При изучении правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При изучении правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.



Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши.

Мыши, ёжики, моржи,

 Лыжи, лужи, камыши.

Ча и ща, ча и ща –

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой а и ча, и ща.

Щука, чум, ищу, мочу –

Я слова учу, учу:

Чу да щу, чу да щу,

Я десятку получу.

Ёлочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Речка, ночка, строчка,

Точка, кочка, дочка,

Шуточка, минуточка,

Бочка прибауточка –

Знаем мы наверняка,

Где  чн, а где чк.

И другие рифмовки.

Система работы по развитию орфографической зоркости в 3 классе.

 

Для успешного формирования орфографической зоркости в 3 классе я продолжаю использовать различные виды списывания и диктантов: контрольный, предупредительный, объяснительный, словарный, диктант «Проверяю себя», «Корректор», выборочный диктант, распределительный, зрительно-слуховой, по памяти.

Эффективность диктанта исследована еще недостаточно, но наблюдения методистов, опыт работы свидетельствуют, что роль его при обучении русскому языку значительна. Несомненно, что диктант эффективнее списывания. Ученик во время диктанта молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук, то есть фонему.

В 3 классе, в добавление к ранее использовавшимся диктантам, ввожу творческий и  восстановленный вид диктанта.

Диктанты с творческим заданием учат распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности учащихся. Почти все диктанты этой группы проводятся по связному тексту. Подражание – естественный путь усвоения речи, образец имеет большое значение для развития речи учащихся.

В работе над любым видом диктанта выделяют три этапа:

1) знакомство с текстом до записи, объяснение цели диктанта;

2) запись текста;

3) проверка текста, по-другому – считывание.

Остановлюсь на творческих и восстановленных диктантах.

Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

· Творческие диктанты на расширение текста. Например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения – 10 минут).

После дождя

... ветер дует в лицо.... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)

Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

Перед дождем

... ветер дует в лицо.... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)

– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

· Творческие диктанты с заменами.  Например, заменить указанные слова близкими по значению.

... зверята

Мы ходили в цирк. Там смотрели на... лисичку. Глеб смеялся над... медвежонком. Веселая обезьянка корчила... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.

(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)

· Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.

· Восстановленный диктант.

Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением.

Например, при изучении темы «Правописание парных согласных в корне слов» текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма. Например, вот как была проведена работа на уроке.

1. Чтение текста.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае – с парными звонкими и глухими согласными).

Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

Выводы. При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное, словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остается животрепещущей, поскольку, как показывает практика, больше орфографических ошибок в работах учеников связано с явлением безударности гласного.

     Чтобы облегчить учащимся применение правила при письме безударной гласной использую алгоритм.

Безударная гласная

Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем безударные гласные?

                                     ДА                                     НЕТ

 

 Подберите проверочное слово,                     пиши так, как слышишь

чтобы проверяемый звук оказался

под ударением.

 

Пишите гласную букву в соответствии

со звуком, который слышится под ударением.

     Такой алгоритм правописания безударной гласной мы используем до знакомства с составом слова. А после знакомства с морфемным составом, выбирая правильное написание, ученик должен непременно установить, в какой части слова находится орфограмма, после этого он действует по алгоритму:

  • определяет, в какой части слова находится орфограмма;
  • если орфограмма в корне – ищет проверочное слово (непроверяемые написания запоминаются);
  • написания приставок и суффиксов запоминается;
  • написание окончаний зависит от правила проверки в зависимости от той части речи, к которой относится данное слово (4 класс)

Использую следующие виды опор:

                  

Безударный гласный – ударением.

Парный согласный – перед гласным.

Непроизносимый согласный – измени слово.

Использую следующие рифмовки:

При изучении правописания безударной гласной:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

При изучении правописания парных согласных:

Парные согласные – самые опасные

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Слово ласково назови

И правильно напиши.

Было мало – стало много.

Так скорее проверяй! 

Писать правильно ответ

Нам поможет слово нет.

Чтобы 10 получать,

Глагол надо подобрать.

