Действующая система денежного довольствия военнослужащих по контракту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действующая система денежного довольствия военнослужащих по контракту



 

Рассматривая действующую систему денежного довольствия военнослужащих, необходимо отметить направления реформирования материального обеспечения военнослужащих -- перевода неденежных форм обеспечения и льгот военнослужащих в денежную форму, которые условно можно разделить на два этапа:

 первый этап - июль 2002 г. - связан со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. № 49 - ФЗ;

 второй этап -- январь 2005 г. -связан со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 - ФЗ.

Перевод льгот и других неденежных форм обеспечения военнослужащих в денежную форму осуществлялся путем отмены предоставляемых военнослужащим льгот, гарантий и некоторых дополнительных выплат. Одновременно увеличивался размер устанавливаемого военнослужащим денежного довольствия. Рассмотрим пример: так, по состоянию на 1985-1990 гг. стоимость одного проезда в общественном транспорте (наземном, метро) составляла 5 копеек. Денежное довольствие военнослужащих, занимавших в тот период должности командиров взводов, в среднем составляло 260 руб. в месяц11. С 1 января 2005 г. военнослужащим льгота на бесплатный проезд в общественном транспорте была отменена, одновременно была увеличена стоимость проезда в общественном транспорте (в различных пропорциях в зависимости от вида транспорта и региона). Например, стоимость одной поездки в метро в г. Москве с 1 января 2005 г. составила 13 рублей. Соответственно рост (увеличение) стоимости проезда на данном виде транспорта с 1985 - 1990 гг. по 2005 г. составил 260 000 раз, или 26000 000%12. Если бы денежное довольствие военнослужащих, занимающих должности командиров взводов, увеличивалось с 1990 г. в той же пропорции, что и стоимость проезда в общественном транспорте, то на 1 января 2005 г. его размер должен был бы составлять около 67 600 рублей. Так, если в 1985-1990 гг. денежное довольствие командиров взводов по размеру соответствовало стоимости примерно 5200 поездок в общественном транспорте, то на 1 января 2005 г. денежное довольствие командира взвода соответствовало стоимости примерно 400 поездок в Московском метрополитене. Приведенные расчеты позволяют констатировать существенное снижение объема товаров и услуг, которыми в состоянии обеспечить себя военнослужащие. При этом по состоянию на 1990 г. право военнослужащим на бесплатный проезд предоставлялось.

 

Рисунок 2. - Сравнительный анализ стоимости проезда в метро с получаемым ДД

 


Таким образом, на основании изложенного представляется обоснованным вывод, что изменения, внесенные в законодательство по отмене льгот по проезду военнослужащим в общественном транспорте, уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц не являются переводом неденежных форм обеспечения военнослужащих в денежную форму. При увеличении в этом периоде денежного довольствия военнослужащих реальная стоимостная оценка отменяемых видов неденежных форм обеспечения военнослужащих не учитывалась. Обстоятельством, подтверждающим это, является неуклонное падение уровня покупательной способности денежного довольствия военнослужащих и соответственно их уровня жизни и уровня жизни их семей.13 Так, военнослужащий, занимавший воинскую должность командира полка в 1990 г., получал денежное довольствие в размере около 460 рублей. С 1 марта 2005 г. военнослужащий, занимающий воинскую должность командира полка и проходящий военную службу не в городе федерального значения или в столице субъекта Российской Федерации, ежемесячно получает денежное довольствие в размере около 10 000 руб. с учетом введенного ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада (со всеми необязательными выплатами за год в расчете на месяц - около 12 000 руб.). Для того чтобы в январе 2005 г. этот командир полка мог приобрести такое же количество товаров и услуг, какое мог в 1990 г. приобрести военнослужащий, занимавший такую же должность, он должен был бы получать около 30 480 рублей. Таким образом, уровень материального обеспечения военнослужащих, занимающих должности командиров полков, с 1990 г. по 1 января 2005 г. снизился примерно в три раза. Анализ действующей системы денежного довольствия за последнее время показывает, что, несмотря на не однократное повышение размер денежного довольствия военнослужащих продолжает оставаться крайне низким источником доходов военнослужащих. По данным Госкомстата России уровень инфляции в России составил в 2008 г. 13,3%, в 2009 г. 8,1 %, в 2010 г. 8,5%  Официальная инфляция является показателем реальной жизни военнослужащих. Неудовлетворительное социально-экономическое положение большинства военнослужащих полностью подтверждается результатами опросов независимых российских социологических организаций. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40% опрошенных россиян, независимо от социального происхождения, политических пристрастий, принадлежности к тому или иному социальному слою, уровня доходов и места жительства, признали, что семьи военнослужащих в настоящее время живут бедно, ниже среднего российского уровня, а большинство (58%) россиян считают, что социально-экономическое положение военнослужащих должно находиться выше общероссийского среднестатистического уровня. Необходимость повышения уровня денежного довольствия и удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, военных пенсионеров и членов их семей не является чем-то новым. Российские власти уделяли этому в последние годы большое внимание. Так, в июле 2007 г. была разработана «Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года», которая в апреле 2008 г. официально вступила в действие. Приказом Министра обороны РФ № 241 от 28 апреля 2008 г. «О создании комиссии Минобороны РФ по реализации Стратегии социального развития в ВС РФ» для реализации этой Стратегии была учреждена наблюдательная комиссия.

«Генеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей…». В рамках достижения генеральной цели Стратегии планировалось решение следующих задач:

. Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

. Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих.

. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

. Повышение безопасности военной службы.

. Улучшение жилищных условий военнослужащих.

. Повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий гражданам, уволенных с военной службы.

. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 

Таблица 4. - Этапы реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ»

Мероприятие/ Срок

Годы

  I этап (2008 - 2012 гг.) II этап (2013 - 2017 гг.) III этап (2018 - 2020 гг.)
Повышение размера денежного довольствия 95% от средней заработной платы работников отраслей экономики страны 110% от средней заработной платы работников отраслей экономики страны 125% от средней заработной платы работников отраслей экономики страны

При этом предусматривалось ввести Вооружённые Силы РФ «…в пятёрку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям…», а военнослужащих, проходящих службу по контракту, - «… в состав среднего класса страны…». Для этого, как предполагалось, их денежное довольствие должно превысить среднюю заработную плату по стране на 25%, а военные пенсии должны подняться до уровня 80% от денежного довольствия. Однако здесь сразу возникают, как минимум, два вопроса:

. Денежное довольствие, какой категории военнослужащих будет соответствовать заявленным показателям (1 тарифному разряду - рядовой, проходящий военную службу по контракту, 10 тарифному разряду - лейтенант, командир взвода)?

. Уровень средней заработной платы по отраслям экономики страны сегодня относительно невысок и составляет 13 - 25 тыс. руб. Имеет ли смысл ориентироваться на эти цифры?

Видимо по этим причинам, чуть позже, бывший заместитель Министра обороны РФ по финансово -экономической работе Л.Куделиной заявила, что «… снова речь идет о возврате к прежней системе, когда кошелек офицеров и прапорщиков зависел не от дополнительных выплат, а, в первую очередь, от звания, должности, выслуги лет. Именно эти три показателя формируют основу денежного довольствия военнослужащих и напрямую влияют на размер их будущей пенсии…». Далее, согласно поручению Правительства РФ от 9 сентября 2008 г., законопроект по вопросу реформирования структуры денежного довольствия должен был быть подготовлен до 1 октября 2009 г. Вновь подтверждается, что оно будет состоять из трех компонентов:

оклада денежного содержания, включающего оклады по воинскому званию и по воинской должности;

стимулирующих выплат (процентная надбавка за выслугу лет; премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей; надбавка за классную квалификацию; надбавки, стимулирующие прохождение службы на определенных воинских должностях: несущим боевое дежурство, эксплуатирующим сложную и дорогостоящую технику и т.д.

компенсационных выплат (надбавка за особые условия военной службы; районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями; выплата за заключение контракта о прохождении военной службы).

