Глава 1. Принцип равного избирательного права в системе принципов российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Принцип равного избирательного права в системе принципов российского права



Введение

 

Актуальность темы. Демократические выборы немыслимы без соблюдения принципа равного избирательного права. В случае нарушения этого принципа ущемляются права и свободы граждан, что, в конечном счете, ведет к установлению порядка, при котором правит не народ, а лишь его незначительная часть. Поэтому неслучайно точное и неуклонное соблюдение принципа равного избирательного права рассматривается в научной литературе в качестве одного из основных требований демократического правового государства.

Обязательность соблюдения принципа равного избирательного права при проведении выборов устанавливается основополагающими международными актами. Указанный принцип закрепляется и конституциями большинства демократических государств. Избирательное законодательство России также включает положения о равенстве избирательных прав граждан.

В настоящее время федеральный законодатель расширил традиционную интерпретацию принципа равного избирательного права: как известно, его содержание сводилось только к установлению равенства активного избирательного права. Расширительный подход отражен и в ряде решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Данные изменения требуют адекватного научного анализа и осмысления.

Следует также отметить, что действующее законодательство Российской Федерации нуждается в совершенствовании, поскольку, на взгляд диссертанта, оно не обеспечивает соблюдения равенства избирательных прав граждан на каждой стадии избирательного процесса. Все это в совокупности свидетельствует об актуальности избранной темы.

Состояние разработанности темы. В большинстве научных работ принцип равного избирательного права рассматривается в числе иных принципов избирательного права. Так, в трудах А. С. Автономова, Ю. А. Дмитриева, Т. В. Герасименко, М. С. Матейковича, А. Х. Руппеля, С. В. Юсова, в основном, дается характеристика системы принципов избирательного права. И только в работах И. В. Петрова рассмотрены некоторые проблемы, связанные с соблюдением равенства избирательных прав на отдельных стадиях избирательного процесса. Вместе с тем до настоящего времени комплексное исследование принципа равного избирательного права в юридической литературе не проводилось. Не выявлены в полной мере и гарантии равенства прав граждан на каждой стадии избирательного процесса.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, в ходе которых обеспечивается равенство избирательных прав граждан. Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие избирательные правоотношения и устанавливающие обязательность соблюдения равенства избирательных прав граждан РФ, а также научные положения и практика реализации принципа равного избирательного права.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования – выявление природы, сущностных свойств принципа равного избирательного права граждан. Достижение этой цели связано с решением ряда задач:

- определение понятия принципа равного избирательного права;

- установление отличительных признаков принципа равного избирательного права;

- определение места и роли принципа равного избирательного права в системе принципов российского права в целом и в системе принципов избирательного права в частности;

- изучение гарантий равного участия граждан в избирательном процессе;

- поиск оптимальной модели реализации принципа равного избирательного права.

Методологическая основа исследования. В качестве методов изучения в данной работе используется диалектический, институционный, метод движения от абстрактного к конкретному, методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, нормативно - догматический и сравнительно-правовой методы.

Научная основа исследования: изучение основных конституционно-правовых характеристик принципа равного избирательного права потребовало привлечение широкого круга научных работ. В разработке настоящей темы автор опирался на труды известных отечественных ученых-правоведов: А. С. Автономова, А. П. Астафичева, М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе, В. И. Васильева, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова, В. В. Водовозова, И. В. Выдрина, Т. В. Герасименко, Ю. А. Дмитриева, А. В. Зиновьева, Т. Д. Зражевской, А. В. Иванченко, В. Б. Исраеляна, С. Д. Князева, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, В. В. Маклакова, М. С. Матейковича, Н. М. Миронова, А. А. Мишина, Л. А. Нудненко, И. В. Петрова, А. Е. Постникова, В. В. Пылина, А. Х. Руппеля, А. Г. Чернявского, В. Е. Чиркина, С. В. Юсова и др.

Практическая ценность результатов исследования. Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в процессе совершенствования избирательного законодательства, а также в преподавании соответствующего учебного курса в юридических вузах и на юридических факультетах.

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа представляет собой первое в отечественной науке комплексное исследование принципа равного избирательного права в системе принципов избирательного права Российской Федерации, а также гарантий равенства избирательных прав на каждой стадии избирательного процесса. Научная новизна диссертационной работы выражается также в основных положениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Принцип равного избирательного права означает, что граждане Российской Федерации, обладающие избирательными правами, участвуют в избирательном процессе на равных основаниях. Это обеспечивается установлением равенства избирательных прав граждан, а также наличием равных условий, процедур их реализации и защиты.

