ТОП 10:

Глава ш Коррекционно-логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличем в возрасте от одного года до трех лет



Исследование психомоторного развития детей

С детским церебральным параличом в возрасте от одного года до двух лет

 

В качестве базовых методик при диагностике психомотор­ного развития детей второго года жизни, можно рекомендовать методики Г.В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрукт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), методику Гриф­фите (в переводе Кешишян, 2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционной направленности мероприятий требуется каче­ственный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л.Т. Журбы, Е.Н. Мастюковой и Е.Д. Айнгорн (1981).

Для исследования психомоторного развития ребенка второ­го года жизни приводим шкалу Гриффите (перевод Е.С. Кеши­шян, 2000, скрининговая система).

Оценка психомоторного развития проводится по каждой графе: моторика, социальная адаптация, слух и речь, глаза и ру­ки, способность к игре. Определяется, какого вида деятельнос­ти достиг ребенок и каков его балл по этой функции. Сравни­вается балл, который он набирает, с тем баллом, который он должен иметь в его возрасте. Например, в два года ребенок дол­жен иметь по моторике 51 балл, а он достиг только 43, т. е. толь­ко карабкается по лестнице. По графе «слух и речь» в два года ребенок должен иметь 51 балл, а он реально набирает только 36 баллов, что соответствует 1 году 3 месяцам.

Условно можно представить нормативы второго года жизни по шкале Гриффите в виде таблицы № 2:

Шкала психомоторного развития по Гриффите

Второй год

Месяц жизни Моторика балл Социальная адаптация балл Слух и речь балл Глаза и руки балл Способность к игре балл
Забирает­ся на одну ступеньку Кладет и выни­мает маленькие предметы из чашки во время игры Явно пытает­ся петь Любит дер­жать мелкие игрушки Среди всех игру­шек находит спрятанную иг­рушку или кубик  
  Стоит сам Пытается помо­гать при одева­нии Несколько се­кунд рассмат­ривает картин­ки в книжке Появляется разница меж­ду правой и левой рукой Вкладывает предмет в пред­назначенное для него отверстие
Ходит сам Держит чашку во время еды Откликается на свое имя Играет с мя­чиком Открывает две разные по форме коробки
  Стоит на коленях или на стуле Самостоятель­но пользуется ложкой, не про­ливая пищу Подыгрывает при считалоч-ках и стишках Укладывает кубики в ко­робку, когда его просят об этом Пытается взби­раться вверх по лестнице
Пытается взбирать­ся по лест­нице Показывает на ботиночки, что­бы их одели Пользуется четырьмя— пятью ясны­ми словами Любит дви­гать малень­кие машинки Вкладывает кру­жочки друг в дру­га
                     
              ~        
  Любит толкать иг­рушечную лошадку или коля­ску Пытается по­вернуть двер­ную ручку Выделяет оп­ределенный предмет среди множества Ставит куби­ки друг на Друга В игровой форме вынимает и кла­дет обратно ку­бики  
  Любит толкать иг­рушечную лошадку или коля­ску Пытается по­вернуть двер­ную ручку Выделяет оп­ределенный предмет среди множества Ставит куби­ки друг на Друга В игровой форме вынимает и кла­дет обратно ку­бики  
Уверенно ходит Появляются на­выки чисто­плотности Пользуется шестью-семь ю словами Лучше рисует каракули — более длин­ными линия­ми Вкладывает квадратики друг в друга  
  Наклоня­ется за иг­рушкой Хорошо пьет из наполовину на­полненной чашки Вставляет в лепет пони­маемые слова Находит за­вернутую иг­рушку Складывает два элемента пира­миды  
Взбирает­ся на ни- зкий стул Может снять туфли и носки С удовольст­вием рассмат­ривает книж­ки и картинки Помогает со­бирать иг­рушки Осознанно за­крывает коробку крышкой ,  
Ходит впе­ред и назад с поворо­том Нравится рас­сматривать книжку со взрослыми Находит два заданных предмета в коробке Собирает пи­рамидку из трех состав­ных частей Вкладывает три и более кружка друг в друга  
Ходит и тянет за собой на веревочке машину Называет одну часть тела Пользуется девятью сло­вами Кидает мячик Может вложить два кубика друг в друга, в коробку и закрыть ее  
                                           

Окончание табл.

