Стадия формирования органов, проводящих выборы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия формирования органов, проводящих выборы.



Принцип равного избирательного права требует соблюдения равенства прав на каждой стадии, поэтому необходимо установить и равные права граждан участвовать в процедуре формирования избирательных органов. В целях обеспечения гласности выборов, обеспечения независимости избирательных комиссий, в законодательстве стран мира, международных актах содержатся требования о включении в состав членов избирательных комиссий (бюро) представителей партий, кандидатов[223]. При этом, согласно части 2.3 статьи 2 Свода рекомендуемых норм при проведении выборов, само представительство может базироваться на строгом или пропорциональном равенстве[224]. Строгое равенство означает, что каждый кандидат вправе назначить одинаковое количество членов избирательной комиссии. Пропорциональное равенство основывается на другом правиле: конкретное представительство зависит от результатов предыдущих выборов. Иначе говоря, число членов комиссии является пропорциональным количеству полученных голосов, либо правами быть представленным в комиссии наделяются кандидаты или партии, победившие на предыдущих выборах. В отношении представительства кандидатов в комиссиях государства обычно используется принцип строгого равенства (он более демократичен).

Если правило о равном представительстве не соблюдать, то вероятны ситуации, когда какой-нибудь кандидат будет иметь большинство представителей в органе, проводящем выборы. Избирательные комиссии в этом случае могут перестать быть независимыми, их решения – объективными (комиссии могут принимать решения в пользу определенного кандидата, партии)[225]. Это, безусловно, будет являться нарушением принципов гласности выборов, независимости избирательных комиссий, равного избирательного права.

В России также действуют подобные правила, обеспечивающие равные права кандидатов участвовать в формировании избирательных комиссий. Так, кандидат со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию (часть 20 статьи 29 Закона «Об основных гарантиях…»). В России, таким образом, установлено строгое представительство кандидатов в избирательных комиссиях. Более того, в случае нарушения порядка формирования избирательных комиссий, если эти нарушения не позволяют выявить подлинную волю избирателей, суд соответствующего уровня может отменить решение об определении итогов голосования, результатов выборов[226].

В заключении следует еще раз напомнить, что принцип равного избирательного права требует установления гарантий равенства на каждой стадии избирательного процесса. Многие избирательные действия на подготовительных стадиях совершают уполномоченные органы публичной власти, но отдельные действия граждане все-таки вправе совершать (граждане вступают в отношения с комиссиями при уточнении списков, получении открепительных удостоверений), более того, они в любом случае имеют право оспорить незаконные решения. Следовательно, в законе все же должны быть предусмотрены равные возможности участия граждан в данных избирательных действиях. К тому же отдельные меры, которые применяются на подготовительных стадиях, обеспечивают равенство прав граждан на других стадиях процесса. Так, соблюдение единой процедуры назначения выборов создает условия для надлежащей реализации прав участвовать в выдвижении кандидатов, осуществлении предвыборной агитации. «Нарезка» округов на равной основе обеспечивает равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.

В силу этого необходимо предусматривать наличие следующих гарантий равенства избирательных прав на подготовительных стадиях избирательного процесса: установление единого порядка назначения выборов; введение особых правил, исключающих «двойной учет» избирателей; наделение граждан равными правами участвовать в уточнении списков избирателей; установление запрета проведения куриальных выборов; установление правила о «нарезке» округов примерно равных по численности избирателей; соблюдение правила о доступности избирательных участков; наделение кандидатов равными правами назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Следует отметить, что российское законодательство содержит значительный объем гарантий, обеспечивающих равное участие граждан в подготовительных стадиях избирательного процесса. Многие эти требования соответствуют международным избирательным стандартам, положениям зарубежных нормативных правовых актов. С другой стороны, российское законодательство содержит и нормы, которые, на наш взгляд, не гарантируют равенства избирательных прав граждан. Например, в России установлены особые правила регистрации избирателей, они должны исключить вероятность «двойного учета». Однако, как показывает практика, не всегда избирательные комиссии успевают внести соответствующие изменения в списки, поэтому множественное голосование все-таки имеет место. В целях недопущения множественного голосования мы предлагаем выдать избирателям специальные удостоверения.

На наш взгляд, в федеральном законодательстве необходимо гарантировать права коренных малочисленных народов, поэтому мы предлагаем внести в статью 18 Закона «Об основных гарантиях…» часть 9 следующего содержания: «В целях наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления. В этом случае выборы в указанные органы проводятся в многомандатных округах, в каждом из которых может квотироваться лишь часть замещаемых мандатов»[227].

До сих пор не устранена и вероятность «нарезки» округов на неравной основе. ЦИК РФ негативно относится к положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего особые правила образования избирательных округов при проведении муниципальных выборов. Эти нормы, содержащиеся во втором предложении пункта 2 части 4 статьи 35 указанного закона, противоречат положениям Закона «Об основных гарантиях…» и должны быть отменены.

Как нам представляется верным, необходимо устранить из Закона «Об основных гарантиях…» и такое исключение, как возможность не соблюдения единой нормы представительства при образовании избирательного округа в пределах одного субъекта РФ при проведении федеральных выборов, а также одного одномандатного округа, включающего всю территорию автономного округа, при проведении региональных выборов (третье и четвертое предложения пункта «а» части 4 статьи 18). Эта мера фактически утратила свое значение, она не является ограниченной, поэтому мы считаем ее необоснованной.

На наш взгляд, в Законе «Об основных гарантиях...» следует предусмотреть положение о сохранении преемственности границ округов (прежние границы могут меняться лишь в случаях изменения численности избирателей или в связи с изменением средней нормы представительства). Также необходимо гарантировать права населения административно-территориальных образований с особым статусом и установить повышенное их представительство (численность избирателей в округах на данных территориях может отличаться от средней нормы представительства в пределах 40%). В силу этого необходимо в пункте «б» части 4 статьи 18 Закона после слов «при образовании избирательных округов» внести слова «в пределах территории административно-территориальных образований с особым статусом, а также».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.025 с.)