Нейронные сети (схемы, контуры). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейронные сети (схемы, контуры).



Объединение большого числа нейронов в единую структуру, объединенную синаптическими связями. Врожденная способность создавать в мозге внутренние представления внешнего мира. По своей структуре схемы основываются на том, чем вы занимаетесь достаточно продолжительное время. Привычным чем чаще им пользуешься, тем более становится привычным.

 

Два вида нейронных сетей (связаны инверсно, обратно, противоположно):

1. Нейронная сеть непосредственного восприятия.

2. Нарритивная нейронная сеть (ненаправленной активности).

 

Нейронная сеть непосредственного восприятия.

При работе сети непосредственного восприятия некоторые другие отделы мозга задействуются намного сильнее. В число этих отделов входит, в частности, островок мозга – отдел, отвечающий за восприятие телесных ощущений. Активируется также передняя поясная кора – отдел, которому принадлежит ключевая роль в распознавании ошибок и переключении внимания. Этот нейронный контур активируется, когда внимание человека сосредоточивается непосредственно на поступающей извне информации, к примеру, на внешних или внутренних ощущениях. Когда активна сеть непосредственного восприятия, вы не думаете сосредоточенно ни о прошлом, ни о будущем, ни о других людях, ни о себе – вы вообще ни о чем конкретном не думаете. Скорее воспринимаете поступающую в органы чувств информацию непосредственно, в реальном времени. Восприятие мира более непосредственно (и получение при этом больше сенсорной информации). Это позволяет ближе подойти к реальности любого события и воспринять его намного полнее и точнее. Сеть непосредственного восприятия помогает получить больше информации (притом более точной) о происходящих вокруг событиях, а информация в реальном времени делает вашу реакцию на окружающий мир более гибкой. Кроме того, непосредственное восприятие мира помогает человеку освободиться от груза прошлого, от сковывающих привычек, ожиданий или предубеждений, позволяет воспринимать события такими, какие они есть, и непосредственно отзываться на них.

 

Нейронная сеть ненаправленной активности (нарративная схема, сеть по умолчанию).

Совокупность центральных областей мозга, включая среднюю часть префронтальной коры и связанные с ней подкорковые структуры, области памяти, такие как гиппокамп. Эта сеть активируется всякий раз, когда человек ничем особенно не занят, а также когда он думает о себе или о других людях. Поддерживает «нарратив» (повествование, сюжетная линия, в которой действующие лица взаимодействуют, друг с другом во времени). В мозге содержится огромное количество информации о вас самих и о жизненных историях других людей, ваших знакомых и близких. Когда сеть по умолчанию активна, вы думаете о своем прошлом и будущем – и обо всех известных вам людях, включая и вас самих, причем рассматриваете это гигантское информационное полотно в целом, во всех его переплетениях и взаимосвязях.

 

Вы пользуетесь нарративным контуром, когда занимаетесь планированием, целеполаганием, размышляете о прошлом или будущем, о себе или о других людях. Аналог сети по умолчанию, о которой также говорится в книге.

 

Внедрение – создание и закрепление в базальных ядрах нейронных контуров, способных автоматически управлять определенным поведением, а также воспоминаний, которые останутся с вами надолго.

 

Как поддерживать существование новых схем? Если вы хотите, чтобы какая-то конкретная новая схема сохранилась, очень важно регулярно её активировать.

 

Плотность внимания.

Можно охарактеризовать (и измерить) такими количественными понятиями, как частота, продолжительность, интенсивность или амплитуда. Формирование здоровых новых нейронных схем требует регулярного внимания. Развиваются те нейронные сети, на которые мы обращаем внимание.

 

Нейронные схемы мозга, отвечающие за удержание информации, планирование, рабочую память и решение когнитивных проблем, как правило, расположены в боковых, или внешних, отделах мозга. Однако в центральных отделах есть участки, ответственные за самосознание, познание общества и эмпатию. Две эти системы связаны обратной корреляцией: когда одна из них активна, активность другой, как правило, снижается. Если человек проводит много времени за решением когнитивных задач, его способность к эмпатии снижается – просто потому, что связанные с ней нейронные схемы почти не используются. Человек может создавать собственные схемы для объектов или событий, которые лично он считает ценным.

 

Узкое место возникает в том случае, когда одно непринятое решение задерживает все другие решения и заставляет их ожидать в очереди.

 

Цели.