2. В первую очередь, принцип равного избирательного права устанавливает равенство основных избирательных прав граждан. Основные избирательные права – права избирать и быть избранным, непосредственно реализуемые на стадии проведения голосования и определения результатов выборов. Субъектами основных прав являются избиратели и зарегистрированные кандидаты. Равенство основных избирательных прав гарантируется установлением равенства дополнительных избирательных прав граждан. Дополнительные избирательные права – это права на совершение отдельных избирательных действий (права участвовать в выдвижении кандидатов, наблюдении за проведением голосования и др.). Дополнительные права выполняют «вспомогательную» роль по отношению к основным. В отличие от основных прав, дополнительные избирательные права, как правило, являются процессуальными и реализуются не в ходе голосования, а на иных стадиях избирательного процесса. При этом субъектами дополнительных прав могут быть лица, принимающие участие в избирательном процессе в различном качестве (в качестве избирателей, кандидатов, наблюдателей и др.).

3.Принцип равного избирательного права требует установления равных фактических возможностей граждан участвовать в избирательном процессе. С этой целью допускается установление различного порядка реализации избирательных прав. В частности, разрешается голосовать вне помещения инвалидам, допускается исключение из правила о соблюдении единой нормы представительства в целях защиты прав малочисленных народов и др. Эти меры являются оправданными, если, во-первых, они установлены в целях достижения равенства фактических возможностей; во-вторых, обеспечивается равенство внутри каждой группы однопорядковых субъектов; в-третьих, они являются ограниченными, исключительными и носят временный характер.

4.Принцип равного избирательного права является составной частью принципа равенства участников избирательного процесса, который устанавливает равенство статусов индивидуальных и коллективных субъектов избирательного права. Наряду с принципом равного избирательного права составными частями принципа равенства участников избирательного процесса являются принципы всеобщего избирательного права, равенства кандидатов, равенства избирательных объединений.

5. Как составная часть принципа равенства участников избирательного процесса, принцип равного избирательного права связан практически со всеми другими принципами избирательного права - принципами свободных, альтернативных и подлинных выборов, прямого избирательного права и др. Связь принципа равного избирательного права с иными принципами является «двусторонней». С одной стороны, положения принципа равного избирательного права развиваются и конкретизируются многими иными принципами избирательного права. Наряду с этим некоторые другие принципы допускают исключения из положений принципа равного избирательного права. Например, в целях сохранения свободы выборов допустимо ограничение прав должностных лиц участвовать в осуществлении предвыборной агитации и др.

6. Определяющей чертой принципа равного избирательного права является то, что он порожден общеотраслевым принципом формального равенства и, соответственно, принципом равенства участников избирательного процесса. В соотношении с указанными принципами принцип равного избирательного права является конкретизирующим, т. к. он развивает их положения. В силу этого принцип равного избирательного права рассматривается не как основополагающий, а как один из универсальных принципов.

7.На подготовительных стадиях избирательного процесса равенство избирательных прав граждан обеспечивается:

установлением единого порядка назначения выборов; введением особых правил, исключающих «двойной учет» избирателей; наделением граждан равными правами участвовать в уточнении списков избирателей; установлением запрета проведения куриальных выборов; установлением правила о «нарезке» округов примерно равных по численности избирателей; соблюдением правила о доступности избирательных участков; наделением кандидатов равными правами назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

8. На стадиях проведения избирательной кампании равенство избирательных прав граждан обеспечивается:

введением запрета баллотироваться кандидату в нескольких округах одновременно; соблюдением равных прав и возможностей граждан участвовать в выдвижении кандидатов и финансировании выборов, получать и распространять информацию о выборах, в том числе, осуществлять предвыборную агитацию; установлением гарантий равенства фактических возможностей кандидатов (необходимо определить максимальные размеры расходов из избирательных фондов, предоставить бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь в государственных и муниципальных СМИ и др.).

