Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 15. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание - это категория, обозначающая единство всех составных элементов деятельности, ее свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует предел у целостности. Система СКД относится к категории социальных систем, которая действует внутри общества. Деятельность - это специфически человеческая форма, активное действие к окружающей среде, предполагающее ее целесообразное изменение и преобразование. Объект - это общественно-научное толкование предмета или явления, противоречие субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности. Цель - один из элементов сознательной деятельности субъекта, который характеризует предвосхищение в осмыслении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Определение целей всегда есть результат мыслительной деятельности человека; всегда перспектива деятельности; это категория идеальная, желательная, максимально возвышенный результат деятельности. - Генеральные, стратегические - Стимулирование всестороннего развития личности, духовное богатство, физическое совершенство, моральная чистота, генеральные цели и задачи являются умозрительными, идеальными. - Мировоззренческие - Формирование научного мировоззрения, формирование политической, экономической, правовой и эстетической культуры человека. Содержанием социально-культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. «Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, поскольку они реально раскрываются как «человеческие отношения». Анализируя эту проблему, следует отметить, что общество в своем воздействии на человека — это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них следует указать, прежде всего, на законы и правовую систему, систему образования и воспитания и т.д. Социально-культурная деятельность также представляет собой систему направленного социального воздействия на индивида. Современная социально-культурная деятельность находится на переломном этапе своего развития. Происходящий на наших глазах цивилизационный сдвиг предполагает изменение способов деятельности, иной менталитет и поведение. Человек перестает быть прежде всего объектом воздействия со стороны безличных экономических и политических структур и становится субъектом, активно реализующим право выбора, посредством которого «самодостраивается», самореализуется личность. В этих условиях предъявляются новые требования к институтам социально-культурной деятельности. Новый уровень развития, когда культурные факторы становятся паритетными с прежде безусловно доминировавшими социально-экономическими структурами, продуцирует качественно иные требования к характеру, целям, методам и формам социально-культурной деятельности, ее статусу, системе социальных институтов. Анализ социальной природы социально-культурной деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, через какие социальные институты реализуется в обществе, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая социально-культурную деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и уникальность ее характеристик. Социально-культурная деятельность выступает средством социализации индивида, т.е. приобщением к общественному целому, становления как' члена общества. Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной сферы в формировании личности, считая развитие индивида обусловленным не только биологической природой, но и социальной программой. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность [Кон И.С.]. В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Основным средством социализации является культура и связанная с нею социально-культурная деятельность, призванная реализовать адаптационную и человекотворческую функцию. Социальная адаптация - процесс активного усвоения человеческого опыта и приспособления к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств. Реализация человекотворческой функции основана на потребностях личности, обусловленных общественными процессами. Социально-культурная деятельность, выполняя человекотворческую функцию, способствует созданию социального типа личности, востребованного обществом. Принцип деятельностного подхода применительно к социализации, осуществляющейся социально-культурными средствами, является ведущим. Именно принцип деятельности позволяет понять природу и сущность социализации в полной мере. При этом социализация определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны... процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности». Это означает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. В качестве примера можно привести включение человека в деятельность различных социально-культурных или социально-инициативных обществ и объединений экологической, историко-культурной, поисково-исследовательской и другой направленности. Участвуя в активной роли в деятельности этих объединений, каждый участник непосредственно через деятельность формирует свою нравственную позицию, свое отношение к проблеме сохранения природы, историческому прошлому, культурному наследию и т.д. В этой ситуации человек является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействие социальной среды, а как субъект изменяет ее. Передача опыта может осуществляться как целенаправленное воздействие на личность или как стихийный, спонтанный процесс, влияющий на ее формирование. Соответственно различают направленную и ненаправленную формы социализации. Социально-культурная деятельность относится к направленным формам социализации, так как она представляет собой специально разработанную систему средств воздействия на человека с целью формирования определенного типа личности в соответствии с целями и интересами общества. Она обусловлена общественным сознанием, совокупностью отношений и интересов, всей окружающей средой. Ее методы и технологии используются социальными институтами, в деятельности которых учитывается социальная структура общества, специфиче ские жизненные условия людей, их социальный опыт, уровень образования и культуры, особенности психики, закономерности восприятия и др. Ненаправленные или стихийные формы социализации - это как бы автоматические восприятия определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Эта форма социализации обусловлена сферой непосредственного общения индивидов. Она развивается без включения механизмов направленной социализации и может стать опасной для человеческой личности и общества в целом, так как микросфера часто несет с собой стереотипы, устаревшие формы, правила существования и т.