Еще один пример схемы, которую создает сам человек, – постановка «цели». Движение к цели способно активировать в мозге общую позитивную реакцию (вперед). Ставя перед собой цель, вы одновременно создаете условия для возникновения позитивной (восходящей) или негативной (нисходящей) спирали. Цели, к которым стремятся, заставляют человека наглядно представлять то, чего он хочет достичь, и формировать вокруг этого связи. В общем, вы создаете новые связи. Интересно, что с такими целями вы начинаете чувствовать удовлетворение раньше, на более низком уровне. И пользу вы получаете раньше. Трудности приходят в голову гораздо быстрее, чем решения, человек всегда ставит перед собой негативные, а не позитивные цели. Кроме того, трудности очевидны и гораздо более конкретны, чем возможные, но неизвестные решения, а мозг естественным образом стремится к определенности и уверенности. По этим и другим причинам позитивные цели встречаются редко, а чтобы определить такую цель, иногда требуется помощь наставника или тренера. Между социальными и несоциальными способностями человека тоже, возможно, наблюдается отрицательная корреляция.

 

Нейропластичность.

Умение стабильно и точно фокусировать внимание на работе собственного сознания дает возможность различать – а следовательно, и менять – неразличимые прежде способы возбуждения нейронов. Двигаясь таким путем, мы можем при помощи фокусировки сознания изменить режим работы, а в конечном итоге – и структуру собственного мозга. Мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. Мозг может изменяться даже в короткие промежутки времени. Но изменения – дело непростое. Лишь один из девяти пациентов, перенесших операцию на сердце, смог после этого заметно изменить образ жизни, а ведь у этих людей была лучшая из всех возможных «мотиваций» – угроза смерти. Изменить поведение другого человека еще труднее. А уж целой группы людей тем более.

 

Внимание как таковое изменяет мозг. Мозг в состоянии покоя шумен и хаотичен, как оркестр, где каждый музыкант независимо от других настраивает свой инструмент. Если же человек сосредоточивает на чем-то свое внимание, оркестр начинает слаженно играть; звучит не просто шум, а музыка. В настоящее время многие нейробиологи рассматривают внимание как своеобразную синхронизацию – способ заставить мозг настроиться и работать в унисон, как единое целое.

 

Нейронная синхронизация.

Способ, с помощью которого различные участки мозга объединяются в большую схему и срабатывают одинаково и одновременно, если человек обращает на что-либо пристальное внимание. Нейронная синхронизация играет важную роль в объединении функциональных отделов мозга в единую систему. Излишняя нейронная активность – к примеру, при перевозбуждении от острого ощущения угрозы – не позволяет человеку сосредоточиться. Сила – в сосредоточении. Если сосредоточиться, многие области мозга объединяются в единую суперсхему, предназначенную для выполнения конкретной задачи. При формировании такой схемы в мозге нередко наблюдаются электрические волны гамма-ритма. Гамма-ритм – диапазон самых высоких частот мозга; при колебаниях этого диапазона электрическая активность мозга изменяется примерно 40 раз в секунду. Этот диапазон частот связан с осознанным поведением. (Альфа-ритм – низкие частоты, характерные для участков мозга в не слишком активном состоянии).Он активируется в моменты распознавания и озарения, во время медитаций и практики осознанности. Клетки, срабатывающие одновременно, связываются между собой. Сосредоточенность на какой-то мысли, действии или переживании помогает создавать в мозге сложные нейронные схемы, которые могут остаться с вами как единое целое, иногда навсегда. Мысль о том, что внимание – это сущность, активно участвующая в преобразовании мозга, подтверждается большим объемом исследований так называемой нейропластики – исследований того, как меняется мозг. Для восстановления двигательной активности руки необходимо, чтобы человек не просто ею двигал, а сосредоточил все свое внимание на программе реабилитации. Изменение способа сосредоточения внимания может изменить схемы мозга не только за несколько месяцев, но даже за несколько недель так, что это будет заметно при его сканировании.

 

Изучить иностранный язык относительно просто; нужно всего лишь перестать обращать внимание на схемы собственного языка и дать возможность сформироваться новым. Именно поэтому самый простой способ изучить французский язык состоит в том, чтобы переехать во Францию.

 

Мозг способен меняться. Он меняется постоянно; мало того, он меняется очень сильно – в зависимости от освещения, от погоды, от того, что вы едите, с кем разговариваете, как сидите, даже во что одеваетесь. По консистенции мозг похож на крем, а по структуре это скорее лес, чем компьютер: он живет, шуршит листьями, меняется. Мозг может меняться незаметно – и притом гораздо быстрее, чем мы думаем, едва ли не поминутно.

