Решения судов общей юрисдикции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решения судов общей юрисдикции



1. Решение Верховного Суда РФ №ГКПИ95-156 от 25 октября 1995 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

2. Решение Верховного Суда РФ №ГКПИ95-176 от 3 ноября 1995 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

3. Извлечение из определения Верховного Суда от 17 декабря 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №3.

4. Определение Верховного Суда РФ по делу №85-В97пр-17 от 21 июля 1997 г. // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ (1995-2000). Т. 1. М., 2001.

5. О некоторых вопросах применения судами норм избирательного права при разрешении споров, связанных с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, а также в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 14 января 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. №1.

6. Определение Верховного Суда РФ №20-Г99-2 от 25 марта 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

7. Определение Верховного Суда РФ №36-Г99-6 от 17 июня 1999 г. // Вестник ЦИК РФ. 1999. №8.

8. Определение Верховного Суда РФ №КАС99-326 от 22 ноября 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

9. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. №1.

10. Решение Верховного Суда РФ №ГКПИ99-1087 от 17 декабря 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

11. Решение Верховного Суда РФ №ГКПИ99-1094 от 17 декабря 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

12. Определение Верховного Суда РФ №45-ГГ99-44 от 18 декабря 1999 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

13. Определение Верховного Суда РФ от 24 января 2000 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

14. Определение Верховного Суда РФ №КАС00-312 от 1 августа 2000 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

15. Определение Верховного Суда РФ № 92-Г00-14 от 21 ноября 2000 г. // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ (1995-2000). Т. 2.

16. Справка Пермского областного суда по результатам обобщения практики по делам о нарушении избирательных прав граждан, рассмотренных районными, городскими судами Пермской области в 2000 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Гарант».

17. Краткий обзор судебных решений, подготовленный Пермской областной избирательной комиссией // Пермская область. Выборы 2001. Электоральная статистика. Пермь, 2001.

18. Определение Верховного Суда РФ №93-Г01-29 от 23 ноября 2001 г. // Вестник ЦИК РФ. 2001. №11.

19. Решение Пермского областного суда по делу №3-177-2001 от 29 ноября 2001 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

20. Определение Верховного Суда РФ №25-Г03-9 от 28 ноября 2003 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

21. Определение Верховного Суда РФ №12-Г03-4 от 5 декабря 2003 г. // Документ официально опубликован не был, получен с использованием СПС «Консультант-плюс».

 


[1] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С. 363.

[2] См., например: Матузов Н. И. Теория государства и права. М., 2002. С. 164; Корельский В. М. Теория государства и права. М., 2000. С. 242; Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1999. С. 215 и др.

[3] См., например: Матузов Н. И. Указ. соч. С. 165-167; Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999. С. 37 и др.

[4] См., например: Миронов Н. М. Избирательная система и ее значение в формировании институтов представительной демократии (на примере выборов Президента Российской Федерации) // Сборник конкурсных работ в области избирательного законодательства и избирательного процесса. М., 2002. С. 61; Зиновьев А. В., Полякова И. С. Избирательная система России. СПб., 2003. С. 79; Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» / Под ред. С. Н. Братановского, А. А. Рождествина. М., 2005. С. 6.

[5] Пункт «с» статьи 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. говорит о соблюдении равенства рас. Для установления этой цели данная статья провозглашает принципы всеобщего и равного избирательного права (следовательно, эти принципы избирательного права порождены принципом формального равенства). См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973. С. 109-118.

[6] В частности, Конституционный Суд РФ в пункте 8 мотивировочной части Постановления «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №26-П от 17 ноября 1998 г., давая определение принципа равного избирательного права, указывал на связь этого принципа с принципом формального равенства, закрепленного в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. См.: СЗ РФ. 1998. №59. Ст. 5969; Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

[7] Так, Верховный Суд США, рассматривая дело «Бейкера против Карра», сформулировал правовую позицию «один человек – один голос» (требование принципа равного избирательного права), при этом Суд опирался на положения XIV поправки к Конституции США, установившей «равную защиту законов» (equal protection clause) – принцип формального равенства. См.: Черниловский З. М. От Маршалла до Уоррена: очерки по истории Верховного Суда США. М., 1982. С. 72.

