ТОП 10:

Система Психолого-логопедическое обследование детей в возрасте 2—3 лет



1.

Общая моторика: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Удержание головы  
Самостоятельное сидение  
Удержание вертикального положения стоя (у опоры/самостоятельно)  
Ходьба с поддержкой  
Самостоятельная ходьба  

Дополнительные сведения:

2.

 

Функциональные возможности кистей рук: Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Направление руки к предмету, кисть, сжатая в кулак  
Захват предмета, его удержание в руке  
Произвольное опускание предмета  
Простейшие манипуляции с предметом  
Свободное манипулирование предмета­ми  
Дифференцированные движения пальцев рук  

Дополнительные сведения:

3.

 

 

Навыки самообслуживания(при прие­ме пиши, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены): Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
До После
Полное отсутствие навыков  
Частичное владение навыками  
Владение навыками с небольшой по­мощью взрослого  
Самостоятельное владение навыками  

Дополнительные сведения:

4.

 

Контакт (эмоциональный, жесто-во-мимический, речевой): Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
В контакт не вступает  
Контакт формальный  
В контакт вступает не сразу, с боль­шим трудом. Не проявляет в нем заин­тересованности  
Контакт избирательный  
Легко и быстро устанавливает контакт  

Дополнительные сведения:

5.

Эмоциональная сфера: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Пассивный, вялый, инертный  
Повышенная эмоциональная возбуди­мость, раздражительность  
Колебания настроения, эмоциональ­ная лабильность  
Активный, бодрый, эмоциональный  

Дополнительные сведения:

6.

Средства общения: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Общение слабо выражено и реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком  
Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса  
Общение посредством дифференциро­ванного голоса, мимики, выразитель­ного взгляда, аморфных слов-корней, жестов  
Речевые средства (различные высказы­вания)  

Дополнительные сведения:

 

7.

Понимание обращенной речи: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Не понимает обращенную речь  
Понимание обращенной речи ограни­ченное, ситуативное  
Понимание обращенной речи на бы­товом уровне  
В полном объеме  

Дополнительные сведения:

8.

 

 

Углубленное исследование имперссив-нойречи (указывается уровень понима­ния ребенком обращенной речи в за­висимости от возраста ребенка): Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
До После
I уровень — выражено речевое внима­ние, прислушивается к голосу, адекват­но реагирует на интонации, узнает зна­комые голоса. (Этот уровень здоровый (ребенок проходит в возрасте от 3 до 6 [Месяцев.)  
[II уровень — понимает отдельные инст­рукции в знакомых словосочетаниях, [подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Где па­та?», «Дай ручку», «Нельзя!» и т. д. Этот уровень здоровый ребенок прохо­дит в возрасте 6—10 месяцев).  
[III уровень — понимает названия от­дельных предметов и игрушек: а) понимает только названия предме­тов и игрушек (10—12 мес); б) узнает их на картинках (12—14 мес); в) узнает их на сюжетной картинке 1(15-18 мес.)  
[IV уровень — понимает названия дей­ствий в различных ситуациях («Пока­жи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.): а) понимание двухступенчатой инст­рукции (2 года). («Пойди в кухню, при­неси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.);  

161 ГЛАВА III

Окончание табл.

 

 

Углубленное исследование имперссив-ной речи(указывается уровень понима­ния ребенком обращенной речи в за­висимости от возраста ребенка): Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
До После
б) понимает значение предлогов в при­вычной, конкретной ситуации, начи­нает понимать вопросы косвенных падежей. («На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д.) — 2 года 6 мес; в) установление первых причин­но-следственных связей (2 года 6 мес.)    
V уровень — понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 мес. — 3 года): а) со зрительной опорой; б) без зрительной опоры.  
VI уровень — понимает значение слож­ноподчиненных предложений, пони­мает значение предлогов в конкрет­ной, привычной ситуации (к 4 годам).  

Дополнительные сведения:

Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и ми­мику и как он пытается их использовать в общении с окружаю­щими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента.

9.

