Предложения по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих по контракту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих по контракту



 

Нормативными правовыми документами, регламентирующими порядок прохождения военной службы по контракту, установлен ряд ограничений прав и свобод военнослужащих по сравнению с гражданским населением. Однако эти ограничения, бесспорно, должны быть компенсированы повышенным уровнем их материального обеспечения, что на практике обеспечивается не в полной мере. Указанное обстоятельство существенно снижает привлекательность военной службы и требует комплексного подхода к своему разрешению. По нашему мнению, дальнейшее совершенствование существующей системы оплаты воинского труда в рамках традиционного подхода рождает все больше противоречий, усложняет расчеты и нивелирует ее дифференциацию по должностному и иерархическому признакам. Объективно назрела необходимость разработки совершенно иной модели денежного довольствия, которая учитывала бы все недостатки ныне действующей и, в первую очередь, обеспечивала бы привлекательность военной службы.

Так, при определении базовой ставки оклада военнослужащему предлагалось применять оплату только за воинское звание, без оклада по воинской должности (подобная практика отработана в армиях других государств). В той же «Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ» уровень денежного довольствия «привязывается» к средней заработной плате работников в отраслях экономики страны. Кроме того, по заявлению начальника финансово-экономического департамента МВД России генерал-лейтенанта милиции С.Перовой, «… руководство министерства внесло в Правительство РФ предложения по реформированию системы денежного довольствия. Смысл реформирования заключается в объединении общих для всех сотрудников и военнослужащих дополнительных выплат в одну надбавку с последующим переводом ее в должностной оклад». Но, на наш взгляд, это вновь приведет к определенным трудностям при исчислении денежного довольствия в силу значительной дифференциации тарифных разрядов, применяемых в Вооруженных Силах РФ. Причем практика свидетельствует - чем выше воинское звание, тем больший диапазон тарифных разрядов используется (например, полковник на должности командира полка - 23 тарифный разряд, полковник на должности начальника кафедры военного вуза - 32 тарифный разряд, полковник на должности начальника направления (отдела) в центральных органах военного управления - 34 тарифный разряд и т.д.). Поэтому в качестве базовой ставки оклада, как нам кажется, целесообразно применять все-таки не оклад по воинскому званию, а оклад по воинской должности. При этом оклад по воинскому званию следует исчислять в процентах от него. То есть, военнослужащие, имеющие одинаковые воинские звания, но занимающие различные должности, будут иметь разную оплату за воинское звание, что позволит учесть квалификацию, сложность и направленность воинского труда.

Представляется справедливым, что в основу перспективной системы денежного довольствия необходимо заложить размер прожиточного минимума для трудоспособного населения, так как существующий механизм дифференциации надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы недостаточно учитывает разницу в уровне жизни по различным регионам страны. Такой принцип позволит не только учесть стоимость жизни в конкретном месте прохождения военной службы, но и периодически индексировать размер денежного довольствия в соответствии с увеличением размера такого прожиточного минимума.

При разработке такой модели денежного довольствия следует:

законодательно закрепить не размеры (в рублях) окладов по воинским должностям, а коэффициенты дифференциации от оклада по воинской должности 1-го тарифного разряда (при этом пересмотреть существующие коэффициенты в сторону увеличения);

дополнительные выплаты, носящие стимулирующий характер, а также характер гарантий и компенсаций, одинаковые для всех категорий военнослужащих и не учитывающие специфику прохождения службы (единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей, премия за образцовое выполнение воинского долга, единовременное денежное поощрение, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, материальная помощь) объединить в одну ежемесячную дополнительную выплату - ежемесячное денежное поощрение;

надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отменить;

дополнительные выплаты, имеющиеся у различных категорий военнослужащих, учитывающие специфику прохождения ими военной службы, объединить в группы по функциональному предназначению, установив для каждой дополнительной выплаты долю в конкретной группе;

дополнительные выплаты, установленные в твердой сумме (например, надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, надбавка за ученую степень), установить в процентном отношении к базовой ставке оклада;

дополнительные выплаты, получаемые по действующему Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ от оклада по воинской должности, исчислять от базовой ставки оклада военнослужащего.