[8] См., например: Хропанюк В. Н. Указ. соч. С. 217.

[9] Российская газета. 1995. 5 апреля.

[10] См.: Корельский В. М. Указ. соч. С. 244; Матузов Н. И. Указ. соч. С. 164; Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 17.

[11] С. С. Алексеев выделял в качестве общеотраслевого принципа принцип юридического равенства (всеобщности правосубъектности), который устанавливает равенство всех составных элементов статуса: равную (всеобщую) правосубъектность, равные права, обязанности, основания привлечения к ответственности. См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 108-109.

[12] Французская декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. // Конституции зарубежных государств. М., 2003. С. 123.

[13] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2003. С. 545-546.

[14] См.: Российская газета. 1993. 25 декабря.

[15] См., например: Постановление «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «Автоваз» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита – плюс» и «Невско - Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное Российское - Южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А. Д. Чулкова» №7-П от 27 апреля 2001 г. // Российская газета. 6 июня 2001 и др.

[16] Особое мнение судьи М. В. Баглая. См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. №2.

[17] Слово «начало» имеет в русском языке несколько значений – первый по времени момент какого-то действия, явления; исходный пункт, точка в пространстве; первоисточник, основа, основная причина; основные положения, принципы; способы, методы осуществления чего-либо. Очевидно, в данном случае термин «начало» употребляется в последнем значении. См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2004. С. 506.

[18] Статья 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. содержит практически аналогичную дефиницию. См.: Ведомости ВС СССР. 1982. №25. Ст. 464.

[19] См.: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 215.

[20] См.: Алексеев С. С. Теория права. Ч. 2. М., 1994. С. 58.

[21] См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2 / Под ред. Н. А. Крашенинникова. М., 2003. С. 182.

[22] Так, во многих государствах установлены квоты в парламенте для женщин. Такие меры обусловлены тем, что до сих пор в общественном сознании существует идеология «трех К» (это начальные буквы немецких слов kinder, kuche, kircha – ребенок, кухня и церковь, так в прошлом обозначалось нейтральное отношение женщин к политике). См.: Зиновьев А. В., Полякова И. С. Указ. соч. С. 71. Необходимо отметить, что законом могут предусматриваться и иные исключения из принципа формального равенства (иммунитеты, например), которые носят публично-правовой характер. См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 109.

[23] См.: статья 4 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

[24] Сравнительное конституционное право / Под ред. В. Е. Чиркина. М., 2002. С. 165.

[25] См.: Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н. В. Витрука // СЗ РФ. 1998. №25. Ст. 3002.

[26] Положения части 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (ред. от 26 июня 2007 г.). См.: СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

[27] Некоторые авторы считают, что в статье 19 Конституции РФ закреплен принцип равноправия (равенства в праве, правового равенства), который устанавливает равенство статусов (в том числе, прав и обязанностей) субъектов права. См., например: Крылов Б. С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве // Журнал российского права. 2001. №11. С. 19; Сравнительное конституционное право / Под ред. В. Е. Чиркина. М., 2003. С. 143-146. Мы же соглашаемся с другой точкой зрения: равноправие – это равенство прав и свобод граждан, принцип равноправия граждан является составной частью комплексного принципа равенства граждан и организаций перед законом и судом. См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. В. Лазарев. М., 2003. С. 54 и др. В связи с тем, что в научной литературе отсутствует единый подход, в данной работе для обозначения принципа, устанавливающего равенство граждан и организаций перед законом и судом, используется формулировка «формальное равенство».

[28] Часть 3 статьи 19 Конституции РФ требует установления равных возможностей для реализации прав и свобод мужчин и женщин. Анализ данного положения приводит к следующему: в России устанавливается формальное равенство, а также равенство фактических возможностей (фактическое равенство).

[29] См., например: Конституционное право Российской Федерации / Под ред. В. Е Чиркина. М., 2004. С. 5 и др.

[30] В отечественной науке традиционно считается, что избирательное право – подотрасль конституционного права. См., например: Постников А. Е. Избирательное право России. М., 1996. С. 13; Князев С. Д. Принцип российского избирательного права // Правоведение. 1998. №2. С. 25.

[31] Российская газета. 2003. 5 июля.

[32] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 290-294.

[33] СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 163.

