Дэвид рок. Мозг: инструкция по применению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дэвид рок. Мозг: инструкция по применению.



Первый шаг при любой попытке изменить культуру, неважно, идет ли речь о семье из двух человек или предприятии с 20 000 работников, это создать ощущение безопасности и спокойствия. Также необходимо формировать позитивную реакцию везде.

 

Предсказание будущего – не просто одна из вещей, которыми занимается мозг. Это главная функция новой коры (неокортекса) и основа разума. Способность предсказать, а затем получить данные, соответствующие вашим прогнозам, вызывает в мозге общий позитивный отклик (вперед).

 

Всё, что мы делаем в жизни, основано на решимости нашего мозга минимизировать опасность или максимизировать выгоду – “минимум опасности, максимум удовольствия”. Всеобъемлющий принцип работы мозга – минимизировать опасность (отклик прочь) и максимизировать удовольствие (отклик вперед).

 

Все знания, которые мозг может получить, он получает изнутри самого себя. Если признать, что все образы окружающего мира суть всего лишь образы, созданные мозгом, причем конкретно вашим, то возможность произвольного выбора одного из возможных образов покажется куда более здравой идеей.

 

Когда ресурсов для сознательной обработки информации недостаточно, мозг переходит в более «автоматический» режим, где задействует либо глубоко встроенные функции, либо мысли, находящиеся на самой поверхности сознания, к примеру, недавние события. По существу, мозг делает то, что возможно при минимуме доступных ресурсов – пользуется низкозатратными инструментами.

 

Мысли о мыслях очень прожорливы и требовательны к ресурсам. Многозадачность тяжело дается человеческому мозгу. Мозг гоминида способен сосредоточивать свое внимание либо на объекте, либо на собственных страхах, так как рабочая память недостаточно велика, чтобы вместить то и другое одновременно. Рабочая память.

Память, которая позволяет человеку в любой конкретный момент удерживать содержимое сознания. Главную роль в нормальном функционировании рабочей памяти играет префронтальная кора. Рабочая память очень энергоемка, невелика и легко подавляется.

 

Негативный ответ снижает объем когнитивных ресурсов, затрудняет мысли о мыслях, настраивает человека на оборонительную реакцию и ошибочно классифицирует некоторые ситуации как угрожающие. Мозг легко заходит в тупик перед выбором из совсем небольшого числа решений проблемы. Тупик возникает, когда вы не можете решить задачу или зациклились на небольшом числе вариантов решения. Чтобы выйти из тупика, нужно, как правило, подавить уже имеющиеся варианты. Для выхода из тупика мозг нужно полностью освободить, «переключить на холостой ход», чтобы снизить активность генерации неверных ответов. Нужно снизить напряжение, договориться о переносе сроков, заняться чем-нибудь приятным, то есть постараться любыми способами снять тревогу. Сделать перерыв и заняться чем-нибудь несложным и интересным; возможно, ответ появится сам собой. Попытайтесь успокоить ум и посмотреть, что могут предложить более тонкие связи. Вместо того чтобы вгрызаться в проблему, сосредоточьтесь на взаимодействии между различными аспектами информации; не вдаваясь в подробности, поищите закономерности и связи на достаточно высоком уровне. Упростите проблему, оставьте только главное; позвольте себе взглянуть на нее как бы с высоты птичьего полета и постарайтесь уловить легкое касание непрочных связей, предшествующих озарению; когда оно произойдет, обязательно остановитесь и сосредоточьте. Приближающимся трудным событием, очень полезно остановиться на мгновение, сделать глубокий вдох и сосредоточиться на текущем моменте. Тут же все ваши чувства буквально оживут.

Базальные ядра.

Большая область в глубине мозга. Несколько подкорковых узлов. Управляют действиями, которые почти не требуют осознанного внимания (ходьба, ведение машины, привычные операции).

 

Гиппокамп.