В рамках перспективной модели денежного довольствия, безусловно, могут быть применены разнообразные алгоритмы и методики расчетов. Предлагаемая модель денежного довольствия, не претендуя на законченную методику, представляет собой, скорее, ее основные элементы, но, тем не менее, направлена на ликвидацию тех недостатков системы денежного довольствия военнослужащих, которые были указаны выше (см. рисунок 5).

Нами был проведен расчет денежного довольствия военнослужащего по действующему порядку, по предлагаемой модели и по проекту Федерального закона от 12 апреля 2011 г. в пяти различных регионах Российской Федерации (офицер в воинском звании «подполковник», находящийся на

должности командира батальона с выслугой 14 лет), исходя из следующих данных:

коэффициент пересчета - 2 (в соответствии с действующими коэффициентами);

ежемесячное денежное поощрение - 2/3 от базовой ставки оклада (квартальная премия - 3; материальная помощь - 2; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей - 3, всего - 8 окладов денежного содержания в год, ежемесячно: 8/12 = 2/3);

надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями - например, 10% от базовой ставки оклада.

 

Таблица 7. - Размер денежного довольствия по действующему порядку и по предлагаемой модели в различных регионах. (в руб.)

Регион Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на 4 квартал 2010 года Действующий порядок Предлагаемая модель Рост (+)/ снижение (-), раз
Московская область 7362 25335,27 33697 +1,33
Республика Дагестан 4843 23598,58 28584,75 +1,21
Чукотский авт. округ 11156 47197,03 41620,14 -0,88
Мурманская область. 8690 42477,34 36473,82 -0,86
Оренбургская область 5451 27138,38 29708,08 + 1,09

 

Из приведенных цифр видно, что реализация предлагаемой модели начисления денежного довольствия позволит увеличить «получку» военнослужащих в 1,09-1,33 раза даже при отказе от применения к нему районного коэффициента. Это будет жестко гарантировано порядком расчета потребительской корзины, являющейся основой для исчисления прожиточного минимума, который, в свою очередь, реально учитывает природно-климатические условия, и особенности потребления продуктов питания конкретной местности прохождения военной службы, стоимость непродовольственных товаров и услуг в данном районе, расходы по обязательным платежам и сборам, а также уровень и динамику потребительских цен и тарифов в определенном субъекте РФ.

Кроме того, к несомненным достоинствам предлагаемой модели денежного довольствия можно отнести:

установление военнослужащим уровня денежного довольствия по 1 тарифному разряду выше прожиточного минимума в регионе прохождения военной службы;

возможность ежегодной и научно обоснованной индексации денежного довольствия;

унифицированность и простоту расчетов;

учет особенностей прохождения службы различными категориями военнослужащих;

стимулирование профессионального и должностного роста военнослужащих на основе более значительной дифференциации

окладов по воинской должности;

прозрачность и наглядность процедуры начисления денежного довольствия с точки зрения оценки реальных результатов деятельности каждого военнослужащего.

Предлагаемый подход исчисления денежного довольствия, как и любой другой, имеет свои недостатки. Одним из них является то, что величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти данных субъектов по истечение определенного времени после окончания квартала. Так, например, прожиточный минимум в Московской области за четвертый квартал 2010 года был установлен только 4 марта 2011 года. То есть, на момент установления своего размера, прожиточный минимум (в связи с инфляцией) уже не полностью отражает существующий уровень цен и тарифов. Однако данный объективный недостаток, по-нашему мнению, вполне компенсируется тем, что уровень денежного довольствия будет, по крайней мере, основываться на определенном экономическом показателе, отражающем, хоть и с опозданием, уровень жизни в регионе (в отличие от существующего порядка установления размера денежного довольствия - он, в основе своей, опирается исключительно на официальный уровень инфляции, который далек от реального).

