Использую следующие упражнения для закрепления правописания словарных слов: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использую следующие упражнения для закрепления правописания словарных слов:



ü Выписать слова на определенную тему.

Например, на тему «Птицы», «Овощи», «Животные», «Школа»

ü Выписать слова на заданную орфограмму.

Например, с безударной гласной о (а, е, и, я, двойной согласной, непроизносимой согласной).

ü Выписать слова в два столбика с определенными буквами: А-О, Е-И.

А                          О                     И                          Е

Вагон                  конфета        животное             щенок

Картофель          ягода              улица                   неделя

Сахар                    товарищ      коридор                 деревня

ü Выписать слова на заданную букву алфавита (например, У, В, К, П, Д)

Учитель, ученик; ворона, воробей, вагон; корова, конфета, корабль; перемена, помидор, предмет; дорога, деревня.

ü Выписать слова с сочетаниями ОРО, ОЛО.

ü Выписать слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия.

ü Использование загадок с отгадками словарными словами.

Зимой беленький, летом серенький. (Заяц)

С людьми дружит, дом сторожит. (Собака)

ü Орфографически-правильное чтение (или словарный диктант) слов с пропущенными гласными, согласными.

а) мрз, врн, рбт, пнл, птнц. б) ооа, оое, аеа и т.д.

ü Дописать словарные слова по начальному (конечному) слогу.

Кар... (картофель, картина)

Мо... (молоко, молоток, мороз).      

ü Собрать из букв словарные слова.

Л, Е, П, Н, А                          П, Ь, Л, Т, А, О

М, З, Р, О, О                          В, Р, Н, О, О, А

ü Собрать из слогов словарные слова.

РА, ТА, БО                                ДЕ, НЫЙ, ЖУР,

КА, ДАШ, РАН                         ШИ, НА, МА

ДЕ, КА, ВОЧ                              НА, ВО, РО

ü Ответы на вопросы (можно записать полный ответ или только ответ –

словарное слово)

Кто живёт в лесу?

Кто следит за чистотой в классе?

Как называется приём пищи утром? В середине дня?

ü Заменить определение одним словом.

Утренняя еда (завтрак).

Инструмент для колки дров (топор).

Ребёнок или подросток женского пола (девочка).

ü Дописывание предложений со вставкой словарных слов.

Стрекочет проворная … (сорока).

На горку бегут … (ребята).

На столе стоит горячий …(обед)ебята))асивый......тром?  НА, ВО, РОной, непроизносимой согласной.

Мама надела красивый … (костюм).

ü Расположение словарных слов по алфавиту.

Картофель, арбуз, неделя, щенок, посуда

ü Составление словосочетаний.

М.рковь -... сок, к.пуста -... лист, к.ртоф.ль -- … пюре, обл..ко -- … день.

ü Составление предложений.

Ученик, класс.

Готовый, обед.

ü Подбор антонимов.

Плохо -- …         до свидания -- …

Сегодня -- …       отдых -- ….

ü Игра «Цепочка»

Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

ü «У каждой буквы свой столбик слов»

К                       Д                        О                 А

  Каникулы          деревня         огурец             апрель

Конфета             декабрь        октябрь           арбуз

Коридор            дорога             обед              аккуратный

ü Подбор однокоренных слов с заданным морфемным составом.

ü Образование от словарных слов однокоренных слов других частей речи.

Завтрак – завтракать.          Арбуз – арбузный.

Работа – работать.              Урожай – урожайный.

Чувство – чувствовать.       Деревня – деревенский.

ü Выписывание слов определенного рода, склонения.

ü Работа над ребусами, кроссвордами.

Подберите словарные слова и запишите в клеточки.

Ответы:     

Лопата, погода, комната, неделя, родина, ребята, яблоко, пальто, ученик, машина, вокзал.

Подберите словарные слова и запишите в клеточки.

Ответы:

Огурец, город, заяц, корова, адрес, ворона, улица, газета.

 

Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных клетках.

    1. Каждый день помногу раз

           Входим мы в знакомый....

     2. Я в кроссворде слово спрятал.

          Что за слово, а,...?

      3. Поможем, если у кого-то

           Не получается....

     4. Сидела на скамеечке

          Маленькая....

 

5. Коля Котиков не знал,

Где лежит его....

6. С парты не забудь убрать

И учебник, и....

     7. Открываем...

          Начинается январь.

 

      8. Снова в школу я пришел,

  Это очень....

Ответы:

1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка. 5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 8. Хорошо.

В выделенных клетках – слово «карандаш».

ü Использование пословиц.