[34] См.: решение Европейского Суда по правам человека по делу «Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии (Mathieu-Mohin & Clerfayt vs. Belgium)» от 2 марта 1987 г. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения / Отв. ред. В. А. Туманов. Т. 1. М., 2000. С. 535.

[35] См.: Федеральный закон ФРГ о выборах от 7 мая 1956 г. // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004. С. 297.

[36] См.: Сводный текст законов о выборах Сената Республики №533 от 20 декабря 1993 г. // Там же. С. 404.

[37] Здесь термин «избирательная система» понимается в широком значении, то есть как урегулированная правом совокупность общественных отношений, складывающихся между участниками избирательного процесса. См.: Избирательное право и избирательный процесс / Под ред. А. В. Иванченко. М., 1999. С. 104.

[38] СЗ РФ. 2002. №25. Ст. 2515.

[39] Российская газета. 2002. 16 июня.

[40] См., например: Конституционное право России / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. М., 2004. С. 226; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. В. Лазарев. М., 2003. С. 206; Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 2002. С. 436-437; Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2000. С. 406-407.

[41] См.: Астафичев А. П. Избирательное право России: современное состояние и перспективы. Орел, 1999. С. 32; Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Принципы избирательного права // Право и жизнь. 2000. №28. С. 84-99.

[42] Здесь и далее под гарантиями принципа равного избирательного права понимаются те или иные установленные в законе требования, а также процедуры, правовые средства, обеспечивающие равенство прав и возможностей граждан. Это определение основывается на нормативной дефиниции категории «гарантия избирательных прав граждан», содержащейся в пункте 11 статьи 2 Закона «Об основных гарантиях…».

[43] Выборы в узком значении – акт вручения народом (в лице избирательного корпуса) своим представителям прав на осуществление своей власти; это один из способов формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, он заключается в вынесении избирателями посредством голосования решения о том, кто займет выборную должность. См., например: Кутафин О. Е. Государственное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1993. С. 130. Нормативное определение категории «выборы» также базируется на «узком» подходе. Так, в пункте 9 статьи 2 Закона «Об основных гарантиях…» указано, что выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Согласно Конституционному Суду РФ, выборы (в узком значении) – это способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления. Выборы, по мнению Суда, должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании. Отсюда можно сделать вывод, что выборы (в узком значении) ассоциируются с актом голосования, в котором решается вопрос об избрании депутата, выборного лица. См.: пункт 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «О проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №17-П от 10 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №25. Ст. 3002.

[44] Под голосованием понимают действие гражданина, которым он отдает свой голос в целях принятия решения по наиболее важным вопросам государственного значения, а также по поводу избрания депутата, выборного лица или его отзыва. См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 2002. С. 34.

[45] Активное избирательное право – право избирать, т. е. это право голоса, право участвовать в голосовании в качестве избирателя; пассивное избирательное право - это право быть избранным, право участвовать в голосовании на выборах в качестве кандидата. См.: пункт 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда №1-П от 15 января 2002 г. Активное и пассивное избирательное право непосредственно реализуется на стадии проведения голосования и определения результатов выборов, причем для осуществления пассивного избирательного права не требуется совершения каких-либо действий (поэтому оно и именуется пассивным). Некоторые ученые считают, что пассивное избирательное право – право выдвигаться в качестве кандидата, оно реализуется на стадии выдвижения. См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2003. С. 18. С этой точкой зрения мы согласиться не можем. Закон «Об основных гарантиях…» отграничивает эти избирательные права (праву выдвижению посвящена статья 32 Закона, пассивному – статья 4). Более того, обладателем права выдвижения кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы является партия (граждане лишь дают согласие данному инициатору). Наконец, в качестве кандидата на выборах может быть выдвинуто лицо, которое на момент выдвижения не обладает пассивным избирательным правом, но будет им обладать на день проведения голосования (части 3.2 и 8 статьи 4 Закона).

[46] Словарь С. И. Ожегова дает несколько определений понятий «условие»: обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон; устное или письменное соглашение; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, обстановка, в которой происходит что-нибудь. См.: Ожегов С. И. Указ. соч. С. 115, 1099. Под правовыми условиями, следовательно, можно понимать те или иные правила, процедуры участия граждан в выборах.