9. Равенство избирательных прав граждан на заключительных стадиях избирательного процесса обеспечивается:

наделением граждан равными правами и возможностями участвовать в голосовании, наблюдении за его проведением; установлением равной процедуры голосования (голосование должно быть проведено в один и тот же день допустимым в федеральном законе способом); наделением кандидатов равными правами назначать наблюдателей; использованием избирательных систем, которые не допускают чрезмерной «потери голосов»; закреплением равных средств защиты избирательных прав граждан.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседании кафедры конституционного и финансового права Пермского государственного университета. Основные выводы диссертации были опубликованы в статьях, обсуждены на конференциях, апробированы в ходе ведения занятий в Пермском государственном университете и в Западно-Уральском институте экономики и права.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Содержание принципа равного избирательного права

 

В философии категория принцип (от лат. principum) обычно используется для обозначения первоосновы, исходных начал какого-то явления[1]. Именно поэтому в теории права под принципом часто понимаются исходные положения, руководящие начала, пронизывающие всю систему права, определяющие деятельность органов государства, выражающие сущность права как социального регулятора[2]. Принципы пронизывают саму «материю» права, будучи прямо не закрепленными ни одним нормативным актом. В то же время принципы могут закрепляться и источниками права – конституциями, декларациями, законами.

Согласно общепризнанной точке зрения, принципы права образуют целостную систему. Так, выделяют следующие группы принципов: общие (общеотраслевые), межотраслевые, отраслевые, а также принципы подотраслей, институтов[3]. Между этими группами существует устойчивая связь, нельзя игнорировать положения общеотраслевых принципов при рассмотрении, например, принципов отрасли, институтов и др. Поэтому выявление содержания принципа равного избирательного права не может быть установлено вне системной связи этого принципа с иными принципами российского права. В рамках данной работы следует выявить специфику принципа равного избирательного права по сравнению с общеотраслевым принципом формального равенства, а также с другими принципами избирательного права. Это позволит определить значение данного принципа, его место в системе принципов российского права в общем и в системе принципов избирательного права в частности.

В современной отечественной юридической науке признается, что принцип равного избирательного права «порожден» общеотраслевым принципом формального равенства[4]. Более того, некоторые международные акты[5], решения российских[6] или иностранных судов[7] содержат аналогичные выводы.

Принцип формального равенства в науке теории права понимается по-разному. В основном, ученые считают, что данный принцип означает установление равенства всех перед законом и судом, предоставление равного права на защиту закона независимо от национального, социального происхождения и др. обстоятельств, недопустимость ограничения прав человека по этим признакам[8].

О равенстве перед законом говорит также статья 6 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.[9], статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Однако значение формулировки «равенство перед законом» в этих актах не раскрывается.

Ответ на этот вопрос содержится в науке. Ряд ученых считает, что равенство перед законом означаетустановление равенства юридических статусов [10] (равенство всех его составляющих - равенство прав и обязанностей, равенство оснований привлечения к юридической ответственности, равную (всеобщую) правосубъектность) [11] граждан (индивидуальных субъектов) и их объединений, юридических лиц и т. д. (коллективных субъектов).

Следовательно, качества субъекта (возраст, пол, социальное происхождение и др.) не должны влиять на определение его прав и обязанностей, статуса. Например, Французская декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. в статье 6, посвященной принципу формального равенства, указывает, что «граждане равны перед законом», независимо от того «защищает он или карает»[12]. Статья 7 Всеобщей декларации прав человека также провозгласила, что принцип формального равенства означает, в том числе, и равную защиту закона. Под гарантиями в науке конституционного права традиционно понимается совокупность различных форм, методов, способов осуществления прав, их охраны и защиты [13]. Исходя из этого, следует, что формальное равенство субъектов будет соблюдаться только в том случае, когда ко всем субъектам права равным образом применяются гарантии (в том числе и судебные).

Принцип формального равенства закреплен и Конституцией Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (далее – Конституция РФ)[14]. В статье 19 содержатся следующие положения: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

О равенстве статусов Конституция РФ в статье 19 прямо не говорит, она устанавливает равенство перед законом. Однако Конституционный Суд РФ в ряде своих решений изложил следующую правовую позицию: конституционная формулировка «равенство перед законом» означает равенство прав, обязанностей граждан, оснований привлечений их к юридической ответственности и др.[15] В силу этого согласимся с точкой зрения судьи Конституционного Суда РФ М. В. Баглая, изложенной им в Особом мнении, что принцип формального равенства устанавливает равенство правовых статусов [16]. Более того, Суд в Постановлении №7-П от 27 апреля 2001 г. разъяснил, что статья 19 Конституции РФ устанавливает и равенство статусов юридических лиц. Таким образом, официально признается, что в России закреплен принцип формального равенства, устанавливающий равенство статусов граждан и коллективных субъектов.