п. Различные институты социально-культурной сферы, задействованные в процессе социализации, используют различные методы, технологии и формы направленного влияния (выставки, экспозиции, праздники, образовательные программы и др.), но общим для них должно быть наличие идеалов. Именно отсутствие в обществе социального идеала, утрата смыслов мировоззренческого характера отрицательно сказываются на результатах социализации. При создании эмоциональных ситуаций с ориентацией на идеалы и определенную систему ценностей (обряды, праздники, вечера-чествования, вечера-юбилеи), усиливающих мотивацию деятельности, личность превращается из объекта воздействия в субъект деятельности. Стимулируют этот процесс ритуалы торжественности, традиции, романтичность. Действенной оказывается социализация при воздействии авторитетного лица (например, клубные формы с участием реального героя). Эффективно действие внушения через идентификацию - чувство принадлежности к той или иной группе (например, художественные студии и клубные досуговые группы, неформальные молодежные и социально-культурные объединения). Человека формирует не физическая среда, а та система знаний, ценностей, норм и правил, с которыми он себя соотносит и отождествляет. Каждое общество использует средства целенаправленного воздействия на личность, рассчитанные на выработку определенного поведения, не выходящего за рамки его интересов. Таким образом, смысл социализации средствами социально-культурной деятельности - в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, соответствующего требованиям новой социальности. Социально-культурная деятельность выступает средством инкультурации индивида. Инкультурация - процесс освоения индивидом культурного опыта и включение его в личностную структуру. Освоение культурных ценностей, знаний и значений составляет содержание данного процесса. Овладевая культурой, знакомясь с достижениями прошлых поколений и с настоящим культурным опытом, человек формирует собственное субъективное начало. Внедрение культурного опыта, его поддержание, приучение, включая многообразные формы воспитания и образования, — все эти формы культурной детерминации нуждаются в социальном регулировании и управлении. Решение данной проблемы возможно через деятельность социально-культурных институтов. Включение индивида в деятельность какого-либо творческого коллектива (художественное объединение, студия и т.д.) или информационно-просветительного объединения (школы, практикумы, семинары и т.д.) создает возможность и условия для освоения определенной культурной информации с целью последующего включения ее в поведение личности как социальное, так и творческое. Исполнительское искусство, различного рода праздники, зрелища, культурное времяпровождение восполняют человеческое бытие и становятся формой проявления разнообразной деятельности, обогащают личность определенным культурным опытом. Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать. Отбор — первая стадия процесса сохранения элементов и достижений культуры. Сохранение духовных ценностей - это не только предотвращение их от физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в развитии духовной культу ры, что подразумевает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи. Сохранению отобранных культурных творений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духовных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени. Распространение ценностей культуры осуществляется прежде всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). Важную роль играют средства массовой информации, театры, музеи, филармонии, культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, досуговые центры, выставки и т.д.), которые действуют в условиях свободного времени и представляют собой формы дополнительной образовательной и непрофессиональной творческой деятельности, доступные для самых широких масс. Процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности в своем развитии проходит три уровня: восприятие культурного опыта: знаний и значений художественной, информации и художественно-образной системы представлений и т.п.; освоение культурного опыта и включение его в личностную, субъективную структуру (усвоение, отбор, репродуцирование, интерпретация); воспроизводство освоенного культурного опыта в собственной художественно-творческой или культурно-познавательной деятельности через включение индивида в деятельность различных любительских художественных объединений, самодеятельных художественных коллективов и т.д. В процессе инкультурации взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы как типологические уровни социально-культурной деятельности. Репродуктивность неизбежна и обязательна во всех видах досуговых занятий, непрофессиональном художественном творчестве, в процессе познания и обучения. В то же время для участников художественной студии, любительского театра, художественного объединения и т.д. освоение основ искусства, овладение художественными умениями и навыками, сам процесс познания, реализации своих творческих возможностей и способностей - не только репродукция, но и творчество. Поэтому типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: репрод уктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов культурно-творческой деятельности; репродуктивно-творческий- открытие человеком нового для себя, что объективно не является новым; творческий — преобладание творческих элементов в деятельности, стремление к творческой самореализации и достижению творческих результатов. Таким образом, процесс инкультурации средствами социально-культурной деятельности следует рассматривать как сложное, многоуровневое явление, как движение от простейших форм освоения культурного опыта и включения его в собственную личностную структуру до воспроизводства, сохранения и обновления уже в самостоятельной культурно-творческой деятельности. Социально-культурная деятельность как система форм, средств и методов, регулирующих социальные процессы и социальное поведение человека. Именно посредством социально-культурной деятельности возможно осуществление регулятивной функции культуры. Социально-культурная деятельность охватывает постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Суть социальной регуляции заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающиеся в нормативных рамках. Формы социально-культурной деятельности (праздники, обряды, досуговые вечера, игровые программы и конкурсы и т.