[47] См.: Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2004. С. 142; Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» / Под ред. С. Н. Братановского, А. А. Рождествина. М., 2005. С. 6.

[48] Под избирательным процессом понимается комплекс упорядоченных действий (мероприятий) по организации и проведению выборов, процесс подразделяется на определенные стадии. См., например: Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 159. Некоторые отечественные ученые уточняют изложенное выше определение избирательного процесса. Так, в частности, Ю. А. Веденеев, С. Д. Князев считают, что избирательный процесс – комплекс правоотношений, которые объединены в определенные стадии. См.: Веденеев Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999. №5. С. 34. Подход к пониманию процесса как системы правоотношений весьма популярен среди ученых-процессуалистов. См., например: Мозолин В. П. О гражданско-процессуальном правоотношении // Государство и право. 1995. №6. С. 56 и др. Эта точка зрения, на наш взгляд, заслуживает своего признания, так как те или иные избирательные действия уполномоченных органов государства, избирательных комиссий, кандидатов, избирателей, составляющие избирательный процесс, в свою очередь являются материальным содержанием правоотношений, в которых реализуются избирательные права (такой вывод можно сделать после анализа легального определения избирательных прав граждан, содержащегося в пункте 28 статьи 2 Закона «Об основных гарантиях…»). Так, на стадии выдвижения кандидатов реализуется право участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), на стадии формирования избирательных комиссий - право участвовать в их образовании (подробнее об этом см. далее).

[49] Выборы в широком смысле - комплекс мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, проведением предвыборной агитации, голосованием, определением результатов и совершением др. избирательных действий. См.: Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004. С. III. Эта точка зрения стала получать и официальное признание. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ №26-П от 17 ноября 1998 г. термин «выборы» понимается как совокупность стадий выдвижения, регистрации кандидатов, проведения голосования, подведения итогов и распределения мандатов (т. е. как избирательный процесс). См.: пункт 7 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 17 ноября 1998 г.

[50] См.: Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2004. С. 14. См. также: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2003. С. 18.

[51] См.: Зиновьев А. В., Полякова И. С. Указ. соч. С. 79.

[52] Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ / Отв. ред. Е. И. Колюшин. М., 2003. С. 45; Зиновьев А. В. Полякова И. С. Указ. соч. С. 79; Крылов Б. С. Указ соч. С. 19; Герасименко Т. В. Принципы выборов в органы государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2000. С. 5.

[53] См.: Международные избирательные стандарты. Сборник документов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004. С. 17.

[54] Такие положения содержатся в главе 3 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой на 154 сессии Межпарламентского союза 26 марта 1994 г. В главе 1 Декларации закреплен принцип «равного голосования», а также требования о соблюдении равенства голосов избирателей. См.: Там же. С. 335-348.

[55] Там же. С. 460-501.

[56] Такое понимание принципа существует и во Франции, Италии, например. В ФРГ закреплен принцип равных выборов (§1 Федерального закона ФРГ о выборах 1956 г.), однако немецкими учеными он традиционно понимается как установление равенства прав избирателей. Этот взгляд основывается на положении пункта 1 статьи 38 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.: «Депутаты Германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием». См.: Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств. М., 2003. С. 101; Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004. С. 183, 289, 362-363. Впрочем, в последнее время некоторые немецкие ученые также стали придерживаться «широкого» подхода. Например, Х. Майер считает, что принцип равных выборов устанавливает равенство статусов граждан и политических партий, участвующих в избирательном процессе. См.: Майер Х. Избирательное право как инструмент распределения власти или избирательное право и политика // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. №1. С. 62-68.

[57] Ведомости ВС РСФСР. 1978. №32. Ст. 845.

[58] Ведомости ВС РСФСР. 1989. №41. Ст. 1306.

[59] Ведомости ВС РСФСР. 1989. №41. Ст. 1305.

[60] Российская газета. 1994. 10 декабря.

[61] Анализ данного Постановления позволил сделать вывод, что формулировки «принцип равного избирательного права» и «принцип равенства избирательных прав граждан» используются как равнозначные.