Понимание жестов и мимики: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Не понимает жестов  
Понимает конкретные жесты (напр.: показ подушки, чтобы показать «пора спать», или прикосновение к стулу с просьбой на него сесть)  
Понимает кивки, указания пальцем Понимает простую мимику  
Понимает более сложные жестовые и мимические движения (напр.: разме­шать сахар в чашке, причесать волосы и т.д.)  

Дополнительные сведения:

 

Понимание выражения лица: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Не смотрит в лицо  
Непонимание выражения лица  
Понимание преувеличенных выражений  
Понимание всех выражений (в том числе легкое нахмуривание или под­нятие бровей)  

Дополнительные сведения:

Понимание символических жестов: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Необращает внимание на жесты  
Не понимает, что кивок означает «да», апокачивание головы — «нет»  
Иногда понимает  
Всегда понимает  

Дополнительные сведения: 10.

Использование жестов и мимики: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл IIобслед.
  До После
Не использует жесты  
Показывает нужды конкретной де­монстрацией (берет пищу из тарел­ки), показывает желание прикосно­вением к объекту  
Показывает объекты на расстоянии, показывает простые нужды (напр.: показывает, что хочет пить)  
Использует сложную мимику и жесты  

Дополнительные сведения:

 

Использование выражения лица для общения с окружающими Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Лицо вседа без выражения  
Есть некоторые выражения  

Окончание табл.

 

Использование выражения лица для общения с окружающими Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Ясная и частая смена выражения лица  
Выражение адекватное ситуации  

Дополнительные сведения:

 

Использование символических жестов: Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Никогда не кивает, чтобы выразить «да», и не качает головой, чтобы вы­разить «нет»  
Иногда кивает и качает головой, чтобы выразить «да» и «нет»  
Использует эти жесты в общении и ясно понимает их значение  
Использует известные жесты в об­щении  

Дополнительные сведения:

Л.

Уровень развития деятельности: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Интереса к игрушкам не проявляет, в игру со взрослым не включается  
Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам, предметам  
Игрушки использует адекватно, ис­пользует предмет в соответствии с его назначением  
Предметные действия — использует предметы в соответствии с их функци­ональным назначением: а) процессуальные действия (с 1,5 лет); б) игра с элементами сюжета (с 2 лет)  

Дополнительные сведения:

12.

Запас знаний об окружающем: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Отсутствует или крайне низкий  
Строго ограничен  
Несколько снижен  
Соответствует возрасту  

Дополнительные сведения:

 

 

Состояние зрения:близорукость, даль­нозоркость, косоглазие, атрофия зри­тельного нерва, нистагм, N Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
До После
Зрительное восприятие:    
Прослеживание движущегося оптиче­ского объекта: фрагментарное/плав­ное, узнавание матери, различение близких и чужих людей  
Зрительное изучение удаленных пред­метов  
Узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредмет-ных картинках, где изображение мак­симально приближено к оригиналу  
Дифференциация игрушек и одно-предметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображени­ем) - с 1,5 лет  
Рассматривание и узнавание предме­тов, игрушек на предметных и сюжет­ных картинках — с 1,5 лет  
Соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет)  
Различение (выделение по слову) пред­метов по цвету, форме, величине (с 2 лет)  
Знание и называние цвета, формы, ве­личины предмета (с 2—2,5 лет)  

Дополнительные сведения:

14.

Состояние слуха:снижение слуха, N Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Слуховое восприятие:    
Локализация звука в пространстве  
Дифференциация тембровой окра­ски и интонации голоса  
Узнавание своего имени, различение строгой и ласковой интонации голо­са взрослого  
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Ребенок плохо сосредотачивается, с тру­дом удерживает внимание на объекте  
Внимание неустойчивое, поверхност­ное, быстро истощается  
Внимание достаточно устойчивое  
Длительность сосредоточения и пере­ключения внимания по возрасту  
         

Дополнительные сведения:

18.

 

Характеристика собственной речи (экспрессивная речь): Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Полное отсутствие звуковых и словес­ных средств общения  
Произносит отдельные звуки, звуко-комплексы  
Произносит несколько лепетных и об­щеупотребительных слов и звукопод­ражаний  

Окончание табл.