 

Таблица 8. - Размер денежного довольствия, по предлагаемой модели в различных регионах и по проекту Федерального закона (в руб.)

Регион Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на 4 квартал 2010 года Предлагаемая модель По проекту Федерального закона от 12 апреля 2011 года Рост (+)/ снижение (-), раз
Московская область 7362 33697 78532,09 +2,33
Республика Дагестан 4843 28584,75 78532,09 +2,33
Чукотский авт. округ 11156 41620,14 157064 +3,77
Мурманская область. 8690 36473,82 141357,76 + 3,88
Оренбургская область 5451 29708,08 90311,90 + 3,04

Из приведенной диаграммы (рисунок 6) и таблицы 8 следует, что денежное довольствие по проекту Федерального закона увеличится с 2,33 до 3,88 раза. Вместе с тем необходимо отметить, что проект Федерального закона не является актуальным, так как не предусматривает увеличение денежного довольствия с учетом величиной прожиточного минимума.

Предлагаемый подход к совершенствованию системы денежного довольствия потребует переработки достаточно большого количества нормативно-правовых актов, а также увеличения расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона». Однако быстро приведет к повышению привлекательности военной службы, заинтересованности военнослужащих в результатах служебной деятельности и созданию оптимальной структуры денежного довольствия, способствующей долговременному, добросовестному и эффективному исполнению военнослужащими своих должностных обязанностей.

Таким образом, совершенствование системы денежного довольствия является одним из приоритетов государства. Главным содержанием существующей системы денежного довольствия должен быть комплексный подход, ориентированный на перспективу, цели и задачи построения нового облика Вооруженных Сил РФ.


Заключение

 

Ведущее место в повышении эффективности материального стимулирования служебной деятельности военнослужащих занимает совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих. В период перехода к новому облику ВС РФ сложившаяся система денежного довольствия военнослужащих по контракту ВС РФ требует детального и незамедлительного совершенствования. Развитие ВС РФ и поддержание их боевого потенциала будет зависеть от уровня денежного довольствия обеспечивающей выполнения его функций. В данной дипломной работе рассмотрен анализ действующей системы денежного довольствия, современные проблемы и противоречия правового регулирования системы денежного довольствия. Предложены направления по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих.

В результате исследования в дипломной работе сделан вывод о том, что существующая система денежного довольствия военнослужащих является неудовлетворительной, оклады денежного содержания в общей сумме денежного довольствия составляют всего лишь 25-30%, а все остальное - надбавки. Из-за несовершенства правовой законодательной базы по вопросам денежного довольствия имеются недостатки и противоречия в существующей системе денежного довольствия военнослужащих связанные с обеспечением функциональности оплаты воинского труда и формированием его структуры..

В дипломной работе предложено направление по совершенствованию системы денежного довольствия, в основу перспективной системы денежного довольствия заложена новая модель исчисления денежного довольствия на основе размера прожиточного минимума для трудоспособного населения. Проведенный анализ размера денежного довольствия по действующему порядку и по предлагаемой модели в различных регионах и по проекту Федерального закона от 12 апреля 2011 г.

не является актуальным, так как не предусматривает увеличение денежного довольствия с учетом величины прожиточного минимума.

Реализация на практике выводов и предложений исследования, получившего отражение в работе, позволит повысить эффективность денежного довольствия. Кроме отмеченных основных выводов и положений, в данной работе содержится ряд наработок и рекомендаций, которые применимы не только для Министерства обороны Российской Федерации, но и для других силовых министерств и ведомств.


Список литературы

Нормативно - правовые документы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Федеральный закон РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

. Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе РФ»" от 27 июля 2004 г. № 58-ФЗ.

. Федеральный закон РФ «О потребительской корзине в целом по РФ» от 31 марта 2006 г. №44-ФЗ.

. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ.

. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

. Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ.

. Указ Президента РФ «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» от 30 сентября 2004 г. № 1258.

. Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. № 1237.

. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. №146 «О военной доктрине Российской Федерации».

. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» по состоянию на 12 апреля 2010 года.