Нарушение равенства в науке конституционного права традиционно называют дискриминацией. Термин «дискриминация» закреплен в статье 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Под дискриминацией понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах[17]прав человека и основных свобод в политическойэкономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни[18]. Следовательно, в целях недопущения дискриминации должны быть установлены равные процедуры реализации прав, исполнения обязанностей, также - равное регулирование отношений в одинаковых обстоятельствах[19]. В теории права традиционно под правовым режимом понимается система регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения, формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации[20]. Из этого можно сделать вывод, что принцип формального равенства требует установления равного правового режима.

Таким образом, мы приходим к важному выводу: формальное признание равенства статусов должно сопровождаться также установлением равного правового режима. В противном случае равенство граждан и организаций перед законом не будет соблюдаться. Например, длительное время в США действовал принцип «равное, но раздельное», существовала сегрегация, отсутствовал равный правовой режим. В Америке формально признавалось равенство прав белого и чернокожего населения, но не устанавливались единые и равные правила реализации этих правомочий. Так, специально предусматривались места в автобусах, вагоны в поездах, театры, иные культурные заведения для афроамериканцев. Только в 1955 г. Верховный Суд США признал правило «равное, но раздельное» противоречащим принципу формального равенства[21].

С другой стороны, допустимы определенные исключения (специальные правила), которые не признаются дискриминацией. Эти исключения обычно вводятся в тех случаях, когда субъекты в силу тех или иных объективных (не зависящих от их воли) причин не имеют фактической возможности реализовать имеющиеся у них субъективные права[22]. Видимо, поэтому в некоторых международных договорах требования об установлении равенства фактических возможностей называются гарантиями фактического равенства[23]. Примеров гарантий, обеспечивающих фактическое равенство, достаточно много.

Например, во многих государствах от военной службы по призыву освобождены женщины[24]. Это вполне разумно: несение военной службы связано с определенными физическими нагрузками, которые могут причинить вред организму женщин. В силу объективных причин (особенностей организма) выполнение женщинами обязанности в виде службы в армии невозможно.

В целях сохранения фактического равенства закон может не только наделять определенных субъектов дополнительными правами, освобождать их от обязанностей[25]. Наоборот, на некоторые категории субъектов могут налагаться дополнительные обязанности, обременения. Так, гражданским законодательством предусматривается, что лица, осуществляющую предпринимательскую деятельность, в отличие от обычных граждан, возмещают причиненные убытки по гражданским договорам независимо от вины[26]. В силу этого предусмотрены и особые правила привлечения этих субъектов к юридической ответственности и др. Эти специальные правила связаны с объективными характеристиками отдельных субъектов, спецификой их деятельности. К тому же надо учитывать, что правовые статусы обычных граждан и предпринимателей неравны. Гражданин, приобретая статус индивидуального предпринимателя, получает в дополнение к общему для всех граждан статусу новые возможности, позволяющие заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Вместе с новыми правами он принимает на себя и связанные с ними ограничения.

Придерживаясь этих аргументов, Конституционный Суд РФ в Постановлении №7-П от 27 апреля 2001 г. признал допустимым установление специальных правил привлечения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к юридической ответственности. Суд указал, что такие различия допустимы, но они должны основываться на объективных характеристиках различных категорий субъектов; внутри группы однопорядковых субъектов должно соблюдаться равенство (пункт 1.2 мотивировочной части Постановления).

В итоге, можно сделать вывод, что принцип формального равенства требует установления равенства правовых статусов субъектов права, а также - равенства правового режима [27]. При этом допустимы исключения, если они, в частности, обеспечивают сохранение фактического равенства[28].

Принцип формального равенства одновременно является общеотраслевым принципом и принципом конституционного права. Эта специфика обусловлена характеристикой конституционного права как базовой отрасли российского права[29]. Избирательное право является подотраслью конституционного права[30]. Следовательно, принцип равного избирательного права, являясь «генетическим потомком» принципа формального равенства, должен развивать его положения.

Принцип равного избирательного права закреплен в ряде важнейших международных документов. При этом, в основном, используется формулировка «равное избирательное право». В частности, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее – Конвенция СНГ) от 7 октября 2002 г.[31] (статья 3), Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (пункт «b» статьи 25), Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (часть 3 статьи 21), содержат такую формулировку.