д.) не только снимают психологическое напряжение, предоставляют рекреацию и тем самым создают условия. для гармонизации психики и снятия аффективных состояний, но и регулируют процессы общения и взаимодействия, поведения и отношения к какому-либо явлению в соответствии с нормативными ожиданиями, принятыми в данном обществе. Занятия художественным творчеством, например, способствуют преодолению негативных состояний и позволяют человеку актуализировать не только творческий потенциал, но и позитивные эмо ции, настроения. Социально-культурная деятельность преобразует негативные психологические состояния, регулирует их и направляет на достижение значимых и долговременных целей человеческого бытия. Обычай является одной из простейших форм социально-культурной регуляции. Социально признанные образцы поведения складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. Обычай выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Обычай связан с понятием «обряд», который представляет собой выполнение публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют образцы посвящения индивида в данное общество или возрастную группу (наречение имени, крещение, вручение паспорта, проводы в армию и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, исторических и памятных датах и т.д. Обряд - одна из самых устойчивых и стабильных форм социально-культурной регуляции поведения человека и общности в целом. Устойчивое и действенное регулирование социальных отношений осуществляется через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей. Образцы нормативного поведения закладываются в различные формы социально-культурной деятельности (массовые мероприятия, посвященные профилактике наркозависимости, алкоголизма, девиантных форм поведения). В этом случае норма носит предписывающий поведение характер, вызывая осуждение поведения, отклоняющегося от нормы. Таким образом, социально-культурная деятельность выполняет регулятивную функцию культуры, выступает действенным средством социализации и инкультурации индивида. В этом проявляется ее уникальность и общественная значимость. Роль, значение и место социально-культурной деятельности в общественной жизни можно определить, представив ее структуру в виде трех блоков: когнитивный, поведенческий, праксеологический. Разумеется, это деление условно, ибо эти «блоки» тесно связаны и, взаимопересекаясь, взаимодействуют. Но для анализа социально-культурной деятельности, более глубокого понимания системы ее понятий такое деление, очевидно, имеет определенный смысл. Когнитивный блок характеризует социально-культурную Поведенческий блок формирует поведенческие модели. Живая человеческая деятельность регулируется «поведенческим» блоком культуры. Цель такого регулирования – добиться соответствия деятельности социальным ожиданиям общества. Формы социально-культурной деятельности, используя художественно-образные и информационно-логические средства и методы, представляют собой действенный потенциал нормативного воздействия на личность. Когнитивный и поведенческий «блоки» синтезируются праксеологическим блоком. Праксеологический блок направлен на организацию и управление культурной деятельностью людей, поэтому его можно назвать «культуроорганизующим». Средством такого регулирования социально-культурной деятельности, точнее сказать и самоорганизации, выступают социальные институты социально-культурной сферы (лицеи, библиотеки, парки, досуговые центры, концертно-зрелищные учреждения и др.). Структура социально-культурной деятельности, представленная тремя блоками - когнитивным, поведенческим, праксеологическим, - наиболее полно раскрывает сущностный потенциал этой деятельности, выявляя ее содержание, специфику и целевые установки. Специфические черты социально-культурной деятельности можно определить и описать исходя из представлений о ее структуре. Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников; б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями; в) характеризуется многообразием видов, на основе многообразия интересов (художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.); г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах; д) отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности; е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности; ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере; з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели; и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами. Рассматривая специфику социально-культурной деятельности как проявление ее сущностного начала и назначения в обществе, необходимо остановиться на проблеме включенности социально-культурной деятельности в общественные отношения. В этом случае социально-культурную деятельность можно охарактеризовать как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества: Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует ду ховную жизнедеятельность общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности. 1. Духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции 2. Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Именно в сфере свободного времени происходит борьба между партиями и движениями, имеют место политические формы работы пропагандистской направленности. Социально-культурная деятельность может выступать как сопутствующая деятельность по отношению к политической (политические движения, деятельность политических лидеров, политико-предвыборные кампании). 3. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Она сформировалась в целую производственную отрасль. Как и любая другая отрасль, социально-культурная деятельность имеет собственную сеть предприятий и трудовых коллективов, органов административного и методического руководства, научных центров и учебных заведений, систему экономического учета и отчетности. 4. Социально-культурная деятельность независимо от - изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности; - формирование общественно значимых качеств личности; - развитие творческих способностей; - создание благоприятной культурной макро-микро-среды; - организация социальной помощи и социально-психологической реабилитации через социокультурные формы деятельности. Таким образом, социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Одним из условий оптимизации этого процесса является расширение возможностей социально-культурной деятельности в плане стимулирования процесса социализации, инкультурации и самореализации личности.
