Глава 3. Система работы по изучению словарных слов в начальных классах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Система работы по изучению словарных слов в начальных классах.



Также вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.
     Учителю начальной школы, хорошо известно, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов.
      Опыт показывает, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы.
      К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
     В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями необходима активная учебная работа учащихся. Стараюсь руководить работой, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность деятельности учащихся:

ü активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

ü обучающий характер учебной деятельности;

ü регулярность работы над словами с непроверяемыми написаниями.

В своей работе для запоминания учащимися написания словарных слов использую метод, основанный на особенностях мышления младших школьников.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у учащихся преобладает и наглядно-образный тип памяти. Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Поэтому работу по освоению таких слов строю в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу.

Первым шагом в этой работе является предъявление нового слова.

Предъявление слова.

Мною используются следующие способы:

а) чтение загадки, разгадывание ее учащимися;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима и т.д.

Дети определяют, какое слово они будут изучать.

2. Работа над "слуховым " образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют "трудное " место.
Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

3. Запись слова с "окошком ".

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться какой-либо "сигнал опасности".
После этого учащиеся пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать этимологический анализ (если он помогает объяснить написание слова). Например, деревня (строили избы из дерева), библиотека (библио - книга, тека- хранилище), корова – от слова «кор», что на древнерусском языке значит «рогатая», вчера – от «вечер» -- до прошедшего вечера и т.д.

5. Запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Учащиеся делают рисунки на трудных буквах, опираясь на смысл слова.
       Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

    Мои ученики любят рисовать не только на буквах, которые вызывают затруднения, но и рисуют свои картинки к словам. Например, объединяют темой («Огород», «Школа», «Животные», «Птицы» и т.п. или «Безударная гласная а», «Безударная гласная о» и т.п.) и на альбомных листах рисуют картинки с изучаемым словарным словом или с несколькими словами. Потом эти картинки я использую для картинных словарных диктантов по определённой теме. Учащиеся смотрят на свою картину и записывают словарные слова. (Образцы ученических работ в приложении)

    Также для запоминания словарных слов предлагаю детям свои образцы рисунков. Например,

   

 

                                                                             

Также стараюсь применять различные приёмы работы:

ü Зрительный диктант (ученики орфоэпически и орфографически     проговаривают написанные на карточке слова и записывают по памяти).

ü Картинный диктант (показывается карточка, дети проговаривают название предмета или самостоятельно записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение).

ü Выборочный диктант (картинный, зрительный, слуховой: детям предлагается выполнить задание).

ü Записать слова по столбикам: по группам, по гласным, по орфограммам.

ü Из текста выписать только словарные слова.

ü Диктант с использованием загадок.

ü Диктант по памяти (записать слова на заданную тему, на определенную орфограмму).

ü Диктант с комментированием.

ü Творческий диктант (заменить определение или лексическое          значение одним словом).  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.006 с.)