По развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха



 

Упражнение I, Ребенку предлагается послушать звуки за ок­ном, во время прогулки на улице. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). Ребенку предлагается послу­шать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни.

Упражнение 2. На столе перед ребенком несколько звуча­щих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погре­мушка, детское пианино, металлофон. Взрослый предлагает ре­бенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ре­бенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Ма­лышу нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку. Взрослый называет каждый зву­чащий предмет. Количество предметов увеличивается посте­пенно, от двух до пяти и более.

Упражнение 3. Перед ребенком выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пласт­массовый стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и др. Взрослый карандашом многократно стучит по каж­дому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляются другие варианты звучания. Затем ребенок поворачивается и указывает, какой предмет звучал.

Упражнение 4. Перед ребенком выставляются хорошо зна­комые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пус­тая чашка, бумага. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножни­цами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. Ребенок повторяет движения и внимательно слушает. После этого ребенок отворачивается. Взрослый повторяет дей­ствия. Ребенок называет, какое действие совершает взрослый.

Упражнение 5. Перед ребенком стоят на подносе различные по форме, размеру стеклянные бокалы, до середины наполнен­ные водой. Взрослый берет палочку и ударяет по краю бокалов. Ребенок повторяет действия и слушает, как звенят бокалы с во­дой. Ребенок может экспериментировать, отливая и доливая во­ду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.

Упражнение 6., Ребенок помогает взрослому помещать в одинаковые металлические баночки (из-под леденцов) сыпучие продукты с частицами разной величины: манную и гречневую крупу, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку предлагает­ся послушать и запомнить звучание каждого продукта о коро­бочку при ее встряхивании. Взрослый называет содержимое ба­ночки. Так как звуковые различия незначительны, вначале бе­рется не более двух банок, потом их количество медленно увеличивается.

Упражнение 7. Взрослый отхлопывает, отстукивает в бубен, проигрывает на металлофоне определенный ритмический рису­нок (ритм). Ребенок прислушивается. Ему предлагается попро­бовать повторить. Ритмические рисунки даются начиная с простых, далее в порядке усложнения. (Например: один длин­ный — пауза — три коротких.)

Упражнение 8. Взрослый ударяет палочкой по клавишам ме­таллофона, рождается короткая мелодия. Ребенок слушает. Взрослый передает ему молоточек и предлагает сочинить свою музыку. Ребенок может проявить свою изобретательность, рит­мические и творческие способности.

Упражнение 9. Ребенку предлагаются картинки, где назва­ния некоторых предметов имеют схожее звучание. Взрослый называет их и просит ребенка показать на картинке. Можно предложить ребенку предложения с этими словами. Например:

Покажи, где:

— усы, уши

— коза, Лиза

— ветка, клетка

— лимон, вагон

— ком,дом

— На лугу пасутся козы. У Сони длинные косы.

— Мама ставит на стол миску. Таня сажает на диван мишку.

Упражнение 10. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отга­дать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки?»

«Кто спал в моей постели?»

«Кто же был в нашем доме?» и т.п.

произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображе­ние на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звуча­ния, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение 11. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспро­извести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), ЛУ(тихо). Собака лает: АВ (гром­ко), АВ-АВ (тихо).

Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т.п.

Упражнение 12. Взрослый произносит один и тот же звук с изменение его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

— А — плачет, кричит девочка

А— поет певица

А — качаем малыша.

Упражнение 13. Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ. громко (кот рядом и просит поесть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить зву­ковые параметры при воспроизведении следующих звукоподра­жаний: И-Ю-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.006 с.)