Комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине



 

Формирование представлений о цвете и форме

Упражнение 1. На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребенку предлагается предмет и дается инструкция: «Найди точно такую же чашку (куклу, машинку и т.д.)». Коли­чество предметов в наборе постепенно увеличивается от 3 до 6. Закрепляются представления о тождестве: такой — другой, оди­наковые—разные.

Упражнение 2. На столе раскладываются в беспорядке оди­наковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков. Ребенок должен помочь Маше-растеряше подобрать пару к каждому предмету.

Упражнение 3. Берутся 4 набора кубиков разного цвета. Ре­бенку предлагается построить башню вместе с взрослым. Взрослый начинает строить и комментирует свои действия: «Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, крас­ных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Взрослый подводит итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом строится каж­дый последующий этаж.

Упражнение 4. Ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки. Затем ребенку дается комплект разноцветных квадратиков и предла­гается закрыть ими окошки в домиках. Взрослый комментирует действия ребенка, называя цвет квадратиков и домиков, обра­щает внимание на то, что они подходят по цвету.

Упражнение 5. Ребенку предъявляется карта, на которой изображены цветные колечки, вырезанные внутри. Ребенок должен подобрать кружочки такого же цвета и вложить их в тра­фаретки.

Упражнение 6. Ребенку предъявляется карта, на которой на-

рисованы разноцветные колобки. Ребенок должен подобрать

дорожку, по которой покатится каждый колобок. Если ребенок

уже ориентируется в цветах, взрослый говорит: «Это желтый

колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета».

Упражнение 7. Ребенку выдаются шарики, одинаковые по размеру, но разные по цвету. Ребенок должен разложить шарики в разные коробки в зависимости от цвета.

Упражнение 8. На столе раскладываются пластмассовые зай­чики четырех основных цветов, по три каждого цвета, и волк - мягкая игрушка. Ребенку предлагаются четыре коробочки-до­мика, по одной каждого цвета. Надо помочь зайчикам спря­таться от волка. Одинаковые зайчики должны быть спрятаны в домики такого же цвета.

Упражнение 9. Ребенку предлагаются палочки четырех основных цветов, перемешанные произвольно, которые нужно сгруппировать по цветам и разложить на столе.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя вни­мание на цвете, форме и размере.

Упражнение 10. Дляупражнения нужны листы белой бума­ги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти и розетки для красок. Рекомендуется вначале показать ребенку растение, обращая внимание на цвет листьев. Потом дать ребенку розетки с красками и предложить найти ту, которая похожа на цвет лис­точков. Затем предложить малышу сделать несколько мазков на листе.

Упражнение 11. «Елочки и грибочки». Используют коробки, в которых отобраны по десять элементов зеленой и красной, желтой и синей мозаики. Ребенку показывают мозаику и объ­ясняют, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Затем показывают элементы красной мозаики. Такого цвета бывают грибочки. На панели размещают «елочку», потом «грибочек», потом снова «елочку» и т.д. Действия могут сопровождаться |словами: «Елочки нарядные стали в рядок, а за каждой елочкой красненький грибок».

По мере усвоения задание усложняется, ребенку предлагает­ся выбрать три цвета из четырех и т.д.

Упражнение 12. Отбираются предметы одинакового цвета, но разной формы (квадрат, круг, треугольник). Ребенок должен разложить предметы в разные коробки в зависимости от формы.

Упражнение 13. Используются картонные карточки-трафа­реты, на которых вырезаны силуэты геометрических фигур и комплект фигур-вкладышей. Ребенка просят помочь Незнайке закрыть окошки. Сначала предлагаются фигурки одного цвета. Затем ребенку можно дать фигурки разного цвета. Подбирать их он должен только по форме.

Упражнение 14. Ребенку предлагаются карточки с изображе­нием предметов сервиза: чашек, блюдец, сахарницы. Всего три сервиза. Каждый сервиз украшен геометрическим орнаментом из кругов, квадратов, треугольников. Ребенок должен собрать на стол предметы с одинаковыми орнаментами.

Упражнение 15. Предлагаются три шнурка и бусины разной формы, но одного цвета и величины. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинаковой формы.

Упражнение 16. Предлагаются три шнурка и бусины разного цвета, но одной формы и величины. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинакового цвета.

Упражнение 17. Выкладывание мозаики одного цвета, но разной формы. В ряд выкладывается мозаика одной формы.

Упражнение 18. Подготавливается набор из однотонных гео­метрических фигур: 6 овалов, 6 кругов, 6 квадратов, 6 прямо­угольников, а также 5 коробочек, на стенках которых наклеена определенная геометрическая фигура. Ребенку дается задание разложить фигурки по коробочкам.

Упражнение 19. Игра в тень. Ребенок должен подобрать к предмету его тень.

Формирова ни е представлений о величине

Упражнение 20. Ребенку предлагают разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера.

Упражнение 21. Предлагаются три шнурка и бусины разной величины, но одного цвета и формы. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинаковой величины.

Упражнение 22. На столе выкладываются комплекты матре­шек и коробочки-домики для них. Ребенок выбирает себе мат­решку и сажает ее в подходящий по величине домик.

Упражнение 23. На столе раскладываются куклы разной ве­личины и коробка с кукольной одеждой. Ребенку нужно вы­брать одежду, подходящую кукле по размеру. Взрослый сопро­вождает действия ребенка фразами: «Это пальто большое, а это поменьше» и т.д.

Упражнение 24. Из картона вырезаются фигурки трех медве­дей, различные по величине, квадраты трех размеров, банки с медом, яблоки. Ребенку нужно подобрать для каждого медведя подходящий по величине стол и разложить угощение. Взрослый сопровождает действия ребенка речью.

Упражнение 25. Изготавливается набор фигурок ежиков и яб­лок разной величины. Ребенку предлагается разместить ежиков на дорожке в ряд и каждому подобрать яблоко подходящего раз­мера. После этого взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и размещает ежиков, начиная ряд с самого маленького. Когда ре­бенок откроет глаза, ему предлагается собрать яблоки, которые ежики растеряли. Все действия сопровождаются речью взрос­лого: «Самому большому ежику — самое большое яблоко» и т.д.

Упражнение 26. Из картона изготавливается набор фигурок лыжников разного роста и набор лыж. Ребенок должен подоб­рать для каждого лыжника лыжи.

Упражнение 27. Ребенку даются палочки разной величины. Нужно воткнуть палочки в пластилин, построить большой и ма­ленький заборы. Все действия сопровождаются речью взрослого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.006 с.)