Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как узнать, к какому склонению относится имя существительное?
1.Поставь имя существительное в начальную форму. 2.Определи род. 3.По роду и окончанию узнай склонение: м.р. ж.р. м.р. ж.р.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Чтобы проверить, правильно ли четвероклассники следуют этому алгоритму, предлагаю парадоксальные, на первый взгляд, задания. Например: Есть ли что-то общее между воробьем и киселем? А есть ли одинаковые признаки у слов воробей и кисель? Или другое задание: Слово молоко на какое слово больше похоже своими признаками: к.за или.кно? Докажи. Построенные на оценках фактов языка, на столкновении житейской и грамматической логики, эти и другие задания помогают выработать у школьников способность отвлекаться от лексического значения слова, чтобы взглянуть на него как на морфологическую единицу. Только проигнорировав очевидную житейскую ассоциацию молоко – коза и осуществив грамматические действия (изменение по падежам слов молоко, окно, коза, сравнение их окончаний, отнесение к тому или иному типу склонения), ученик придет к верному ответу на «странный» вопрос. Те же действия и грамматическая логика помогут найти ошибку в рассуждениях дошкольника: «Не с папой, а с папом – ведь с братом. Они оба мужчины». Итак, умение определять тип склонения отработано. Что же дальше? С урока по теме «Склонение имён существительных 1 склонения» начинается выведение правила решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных (в корне, приставке, суффиксе). Следование принципу безударный гласный проверяю ударным помогает им прийти к обобщению: буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударных в тех же частях слова. Так при работе с учащимися выводится общий принцип русского письма: букву звука в слабой позиции узнаем по букве звука в сильной. Для завершения схемы недостает сведений об окончании. Подойти к мысли о необходимости подбирать в качестве проверочного слово того же склонения помогает задание, построенное на «отрицательном» материале:
Верно ли дети решили орфографическую задачу: У ежих.. и ежа (у еж а –у ежих а) Иглы, как у ёлки. -- Вы согласны с такой проверкой? (У ежиха – так не говорят.) --Допустим, не говорят. Но, может быть, так пишут – ведь выбор буквы доказан: ударное окончание в проверочном слове «ежa» подсказывает, что и в проверяемом слове ежиха оно такое же? -- Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли? (Они не учли, что слово еж 2 склонения, а ежиха – 1.) --Какие действия следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в окончаниях существительных? Памятка предписывает выполнение следующих действий: 1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение. 2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме. 3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом. Но прежде чем сосредоточиться на последовательном осуществлении перечисленных действий, ученикам необходимо освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры. В этом помогает специальное задание, в котором предложено распределить слова из «Справочного бюро» (печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав) по столбикам в соответствии со склонением, выделить в них окончания и показать, где возможно, что они ударные. Чтобы отрабатываемый способ действий отложился в сознании детей, на его освоение отводится несколько уроков. Важнейший прием на этом этапе – выполнение вслух (шепотом) развернутого рассуждения, необходимого для нахождения верного ответа в задаче – буквы в окончании существительного. Возникает еще один вопрос: какими проверочными словами пользоваться: всякий раз подбирать нужное слово или запомнить по одному слову для каждого склонения? Здесь детям была предоставлена возможность выбрать тот вариант, который кажется более надежным. Я предложила ребятам три слова: рука, плечо, грудь. Эти слова легко запоминаются школьниками и становятся их надежными помощниками. Дальнейшее совершенствование умения ориентировано не только на достижение результата – правильное написание безударного окончания имени существительного, сопровождаемое указанием склонения, падежа, называнием (сначала письменно, затем – устно) проверочного слова. По-прежнему акцентируется внимание на способе действия. Практически все тренировочные упражнения сопровождаются вопросом: Как будешь действовать?