[62] Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ считают, что эффективная судебная защита предполагает, в частности, признание обязательной силы судебного решения, создание условий для реальной исполнимости на практике судебных решений, восстановления нарушенных прав. См.: пункт 40 решения Европейского Суда по правам человека «Хорнсби против Греции (Hornsby vs. Greece)» от 19 марта 1997 г. // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения / Под ред. В. А. Туманова. М., 2000. Т. 2. С. 430-453; пункт 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Траспова» №1-П от 15 января 2002 г. // Российская газета. 2002. 22 января.

[63] См.: пункт 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 17 ноября 1998 г.

[64] Как правило, в России выборы на территории всей страны должны быть альтернативными, при проведении любых выборов должны применяться единые цензы. См.: пункт 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ №10-П от 11 июня 2002 г. Более подробно эта проблема будет рассмотрена далее.

[65] Это правило установлено в США после принятия в 1984 г. Закона о доступности избирательных участков для престарелых и инвалидов. См.: Зарубежное избирательное право / Отв. ред. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 50.

[66] Например, избирательные округа в Уэльсе, Шотландии отличаются по численности от обычных округов, этим обеспечивается защита прав национальных меньшинств. См.: Зарубежное избирательное право / Отв. ред. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 71.

[67] См., например: Доклад о работе ХIV сессии Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (E/CH.4/830-E/CH.4/Sub.2/218). М., 1963. С. 159.

[68] Это положение аналогично требованиям принципа формального равенства, который также допускает установление различного правового регулирования в отношении субъектов, не имеющих равных фактических возможностей.

[69] См.: пункт 3.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е. Г. Одиянкова» №14-П от 26 декабря 2005 г. // Российская газета. 2006. 12 января. Стоит отметить, что древние римские юристы считали, что право, лишенное защиты, есть «голое право», оно, по сути, является ничтожным. Иначе говоря, лишение гражданина возможности защитить свое нарушенное право фактически означает умаление данного права, дискриминацию. См.: Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1999. С. 58.

[70] СЗ РФ. 2000. №19. Ст. 2102.

[71] Газета Республика Башкортостан. 2002. 19 февраля.

[72] Газета Карелия. 2003. 24 мая.

[73] См., например: пункты 3-6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г. Борисова, А. Бучнева, В. Лошманова, Л. Маховой» №4-П от 23 марта 2000 г. // СЗ РФ. 2000. №13. Ст. 1429; пункт 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 17 ноября 1998 г.

[74] В ряде государств (США, Мексика, Великобритания) регистрация избирателей происходит на основании заявлений граждан, которые вступают в правоотношения с органами, проводящими выборы. В этих правоотношениях реализуются субъективные избирательные права граждан участвовать в процедуре регистрации избирателей. Данное право, как и право выдвинуть свою кандидатуру на выборах, является самостоятельным, отличным от активного и пассивного избирательного права, непосредственно реализуемого в ходе голосования. См.: Сравнительное конституционное право / Под ред. В. Е. Чиркина. М., 2002. С. 210.

[75] См., например: Завидов Б. Д. Новеллы избирательного права в УК РФ // Комментарий, подготовленный специально для СПС «Консультант-плюс» и др.

[76] Как мы уже неоднократно говорили выше, права избирать и быть избранным непосредственно реализуются на стадии проведения голосования и определения результатов выборов. Для реализации этих прав необходимо осуществление иных избирательных прав (прав выдвинуть свою кандидатуру, участвовать в осуществлении предвыборной агитации и др.). Если придерживаться подхода, что пассивное право – комплексное право, мы с неизбежностью придем к выводу, что его реализация потребует ряда активных действий (выдвижение кандидатуры, участие в предвыборной агитации и др.), т. е. пассивное право, по сути, вовсе и не оказывается пассивным. Мы считаем, что права избирать и быть избранным не носят комплексный характер, в противном случае стиралась бы грань между этими правами (избиратели также имеют право участвовать в процедуре выдвижения кандидатов, осуществлении предвыборной агитации, финансировании выборов).

[77] Очевидно, что право участвовать в наблюдении за проведением голосования является процессуальным. Однако право осуществлять предвыборную агитацию сложно отнести к процессуальным правам.

