Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом. Обращение к историческому опыту развития социально-культурной деятельности, и, в частности, досуга, позволит использовать данный опыт в условиях современной социокультурной ситуации, где идет процесс трансформации досуга, обусловленный, с одной стороны - стремлением общества к возрождению национально-духовных традиций, с другой — использованием зарубежных достижений в данной сфере. В переходные периоды всегда происходит смена политических, экономических, культурных, научных парадигм. Сегодня такой период переживает наше общество, в том числе и социально-культурная сфера. Происходит переосмысление накопленного опыта социально-культурной деятельности на основе современных научных взглядов и достигнутого уровня развития общественных наук. И история социально-культурной деятельности не может оставаться в стороне от кардинальных изменений в гуманитарном знании, оставаясь в неизменном виде. Современный специалист социально-культурной сферы нуждается в постоянном переосмыслении всех изменений в обществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. История социально-культурной деятельности - это богатый источник обновления современной теории и практики социально-культурного воспитания. Ключевые проблемы истории социально-культурной деятельности - это, прежде всего, проблемы формирования новой методологии историко-педагогических исследований досуга и разработки научной периодизации его развития. В годы советской власти в исторической науке господствовал формационный подход. Отказавшись от него в период перестройки, ученые находятся в стадии поиска новых методологических подходов в изучении истории. Историки стремятся широко использовать статистику, математические методы, компьютерные технологии, ищут новые источники, новые методы поиска и обработки фактологического материала, стремятся шире использовать теоретические модели и достижения социальных наук. Этому общему процессу подвержена и история социально-культурной деятельности как научная отрасль знаний. С одной стороны, многие аспекты изучения порождены сменой социально-экономических, культурных и научных ориентиров, а с другой - наличием еще нерешенных научных проблем. В 1990-е годы учеными Киселёвой, Ю.Д. Красильниковым были разработаны научные основы социально-культурной деятельности, которые характеризуют собой новый этап научного осмысления сферы. Современная методология истории социально-культурной деятельности представляет собой совокупность теоретических положений, концепций, методов общеисторической методологии и положений философии, культурологии, педагогики, социологии и других общественных наук. Определение предмета истории социально-культурной деятельности связано со значительными трудностями, порождаемыми недостаточной разработанностью общей теории социально-культурной деятельности, и её отраслевых теорий. Кроме того с отсутствием в общеисторической науке теоретических положений об отраслевых историях, к которым относится и история социально-культурной деятельности, и с рядом других причин. Объектом истории социально-культурной деятельности является вся совокупность явлений данной сферы на протяжении всей её истории. Это такие явления, как зарождение, функционирование и развитие социально-культурных учреждений, их деятельность, деятельность общественных организаций, государственных органов, отдельных личностей по воспитанию, удовлетворению культурных, досуговых, познавательно-творческих и других духовных потребностей личности и общества на различных исторических этапах. Предметом истории социально-культурной деятельности является процесс развития (видоизменения) явлений социально-культурной деятельности на различных исторических этапах, раскрытие механизма и закономерностей этого развития. Также таких его составляющих как периодизация истории, описание состояния, тенденций, условий функционирования. Выявление причин, факторов и других свойств явлений социально-культурной деятельности, оказывающих влияние на процесс их развития (видоизменения). То есть предмет истории социально-культурной деятельности предполагает не только описание прошлого опыта, но и его теоретический анализ. Актуальным остается вопрос периодизации истории социально-культурной деятельности. В существующих учебниках и учебных пособиях - как современных, так и доперестроечных, периодизация дается без рассмотрения критериев и их системно-организующей характеристики. В доперестроечных учебных пособиях периодизация не опиралась на внутренние изменения сферы, а увязывалась с периодами социально-экономического и политического развития страны. В ней содержатся очень короткие периоды, например 1917-1920 и 1921-1925 годы, что не позволяет выявить существенные различия данных периодов, а, в конечном счете, и обосновать целесообразность их выделения. Несколько другая периодизация дается в современных учебниках и учебных пособиях по истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности. В них периодизация дается более укрупненно, и жестко не «привязывается» к социально-экономическим и политическим периодам страны. В доперестроечных учебных пособиях в советскую эпоху выделялось около двенадцати периодов, а в современном учебнике «Культурно-досуговая деятельность» с 1917 года и до настоящего времени выделено всего три периода (1917-1941 гг.; 1941-1945 гг.; 1946-1997 гг.). В учебной программе Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова выделено пять периодов (1917-1941 гг.; 1941-1945 гг.; 1945-1955 гг.; 1956-1990 гг. и социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России). Начальным этапом развития социально-культурной деятельности они считают Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. По образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки. Вторым этапом в развитии социально-культурной деятельности следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства. Третий этап в развитии социально-культурной деятельности связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Под общим названием «политпросветработники» выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов. Одновременно с задачами политического просвещения, решались общекультурные задачи. Четвертый этап в развитии социально-культурной деятельности связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов. Пятый этап - завершающий этап развития социально-культурной деятельности (середина 1990г.