При этом до введения в действие новой системы денежного довольствия, планировались следующие размеры его индексации - см. таблицу 5:

 

Таблица 5. - Запланированное повышение денежного довольствия военнослужащим в 2009 - 2011 гг. (%)

Мероприятие/Срок

Годы

  с 1 августа 2009 г. с 1 января 2010 г. с 1 августа 2011 г.
Размеры индексации денежного довольствия 8,5 7,0 6,8

 

Однако в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом большая часть (после 1 августа 2009 г.) продекларированных «повышений» так и осталась не выполненной.

С1 января 2009 г.определен порядок расходования бюджетных средств на дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных Сил РФ приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г № 1010 (вместо приказа от 28 марта 2009 г. № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использование фондов денежных средств военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ»). Приказом Министра обороны РФ № 115 определено, что суммы материального стимулирования выплачиваются ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих. Данный приказ предусматривал дополнительные выплаты всем категориям военнослужащим в зависимости от выполнения обязанностей военной службы. Произведенный анализ выплат военнослужащим в войсковом звене за 2009 г., январь-сентябрь 2010 г. показал, что выплаты на дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, зависят от личного вклада каждого военнослужащего и предельными размерами не ограничиваются. Материалы актов ревизии финансово - экономической и хозяйственной деятельности, проведенные ревизорами «Межрегиональной финансовой инспекции по МВО» по Западному округу в 2009 г. показывают, что за счет экономии бюджетных средств выделенных на квартал выплаты отдельным категориям военнослужащих (от командира взвода до командира воинской части) составляли от 70 тыс. до 1 млн. рублей. По нашему мнению, дополнительные выплаты на материальное стимулирование военнослужащим по приказу МО РФ от 28 марта 2009 г. № 115 должны содержать предусмотренные нормы выплат, а также случаи прекращения выплаты. В данном приказе конкретных размеров выплат не предусматривалось. Кроме того, отдельные командиры воинских частей (Западного военного округа) без соответствующего решения вышестоящего командования (приказа) сами себя награждали дополнительными выплатами материального стимулирования, ссылаясь на то, что из-за переезда штаба МВО из г. Москвы в г. Санкт-Петербург своевременно не были изданы на них приказы. Такая «практика» произведенных выплат приводит к неположенным выплатам денежного довольствия и к злоупотреблениям командирами воинских частей своим служебным положением. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 (зарегистрированный в Минюсте от 9 сентября 2010 г. №18395) определил новый порядок расходования объемов бюджетных средств направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим. На дополнительное материальное стимулирование командиров (начальников, руководителей) и их заместителей используются денежные средства фонда денежного довольствия, выделенного на дополнительное материальное стимулирование военнослужащих, в зависимости от штатного воинского звания по занимаемой воинской должности с применением следующих коэффициентов к расчетной сумме:

младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант - до 3;

майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга - до 4;

полковник, капитан 1 ранга, генерал-майор, контр-адмирал - до 5;

от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше - до 10.

Дополнительное материальное стимулирование личного состава в большем, чем предусмотрено Порядком, размере может быть произведено за выполнение особо важных и сложных заданий на основании письменного решения вышестоящего командира (начальника) по ходатайству командира воинской части. Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава.

В процессе перехода к новому облику Вооруженных Сил РФ с 1 января 2011 года система их финансового обеспечения была радикально преобразована. В соответствии с приказом министра обороны РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ» были сформированы 48 управлений финансового обеспечения (далее - УФО) и 19 их филиалов на правах УФО. Сформированная система финансового обеспечения ВС РФ, в силу ее недостаточной апробации, не в полной мере обеспечивает выполнение требований федерального законодательства. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 18 приказа Министра обороны от 7 мая 2008 г. № 250 дсп «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах РФ» ответственность за финансовое обеспечение в мирное и военное время возложена на командира воинской части. Однако в условиях ликвидации прежних финансово-экономических органов ответственность командира имеющиеся ранее возможности и полномочия по финансовому обеспечению личного состава у него теперь отсутствуют. Поэтому становится неопределенным порядок привлечения его к ответственности, например, за несвоевременные выплаты военнослужащим денежного довольствия и заработной платы лицам гражданского персонала в установленные сроки, своевременное и правильное разрешение жалоб и заявлений по вопросам выплат в любых условиях жизнедеятельности воинской части нарушения финансовой, расчетной и авансовой дисциплины и др.