[78] В Постановлении «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» №10-П от 14 ноября 2005 г. Конституционный Суд РФ признал неконституционным установление запрета гражданам осуществлять предвыборную агитацию против всех кандидатов (списков кандидатов) помимо средств избирательных фондов (на тот момент законодательство предусматривало включение графы «против всех» в бюллетени). См.: Российская газета. 2005. 18 ноября. По мнению судьи Н. С. Бондаря, данное решение основано на том, что «предвыборная агитация против всех кандидатов равноценна по своим юридическим характеристикам предвыборной агитации за или против конкретных кандидатов, поскольку в условиях равного избирательного права все голоса избирателей - за, против конкретных кандидатов, против всех кандидатов - имеют одинаковый вес». См.: Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Н. С. Бондаря по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 18 ноября.

[79] См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №4.

[80] Однако мы не настаиваем на официальном изменении наименования принципа. Формулировка «принцип равного избирательного права» закреплена в Конституции РФ. Следовательно, смена наименования связана с внесением изменений в текст Конституции РФ, что нецелесообразно. К тому же нельзя забывать, что права избирать и быть избранным – основные права, иные избирательные права - дополнительные, они выполняют «обслуживающую» роль (граждане реализуют дополнительные права только в целях осуществления основных). В силу этого формулировка «принцип равного избирательного права» вполне соответствует современному пониманию принципа - установление равенства как основных, так и дополнительных избирательных прав.

[81] Под избирательной правосубъектностью можно понимать способность быть субъектом избирательного права. Термин «правосубъектность» означает единство правоспособности (способности иметь права и нести обязанности) и дееспособности (способности самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их). См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 2002. С. 367-368.

[82] Цензы избирательного права, в том числе и цензы неизбираемости, закреплены в статье 4 Закона «Об основных гарантиях…», установившей принцип всеобщности. В пункте 2.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» №12-П от 9 июля 2002 г. Суд указал, что установление цензов избирательного права – сфера принципа всеобщности. См.: Российская газета. 2002. 16 июля.

[83] В Законе «Об основных гарантиях…» используются формулировки «избирательные права граждан», «активное и пассивное избирательное право граждан». В Постановлении №7-П от 25 апреля 2000 г. Конституционный Суд РФ указал, что избирательные права являются по своей природе индивидуальными, они принадлежат только гражданам (многие ученые не согласны с данной правовой позицией - см. следующий параграф главы). Следовательно, принцип равного избирательного права распространяется лишь на граждан.

[84] В России допускается участие в муниципальных выборах иностранных граждан, постоянно проживающих на территории данного муниципального образования (часть 10 статьи 5 Закона «Об основных гарантиях…»). Также законом допускается участие в избирательном процессе иностранных и международных наблюдателей.

[85] Специальный статус отражает правовое положение субъекта, участвующего в отдельных отношениях, урегулированных нормами определенной подотрасли или правового института. См.: Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявского. М., 2001. С. 369; Корельский В. М., Перевалов В. Д. Указ. соч. С. 549.

[86] Такой вывод можно сделать после анализа Постановлений Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2000 г., Конституционного Суда Республики Карелия от 12 мая 2003 г., Конституционного Суда Республики Башкортостан от 5 февраля 2002 г. Определения принципа равного избирательного права, закрепленные в них (принцип равного избирательного права означает равенство перед законом, равный правовой статус кандидатов и избирателей), скорее основываются на «широком» подходе, чем на «промежуточном». На данный момент все судебные споры о нарушении принципа равного избирательного права касались не соблюдения только равенства избирательных прав, а не обязанностей и др. Но не исключено, что в будущем суды, опираясь на сформулированные ими определения, разъяснят, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство не только избирательных прав, но и всего правового статуса граждан, участвующих в избирательном процессе.

[87] См.: часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.

[88] См.: статья 4 Уголовного кодекса Российской Федерации №63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (ред. от 24 июля 2007 г.). // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

[89] Например, принцип всеобщего избирательного права закреплен в статье 4, принцип равного избирательного права – в статье 5, принцип равенства кандидатов – в статье 39.

[90] Например, в части 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека указано, что выборы «должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве». Грамматический анализ этой формулировки приводит к следующему выводу: принципы всеобщего и равного избирательного права - самостоятельные принципы, они не соотносятся между собой как часть и целое.

[91] См.: Петров И. В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 15.

[92] См.: http://www.ckrf.ru/_2/doc_mej.htm.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.08 с.)