 

Характеристика собственной речи (экспрессивная речь): Коррекнионная работа  
Балл I обслед. Балл II обслед.  
  До После  
Использует невербальные средства об­щения (выразительную мимику, жес­ты, интонацию)    
Пользуется простой фразой    
Агграматичная, неразвернутая (упро­щенная), структурно нарушенная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая струк­тура слов нарушена    
Пользуется развернутой фразой, фор­мируется лексико-грамматический строй речи    
Лексико-грамматический строй речи: Коррекнионная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
Словарный запас: До После
Лепетные слова  
Аморфные слова-корни  
Ограничены общеупотребительные слова  
Объем словаря по возрасту, достаточ­ный  
           

Дополнительные сведения:

20.

Грамматический строй: Коррекнионная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Однословное предложение (I г. 3 мес. — 1 г. 8 мес.)  
Предложение из слов-корней (1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес.)  
Формирование первых форм слов (1г. 1мес. — 2 г. 1мес.)  

Окончание табл.

Грамматический строй: Коррекнионная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Использование флексий (оконча­ний) для выражения связей слов (2 г. 1 мес. — 2 г. 6 мес), усвоение служебных слов (2 г. 6 мес. — 3 г.)  

Дополнительные сведения:

21.

Слоговая структура слов: Коррекнионная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Слова-корни  
Усечение слова  
Сохранен абрис слова (слоговой ри­сунок)  
Усвоены слова основных продуктив­ных классов  

Дополнительные сведения:

22.

Фонетический строй речи: Коррекнионная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Все звуки лишены дифференциаль­ных признаков  
Усредненность гласных: недостаток произношения свистящих, шипя­щих губно-губных, губно-зубных и среднеязычных, заднеязычных, твердых согласных  
Изолированно произносит все зву­ки, но при увеличении речевой на­грузки — общая смазанность речи  
Фонетический строй речи сформи­рован (физиологические наруше­ния) в соответствии с возрастом  

Дополнительные сведения:

23.

Фонематический слух: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Узнает неречевые звуки    
Различает высоту, силу, тембр голоса (на звукоподражаниях)    
Различает слова, близкие по звуко­вому составу (слова-паронимы)    
Различает и повторяет слоги: па-ба, та-да, ко-го, ма-на    

Критерии оценки:

0 — нет слухового внимания;

1 — дифференцирует голоса, силу, высоту, тембр голоса;

2 — различает слова-паронимы;

3 — повторяет слоги с оппозиционными фонемами

Дополнительные сведения:

24.

 

Артикуляционный аппарат: Коррекционная работа
Наличие патологической симптома­тики: Балл I обслед. Балл II обслед.
До После
Лицевая мускулатура:    
гипомимия, амимия;    
— тонус лицевой мускулатуры: спастичность, гипотония/дистония, 14;    
— сглаженность носогубных скла- , док:    
— оральные синкинезии;    
— асимметрия лица;    
— гиперкинезы мимической муску­латуры;    
Губы:    
— тонус губной мускулатуры: спастичность/гипотония/ дистония/14;    
— гиперсаливация;    

Окончание табл.

Артикуляционный аппарат: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Твердое небо: готическое низкое уплощенное.    
Мягкое небо: длинное/короткое подвижное/малоподвижное отклонение увуля;    
Язык: толстый, маленький, узкий, невыраженность кончика укорочение подъязычной связки;    
— тонус язычной мускулатуры: спастич ность/гипотон ия/ дистония/ Ы;    
—гиперкинезы языка;    
— тремор языка;    
- девиация (отклонение) языка в сторону    

Критерии оценки патологической симптоматики: О-— грубая патологическая симптоматика;

1 — выраженная;

2 - средняя;

3 — легкая

Дополнительные сведения:

 

Особенности моторики артикуляционного аппарата: Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
Движение нижней челюсти: До После
Открывание/закрывание рта, умение держать рот закрытым    
Объем движений губной мускулатуры    
Объем артикуляционных движения языка:    
— умение удержать артикуляционную позу;    

Окончание табл.

