Анализ программ и учебников по русскому  языку в аспекте данной проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ программ и учебников по русскому  языку в аспекте данной проблемы.



В нашей стране существует два типа школ: с русским и с белорусским языками обучения. Содержание и построение курса русского языка определяется программой. Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе ведется по программе средней общеобразовательной школы.

Формирование орфографической грамотности учащихся программа предусматривает по следующим направлениям:

1) Звукобуквенные написания;

2) Слитно-раздельное написание;

3) Прописные, строчные написания.

В программе по русскому языку формулируются умения, которыми должны овладеть учащиеся по орфографии: «формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков» (бел. яз и рус. яз). Но, к сожалению, ничего не сказано о том, что у учащихся должна формироваться орфографическая зоркость.

На основе программы построены учебники «Русский язык» для вторых-четвертых классов школ с русским и белорусским языками обучения.

Авторами учебников для школ с русским языком обучения являются М.Б.Антипова, А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова (2 класс)

А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова, Н.П.Дёмина (3 класс)

Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук (4 класс).

Для школ с белорусским языком обучения:

 М.Б.Антипова (2 класс)

А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова, Н.П.Дёмина (3 класс)

М.Б.Антипова, Т.Н.Волынец, И.Э.Ратникова (4 класс)

Орфографические правила по программе изучаются во втором – четвертом классах. Учебный материал по фонетике и графике изучается во 2 классе, словообразованию и морфологии – в 3 и 4 классах.

      Учебники русского языка для каждой школы (с русскими или белорусским языками обучения), имеющие примерно одинаковое содержание, различаются по объёму, структурированию материала, методическому аппарату.

     Учебным планом отведено на изучение русского языка в школах с русским языком обучения 3 часа в неделю, в школах с белорусским языком обучения – 2 часа. Считаю, что этого недостаточно для того, чтобы сформировать у детей устойчивые орфографические умения.

     Проанализировав учебный материал для школ с русским  языком и белорусским языком обучения можно сделать следующие выводы:

Учебник для школ с русским языком обучения Учебник для школ с белорусским языком обучения
o перед каждой темой есть проблемные вопросы – это, по сути, учебные задачи для учащихся, которые нужно решить на уроках. o в учебнике для 4 класса отсутствуют проблемные вопросы.
o учащиеся не «добывают» знания сами, а получают их в готовом виде; o учащиеся не «добывают» знания сами, а получают их в готовом виде;
o нет систематического наблюдения за языковыми фактами для их сравнения, обобщения и получения выводов; o нет систематического наблюдения за языковыми фактами для их сравнения, обобщения и получения выводов;
o задания на развитие орфографической зоркости сводятся в большинстве к вставке пропущенных букв (место орфограммы уже подсказано!) или к объяснению написания выделенных букв (место орфограммы уже подсказано!); в учебнике для 3 класса есть задания на поиск орфограмм при изучении правописания безударных гласных, парных согласных в корне слов, непроизносимых согласных. Но потом таких заданий нет! И все упражнения сводятся к вставке пропущенных букв. o задания на развитие орфографической зоркости сводятся в большинстве к вставке пропущенных букв (место орфограммы уже подсказано!) или к объяснению написания выделенных букв (место орфограммы уже подсказано!);
o Темы «Текст», «Предложение» провальные в плане формирования орфографической зоркости. Большое внимание уделяется формированию знаний и умений по данным темам, но в плане орфографии – только вставка пропущенных букв (иногда). Ведь задания к упражнениям данных тем можно было бы разнообразить упражнениями на поиск различных видов орфограмм, что содействовало бы развитию орфографической зоркости.   o Темы «Текст», «Предложение» провальные в плане формирования орфографической зоркости. Большое внимание уделяется формированию знаний и умений по данным темам, но в плане орфографии – только вставка пропущенных букв (иногда). Ведь задания к упражнениям данных тем можно было бы разнообразить упражнениями на поиск различных видов орфограмм, что содействовало бы развитию орфографической зоркости.  

 

 

Выводы:

ü В традиционных учебниках "Русский язык" недостаточно представлены упражнения, направленные на обнаружение орфограмм.

ü Методика обучения орфографии в начальной школе не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

ü Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.024 с.)