Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений



Упражнения по формированию представлений о схеме тела и лица

Упражнение 1. Взрослый читает сокращенный вариант по­тешки:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Умой глазки,

Умой ротик,

Умой носик,

Умой ушки! (совершает воображаемые действия — «умывается»).

 

При повторном чтении он побуждает ребенка к выполне­нию аналогичных действий. При наличии двигательных затруд­нений взрослый действует руками малыша.

Упражнение 2. «Покажи у куклы (мишки, зайки)». Взрослый читает потешку: Водичка, водичка! Умой кукле личико, Умой кукле глазки, Умой кукле ротик, Умой кукле носик,

Умой кукле ушки! (совершает воображаемые действия — «умывает куклу»).

При повторном чтении он побуждает ребенка к выполне­нию аналогичных действий с игрушкой. При наличии двига­тельных затруднений взрослый действует руками малыша.

Упражнения на расширение пространственных представлений

Упражнение 1. Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, лоб, нос, колено...» Затем эти дей­ствия переносятся на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши».

Упражнение 2. Те же упражнения проводятся на кукле, по­том на картинке или на фотографии, затем на рисунке.

Упражнение 3. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком и другими предметами, каждый раз называя свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок, следя за взрослым, копирует упражнения. Затем ребенок выполняет уп­ражнения по словесной инструкции.

Упражнение 4. По инструкции взрослого ребенок кладет иг­рушки в коробочку, на коробочку, под коробочку, около коро­бочки, между коробочкой и каким-либо еще предметом.

Упражнение 5. У ребенка спрашивают по картинке: «Кто ле­тит по небу? Кто под деревом? Кто на дереве? Кто рядом с де­ревом?» и т.д.

Упражнение 6. Ребенка просят выполнить ряд действий: «Сядь на стул». «Встань рядом со столом». «Залезь под стол». «Встань между стулом и кроватью» и т.д.

Упражнение 7. На прогулке просить ребенка показывать различные предметы с использованием предлогов в, на, под, из, между, около, над.

Коррещионно-логопедическая работа с детьми Упражнения на развитие конструктивного праксиса Упражнение 1. Скамья из двух кубиков и планки. Цель: учить детей делать скамью из двух кубиков и положенной по­верх них планки; понимать назначение постройки. Описание: «Матрешки гуляли долго-долго и нужно построить скамеечки, чтобы матрешки сели отдохнуть».

Упражнение 2. Ворота из двух кирпичиков и планки. Цель: учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку; понимать, что это ворота. Играть с ними, используя дополнительные игрушки. Описание: «Ку­колка проходит через ворота и идет гулять. Автомобиль проез­жает в ворота и едет дальше вместе с другими автомобилями».

Упражнение 3. Заборчик из кирпичиков или планок. Цель: учить приставлять друг к другу вертикально поставленные кир­пичики, играть с постройкой. Описание: «Цыплята убегают. Их может съесть лиса. Надо построить заборчик, чтобы они не по­пались лисе».

Упражнение 4. Диванчик из трех кирпичиков. Цель: научить сооружать диванчик, приставляя два стоящих вертикально кир­пичика к кирпичику, положенному плашмя; играть с построй­кой. Описание: «Встретились две матрешки-подружки, решили посидеть, поговорить. Где им сесть? Надо для подружек сделать диванчик».

Упражнение 5. Кроватка из трех кирпичиков. Цель: научить делать кроватку из лежащего плашмя кирпичика и двух других кирпичиков, приставленных вертикально к нему по краям. Описание: «Долго гуляли и устали мальчики и девочки, пришли домой и легли спать в свои кроватки, которые им сделали дети».

Упражнение 6. Стол и стул. Цель: учить детей строить и объ­единять по смыслу сюжета две постройки, изображающие ме­бель. Описание: «Матрешка сидит за столом, пьет молоко».

Упражнение 7. Диван и стол. Цель: учить детей строить и объединять по смыслу сюжета две постройки, изображающие мебель. Описание: «Матрешки-подружки сели за стол на диван, пьют чай».

Упражнение 8. Кровать и стул. Цель: учить детей строить и объединять по смыслу сюжета две постройки, изображающие мебель. Описание: «Кукла устала и легла. На стуле сидит мат­решка и поет ей колыбельную песню». '

Упражнение 9. Лесенка из кубиков или кирпичиков. Цель: на­учить сооружать постройку из многих деталей, играть с этой пост­ройкой. Описание: «Зайчики и матрешки прыгают по лесенке».