 

Особенности моторики артикуляцион­ного аппарата: Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
— способность к переключению;    
— произвольное высовывание языка;    
— подъем языка;    
— боковые отведения (вправо/влево);    
— пощелкивание;    
— облизывание губ    
Глоточный и небный рефлексы: повы­шен, понижен, нормальный    
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма (губной, хо­ботковый, поисковый, ладонно-рото-головной и др.)    
Жевание: отсутствие жевания твердой пищи, затруднение жевания, N    
Глотание: не нарушено, поперхивает-ся, захлебывается при глотании    

Критерии оценки моторики артикуляционного аппарата:

0 — грубо нарушены;

1 — неполный объем, затруднены;

2 — снижена амплитуда, нарушены качества: точность, пере-ключаемость, сила, ритмичность;

3 — в полном объеме, точные

Дополнительные сведения:

26.

 

Мелодико-интонационная сторона речи:просодия Коррекционная работа
Балл 1 обслед. Балл 11 обслед.
Интонации: До После
— темп речи (тахилалия, брадилалия, запинки, заикание);    
— паузы;    
— тембр;    

Окончание табл.

 

Мелодико-интонационная сторона речи:просодия Коррекционная работа
Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
— мелодика повествовательная, воп­росительная, восклицательная;    
— логическое ударение;    
— сила голоса;    
— высота голоса;    
— модуляция голоса;    
— полетность голоса;    
— ритм голоса (скандированный, растянутый);    
— координация носового и ротового дыхания;    
— фонационное дыхание;    
— дикция    

Критерии оценки просодии:

0 — отсутствие средств просодии;

1 — наличие элементов средств просодии;

2 — недостаточность средств просодии;

3 — в пределах возрастной нормы

Дополнительные сведения:

27.

Разборчивость речи: Коррекционная работа
  Балл I обслед. Балл II обслед.
  До После
Речь понимает только мать  
Речь невнятная, малопонятная для окружающих  
Разборчивость речи несколько сни­жена, речь нечеткая  
Разборчивость речи не нарушена  

Дополнительные сведения:

 

Ниже приводим пояснения к характеристикам средств про­содии:

Интонация

В понятие интонации включается темп речи (степень ско­рости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска челове­ческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (че­редование повышений и понижений голоса, логическое ударе­ние и словесное ударение).

Мелодика

Она фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуко­вая организация речи должна быть органически связана с со­держанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотреб­ление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная — резкое понижение го­лоса на последнем ударном слоге; вопросительная — повыше­ние голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная — свидетельствует об эмоциональ­ном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Темп речи

Это важнейший компонент интонации. Темп — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального на­строя говорящего.

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленно­го внимания, что вызывает утомление.

Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи опре­деляется содержанием текста.

Тембр

Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может из­меняться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Пауза

Особое место в интонации занимают паузы — это «незвуко­вое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Инто­национно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно раз­обрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысло­вую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяе­мую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной.

Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Сила голоса

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обес­печивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, сла­бым, либо слишком громким. Сила голоса — это величина объ­ективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голо­совых связок, степени их напряженности, а также от деятель­ности резонаторов (полости рта и носа).

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость — это управ­ляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимос­ти от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса — это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса

Это физиологическое свойство речевого голоса, управляе­мое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организованным дыханием и активной рабо­той резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожа­щим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцето-образным.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Ритм

Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому ор­ганизму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.).

В основе ритмической организации человеческой речи ле­жит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человече­ское дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно рит­мичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбива­ют речь на единицы, называемые речевыми тактами.

Таким образом, единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

Логическое ударение

Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для придания предложению точного смысла. Логическим признает­ся смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным ин­тервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения - в особой се­мантике и в мере выделения акцентируемого слова.

Следовательно, средствами выражения логического ударе­ния являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличе­ние длительности, которое достигается усилением напряжен­ности артикуляции ударного слога.

В разговорной речи логическое ударение весьма частотно: обязательно присутствует в вопросительном предложении без вопросительного слова (выделяет слово, содержащее основной смысл вопроса), часто используется в ответных предложениях.