Всякая …(дорога) вдвоем веселей.

Не спеши...(языком), торопись делом.

 

Глава 4. Выводы

 

Систематическая работа, основанная на указанных выше приёмах и средствах формирования орфографической зоркости, дала мне следующие результаты:

·  учащиеся усвоили основные виды орфограмм;

· достигнут достаточно высокий уровень сформированности орфографической зоркости;

· возрос интерес учащихся к русскому языку.

Таким образом, с одной стороны, знание языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная учебная дисциплина, требующая большого труда.

Думаю, что умение учащимися видеть орфограммы – необходимое и важнейшее условие повышения их грамотности. Значит, это умение необходимо формировать.

Я пришла к выводу, что орфографическая зоркость формируется и развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в процессе выполнения других упражнений. Для успешного развития зоркости необходима установка самих учащихся на её выработку, сознательное отношение к ней. При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка.

Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но детям это так скучно! Поэтому стараюсь строить работу так, чтобы учащимся было интересно, чтобы работа могла захватить ребят, удивить их.

Дети должны удивляться тому, что они:

ü видят орфограммы;

ü они могут писать их правильно;

ü на уроках русского языка интересно;

ü это приносит хорошие результаты!

Результаты работ учащихся позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт положительные результаты. Моя работа по развитию орфографической зоркости явилась действенным средством повышения уровня грамотности учащихся.

 

Уровень обученности и качество образования по русскому языку 3 класс 2009-2010 учебный год

 

Уровень обученности и качество образования по русскому языку

Класс 2010-2011 учебный год

 

 

    Литература:

1.Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации (1-2 классы)/ Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2004. –№12.

2.Бакулина Г.А. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка / Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2003. –№1.

3.Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2000. –№3.

4.Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в 3-4 классах/ Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2006. –№4.

5.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс / Бакулина Г.А. – М.: Гуманит. изд. центр 2003.

6.Верниковская А.В. Русский язык в белорусской школе: проблемы и пути решения. //Пачатковае навучанне: сям’я, дзiцячы сад, школа. – 2009 -- №9.

7.Гулецкая Е.А. Виды списывания и диктантов и методика их проведения / Е.А.Гулецкая. //Пачатковая школа. – 2007. – № 3.

    8.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии/В.Ф.Иванова – М.: Просвещение. – 1982.

    9.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. – М.: Просвещение. – 1987.

    10.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1988.

    11.Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков / авт.-сост. Н.Н.Карягина, Е.Н. Перепелицина. – Волгоград: Учитель, 2009.

    12.Самойлова Т. Творческие и восстановленные диктанты /Т.Самойлова. // Начальная школа. – 2009. – №9.

13.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №20.

14.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения/Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №18.

15.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму/Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №19.

16.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Использование словарей как способ решения орфографических задач /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №20.

17.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Учим решать орфографические задачи в корне слова /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №21.

18.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение решению орфографических задач в окончаниях имен существительных /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №22.

19.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение решению орфографических задач в личных окончаниях глаголов /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №23.

 

20.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения/Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №24.

    21.Тиринова О.И. Орфографические упражнения в начальных классах / О.И.Тиринова. // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. –

№3.

     Учебники:

1. Антипова М.Б., Верниковская А.В., Грабчикова Е.С.  Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.1 /М.Б.Антипова, А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова. – Минск: Народная асвета, 2006.

2. Антипова М.Б., Верниковская А.В., Грабчикова Е.С.  Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.2 /М.Б.Антипова, А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова. – Минск: Народная асвета, 2006.

3. Антипова М.Б., Волынец Т.Н., Ратникова И.Э. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.1 /М.Б. Антипова, Т.Н.Волынец, И.Э.Ратникова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2008.

4. Антипова М.Б., Волынец Т.Н., Ратникова И.Э. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.2 /М.Б. Антипова, Т.Н.Волынец, И.Э.Ратникова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2008.

 5.Антипова М.Б. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.1/М.Б.Антипова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2010.

6.Антипова М.Б. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/М.Б.Антипова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2010.

7.Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч.Ч.1 /А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. – Минск: Народная асвета, 2007.

8. Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. – Минск: Народная асвета, 2007.

9. Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.1/А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. –Минск: Нац. ин-т образования, 2007.

10. Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. –Минск: Нац. ин-т образования, 2007.

11. Грабчикова Е.С., Максимук Н.Н.Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч.Ч.1/Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук. – Минск: Нац. ин-т  образования, 2008.

12. Грабчикова Е.С., Максимук Н.Н.Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук. – Минск: Нац. ин-т  образования, 2008.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.045 с.)