Впрочем, Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г.[32] (статьи 1 и 2) и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 сентября 1979 года (статья 7) содержат формулировки «право на равных условиях голосовать и быть избранными в публично избираемые органы». В тексте Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ред. от 11 мая 1994 г.)[33] нет упоминания о принципе равного избирательного права, однако, рассматривая дело «Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии», Европейский Суд по правам человека признал существование в европейском праве принципа «равенства всех граждан при осуществлении ими права голоса и права выставлять свою кандидатуру на выборах»[34]. Таким образом, Европейский Суд установил, что эта Конвенция все же устанавливает равенство избирательных прав граждан.

В законодательстве зарубежных государств формулировка «равное избирательное право» встречается не так часто. Так, Федеральный закон ФРГ о выборах от 7 мая 1956 г. закрепляет принцип «равных выборов»[35], в Италии же установлен принцип «равного голосования»[36].

В России, наоборот, используется формулировка «равное избирательное право». Так, в части 1 статьи 81 Конституции РФ указано, что выборы Президента РФ проводятся на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайного голосования. При этом в Конституции РФ прямо не указано, что данные принципы должны применяться при проведении любых выборов. В отличие от Конституций советского периода, действующая Конституция РФ не содержит главы, посвященной основам избирательной системы[37]. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда РФ и Тульского областного суда» №10-П от 11 июня 2002 г.[38] разъяснил, что принципы избрания Президента РФ должны применяться при проведении любых выборов на территории России. Следовательно, принцип равного избирательного права является и конституционным принципом.

Содержание принципа равного избирательного права раскрывается в статье 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 г. (ред. от 24 июля 2007 г.[39], далее – Закон «Об основных гарантиях…»): граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Однако, несмотря на нормативное определение, в научной литературе нет единого подхода к пониманию принципа равного избирательного права.

Исторически первой сформировалась точка зрения, согласно которой принцип равного избирательного права означает равное право голоса[40]. Впоследствии принцип равного избирательного права интерпретируется как равное активное и пассивное избирательное право (равенство прав избирать и быть избранным, которые непосредственно реализуются на стадии проведения голосования и определения результатов выборов)[41]. Для сохранения такого равенства необходимы определенные гарантии[42] (установление равного «веса» и количества голосов, недопустимость проведения куриальных выборов, соблюдение равных юридических шансов избрания кандидатов). Избиратели имеют равное число голосов (правило «один человек - один голос»), поэтому они включаются лишь в один список избирателей. Кандидаты же имеют одинаковые юридические шансы быть избранными, поэтому они могут баллотироваться лишь в одном округе.

Перечисленные гарантии обеспечивают равное участие граждан в выборах в узком значении этого слова[43], т. е. в голосовании[44], при проведении которого непосредственно реализуются права избирать и быть избранным[45]. Данный подход можно называть «узким».

С другой стороны, некоторые ученые стали придерживаться иной точки зрения: принцип равного избирательного права закрепляет равные правовые условия участия[46] граждан в голосовании, а также в процедуре выдвижения кандидатов, осуществления предвыборной агитации[47]. Данное определение, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Мы считаем, что вполне логично утверждать следующее: равное участие граждан должно быть установлено не только в перечисленных избирательных действиях, а во всем избирательном процессе [48] (т. е. в выборах в широком значении этого слова[49]). Это выражается в установлении равенства избирательных прав, а также – равного порядка их реализации на каждой стадии избирательного процесса.

В силу этого необходимо не только установить гарантии равенства голосов избирателей, требуется предусмотреть равные права граждан участвовать во всем избирательном процессе (равные права участвовать в предвыборной агитации, наблюдении за выборами и др.). Данный подход предполагает значительный объем гарантий, его можно называть «промежуточным», поскольку в настоящее время появилось более емкое понимание принципа.

А именно: некоторые авторы считают, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство не только избирательных прав (на этом основывается «промежуточный» подход), но и иных элементов правового статуса: равную (всеобщую) правосубъектность, равные обязанности[50], равные основания привлечения к юридической ответственности[51] индивидуальных и коллективных участников избирательного процесса[52]. Определенная логика в таком подходе присутствует – формулировка «равное участие в выборах» означает установление равных правил участия в избирательных правоотношениях. Следовательно, данная формулировка может означать установление равенства не только избирательных прав, но и обязанностей, оснований привлечения к ответственности и др. Причем необходимо соблюдать равенство не только граждан, но и их объединений (партий). Этот подход можно называть «широким».

