Глава 1.Теоретические основы орфографии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.Теоретические основы орфографии.



Содержание

Введение ……………………………………………………………….….……..2

Глава 1.Теоретические основы орфографии..

1.1.Сущность орфографии и её основные принципы………………………….3

1.2.Понятие об орфограмме. Типы орфограмм…………………...…………..10

1.3. Понятие об орфографической зоркости………………………..................16

1.4.Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте данной   проблемы…………………………………………………...................................23

1.5.Русский язык в белорусской школе……………………………..................26

Глава 2.Система работы по развитию орфографической зоркости в начальных классах.

2.1.Система работы по  развитию орфографической зоркости в 1 классе…...32

2.2. Система работы по  развитию орфографической зоркости во 2 классе..43

2.3. Система работы по  развитию орфографической зоркости в 3 классе..54

2.4. Система работы по  развитию орфографической зоркости в 4 классе…..65

Глава 3.Система работы по изучению словарных слов в начальных классах…………………………………………………………………..………..79

Глава 4.Выводы………………………………………………………………….89

Литература ………………………………………………………………………91

 


Введение

Актуальность

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.

Отсюда возникла потребность в создании и внедрении системы отработки орфографической грамотности, которая позволит повысить уровень обученности по предмету и качество образования в целом.

Цель:

Создание условий на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у учащихся.

Задачи:

1. Содействовать формированию у учащихся общей орфографической грамотности.

2. Изучить учебно-методический комплекс по русскому языку для школ с русским и белорусским языками обучения.

3. Разработать методическую систему для формирования орфографической зоркости у учащихся и проверить эффективность системы посредством работы в классе.

 

 

Глава 1.Теоретические основы орфографии.

Характеристики важнейших орфограмм,

Глава 2.Система работы по развитию орфографической зоркости в начальных классах.

При изучении правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши.

Мыши, ёжики, моржи,

 Лыжи, лужи, камыши.

Ча и ща, ча и ща –

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой а и ча, и ща.

Щука, чум, ищу, мочу –

Я слова учу, учу:

Чу да щу, чу да щу,

Я десятку получу.

Ёлочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Речка, ночка, строчка,

Точка, кочка, дочка,

Шуточка, минуточка,

Бочка прибауточка –

Знаем мы наверняка,

Где  чн, а где чк.

И другие рифмовки.

Творческие диктанты

Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:

· Творческие диктанты на расширение текста. Например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения – 10 минут).

После дождя

... ветер дует в лицо.... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)

Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?

Перед дождем

... ветер дует в лицо.... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)

– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.

· Творческие диктанты с заменами.  Например, заменить указанные слова близкими по значению.

... зверята

Мы ходили в цирк. Там смотрели на... лисичку. Глеб смеялся над... медвежонком. Веселая обезьянка корчила... рожицы. Малыши всегда удивляют и забавляют.

(Синонимы: смешные, забавные, потешный, уморительный.)

· Творческие диктанты на сужение текста. При записи учащиеся сокращают прочитанный ими текст, опуская некоторые части предложений: например, из предложения записывают только подлежащее и сказуемое.

· Восстановленный диктант.

Ученики должны восстановить текст диктанта по опорным словам. Но опорные слова не любые, а на изучаемое правило.

Текст для проведения восстановленного диктанта можно составить по любой теме, можно по картине. Восстановленный диктант является промежуточной работой между диктантом и изложением.

Например, при изучении темы «Правописание парных согласных в корне слов» текст должен быть составлен так, чтобы в каждом предложении была изучаемая орфограмма. Например, вот как была проведена работа на уроке.

1. Чтение текста.

Выпал пушистый снег. Мы надели теплые шапки, шубки, варежки и отправились в лес. Узкая дорожка привела нас в чащу. Редкий звук нарушает тишину. Хрупкие березки и дубки стоят без листьев. Чей это след? Это пробежала ловкая мышка. Медведь залез в берлогу. Белка в дупле ест грибки и орешки.

2. Дети подбирают заглавие (Зимой в лесу. Зимний лес). Самое удачное записывают в тетради.

3. Называют тему, главную мысль.

4. Учитель читает каждое предложение в отдельности.

Учащиеся находят слова на изучаемое правило (в данном случае – с парными звонкими и глухими согласными).

Учитель записывает эти слова на доске, учащиеся объясняют правописание, подбирая проверочные слова: снег, шапки, шубки, варежки, узкая дорожка, редкий, березки и дубки, след, мышка, медведь, залез, грибки и орешки

5. Учащиеся вспоминают, то есть восстанавливают все предложения по опорным словам, учитель помогает.

6. Дети записывают диктант по памяти, в опорных словах обозначают графические орфограммы.

7. В конце урока учитель еще раз читает текст, ученики сравнивают его со своим.

