приказ также ограничивает право военнослужащих на продвижение по службе, закрепленное в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Глубокий анализ этих проблем, а также нахождение путей их решения требует более тщательного исследования и принятия, соответствующих мер, прежде всего, на государственном уровне.

На основании этого можно сделать вывод:

Правительством РФ не определены подходы по социально-справедливому формированию системы денежного довольствия военнослужащих по приказу Министра обороны Российской Федерации №400 - А «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил РФ»;

в действующей системе денежного довольствия имеются противоречия, которые потребуют внесений изменений в существующую нормативную базу;

в разработанном во втором проекте Федерального закона РФ «О денежном довольствии военнослужащих», прослеживается динамика снижения окладов денежного содержания;

назрела объективная необходимость существенных преобразований в структуре денежного довольствия, необходимых для решения ряда проблем и преодоления социальной напряженности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.022 с.)