Лекция № 15. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 15. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики.



Содержание - это категория, обозначающая единство всех составных элементов деятельности, ее свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует предел у целостности. Система СКД относится к категории социальных систем, которая действует внутри общества. Деятельность - это специфически человеческая форма, активное действие к окружающей среде, предполагающее ее целесообразное изменение и преобразование. Объект - это общественно-научное толкование предмета или явления, противоречие субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности. Цель - один из элементов сознательной деятельности субъекта, который характеризует предвосхищение в осмыслении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Определение целей всегда есть результат мыслительной деятельности человека; всегда перспектива деятельности; это категория идеальная, желательная, максимально возвышенный результат деятельности.
Те же самые характеристики относятся и к социальным задачам. Различия между целями и задачами.
1. Цель выдвигается в единственном числе, а задачи - во множественном.
2. Задачей конкретизируется цель, является составным его элементом.
3.Достижение целей предваряется выполнением задач.
Целевые установки СКД:

-  Генеральные, стратегические - Стимулирование всестороннего развития личности, духовное богатство, физическое совершенство, моральная чистота, генеральные цели и задачи являются умозрительными, идеальными.

- Мировоззренческие - Формирование научного мировоззрения, формирование политической, экономической, правовой и эстетической культуры человека.
- Тактические - Воспитание человека и его духовное развитие, пропаганда искусства как задача, просветительная работа, экологическое воспитание, эстетическое развитие, развитие творческих способностей, организация культурного отдыха.
- Ситуативные - Обогащение личности конкретными знаниями, умениями, навыками

Содержанием социально-культурной деятельности выступа­ет развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. «Общественные отношения оказываются показа­телем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индиви­дов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, по­скольку они реально раскрываются как «человеческие отноше­ния».

  Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в своем воздействии на человека — это система отношений и ин­ститутов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Со­циально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида. Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение спосо­бов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек пере­стает быть прежде всего объектом воздействия со стороны без­личных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого «самодостраивается», самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности.

   Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими струк­турами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов.

   Анализ социальной природы социально-культурной деятель­ности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социаль­ные институты реализуется в обществе, каково ее предназначе­ние, целевые установки и принципиальные отличия от анало­гичных видов деятельности. Рассматривая социально-культур­ную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникаль­ность ее характеристик.

  Социально-культурная деятельность выступает сред­ством социализации индивида, т.е. приобщением к общест­венному целому, становления как' члена общества. Отечествен­ная социология в понимании социализации опирается на поло­жение об определяющей роли социальной сферы в формирова­нии личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализа­цию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [Кон И.С.]. В крат­ком словаре по социологии социализация определяется как про­цесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Основным средством социализации является культура и свя­занная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию. Социальная адаптация - процесс активного усвоения человече­ского опыта и приспособления к изменяющейся среде с помо­щью различных социальных средств. Реализация человекотворческой функции основана на потребностях личности, обуслов­ленных общественными процессами. Социально-культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованного обществом.

Принцип деятельностного подхода применительно к социа­лизации, осуществляющейся социально-культурными средства­ми, является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере. При этом социализация определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом со­циального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны... процесс активного воспроизводства системы соци­альных связей индивидом за счет его активной деятельности». Это означает, что человек не просто усваивает социаль­ный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объедине­ний экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности. Участвуя в актив­ной роли в деятельности этих объединений, каждый участник непосредственно через деятельность формирует свою нравст­венную позицию, свое отношение к проблеме сохранения при­роды, историческому прошлому, культурному наследию и т.д.

  В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее.

  Передача опыта может осуществляться как целенаправлен­ное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Соответственно разли­чают направленную и ненаправленную формы социализации. Социально-культурная деятельность относится к на­правленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа лично­сти в соответствии с целями и интересами общества. Она обу­словлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности кото­рых учитывается социальная структура общества, специфиче ские жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др.

  Ненаправленные или стихийные формы социализации - это как бы автоматические восприятия определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непо­средственном социальном окружении. Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной со­циализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросфера часто несет с собой сте­реотипы, устаревшие формы, правила существования и т.п.

  Различные институты социально-культурной сферы, задей­ствованные в процессе социализации, используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутст­вие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоз­зренческого характера отрицательно сказываются на результатах социализации. При создании эмоциональных ситуаций с ориен­тацией на идеалы и определенную систему ценностей (обряды, праздники, вечера-чествования, вечера-юбилеи), усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действен­ной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица (например, клубные формы с участием реального героя). Эффективно действие внушения через идентификацию - чувст­во принадлежности к той или иной группе (например, художест­венные студии и клубные досуговые группы, неформальные мо­лодежные и социально-культурные объединения). Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воз­действия на личность, рассчитанные на выработку определенно­го поведения, не выходящего за рамки его интересов.

  Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответст­вующего требованиям новой социальности.

Социально-культурная деятельность выступает сред­ством инкультурации индивида. Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение куль­турных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса.

Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек форми­рует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, — все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управ­лении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в дея­тельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветитель­ного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое.

Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человече­ское бытие и становятся формой проявления разнообразной дея­тельности, обогащают личность определенным культурным опытом.

  Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпре­тацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия.

  Для того чтобы культурные творения стали достоянием мно­гих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор — пер­вая стадия процесса сохранения элементов и достижений куль­туры. Сохранение духовных ценностей - это не только предот­вращение их от физической гибели или забвения. Это также спо­соб обеспечения преемственности в развитии духовной культу ры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распростра­нение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

  Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произве­дения становятся менее подверженными разрушительной силе времени.

Распространение ценностей культуры осуществляется преж­де всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, фи­лармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиоте­ки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы до­полнительной образовательной и непрофессиональной творче­ской деятельности, доступные для самых широких масс.

Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной, инфор­мации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его в личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация); воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в дея­тельность различных любительских художественных объедине­ний, самодеятельных художественных коллективов и т.д.

  В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы как типологиче­ские уровни социально-культурной деятельности.

  Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном твор­честве, в процессе познания и обучения. В то же время для уча­стников художественной студии, любительского театра, художе­ственного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс по­знания, реализации своих творческих возможностей и способно­стей - не только репродукция, но и творчество. Поэтому типоло­гические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: репрод уктивный - про­стое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий- открытие человеком нового для себя, что объективно не явля­ется новым; творческий — преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и дос­тижению творческих результатов.

  Таким образом, процесс инкультурации средствами социаль­но-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм ос­воения культурного опыта и включения его в собственную лично­стную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности.

  Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процес­сы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная дея­тельность охватывает постоянно действующие или долговре­менные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регу­ляции. Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления челове­ческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нор­мативных рамках. Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы и конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряже­ние, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия. для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия, поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с норма­тивными ожиданиями, принятыми в данном обществе. Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодо­лению негативных состояний и позволяют человеку актуализи­ровать не только творческий потенциал, но и позитивные эмо ции, настроения. Социально-культурная деятельность преобра­зует негативные психологические состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия.

  Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции. Социально признанные образцы поведе­ния складываются в обычаи, по которым накопленный опыт пе­редается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, фор­мы поведения, жизненного уклада, воспитания. Обычай выполня­ет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием «обряд», который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образ­цы посвящения индивида в данное общество или возрастную груп­пу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в ар­мию и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные об­ряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических и памятных датах и т.д. Обряд - одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной ре­гуляции поведения человека и общности в целом.

  Устойчивое и действенное регулирование социальных отно­шений осуществляется через нормы, которые обеспечивают ус­тойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые меро­приятия, посвященные профилактике наркозависимости, алко­голизма, девиантных форм поведения). В этом случае норма но­сит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы.

  Таким образом, социально-культурная деятельность выпол­няет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость.

  Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее струк­туру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический. Разумеется, это деление условно, ибо эти «блоки» тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл.

Когнитивный блок характеризует социально-культурную
деятельность как развивающуюся, движущуюся совокупность
социально-культурного опыта, накопленного человечеством -
мировоззренческих представлений, знаний, навыков, умений -
во всех видах культурной деятельности.

  Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется «поведенче­ским» блоком культуры. Цель такого регулирования – добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художе­ственно-образные и информационно-логические средства и ме­тоды, представляют собой действенный потенциал нормативно­го воздействия на личность. Когнитивный и поведенческий «блоки» синтезируются праксеологическим блоком.

  Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его мож­но назвать «культуроорганизующим». Средством такого регули­рования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые цен­тры, концертно-зрелищные учреждения и др.).

  Структура социально-культурной деятельности, представ­ленная тремя блоками - когнитивным, поведенческим, праксеологическим, - наиболее полно раскрывает сущностный потенци­ал этой деятельности, выявляя ее содержание, специфику и це­левые установки. Специфические черты социально-культурной деятельности можно определить и описать исходя из представ­лений о ее структуре.

  Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты.

а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;

б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

в) характеризуется многообразием видов, на основе много­образия интересов (художественные, познавательные, политиче­ские, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.);

г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;

д) отличается глубокой личностной направленностью, по­скольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;

е) осуществляется через систему массовых, групповых и ин­дивидуальных форм деятельности;

ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели опре­деляют последовательность действий личности в социально-культурной сфере;

з) носит гуманистический, культурологический, развиваю­щий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;

и) ориентирована на социальную помощь, социальную защи­ту и социально-психологическую реабилитацию различных со­циально-демографических групп культурно-досуговыми средст­вами.

Рассматривая специфику социально-культурной деятельно­сти как проявление ее сущностного начала и назначения в обще­стве, необходимо остановиться на проблеме включенности со­циально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно оха­рактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности об­щества: Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует ду ховную жизнедеятельность общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса со­циализации, инкультурации и самореализации личности.