Международно-правовые акты, в целом, придерживаются «узкого» подхода. Такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах определение принципа равного избирательного права не содержат. Анализ положений указанных актов позволяет сделать вывод, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство избирательного права, реализуемого на стадии проведения голосования и определения результатов выборов. Этой цели и служат определенные гарантии (например, соблюдение равного количества и «веса» голосов и др.).

Согласно точке зрения разработчиков указанных документов, не требовалось включения в текст норм-дефиниций, так как категория «принцип равного избирательного права» не требует дополнительного разъяснения. С другой стороны, не всегда ясно, о равенстве какого права идет речь (только активного или активного и пассивного)?

Подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств в 1962 г. произвела толкование положений Всеобщей декларации прав человека и указала, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство активного и пассивного избирательного права[53]. В то же время некоторые международные акты отграничивают принцип равного избирательного права от принципа равенства кандидатов. Считается, что равенство пассивного избирательного права устанавливается принципом равенства кандидатов, а не принципом равного избирательного права[54].

С другой стороны, анализ положений статьи 3 Конвенции СНГ позволяет сделать вывод, что принцип равного избирательного права означает установление равных прав и возможностей граждан участвовать как в голосовании, так и в отдельных избирательных действиях (в пунктах 4-5 содержатся положения о соблюдении равенства прав кандидатов при проведении избирательной кампании). Т. е. данная Конвенция основана на «промежуточной» точке зрения.

Стоит также отметить, что в последнее десятилетие в некоторых международных рекомендательных актах нашли свое воплощение и определенные положения «широкого» подхода. Так, иногда в состав положений принципа равного избирательного права включают требования об установлении равенства политических партий. Например, Свод рекомендуемых норм при проведении выборов, одобренный в 2003 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы[55], в разделе 2, посвященном принципу равного избирательного права, устанавливает равное право голоса, равенство прав и возможностей избирателей, кандидатов и партий участвовать в выборах.

Многие зарубежные государства придерживаются традиционного «узкого» подхода. Причем в законодательных актах некоторых государств закреплено, что принцип равного избирательного права определяет только равенство активного избирательного права. В законодательстве зарубежных государств, как правило, определения принципа равного избирательного права нет. Но анализ законодательных положений некоторых нормативных актов позволяет сделать вывод, что под равным избирательным правом понимается только установление равного права голоса[56]. Положения о равенстве пассивного избирательного права, с точки зрения зарубежного законодательства, – сфера действия иного принципа, принципа равенства кандидатов.

В России, наоборот, наблюдается постепенный отход от традиционного «узкого» подхода. При этом еще в законах советского периода (в Законе «О выборах в Верховный Совет РСФСР» от 8 августа 1978 г.[57], в Законе «О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 г.[58], в Законе «О выборах народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 г.[59]) принцип равного избирательного права устанавливал равенство активного избирательного права (равные возможности избирателей участвовать в голосовании). Такое же понимание принципа было закреплено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» №56-ФЗ от 6 декабря 1994 г.[60] Впоследствии законодатель существенно изменил определение (принцип равного избирательного права требует соблюдения равного участия в выборах всех граждан).

К сожалению, в законе не уточнено, означает ли это установление равенства только избирательных прав (на этом основывается «промежуточный» подход) или всего правового статуса (прав, обязанностей, оснований возникновения правосубъектности и др.– на этом основывается «широкий» подход)?

В некоторых решениях Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ содержится ответ на этот вопрос. Так, в Постановлениях №26-П от 17 ноября 1998 г. и №10-П от 11 июня 2002 г. Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равного избирательного права (равенства избирательных прав граждан[61]) устанавливает равную защиту закона (в том числе, равную эффективную судебную и внесудебную защиту) избирательных прав граждан без всякой дискриминации по какому бы то ни было обстоятельству[62].

Как мы выяснили ранее, формулировка «равная защита закона» означает, в том числе, соблюдение равных процедур реализации и защиты прав. Следовательно, равенство избирательных прав граждан обеспечивается равенством процедур реализации и их защиты[63]. Также Суд считает, что гарантией равенства является наличие единого регулирования избирательных правоотношений (в Законе «Об основных гарантиях…» установлены единые нормы, которые применяются при проведении любых выборов [64]).

Следует также иметь в виду, что принцип равного избирательного права допускает в исключительных случаях установление различного порядка участия отдельных категорий граждан в выборах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.038 с.)