Выводы. При написании восстановительных диктантов развиваются все виды орфографической памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная; наглядно-действенное, словесно-логическое мышление, внимание, орфографическая зоркость.

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остается животрепещущей, поскольку, как показывает практика, больше орфографических ошибок в работах учеников связано с явлением безударности гласного.

     Чтобы облегчить учащимся применение правила при письме безударной гласной использую алгоритм.

Безударная гласная

Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем безударные гласные?

                                     ДА                                     НЕТ

 

 Подберите проверочное слово,                     пиши так, как слышишь

чтобы проверяемый звук оказался

под ударением.

 

Пишите гласную букву в соответствии

со звуком, который слышится под ударением.

     Такой алгоритм правописания безударной гласной мы используем до знакомства с составом слова. А после знакомства с морфемным составом, выбирая правильное написание, ученик должен непременно установить, в какой части слова находится орфограмма, после этого он действует по алгоритму:

  • определяет, в какой части слова находится орфограмма;
  • если орфограмма в корне – ищет проверочное слово (непроверяемые написания запоминаются);
  • написания приставок и суффиксов запоминается;
  • написание окончаний зависит от правила проверки в зависимости от той части речи, к которой относится данное слово (4 класс)

Использую следующие виды опор:

                  

Безударный гласный – ударением.

Парный согласный – перед гласным.

Непроизносимый согласный – измени слово.

Использую следующие рифмовки:

При изучении правописания безударной гласной:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

При изучении правописания парных согласных:

Парные согласные – самые опасные

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Слово ласково назови

И правильно напиши.

Было мало – стало много.

Так скорее проверяй! 

Писать правильно ответ

Нам поможет слово нет.

Чтобы 10 получать,

Глагол надо подобрать.

Правильно писать, дружок,

Нам поможет суффикс –ок.

При изучении непроизносимых согласных:

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять

И со звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне требует достаточного числа упражнений. Умение переносить ударение из других частей слова на корень в более быстром темпе помогает таблица:

Изменяю слово Подбираю однокоренное слово
1.Один – много: волна-волны 2.Много – один: паруса-парус 3.По вопросу: где? В лесу – что? лес Что делал – что делает? Писал - пишет 1.Большой – маленький: ковёр- коврик 2.Маленький – большой: площадка – площадь 3.Назови ласково: зима – зимушка 4.Какой? – что? зелёный – зелень 5. Что делал?– что? плясал - пляска

 

     Ознакомление с обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний –оро-, -ере-, -оло-, -еле-. При объяснении этого материала объясняю и показываю, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. Вместе с тем обращаю внимание, что много слов с двумя безударными гласными пишутся с одинаковыми буквами в корне слова. Для того чтобы легче было запомнить, можно наиболее употребительные слова сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в упражнения:

Например:

Голова, борода, береговой, зеленеть.

Золотой, города, черепаха, пелена.

Молоко, воробей, середина, шелестеть.

Молодой, воротник.

Молоток, сторона.

Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения. Например:

1. Выбери проверочное слово:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

2. Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.

Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.

 

К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.


Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.

3. Подбери к каждому слову недостающие однокоренные  и запиши их в три столбика.

Существительное Прилагательное Глагол
    чистить
  Подарочный  
Боль    
  Белый  

4. Замени одним словом – глаголом.

Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …

При выполнении упражнений необходим дифференцированный подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание. Например, при изучении парных согласных в корне слова учащимся были предложены следующие задания: записать пять названий животных с парными согласными на конце слова (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парной согласной на конце или в середине слова (интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, лёгкая походка, редкая книжка, крепкая верёвка).

При изучении правописания приставок использую следующую опору:

о -, до-, по-, во-, об-, от-, про-

а  за-, над-, на-

с-

Пере-

при- ( приближение )

пре- ( очень )

Рас-                                  раз-

Бес-                                    без-

вос-           воз-                   

Ис-                               из-

Чрес-                             чрез-

Нис-                                    низ-

Также использую рифмовки:

Правописание приставок:

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз-, раз- и без -.

Но если звук глухой согласный их встречает,

То мы их пишем только с буквой с.

Прискакать, приплыть, приехать –

Повнимательней смотри!

Слово значит «приближенье» --

Пишется, конечно, при-.

Привинтить, пришить, приклеить –

Ну-ка, ушки отвори!

Слово-присоединенье –

Несомненно, пишем при-.

Если что-то с чем-то рядом

На пригорке у реки,

В пригороде и в приморье,

Помни, тоже пишем при-.

Если действие неполно:

Не закрой, а притвори,

Прикуси, прикрой, притронься –

Смело ставь приставку при-.

Прехороший, превесёлый,

Пречудесный, пребольшой,

Если всё в значенье «очень»,

Будем пре- писать с тобой.