 

Для того чтобы изменить культуру – неважно, дома или на работе, достаточно помочь людям по-новому сосредоточить внимание на довольно продолжительное время. Изменение за счет внешнего влияния, как правило, воспринимается как угроза, то можно сделать вывод, что всякое реальное изменение происходит потому, что человек сам решил изменить свой мозг. Возможно, истинная причина изменений – это самонаправленная нейропластика, контроль и управление со стороны осознанности.

 

Как можно «стимулировать самонаправленную нейропластику» в крупном масштабе? Судя по всему, в изменениях подобного рода есть три ключевых компонента. Во-первых, необходимо создать безопасную среду, чтобы минимизировать реакцию на угрозу. Во-вторых, нужно помочь другим сосредоточить внимание именно на тех вещах, которые требуются для формирования необходимых связей. Наконец, чтобы поддерживать и укреплять свежесформированные нейронные контуры, нужно время от времени возвращать к ним внимание людей.

 

Хотя, на первый взгляд, изменить человека очень трудно, его мозг постоянно меняется.

Внимание изменяет мозг. Внимание очень легко переключается на угрозу.

Если удалось увести внимание от угрозы, то можно создавать новые связи при помощи верных вопросов. Для закрепления полученных изменений необходимо регулярно обращать внимание на новые нейронные схемы, особенно первое время. Главное здесь – внимание и повторение.

 

Модель SCARF.

Человек, попадая в тупик, обязательно чувствует тревогу, а она, как правило, сужает кругозор и повышает уровень электрических шумов, поэтому важно снизить тревожность и по возможности усилить положительные эмоции – иными словами, перевести мозг из состояния «прочь» в состояние «вперед». Сделать это позволяют элементы модели SCARF. Чтобы перевести человека в позитивное эмоциональное состояние, используйте элементы модели SCARF. Существует пять областей общественной жизни, которые мозг воспринимает как вопросы выживания. Модель, объединяющая пять областей общественной жизни, управляющих поведением человека. Каждая область в каждый конкретный момент времени может представлять собой либо угрозу, либо вознаграждение. В модель входят:

1. Status (статус).

2. Certainty (уверенность).

3. Autonomy (самостоятельность).

4. Relatedness (общность).

5. Fairness (справедливость).

 

Статус.

Положение человека в обществе, членом которого он является. Аналог самоуважения, отнесенный к другим людям. Повышение статуса – вознаграждение; снижение статуса – сильная угроза.Одно из самых ценных своих жизненных приобретений для гоминида это общественный статус. Статус – один из главных двигателей социального поведения, помимо общности и справедливости. Статус – еще одно первичное подкрепление или угроза. Маркетологи используют два основных рычага, которые помогают затронуть человеческие эмоции рекламой: с одной стороны, это страх, а с другой – обещание повышения статуса. Несмотря на то, что корпорации изо всех сил пытаются сделать показателями статуса размер автомобиля или стоимость наручных часов, универсальной его шкалы не существует.Простой разговор с человеком, которому вы приписываете более высокий статус, – к примеру, со своим руководителем – запускает реакцию на угрозу вашему собственному статусу и всегда вызывает такое чувство, как будто это может привести к ужасным последствиям. Может последовать даже физиологическая реакция, включая увеличение кортизола в крови и активный приток ресурсов к составляющим лимбической системы, возбуждение которой снижает ясность мышления.

 

Когда человека исключают из какого-то сообщества, можно заметить явную активность в верхней передней части поясной коры его мозга. Этот же нейронный участок задействуется при болевых ощущениях; именно он отвечает за тот компонент боли, который иногда называют “элементом страдания”. У тех, кто сильнее других чувствует себя отверженным, наблюдаются максимальные уровни активности в этой области». Быть исключенным из сообщества и отверженным физически больно. Ощущение того, что ты хуже других, активирует те же области мозга, что и физическая боль. Социальная боль активирует пять разных областей, ответственных также за боль физическую.

 

Мы не любим быть неправыми, потому что неправота роняет наш статус, а это нервирует и воспринимается как опасность. Лимбическая система, будучи возбужденной, начинает формировать в мозге случайные связи и побуждает к пессимистическим мыслям.

 

Многие споры и конфликты на работе, как и вообще в жизни, имеют в своей основе вопросы статуса. Чем лучше у вас получается сразу же распознать такую угрозу и точно обозначить ее в реальном времени, тем проще будет провести переоценку и более адекватно отреагировать на событие. Во всем, что касается статуса, роль режиссера огромна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.031 с.)