Правильно писать, дружок,

Нам поможет суффикс –ок.

При изучении непроизносимых согласных:

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять

И со звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне требует достаточного числа упражнений. Умение переносить ударение из других частей слова на корень в более быстром темпе помогает таблица:

Изменяю слово Подбираю однокоренное слово
1.Один – много: волна-волны 2.Много – один: паруса-парус 3.По вопросу: где? В лесу – что? лес Что делал – что делает? Писал - пишет 1.Большой – маленький: ковёр- коврик 2.Маленький – большой: площадка – площадь 3.Назови ласково: зима – зимушка 4.Какой? – что? зелёный – зелень 5. Что делал?– что? плясал - пляска

 

     Ознакомление с обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний –оро-, -ере-, -оло-, -еле-. При объяснении этого материала объясняю и показываю, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. Вместе с тем обращаю внимание, что много слов с двумя безударными гласными пишутся с одинаковыми буквами в корне слова. Для того чтобы легче было запомнить, можно наиболее употребительные слова сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в упражнения:

Например:

Голова, борода, береговой, зеленеть.

Золотой, города, черепаха, пелена.

Молоко, воробей, середина, шелестеть.

Молодой, воротник.

Молоток, сторона.

Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения. Например:

1. Выбери проверочное слово:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

2. Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.

Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.

 

К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.


Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.

3. Подбери к каждому слову недостающие однокоренные  и запиши их в три столбика.

Существительное Прилагательное Глагол
    чистить
  Подарочный  
Боль    
  Белый  

4. Замени одним словом – глаголом.

Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …

При выполнении упражнений необходим дифференцированный подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание. Например, при изучении парных согласных в корне слова учащимся были предложены следующие задания: записать пять названий животных с парными согласными на конце слова (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парной согласной на конце или в середине слова (интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, лёгкая походка, редкая книжка, крепкая верёвка).

При изучении правописания приставок использую следующую опору:

о -, до-, по-, во-, об-, от-, про-

а  за-, над-, на-

с-

Пере-

при- ( приближение )

пре- ( очень )

Рас-                                  раз-

Бес-                                    без-

вос-           воз-                   

Ис-                               из-

Чрес-                             чрез-

Нис-                                    низ-

Также использую рифмовки:

Правописание приставок:

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз-, раз- и без -.

Но если звук глухой согласный их встречает,

То мы их пишем только с буквой с.

Прискакать, приплыть, приехать –

Повнимательней смотри!

Слово значит «приближенье» --

Пишется, конечно, при-.

Привинтить, пришить, приклеить –

Ну-ка, ушки отвори!

Слово-присоединенье –

Несомненно, пишем при-.

Если что-то с чем-то рядом

На пригорке у реки,

В пригороде и в приморье,

Помни, тоже пишем при-.

Если действие неполно:

Не закрой, а притвори,

Прикуси, прикрой, притронься –

Смело ставь приставку при-.

Прехороший, превесёлый,

Пречудесный, пребольшой,

Если всё в значенье «очень»,

Будем пре- писать с тобой.

При изучении правописания суффиксов использую следующую опору:     

 

- еньк, - оньк, - очк, - ечк, - ок

- ник – чик - щик

- онок, - ёнок

- оват, - еват

- ов, - ат, - ость

После шипящих о

Для закрепления правописания орфограмм корня, приставки и суффикса продолжаю использовать различные виды диктантов, подбирая соответствующие тексты.

На заключительном этапе формирования орфографической зоркости необходимо использовать орфографические упражнения, при выполнении которых умение обозначать изученные орфограммы проявляется в естественных условиях – подбор собственных примеров, изложение и сочинение. Количество сочинений и изложений в начальной школе регулируется “Інструктыйна-метадычным пісьмом”. В начальных классах эти виды работ носят обучающий характер. Проводятся на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся научились применять изучаемое орфографическое правило. Правильность применения правила при написании изложений и сочинений свидетельствует о его усвоении.

Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению провожу устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся можно предложить подчеркнуть слова, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.054 с.)