г. - по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций социально-культурной сферы. Но в этих учебниках не указаны критерии, которые положены в основу периодизации истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности. Периодизация истории социально-культурной деятельности должна определяться, прежде всего, качественными видоизменениями данной сферы. В зависимости от целей исследования и набора критериев могут быть разные периодизации. Поэтому единой периодизации социально-культурной деятельности может и не быть. Ученый Е.В. Литовкин предложил новый вариант периодизации общей истории социально-культурной деятельности на основе таких критериев, как: смена досуговых ориентаций государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов. На основании этих критериев в истории социально-культурной деятельности России выделены следующие периоды: Период I. Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем. Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной. Следует также отметить, что использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было. Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Как известно, религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека. В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный. Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.). Как известно, в петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские». Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения. Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы. С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию. Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность. Но в реальности даже коммунистам не удалось отменить диалектический закон преемственности в культуре. Поэтому, несмотря на официальную жесткую политику советского государства, некоторые элементы религиозного, «буржуазно-светского», фольклорного досуга сохранялись в обществе. Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган - Комитет по делам культурно-просветительных учреждений - и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин «культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии. Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985 г. - 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название «культурно-досуговая деятельность». Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе. Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. Одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является изменение названия отрасли - вместо названия «культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность». Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 90-х годов). Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества. Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «Социально-культурная деятельность». Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества. Следует также отметить, что, несмотря на государственный статус этого названия сферы, в научном сообществе пока нет единства в отношении его признания. В нашей исторической науке пока не сформировалась система историй, которые бы полно отражали основные стороны социально-культурной деятельности. Эта сфера сложное явление, которое состоит из ряда подсистем. Поэтому необходим системный подход к определению историй социально-культурной деятельности. Социально-культурную деятельность можно структурировать на основе выделения вертикальных и горизонтальных групп историй, где вертикальную составят общая и региональные истории, а отраслевые и частные - горизонтальную группу историй социально-культурной деятельности. При таком подходе система историй социально-культурной деятельности будет выглядеть следующим образом: Общая история социально-культурной деятельности. Региональные истории социально-культурной деятельности. Отраслевые истории социально-культурной деятельности:
Частные истории (в каждой группе отраслевых историй):
Каждый выделенный элемент системы историй представляет собой отражение определенного уровня практики социально-культурной деятельности, отображения отдельных сторон процесса её функционирования как сложного, многогранного явления. Общая история социально-культурной деятельности по отношению к отраслевым и частным историям является обобщающей. Региональные истории отражают социально-культурную деятельность каждой области, края, республики, автономного образования России в отдельности. Региональные истории позволяют расчленить общую историю социально-культурной деятельности на составляющие части, отражающие историю отдельных территориальных образований страны. Отраслевые истории отражают деятельность социально-культурных учреждений однородных типов, которые обладают специфическими особенностями и удовлетворяют определенные культурно-досуговые потребности населения. Частные истории отражают содержание, технологии (средства, формы, методы деятельности определенных групп социально-культурных учреждений) и ресурсы социально-культурных учреждений (кадры, финансирование, управление, информационно-методическое обеспечение, материально-техническая база). Такой подход позволяет структурировать всё многообразие социально-культурной деятельности для продуктивного исторического анализа и сформировать перечень историй, которые будут целостно отражать практику социально-культурной деятельности на различных исторических этапах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.01 с.) |