Лекция 16. Досуг и досуговая деятельность. Народная художественная культура и творчество. Образование и карьера.Социальная защита и реабилитация.
До начала ХХ века досуг рассматривали исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время. На сегодняшний день слово «досуг» употребляется в следующих значениях: • в качестве синонима свободного времени; • как свободная (нерабочая) деятельность; • как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»). Следует различать понятия «досуг» и «свободное время». «Свободное время - это пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью». В структуре свободного времени можно выделить время досуга и время более возвышенной деятельности. И если досуг на современном этапе чаще всего рассматривается как занятия для восстановления физических и духовных сил, в большей степени отдых, то под временем для возвышенной деятельности понимаются занятия, во время которых происходит развитие личности. К такого рода занятиям можно отнести творчество, самообразование, не имеющее непосредственную связь с профессией, занятие спортом, туризм, экскурсии и т.д. Свободное время представляет ценность не само для себя, а в способности человека правильно его использовать. Свобода, которая рождается досугом, - это не просто праздность, бездеятельность, а возможность самому решать, что делать, как потратить это время так, чтобы и отдохнуть, и получить удовольствие, и самореализоваться, и чему-то научиться. Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление духовных и физических сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых. Целостную систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами; это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, духовного общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т. д. Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге, под которым понимается не просто свободное, т. е. праздное время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности. Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Таким образом, культурно-досуговая деятельность (далее - КДД) - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Выделим основные принципы КДД, опираясь на теоретические и практические исследования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова. Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий: • целенаправленность КДД; • конкретность КДД; • оперативность учреждений культуры; • непрерывность процесса КДД. Еще одним важным принципом культурно-досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и иные особенности людей. В подростковом возрасте в основном проявляется в сфере досуга интерес к науке, технике, искусству, а также прикладным занятиям моделированием, рисованием, фотографией. В юности, хотя и сохраняются ценностные ориентиры подросткового возраста, но данная возрастная категория уже более осознанно относится к выбору будущей профессии, занимая свой досуг все больше подготовкой к трудовой деятельности. Также стимулом для совместного проведения свободного времени становится взаимный интерес юношей и девушек друг к другу, что порождает такие формы досуга, как домашние вечеринки, дискотеки, поездки за город, совместный просмотр видеофильмов. Вступление в трудовую жизнь корректирует содержание и формы проведения досуга, который приобретает характер семейного отдыха. В зрелом возрасте, по свидетельству психологов, в структуру досуговых ценностей входят общение с природой, посещение концертов и театров, занятие спортом. В этой связи работа с молодежью, детьми и подростками - очень ответственная задача. Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры - большинство. Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры для пенсионеров. Это наиболее благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью. Дифференцированный подход необходим и по гендерному признаку. Организация работы среди женщин представляет значительные трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Это следует принимать во внимание. Но несмотря на это, многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы с женщинами. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность женщинам-матерям посещать культурно-досуговые мероприятия. Принцип опоры на самодеятельность людей означает наличие в учреждениях культуры специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, понимающих необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения. Данный принцип способствует, с одной стороны, социализации той или иной личности, а с другой - индивидуализации, возможности проявить себя, реализовать свои способности, самоутвердиться. Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие занятий уровню интересов и способностей; временная продолжительность и схема переключения с одних занятий на другие; в систему каких предшествующих и последующих занятий включено данное занятие. Принцип системного подхода подразумевает осуществление КДД согласно сформированному плану, учитывающему государственные приоритеты культурной политики, дифференцированному подходу к аудитории, для которой проводятся те или иные мероприятия, что подразумевает изучение интересов и потребностей людей, а также использование современных методик и форм организации досуга, которые, кроме пассивного присутствия, подразумевают и активное участие в КДД. Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь. Социальные функции культурно-досуговой деятельности: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая, культура, действующа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.012 с.) |