Месяц жизни Моторика балл Социальная адаптация балл Слух и речь балл Глаза и руки балл Способность к игре балл
Карабкает­ся по лест­нице вниз и вверх Просится на горшок, контр­олирует стул Различает 4 заданных предмета сре­ди множества Собирает пи­рамидку из 4 частей Вкладывает раз­дельно кружоч­ки и квадратики в специальные пазы
Прыгает Свободно поль­зуется ложкой Пользуется 12 словами Рисует длин­ные прямые линии Может вложить три и более пред­метов различной формы
  Бегает Днем просится Называет кар­тинку Переливает воду из одной чашки в дру­гую Правильно рас­кладывает фи­гурки разной формы и вклады­вает их в соответ­ствующие пазы
Уверенно ходит по лестнице вверх Пытается рас­сказать, что с ним произошло Комбинирует слова Пытается ри­совать круго­вые фигуры на бумаге  

 

                     
                     
  Взбирает­ся на лю­бой стул, чтобы на него встать За столом про­сит что-либо, . правильно на­зывая предмет Различает и называет две картинки Составляет пирамиду из пяти и более составных частей  
Может спрыгнуть со сту­пеньки Называет под­ряд две части тела Слушает сказ­ки Чертит верти­кальные ли­нии Собирает домик из кубиков
Может сам сидеть за столом Называет три и более части тела Словарный запас - 20 четких слов Собирает по­езд из трех ва­гончиков  
Может ударить по мячу Сам открывает дверь Четко называ­ет свои иг­рушки Пытается за­ставить иг­рушки дви­гаться Играет с различ­ными элемента­ми «развивающе­го центра»
  Свободно самостоя­тельно хо­дит по лестнице Активно помо-гает раздевать его и одевать Пользуется словами из четырех и бо­лее слогов Чертит гори­зонтальные линии  

 

Сводная таблица баллов № 2

Месяцы Сумма баллов Месяцы Сумма баллов Месяцы Сумма баллов
160-165 230-235
170-175
180-185 210-215
190-195 220-225 250-255

 

Далее, по социальной адаптации обследуемый ребенок к двум годам достиг 38 баллов вместо 51 балла. По развитию «гла­за и руки» имеет уровень в 32 балла вместо 51 балла. И по спо­собности к игре наш испытуемый имеет 34 балла вместо 51 балла.

Итак:

Моторика — 43

Социальная адаптация - 38

Слухи речь — 36

Глаза и руки — 32

Способность к игре — 34

Общая сумма: 183 балла из 250-255 возможных.

Таким образом, двухлетний ребенок по развитию соответст­вует:

Моторика — 1 г. 7 мес.

Социальная адаптация — 1 г. 4 мес.

Слух и речь — 1 г. 3 мес.

Глаза и руки — 1 г. 1 мес.

Способность к игре — 1 г. 2 мес.

Можно представить график профиля психомоторного раз­вития исследуемого ребенка в возрасте двух лет.

График 2

График профиля психомоторного развития

Возраст Баллы

24 мес. 51 -

22 мес. 48 -

21 мес. 46 -.

20 мес. 44 -

19 мес. 42 -

17 мес. 40 -

16 мес. 38 -

15 мес. 36 -

14 мес. 34 -

13 мес. 32 -

 

12 мес. 30 -

1 2 3 : 4 5

 

 

Условная норма в 2 года Параметры обследования:

1. моторика

2. социальная адаптация

3. слух и речь

4. глаза и руки

5. способность к игре

Названия параметров не изменялись и приводятся в автор­ском варианте перевода (2000). Е.С. Кешишян шкалы Гриффите.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования испытуемого в двухлетнем возрасте, и соотнося график струк­туры психомоторного развития с условной нормой, можно от­метить выраженное отставание всех звеньев психического раз­вития в сочетании с существенным (на 6 мес.) отставанием мо­торной сферы в манипулятивно-предметной деятельности.

Из возможных 250—255 баллов ребенок набрал 183 балла. Необходимо установить причины отставания ребенка и провес­ти более углубленное исследование и в случае необходимости определить адекватные пути медико-психолого-педагогическо­го воздействия.

Ниже предлагается система логопедического обследования ребенка с ДЦП в ранний период (2—3 года). Эта система пред­лагает балльную оценку функций. На основании первичного обследования можно составить профиль развития ребенка (см. график № 3). Анализ результатов обследования поможет вы­брать приоритетные направления коррекционной работы. После проведенного курса коррекционных мероприятий можно про­вести повторное обследование с балльной оценкой и проследить количественную и качественную положительную динамику.







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.009 с.)