Новые финансово-экономические органы организованы по региональному признаку в местах дислокации базовых гарнизонов. В созданных УФО отсутствуют должности военнослужащих, то есть, укомплектованы они только лицами гражданского персонала. При этом существовавшая ранее в воинских частях финансово-экономическая служба ликвидирована. Следует отметить, что не решенным остался вопрос с ВВУЗами, военными санаториями и гарнизонами, дислоцированными за пределами РФ (ЧФ, военные базы и т.д.) - система их финансового обеспечения осталась прежней, без привлечения УФО, напрямую от главного распорядителя бюджетных средств (Министерство обороны РФ). Это свидетельствует о том, что вновь созданная система финансового обеспечения войск и сил флота не является устоявшейся и, очевидно, в дальнейшем продолжится процесс ее адаптации к изменяющимся организационным и экономическим условиям жизнедеятельности ВС РФ.

На УФО и их филиалы возложены задачи, ранее выполнявшиеся упраздненными финансово-экономическими службами объединений, соединений и воинских частей. Приказом заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе в каждое УФО на финансовое обеспечение зачисляются воинские части, расположенные в пределах зоны его ответственности. Сама система финансового обеспечения ВС РФ окончательно приобрела трехзвенную структуру управления (см. рисунок 3) и стала осуществляться по схеме: Центр - УФО - Воинская часть. Ожидаемый положительный эффект от перехода на новую систему финансового обеспечения ВС РФ заключается в сокращении времени прохождения выделяемых бюджетных ассигнований до получателя, централизации бухгалтерского учета и отчетности, повышении прозрачности финансирования потребностей войск и сил флота, минимизации коррупционной составляющей при получении наличных денег, уменьшении возможностей хищения денежных средств в кассах воинских частей, дальнейшей оптимизации численности ВС РФ за счет сокращения личного состава финансовых управлений, отделов и служб в объединениях, соединениях и воинских частях.


Рисунок 3. - Сформированная структура органов финансового обеспечения ВС РФ

 

Одним из наиболее важных нововведений реформированной системы финансового обеспечения ВС РФ стал полномасштабный переход на безналичный расчет. Теперь весь личный состав Минобороны РФ (в том числе, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), а также гражданский персонал будет иметь пластиковую дебетовую карту, на которую осуществляется начисление денежного довольствия и заработной платы. Предполагается, что для осуществления перерасчетов, оплаты командировочных расходов и иных единовременных выплат, в УФО будут пересылаться все необходимые документы.

Следует отметить, что в ближайшей перспективе (ориентировочно с 1 июля с.г.) систему финансового обеспечения ВС РФ вновь ожидает реорганизация. Вероятнее всего, имеющееся сегодня количество УФО и их филиалов (48 + 19 = 67) будет сокращено до 4 УФО (по количеству военных округов). Таким образом, сегодня наиболее важными изменениями в системе финансового обеспечения ВС РФ стали:

1. Ликвидация финансово-экономических служб воинских частей.

2. Создание УФО по территориальному принципу.

.   Максимальная централизация учета и отчетности в УФО.

.   Отсутствие в УФО должностей, замещаемых военнослужащими.

.   Переход личного состава МО РФ на обслуживание по безналичному расчету.