Речевое дыхание

Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, пра­вильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочетается с па­узами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.

Полетность голоса

Это способность голоса быть слышимым на больших рас­стояниях при минимальных затратах сил говорящего или пою­щего.

Дикция

Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы арти­куляционного аппарата: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки.

Фонематические процессы разделяют на три составляющие:

1. фонематический слух;

2. фонематическое восприятие (звуковой анализ и синтез);

3. фонематические представления.

Фонематический слух — умение различать звуки родного язы­ка в потоке речи: в различном линейном порядке; в словах, близких по звучанию, но разных по смыслу (лак рак, коза коса), в норме формируется с 6 месяцев до 1 года 7 месяцев.

Фонематическое восприятие — это искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение рас­членять слышимые слова на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонемати­ческим синтезом понимается умение соединять отдельные зву­ки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мыс­ленно «составленного» из звуков.

Фонематические представления способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.

Используя балльную систему оценки сформированности психических и речевых функций у ребенка в раннем возрасте (1 год - 3 года) с ДЦП, можно спроецировать на графике про­филь развития ребенка, где будут визуально представлены наи­более нарушенные функции и выделены относительно сохран­ные, на которые и будет опираться логопед в коррекционной работе.

Предлагаем пример структуры дефекта ребенка трех лет с ДЦП, представленный на графике № 3.

График № 3

Профиль развития ребенка трех лет с ДЦП

(структура дефекта)

условная норма

"I—I—П—П—1—Г-1—I—1—I—I—Г*1—I—I I I I 1'|—I—I—Г I I

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26

 

Параметры исследования

3- условная норма

Параметры исследования  
1. Общая моторика 15. Пространственные представления
2. Возможности кистей и паль­цев рук 16. Развитие познавательной актив­ности
3. Навыки самообслуживания 17. Внимание
4. Контакт 18. Характеристика собственной речи
5. Эмоциональная сфера 19. Словарь
6. Средства общения 20. Грамматический строй
7. Понимание обращенной речи 21. Слоговая структура
8. Уровень понимания речи 22. Фонетический строй
9. Понимание жестов и мимики 23. Фонематический слух
10. Использование мимики и жестов 24. Артикуляционный аппарат: нали­чие патологической симптоматики
11. Уровень развития деятель­ности 25. Артикуляционный аппарат: осо­бенности моторики
12. Запас знаний об окружаю­щем 26. Мелодико-интонационная сторо­на речи. Просодия
13. Зрительное восприятие 27. Разборчивость речи
14. Слуховое восприятие  

Выводы

В данном разделе учебного пособия представлена скрининговая модель обследования психомоторного развития ребенка второго года жизни (шкала Гриффите). Механизм использования ее и количественно-качественный анализ результатов был описан выше в разделе 2.1. Аналогично со­ставляется график профиля психомоторного развития ре­бенка второго года жизни. Уровень актуального развития соотносится с условной нормой. График позволяет визу­ально продемонстрировать структуру дефекта и увидеть от­носительно сохранные функции.

В этом разделе учебного пособия приводится график № 2, иллюстрирующий структуру дефекта двухлетнего ребен­ка, уровень актуального развития которого отстает от нор­мативного в среднем на 6-8 месяцев, что говорит не столь­ко о ребенке группы риска, сколько о наличии серьезного отставания. Для более глубокого обследования необходимо более детальное исследование.

Нами разработана и апробируется в условиях поликли­ники система логического обследований детей третьего го­да жизни. Используется балльная система оценки 27 пара­метров, включающих внеречевую и речевую деятельность ребенка. Рекомендуемая схема может быть предложена в качестве протокола в ходе ведения обследования. Обоб­щенные результаты позволяют составить график-профиль психоречевого развития ребенка трех лет. Визуальная кар­тина структуры дефекта дает возможность спланировать комплексную программу медико-психологической и коррекционной логопедической помощи ребенку. Положитель­ная динамика может выражаться более высоким баллом в этой схеме-протоколе в графе «После» и переноситься в график, что свидетельствует об эффективности коррекционных мероприятий.







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.023 с.)