Стадия финансирования выборов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия финансирования выборов.



Принцип равного избирательного права требует установления равных прав и фактических возможностей граждан участвовать в избирательном процессе. Именно поэтому на стадии финансирования выборов допускается применение специальных мер, обеспечивающих фактическое равенство кандидатов. Во-первых, во многих государствах предусматриваются правила об установлении предельных размеров расходов из средств избирательных фондов[249], тем самым законодатель ограничивает возможности экономически «сильных» кандидатов. Во-вторых, широко распространено определение максимальных сумм пожертвований[250], максимального размера собственных средств, которых кандидат может использовать в ходе кампании[251]. Также достаточно часто практикуется государственная поддержка кандидатов[252]. Причем эти средства могут предоставляться и на условно возвратной основе – при получении определенного числа голосов они не возвращаются. Иногда государство не финансирует проведение кампаний, а компенсирует затраты наиболее успешным кандидатам[253].

Российское право восприняло зарубежный опыт. В частности, законом закрепляется равенство прав граждан делать пожертвования в избирательные фонды. Закон «Об основных гарантиях…» также предусматривает и специальные меры, обеспечивающие фактическое равенство кандидатов. Так, определено, что избирательные фонды кандидатов могут создаваться только за счет собственных средств кандидата; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; а также средств, выделенных кандидату соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. В России в соответствующих законах устанавливаются и предельные размеры указанных источников формирования избирательных фондов кандидатов, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Перечисленные выше ограничения должны по мысли законодателя обеспечить равные, состязательные, свободные, справедливые выборы[254].

Анализ избирательного законодательства выявил следующий пробел: Закон «Об основных гарантиях…» не установил максимальный размер расходов из средств избирательных фондов. На наш взгляд, принцип равного избирательного права должен гарантироваться установлением единых для всей России рамочных норм. В данный момент региональным законом может быть установлен чрезмерно большой размер расходов. В этом случае данная мера потеряет свое значение гарантии равенства фактических возможностей. Следовательно, установление на федеральном уровне максимального размера расходов при проведении любых выборов позволит соблюсти равенство избирательных прав. Поэтому мы предлагаем закрепить в законе следующее положение: предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата устанавливается соответствующим законом, но она не может превышать суммы, исчисляемой из расчета 10 рублей на одного избирателя. Эта пропорция основана на положениях части 3 статьи 66 (в данный момент эта норма утратила юридическую силу) Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №175-ФЗ от 20 декабря 2002 г., устанавливавшей размер расходов кандидатов - одномандатников на уровне 6 миллионов рублей (самым многочисленным одномандатным избирательным округом был округ №174, в котором проживало 752 тыс. избирателей)[255]. В качестве образца можно использовать и иные положения этого Закона и установить, что предельные размеры источников формирования избирательных фондов устанавливаются соответствующим законом, но в любом случае собственные средства кандидата не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов; средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, не могут превышать 50%; добровольные пожертвования граждан и юридических лиц не могут превышать соответственно 5 и 50 процентов.

Отечественный законодатель установил, что необходимо предоставлять избирательными комиссиями денежные средства кандидатам лишь при специальном на то указании федерального или регионального закона (Закон «О выборах Президента…» такое разрешение не содержит). Кандидатам затраты на проведение избирательной кампании в этом случае не компенсируются (опыт ФРГ российский законодатель проигнорировал). В законах большинства субъектов РФ также не устанавливается, что при проведении региональных и муниципальных выборов будет применяться эта важная гарантия сохранения фактического равенства кандидатов. С другой стороны, в России осуществляется государственная поддержка партий[256]. Поддержка партий обусловлена, в том числе, целями сохранения фактического равенства между избирательными объединениями[257]. Почему эта поддержка не установлена в качестве обязательной для кандидатов?

Налицо неравный подход к регулированию избирательных отношений в зависимости от типа субъектов (индивидуальный или коллективный). На наш взгляд, необходимо создавать гарантии для сохранения равенства фактических возможностей вне зависимости от типа участника избирательного процесса, вне зависимости от вида выборов. Необходимо закрепить в федеральном Законе «Об основных гарантиях…» правило, что кандидату, осуществляющему финансирование своей избирательной кампании, средства выделяются соответствующими комиссиями при проведении любых выборов [258]. Конечно, в этом случае повышаются затраты на проведение выборов. Но вполне допустимо предоставлять денежные средства на условно возвратной основе: в том случае, если кандидат наберет менее установленного количества голосов (скажем, менее 3 процентов), то он обязан их возвратить[259]. Процедура последующей компенсации расходов наиболее успешным кандидатам (получившим более 10% голосов, такой порядок ныне применяется в ФРГ) также способна соблюсти равенство возможностей кандидатов, целесообразно ее использовать только при проведении региональных и муниципальных выборов[260].

Размер поддержки кандидатов должен быть равен размеру государственного финансирования партий. Поэтому предлагается зарегистрированным кандидатам выделять денежные средства в установленном соответствующим законом размере, который не может быть менее 5 рублей, умноженных на число подписей избирателей, необходимых для регистрации в данном избирательном округе. В случаях использования механизма последующей компенсации расходов, эти средства должны предоставляться в размере, установленном соответствующим законом, но он не может быть менее 5 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных соответствующим кандидатом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.169.83 (0.005 с.)