При изучении правописания суффиксов использую следующую опору:     

 

- еньк, - оньк, - очк, - ечк, - ок

- ник – чик - щик

- онок, - ёнок

- оват, - еват

- ов, - ат, - ость

После шипящих о

Для закрепления правописания орфограмм корня, приставки и суффикса продолжаю использовать различные виды диктантов, подбирая соответствующие тексты.

На заключительном этапе формирования орфографической зоркости необходимо использовать орфографические упражнения, при выполнении которых умение обозначать изученные орфограммы проявляется в естественных условиях – подбор собственных примеров, изложение и сочинение. Количество сочинений и изложений в начальной школе регулируется “Інструктыйна-метадычным пісьмом”. В начальных классах эти виды работ носят обучающий характер. Проводятся на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся научились применять изучаемое орфографическое правило. Правильность применения правила при написании изложений и сочинений свидетельствует о его усвоении.

Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению провожу устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся можно предложить подчеркнуть слова, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.

Предъявление слова.

Мною используются следующие способы:

а) чтение загадки, разгадывание ее учащимися;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима и т.д.

Дети определяют, какое слово они будут изучать.

2. Работа над "слуховым " образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют "трудное " место.
Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

3. Запись слова с "окошком ".

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться какой-либо "сигнал опасности".
После этого учащиеся пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать этимологический анализ (если он помогает объяснить написание слова). Например, деревня (строили избы из дерева), библиотека (библио - книга, тека- хранилище), корова – от слова «кор», что на древнерусском языке значит «рогатая», вчера – от «вечер» -- до прошедшего вечера и т.д.

5. Запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Учащиеся делают рисунки на трудных буквах, опираясь на смысл слова.
       Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

    Мои ученики любят рисовать не только на буквах, которые вызывают затруднения, но и рисуют свои картинки к словам. Например, объединяют темой («Огород», «Школа», «Животные», «Птицы» и т.п. или «Безударная гласная а», «Безударная гласная о» и т.п.) и на альбомных листах рисуют картинки с изучаемым словарным словом или с несколькими словами. Потом эти картинки я использую для картинных словарных диктантов по определённой теме. Учащиеся смотрят на свою картину и записывают словарные слова. (Образцы ученических работ в приложении)

    Также для запоминания словарных слов предлагаю детям свои образцы рисунков. Например,

   

 

                                                                             

Также стараюсь применять различные приёмы работы:

ü Зрительный диктант (ученики орфоэпически и орфографически     проговаривают написанные на карточке слова и записывают по памяти).

ü Картинный диктант (показывается карточка, дети проговаривают название предмета или самостоятельно записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение).

ü Выборочный диктант (картинный, зрительный, слуховой: детям предлагается выполнить задание).

ü Записать слова по столбикам: по группам, по гласным, по орфограммам.

ü Из текста выписать только словарные слова.

ü Диктант с использованием загадок.

ü Диктант по памяти (записать слова на заданную тему, на определенную орфограмму).

ü Диктант с комментированием.

ü Творческий диктант (заменить определение или лексическое          значение одним словом).  

Глава 4. Выводы

 

Систематическая работа, основанная на указанных выше приёмах и средствах формирования орфографической зоркости, дала мне следующие результаты:

·  учащиеся усвоили основные виды орфограмм;

· достигнут достаточно высокий уровень сформированности орфографической зоркости;

· возрос интерес учащихся к русскому языку.

Таким образом, с одной стороны, знание языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная учебная дисциплина, требующая большого труда.

Думаю, что умение учащимися видеть орфограммы – необходимое и важнейшее условие повышения их грамотности. Значит, это умение необходимо формировать.

Я пришла к выводу, что орфографическая зоркость формируется и развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в процессе выполнения других упражнений. Для успешного развития зоркости необходима установка самих учащихся на её выработку, сознательное отношение к ней. При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка.

Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но детям это так скучно! Поэтому стараюсь строить работу так, чтобы учащимся было интересно, чтобы работа могла захватить ребят, удивить их.

Дети должны удивляться тому, что они:

ü видят орфограммы;

ü они могут писать их правильно;

ü на уроках русского языка интересно;

ü это приносит хорошие результаты!

Результаты работ учащихся позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, даёт положительные результаты. Моя работа по развитию орфографической зоркости явилась действенным средством повышения уровня грамотности учащихся.

 

Уровень обученности и качество образования по русскому языку 3 класс 2009-2010 учебный год

 

Уровень обученности и качество образования по русскому языку

Класс 2010-2011 учебный год

 

 

    Литература:

1.Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации (1-2 классы)/ Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2004. –№12.

2.Бакулина Г.А. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка / Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2003. –№1.