Имя прилагательное грамматически зависит от имени существительного. Поэтому логично сразу после работы над правописанием безударных окончаний имен существительных перейти к формированию способа действия для решения того же типа орфографических задач, но в именах прилагательных. Думается, понятно, что в основе действий четвероклассников логика та же: букву в окончаниях прилагательных они узнают по ударному окончанию в вопросе. Правил легче нет на свете: Что в вопросе – то в ответе! О.Соболева Я показала те методические решения, которые использовала для формирования умения решать орфографические задачи в окончаниях имен, прежде всего имен существительных. Приверженность фонемной теории позволила перенести способ действия «безударный гласный проверяю ударным» на окончание. Такой перенос обеспечивает оптимизацию действий учащихся, а следовательно, и более качественное освоение материала. Так же в 4 классе учащиеся изучают правописание безударных личных окончаний глаголов. Эффективное формирование умения писать безударные личные окончания глаголов остаётся проблемой. Ведь не секрет, что ошибки типа «строЮтся», «борЯтся», «колЯт», «ценЮт» и т.п. встречаются в работах даже старших школьников. Думаю, что одной из причин трудностей усвоения правила является практика определения спряжения по 3 лицу множественного числа. В этом случае запоминать ничего не надо: ставлю в 3 лицо множественного числа, если окончания –ут, -ют, то пишу –е, если окончания -ат, -ят, то пишу –и. алгоритм этот прост и удобен. А определение спряжения по неопределённой форме можно дать в порядке ознакомления. Но опять же, для того, чтобы пользоваться этим алгоритмом, человек должен правильно говорить. Например, они держАт, а не держУт. Если говорить неправильно, то нет способа научиться правильно писать. Учебник «Русский язык» для 4 класса школ с белорусским языком обучения рекомендует для правильного написания безударного личного окончания глагола определить спряжение по неопределённой форме и определить окончание данного глагола. Ещё одна методическая проблема состоит в том, чтобы предупредить смешение детьми видов глагола. Трудность её решения усугубляется тем, что в программе начального обучения отсутствует соответсвующее понятие. Однако перейти от одной глагольной формы к другой, не изменив при этом его вида, более чем важно для пишущего. Допустим, что учащийся выбирает букву в окончании глагола пересад..м. Чтобы определить спряжение ставит в начальную форму – пересаживать, относит к І спряжению, и пишет букву –е: пересадЕм. Из этого видно, что неумение сохранить вид глагола приводит к неправильному определению типа спряжения и к ошибочному написанию безударного личного окончания. Учебник практически не обеспечивает возможность работы в данном направлении (всего 2 упражнения). Поэтому постоянно делаю акцент на том, что вопросы личной и неопределённой формы должны соответствовать друг другу.
При отработке способа действий, позволяющего найти неопределённую форму, особенно важно добиваться последовательности выполнения необходимых операций. Поэтому обязательно комментируем все действия. В результате мы вышли на схему: Как найти неопределённую форму глагола? 1) Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть ли в вопросе приставка с или нет. 2) Задай вопрос неопределённой формы с приставкой с или без неё. 3) Назови неопределённую форму нужного глагола. Например: догоняли, догнали. 1) Что делали? 2) Что делать? 3) Догонять. 1) Что сделали? 2) Что сделать? 3) Догнать. Отрабатывая данную тем, мы обнаружили ещё одну орфограмму: букву безударного гласного в неопределённой форме глагола перед –ть. Поскольку проверить данную орфограмму нельзя, организую их запоминание. Правильный выбор суффикса в неопределённой форме – ключ к верному написанию суффикса глагола в прошедшем времени. Осваивая правописание суффиксов, учащиеся следят, чтобы они совпали в двух формах одного слова: неопределённой и прошедшего времени. Чтобы помочь школьникам открыть наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого, делала упор на имеющиеся знания. Вспомнив, что имена существительные распределяются по трём склонениям, что различия проявляются в наборах окончаний (три набора – три склонения), мы перешли к наблюдению за личными окончаниями глаголов (ударными). Проспрягав глаголы идти, говорить, нести, замолчать и выдели их окончания, ученики пришли к выводу, сформулировать который помогла установка: сколько выделишь наборов окончаний, столько спряжений и будет. Чтобы упорядочить представление о распределении окончаний глаголов по спряжениям, мы составили такую памятку: І спряжение ІІ спряжение единственное число 1 л. у (ю) у (ю) 2 л. ешь (ёшь) ишь 3л. ет (ёт) ит множественное число 1 л. ем (ём) им 2 л. ете (ёте) ите 3 л. ут (ют) ат (ят) Помогаю детям увидеть, какая буква чаще всего повторяется в окончаниях І и ІІ спряжения. Как изветно, в личных окончаниях выбирать приходится мжду двумя буквами: е или и. Облегчить запоминание помогает такие памятки:
І спряжение – Е или УТ (ЮТ) ЕдУТ ІІ спряжение – И или АТ (ЯТ) И спЯТ
І ІІ ЕдУТ И спЯТ Дальнейшие тренировочные упражнении подчинены цели помочь запомнить окончания каждого спряжения и научиться определять его по окончаниям.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.02 с.) |