Упражнение 10. Домик из четырех кирпичиков и трехгран­ной призмы. Цель: научить строить из двух вертикально стоя­щих и двух лежащих на длинном ребре кирпичиков и призмы домик, играть с ним. Описание: «Матрешкам негде жить. Дети строят для них домики, они входят и смотрят в окна на детей».

Упражнение 11. Цель: показать, что пространственные отно­шения между предметами могут изменяться: предмет, который был наверху, может оказаться внизу, внутри предмета и наоборот.

Взрослый сажает ребенка напротив себя и дает ему в руки два предмета: кубик и шарик. Такие же предметы берет себе. Взрослый предлагает поиграть: «Делай как я, будь внимателен». После этого ставит шарик на кубик, проговаривая: «Шарик на кубике». Затем меняет местами — кубик на шарике. Конструк­ция становится неустойчивой, кубик падает. Ребенок выполня­ет то же самое. Потом ставят кубик и шарик рядом, проговари­вая: «Предметы рядом». Дальше меняют их местами, обращая внимание ребенка на то, что предметы все равно остались ря­дом друг с другом.

Подобные действия можно проводить с разными предмета­ми, например, прятать мелкую игрушку в привлекательную для ребенка коробочку («поиграем в прятки»); проговаривая предло­ги «на», «в», закатывать машинку под стол, диван, на кресло и т.д. При этом обязательно выделять голосом предлоги, обращать внимание на положение предметов относительно друг друга.

Упражнение 12. Цель: развивать ориентировку в ближнем пространстве, научить узнавать и уточнять значение слов «дале­ко», «близко». Одну игрушку кладут рядом с ребенком, другую -так, чтобы он ее не достал. Взрослый просит достать их, не схо­дя с места. Ближнюю игрушку ребенок берет, а дальнюю не мо­жет — она «далеко». Затем взрослый придвигает игрушку к ре­бенку и говорит: «Теперь игрушка близко, и ты можешь ее взять». То же самое можно делать за столом: тарелка близко, а ложка далеко и т.д.

Упражнение 13. «Прятки». Цель: обратить внимание на вза­имное расположение предметов, находящихся «за» и «перед», объяснить — если меньший предмет находится за большим, его не видно. Для упражнения необходимы игрушки разных разме­ров. Игрушки играют в прятки: меньшую игрушку прячем за большую, обращая внимание ребенка на то, что меньшая иг­рушка спряталась за большую. Она меньше, поэтому ее не вид--но, большая заслоняет меньшую, стоит перед ней.

Упражнение 14. Цель: учить ребенка ориентироваться в про­странстве комнаты, квартиры, последовательно ее осматривать.

Взрослый берет игрушку. Говорит ребенку, что спрячет ее, а потом вместе будут искать. Обходит комнату, обсуждая все, что видит: «Вот стол, за которым мы рисуем. Вот полка, здесь можно спрятать нашу игрушку». Потом ребенка отвлекают игрой. Через некоторое время предлагают поискать игрушку. Когда игрушка найдена, фиксируется результат: «Игрушка была на полке». Об­ходя комнату, взрослый называет направление, в котором дви­гается: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмот­рю наверх - наверху нет. Посмотрю вниз - внизу нет» и т.д.

Упражнение 15. Складывание разрезной картинки из двух частей. Берут любую картинку размером не меньше чем 10x10 см, разрезают ее пополам, показывают ребенку, как надо складывать. Затем он делает это самостоятельно.

Упражнение 16. Выкладывание различных фигур из веревки на столе. Берут отрезок веревки или толстой шерстяной нитки длиной 15-20 см. Показывают ребенку, как из веревки можно получить разные изображения: круг (мяч или солнце), квадрат (окошечко), волны, треугольник (шапочка для мишки), горку (как буква) и т.д. Затем ребенок выполняет задание самостоя­тельно. Аналогично можно использовать и две палочки, скла­дывая из них разные комбинации.

Упражнение 17. «Найди: где чья тень?» Берут несколько цветных картинок с изображением знакомых ребенку предметов (мяч, пирамида, домик, кукла и т.д.) и идентичных закрашен­ных черным цветом копий (тени предметов). Ребенку предлага­ется положить цветные изображения на черные — «найти тень».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.009 с.)