3.Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2000. –№3.

4.Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в 3-4 классах/ Бакулина Г.А. // Начальная школа. – 2006. –№4.

5.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс / Бакулина Г.А. – М.: Гуманит. изд. центр 2003.

6.Верниковская А.В. Русский язык в белорусской школе: проблемы и пути решения. //Пачатковае навучанне: сям’я, дзiцячы сад, школа. – 2009 -- №9.

7.Гулецкая Е.А. Виды списывания и диктантов и методика их проведения / Е.А.Гулецкая. //Пачатковая школа. – 2007. – № 3.

    8.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии/В.Ф.Иванова – М.: Просвещение. – 1982.

    9.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. – М.: Просвещение. – 1987.

    10.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1988.

    11.Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков / авт.-сост. Н.Н.Карягина, Е.Н. Перепелицина. – Волгоград: Учитель, 2009.

    12.Самойлова Т. Творческие и восстановленные диктанты /Т.Самойлова. // Начальная школа. – 2009. – №9.

13.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №20.

14.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения/Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №18.

15.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму/Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №19.

16.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Использование словарей как способ решения орфографических задач /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №20.

17.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Учим решать орфографические задачи в корне слова /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №21.

18.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение решению орфографических задач в окончаниях имен существительных /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №22.

19.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Обучение решению орфографических задач в личных окончаниях глаголов /Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №23.

 

20.Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения/Соловейчик М.С., Харченко О.О.// Начальная школа. – 2006. – №24.

    21.Тиринова О.И. Орфографические упражнения в начальных классах / О.И.Тиринова. // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. –

№3.

     Учебники:

1. Антипова М.Б., Верниковская А.В., Грабчикова Е.С.  Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.1 /М.Б.Антипова, А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова. – Минск: Народная асвета, 2006.

2. Антипова М.Б., Верниковская А.В., Грабчикова Е.С.  Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.2 /М.Б.Антипова, А.В.Верниковская, Е.С.Грабчикова. – Минск: Народная асвета, 2006.

3. Антипова М.Б., Волынец Т.Н., Ратникова И.Э. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.1 /М.Б. Антипова, Т.Н.Волынец, И.Э.Ратникова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2008.

4. Антипова М.Б., Волынец Т.Н., Ратникова И.Э. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.2 /М.Б. Антипова, Т.Н.Волынец, И.Э.Ратникова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2008.

 5.Антипова М.Б. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.1/М.Б.Антипова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2010.

6.Антипова М.Б. Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/М.Б.Антипова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2010.

7.Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч.Ч.1 /А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. – Минск: Народная асвета, 2007.

8. Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. – Минск: Народная асвета, 2007.

9. Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.1/А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. –Минск: Нац. ин-т образования, 2007.

10. Верниковская А.В., Грабчикова Е.С., Дёмина Н.П. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/А.В.Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. –Минск: Нац. ин-т образования, 2007.

11. Грабчикова Е.С., Максимук Н.Н.Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч.Ч.1/Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук. – Минск: Нац. ин-т  образования, 2008.

12. Грабчикова Е.С., Максимук Н.Н.Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. Ч.2/Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук. – Минск: Нац. ин-т  образования, 2008.

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………….….……..2

Глава 1.Теоретические основы орфографии..

1.1.Сущность орфографии и её основные принципы………………………….3

1.2.Понятие об орфограмме. Типы орфограмм…………………...…………..10

1.3. Понятие об орфографической зоркости………………………..................16

1.4.Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте данной   проблемы…………………………………………………...................................23

1.5.Русский язык в белорусской школе……………………………..................26

Глава 2.Система работы по развитию орфографической зоркости в начальных классах.

2.1.Система работы по  развитию орфографической зоркости в 1 классе…...32

2.2. Система работы по  развитию орфографической зоркости во 2 классе..43

2.3. Система работы по  развитию орфографической зоркости в 3 классе..54

2.4. Система работы по  развитию орфографической зоркости в 4 классе…..65

Глава 3.Система работы по изучению словарных слов в начальных классах…………………………………………………………………..………..79

Глава 4.Выводы………………………………………………………………….89

Литература ………………………………………………………………………91

 


Введение

Актуальность

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.

Отсюда возникла потребность в создании и внедрении системы отработки орфографической грамотности, которая позволит повысить уровень обученности по предмету и качество образования в целом.

Цель:

Создание условий на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у учащихся.

Задачи:

1. Содействовать формированию у учащихся общей орфографической грамотности.

2. Изучить учебно-методический комплекс по русскому языку для школ с русским и белорусским языками обучения.

3. Разработать методическую систему для формирования орфографической зоркости у учащихся и проверить эффективность системы посредством работы в классе.

 

 

Глава 1.Теоретические основы орфографии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.191 с.)