. Указ Президента РФ от 21 сентября 2008 г. №1394 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».

. Постановление Правительства РФ «Об утверждении рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» от 17 февраля 1999 г. № 192.

. Постановление Правительства РФ «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей». От 14 июля 2000 г. №524.

. Постановление Правительства РФ «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» от 26 июня 2002 г. № 462.

. Постановление Правительства РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации» от 9 февраля 2004 г. №65.

. Приказ Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. №200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».

. Приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ».

. Приказ Министра обороны РФ от 17 декабря 2009 г. №400-А «Инструкция о назначении и выплате офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительных выплат в 2010 году».

. Приказ Министра обороны РФ от 28 марта 2009 г. №115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

. Приказ Министра обороны РФ от 13 января 2010 г. №10 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала ВС РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ».

. Приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. №80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим ВС РФ, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха».

Книги, монографии, учебники

23. Денежное довольствие и социальное обеспечение военнослужащих: Учеб. - Ярославль; ЯВФЭИ, 2008.

. Юридическая энциклопедия военнослужащего 2004 №10 с.5-10.

. Тюрин А.И. Стимулирование исполнения обязанностей военной службы: практические рекомендации для командиров и начальников. М.,2008. С. 70-74.

. Шукюров А.Т. Размер денежного довольствия военнослужащих вооруженных сил США. // Право в Вооруженных Силах, 2010 - № 6.

. Гацко М.Ф. Особенности денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях их зачисление в распоряжение командиров (начальников). // Право в Вооруженных Силах 2009. - № 12.

28. Корякин В.М., Певень Л.В. Стратегия социального развития вооруженных Сил России - путь к качественному изменению военно-гражданских отношений. // Право в Вооруженных Силах. 2008. - № 6.

29. Корякин В.М., Махаев А.Б. О некоторых аспектах совершенствования системы правового регулирования служебной деятельности военнослужащих. // Право в Вооруженных Силах 2008. - № 6.

. Землин А.И. Общие вопросы материального обеспечения.// Российский военно-правовой сборник.2006. - № 7.

. Приходченко А.А. Еще раз о кошельке служивого // Военно-промышленный курьер. 2008.- №11.

. Сливков А.С. Правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих современное состояние и перспективы развития // Российский военно-правовой сборник.2004. - № 1.

. Материалы ревизий воинских частей Межрегиональной финансовой инспекции (по МВО) 2009,2010.

Диссертации, авторефераты диссертаций

34. Коваленко О.С. Финансовые методы стимулирования профессиональной военной службы в ВС РФ: Диссертация кандидата экономических наук. Ярославль, 2002 - 67 с.

Периодические издания

35. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Шкатуллы В.И. 5-е изд., перераб. М., 2007.

.   Президентский контроль // Красная Звезда от 26 ноября 2010.

.   Семенов Д.С. Стратегия реальных дел // Красная Звезда от 6 апреля 2010.

.   Мухин В.И. Военно-отставная оптимизация // Независимая» 17.11.2009.

.   Мухин В.И. Бюджет трехлетний обещаний / /Независимое военное обозрение 29.10. 2010

Электронные информационные ресурсы

40. Денисов В.М. Престиж военной профессии: материальный аспект [Электронный ресурс]. URL: http: // www.redstar.ru/2009/03/20 03/1 02.html <http://www.redstar.ru/2009/03/20 03/1 02.html>.

.   Дмитрий Медведев совершил полет на бомбардировщике "Су-34" [Электронный ресурс]. URL: http: // www.1tv.ru/news/social/140763 <http://www.1tv.ru/news/social/140763>.