1. ­Духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в це­лом дифференцированной системой знаний и ориентации, необ­ходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции
общества и различных его групп.

2. Социально-культурная деятельность включена в поли­тические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и дви­жениями, имеют место политические формы работы пропаганди­стской направленности. Социально-культурная деятельность мо­жет выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политиче­ских лидеров, политико-предвыборные кампании).

3. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформирова­лась в целую производственную отрасль. Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятий и трудовых коллективов, органов администра­тивного и методического руководства, научных центров и учеб­ных заведений, систему экономического учета и отчетности.

4. Социально-культурная деятельность независимо от
характера и сферы проявления призвана решать важнейшие
социальные задачи:

- изучение, удовлетворение и возвышение духовных потреб­ностей и интересов личности;

- формирование общественно значимых качеств личности;

- развитие творческих способностей;

- создание благоприятной культурной макро-микро-среды;

- организация социальной помощи и социально-психологи­ческой реабилитации через социокультурные формы деятельно­сти.

Таким образом, социальная значимость социально-культур­ной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы  жизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса со­циализации, инкультурации и самореализации личности.

 

Лекция 16. Досуг и досуговая деятельность. Народная художественная культура и творчество. Образование и карьера.Социальная защита и реабилитация.

 

До начала ХХ века досуг рассматривали исключитель­но как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

На сегодняшний день слово «досуг» употребляется в следующих значениях:

• в качестве синонима свободного времени;

• как свободная (нерабочая) деятельность;

• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»).

Следует различать понятия «досуг» и «свободное время». «Свободное время - это про­странство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью». В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще все­го рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в боль­шей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности. К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т.д.

Свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. Свобода, которая рождается досугом, - это не просто празд­ность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать, как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и самореализоваться, и чему-то научить­ся. Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самооб­разование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, обще­ственная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эсте­тическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.

Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует раз­личать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо опре­деленный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и со­вершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными си­стемами; это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреж­дений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятель­ность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, пе­реплетением типов и видов деятельности.

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидар­ности, взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Структура государственного устройства определяет ценнос­тно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге, под которым понимается не просто свободное, т. е. праздное время,  а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической про­граммы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируе­мым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематичес­кое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической мо­дели личности и уклада ее жизни.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность (далее - КДД) - это процесс созда­ния, распространения и умножения духовных ценностей.

Выделим основные принципы КДД, опираясь на теоретические и практические иссле­дования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Осуществле­ние принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными обществен­ными проблемами предполагает соблюдение ряда условий:

• целенаправленность КДД;

• конкретность КДД;

• оперативность учреждений культуры;

• непрерывность процесса КДД.

Еще одним важным принципом культурно-досуговой деятельности является диффе­ренцированный подход к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и иные особенности людей.

В подростковом возрасте в основном проявляется в сфере досуга интерес к науке, технике, искусству, а также прикладным заня­тиям моделированием, рисованием, фотографией. В юности, хотя и сохраняются ценност­ные ориентиры подросткового возраста, но данная возрастная категория уже более осознан­но относится к выбору будущей профессии, занимая свой досуг все больше подготовкой к трудовой деятельности. Также стимулом для совместного проведения свободного времени становится взаимный интерес юношей и девушек друг к другу, что порождает такие формы досуга, как домашние вечеринки, дискотеки, поездки за город, совместный просмотр ви­деофильмов. Вступление в трудовую жизнь корректирует содержание и формы проведения досуга, который приобретает характер семейного отдыха. В зрелом возрасте, по свидетель­ству психологов, в структуру досуговых ценностей входят общение с природой, посещение концертов и театров, занятие спортом. В этой связи работа с молодежью, детьми и подрос­тками - очень ответственная задача. Особенно внимательно следует продумывать содержа­ние, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры - большинство.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры для пенсионеров. Это наиболее благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответс­твующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, явля­ются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.

Дифференцированный подход необходим и по гендерному признаку. Организация ра­боты среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Это следует принимать во внимание. Но несмотря на это, многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы с женщинами. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность женщинам-матерям посещать культурно-досуговые мероприятия.

Принцип опоры на самодеятельность людей означает наличие в учреждениях культу­ры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения. Данный принцип способствует, с одной стороны, социализации той или иной личности, а с другой - индивидуализации, возможности проявить себя, реализовать свои способности, самоутвердиться.

Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие занятий уровню интересов и способностей; временная продолжительность и схема переключения с одних занятий на другие; в систему каких предшествующих и последующих занятий включено данное занятие.

Принцип системного подхода подразу­мевает осуществление КДД согласно сформированному плану, учитывающему государс­твенные приоритеты культурной политики, дифференцированному подходу к аудитории, для которой проводятся те или иные мероприятия, что подразумевает изучение интересов и потребностей людей, а также использование современных методик и форм организации до­суга, которые, кроме пассивного присутствия, подразумевают и активное участие в КДД.

         Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.057 с.)