Вместе с тем, такая радикальная перестройка системы финансового обеспечения ВС РФ порождает и ряд существенных проблем. Основными из них являются:

. Чрезмерная централизация деятельности по финансово-экономическому обеспечению войск и сил флота в рамках ограниченного количества УФО приведет к резкому росту объема работ, приходящегося на одного специалиста, что, соответственно, влечет за собой и повышение требований к уровню компетентности работников финансово-экономических органов. Так, по имеющимся данным, УФО на финансовое обеспечение зачисляются несколько десятков воинских частей, причем эти воинские части относятся к различным видам (родам) войск ВС РФ. Если ранее финансирование мероприятий боевой подготовки, начисление денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, а также финансовое обеспечение повседневной деятельности воинских частей ВС РФ осуществлялось в структуре «однотипного» соединения (дивизия, армия), то в настоящее время необходимость учета огромного количества особенностей финансового планирования, а также правил выплаты денежного довольствия и заработной платы воинским частям, имеющим свою специфику, в рамках одного УФО создает опасные предпосылки для увеличения объема незаконных расходов денежных средств.

. Следует отметить несоответствие новой системы финансового обеспечения ВС РФ с действующим налоговым законодательством. Так, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц уплачивается в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты (бюджеты поселений и муниципальных районов) по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений. В качестве организации здесь выступает воинская часть. Но так как воинская часть перестала иметь собственный финансово-экономический орган, то уже не может уплачивать налог на доходы физических лиц в качестве юридического лица. Было бы логично предположить, что налог должен уплачиваться УФО. Но, во-первых, воинская часть не является обособленным или структурным подразделением УФО, а во-вторых, может находиться от него на значительном расстоянии и, при этом, дислоцироваться на территории других муниципальных районов или поселений. Отсюда вытекает проблема перераспределения налоговых отчислений по установленным нормативам между соответствующими уровнями бюджетной системы РФ.

. Планируемый переход на безналичную систему расчетов в существующих организационных и экономических условиях жизнедеятельности ВС РФ трудновыполним. Это обусловлено тем, что:

- во-первых, особенности расположения банкоматов по территории РФ создают существенные трудности для получения наличных денег в гарнизонах, расположенных вдали от крупных и средних населенных пунктов;

- во-вторых, в учебных центрах Минобороны РФ, осуществляющих подготовку военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по воинским учетным специальностям, одновременно находятся несколько сотен (а порой и тысяч) обучающихся. Они, по прошествии срока обучения (через 2-3 месяца), убывают к местам дальнейшего прохождения военной службы. В этих условиях банки отказываются взаимодействовать с учебными центрами МО РФ по вопросам оформления пластиковых карт по причине длительности изготовления такого их количества (не менее 1 месяца), огромной текучести клиентов, короткого срока их обслуживания и опасений невозвращения карт ко времени убытия таких военнослужащих из данного региона.

. Возникает проблема «доведения» до УФО документов, которые фиксируют изменения служебного положения военнослужащих и гражданского персонала (выписки из приказов командира воинской части, распоряжения вышестоящего командования и т.д.). При этом назначение «ответственного лица» за эту сферу деятельности кардинально не решит данный вопрос: такая работа предполагает деятельность на «общественных началах», что, естественно, не способствует качественному ее исполнению. Кроме того, в случае отсутствия назначенного лица (отпуск, заболевание, увольнение и др. причины), придется назначать другого «ответственного», что еще более усугубляет ситуацию ввиду необходимости «вхождения в курс дела».

. Следует отметить и временной фактор при доставке служебных документов в УФО: через органы ФПС будет долго, ездить на служебном или личном транспорте недешево (особенно, если воинская часть находится на удалении от УФО).

. Из п.6 вытекает необходимость создания системы электронного документооборота Вооруженных Сил РФ. Однако опыт реформирования свидетельствует, что в Вооруженных Силах РФ такая система отсутствует (или находится в состоянии «пилотного проекта»).

Таким образом, необходимо отметить:

созданная с 1 января 2011 г. система управления финансовым обеспечением воинских частей в настоящая время подлежит дальнейшему совершенствованию в соответствие с требованиями налогового, бюджетного, трудового и гражданского законодательства государства.

о необходимости внесения изменений об ответственности командира по полномочиям по финансовому обеспечению в ст.27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в ст. 18. приказа МО РФ от 7 мая 2008 г. № 250 дсп «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах РФ»

о порядке создания нормативно-правовой базы по вопросам системы электронного документооборота в Вооруженных Сил РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.125 с.)