Приложение 1

 

Первые оклады жалованья военнослужащих, установленные Петром I в 1711 г. руб/ год

Чин Полевая пехота и кавалерия

Гарнизонная пехота

Артиллерия
    1-го и 2 разряда 3- го разряда  
Генералы и офицеры        
Генерал-фельдмаршал 7000      
Полный генерал:

 

Русский 2600      
Иноземный 3120      
Генерал -фельцейхмейстер       5616
Генерал-лейтенант        
Русский 1800      
Иноземный 2160     3816
Генерал-майор        
Русский 1080      
Иноземный 1800     3060
Бригадир 840      
Полковник        
Русский 300 200 150  
Иноземный 600     2016
Подполковник        
Русский 150 100 75  
Иноземный 360     816
Майор        
Русский 140 93,11 70 612
Иноземный 360      
Капитан        
Русский 100 66,7 50 140
Иноземный 216     300
Поручик        
Русский 80 55,3 40 100
Иноземный 120     216
Подпоручик        
Русский 50 33.3 25 80
Иноземный 84     120
Прапорщик        
Русский 50 33,3 25 50
Иноземный 84     84

Нижние чины

Сержант артиллерийского полка       60
Сержант в пехоте 14,4 9,6 7,2 14,4
Рядовой в пехоте и артиллерии 10,98 6,5 4 10,8

 


Приложение 2

Расчет денежного довольствия подполковника с выслугой 14 лет с классной квалификацией мастер (18 т.р.) по состоянию на 1 апреля 2011 г.: (по Московской области)

 

ДД=(ОВЗ+ОВД+ПНВЛ+ЕДП+HCH+ДВК+ПНС+1/3ПРЕМ+1/12МП+1/12ЕДВ за ДИДО) - НДФЛ =25 335,27 рублей, где

ДД=(3033+4437+3361+4437+7099+443,70+1331+1867,50+1245+1867,50)-13%=25 335,27 рублей,

 

где:

ОВЗ - оклад по воинскому званию;

ОВД - оклад по воинской должности;

ПНВЛ - процентная надбавка за выслугу лет;

ЕДП - ежемесячное денежное поощрение;

НСН - надбавка за сложность и напряженность;

ДВК - классная квалификация; - ПНС - надбавка со сведениями составляющими государственную тайну

ПРЕМ - премия за образцовое выполнения воинского долга;

МП - материальная помощь; - ЕДВ за ДИДО - единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы; - НДФЛ- налог на доходы физических лиц, - РК- районный коэффициент.

Расчет денежного довольствия подполковника с выслугой 14 лет с классной квалификацией мастер (18 т.р.) по состоянию на 1 апреля 2011 г.: (по республике Дагестан)


ДД=(ОВЗ+ОВД+ПНВЛ+ЕДП+HCH+ДВК+ПНС+1/3ПРЕМ+1/12МП+1/12ЕДВ за ДИДО) - НДФЛ = 23 598,58 рублей, где

ДД=(3033+4437+3361+4437+5102+443,70+1331+1867,50+1245+1867,50)-13%=23 598,58 рублей.

Расчет денежного довольствия подполковника с выслугой 14 лет с классной квалификацией мастер (18 т.р.) по состоянию на 1 апреля 2011 г.: (по Чукотскому автономному округу) РК-2.

ДД= ОВЗ+ОВД+ПНВЛ+ЕДП+HCH+ДВК+ПНС+1/3ПРЕМ+1/12МП+1/12ЕДВ за ДИДО)Х РК- НДФЛ=47197,03

ДД=(3033+4437+3361+4437+5102+443,70+1331+1867,50+1245+1867,50)Х2-13% = 47 197,03 рублей.

Расчет денежного довольствия подполковника с выслугой 14 лет с классной квалификацией мастер (18 т.р.) по состоянию на 1 апреля 2011 г.: (Мурманская область) РК-1,8.

 

ДД=(3033+4437+3361+4437+5102+443,70+1331+1867,50+1245+1867,50)Х1,8-13% = 42477,34 рублей.

Расчет денежного довольствия подполковника с выслугой 14 лет с классной квалификацией мастер (18 т.р.) по состоянию на 1 апреля 2011 г.: (Оренбурская область) РК-1,15

 

ДД=(3033+4437+3361+4437+5102+443,70+1331+1867,50+1245+1867,50)Х1,15-13% = 27 138,38 рублей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.059 с.)