Гиппокамп – это крупный отдел мозга, отвечающий за функцию памяти, особенно за долговременную, декларативную, или эксплицитную, память. Т. е. такую память, которой можно сознательно пользоваться, сознательно вызывать. Сильный эмоциональный след и четкие воспоминания хранятся в гиппокампе и мозжечковой миндалине. Эксперименты показывают, что при повторении материала вслух скорость обучения возрастает, увеличивается и способность применять освоенную информацию на практике. Если вы высказываете свои мысли вслух, у вас активируется намного больше областей мозга, чем когда вы просто думаете, причем среди прочих задействуются области памяти, а также языковые и моторные центры. Этот процесс называется распространением активации. Чем шире ее ареал, тем легче будет позже вспомнить высказанную вслух мысль, потому что после нее останется более явный и заметный след из нейронных связей.

 

Зеркальные нейроны.

Нейроны мозга, помогающие человеку непосредственно воспринимать намерения, мотивации и эмоции других людей; при этом человек чувствует то же, что и собеседник.

Копирование эмоционального состояния собеседника и непосредственно считывание его намерения, мозг проделывает с помощью зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны представляют собой механизм, при помощи которого мозг ориентируется в намерениях других людей, разгадывает их цели и задачи, – и в результате формирует ощущение связи с этими людьми. Зеркальные нейроны – это средство, при помощи которого мозг определяет, что другие чувствуют и что они намерены делать. Нейроны помогают определить, как реагировать на этого человека, стоит ли налаживать с ним сотрудничество или же лучше сразу от него отказаться. Они чутко улавливают изменение эмоционального фона собеседника.

 

Мозжечковая миндалина.

Небольшая область мозга, часть лимбической системы; активируется в зависимости от силы эмоционального или мотивационного ответа. Уровень возбуждения миндалины пропорционален силе эмоционального ответа. Получается, что в мозге она играет роль своеобразного термометра для чувств. Мозжечковая миндалина гораздо чаще тревожится, чем радуется; она ведет себя гораздо активнее (ее нейроны срабатывают гораздо чаще), когда видит опасность, чем когда чувствует возможную выгоду. Возбуждение от опасности и нарастает быстрее, и держится дольше, с ним труднее бороться. Даже сильнейшая эмоция типа вперед — вожделение – вряд ли заставит человека бежать, тогда как страх способен сделать это мгновенно. (Посадите кому-нибудь на руку пластикового паучка и посмотрите, что произойдет.) Положительные эмоции тоньше, их легче потревожить и труднее возбудить, чем отрицательные. Этим объясняется также, почему спиральный подъем, когда положительные эмоции порождают еще больше положительных эмоций и т. д., встречается гораздо реже, чем спиральный спуск, когда негативные эмоции нарастают лавинообразно. Вперед человек всегда движется с осторожностью, а вот прочь от опасности бежит со всех ног. Мозжечковая миндалина в возбужденном состоянии склонна формировать «случайные связи», неверно интерпретируя исходную информацию. В данном случае причина неверной интерпретации – правило «обобщения». Мозжечковая миндалина хранит воспоминания «с низким разрешением», удерживая лишь небольшое количество информации. У людей с более высокой степенью осознанности мы видим снижение активности мозжечковой миндалины. Более того, она полностью выключается. У людей с более высокой осознанностью в процесс торможения включается значительно бОльшая часть мозга. У таких людей активируется не только правая вентролатеральная область префронтальной коры, но и медиальная, и правая дорслатериальная, и левая вентролатеральная область (под левым виском); задействуются и другие области.

 

Торможение – процесс удержания информации за пределами сцены, подавления внимания к чему-либо.

 

Передняя поясная кора.

Передняя поясная кора – отдел, которому принадлежит ключевая роль в распознавании ошибок и переключении внимания.

 

Полосатое тело и островок.

Полосатое тело отзывается на так называемое первичное вознаграждение. Полосатое тело получает сильный дофаминово-энергетический вброс от среднего мозга и участвует в процессах, связанных с положительным подкреплением и соответствующим обучением.

Эта схема активируется, когда с человеком обращаются справедливо, но если он испытывает чувство несправедливости, активируется передняя часть островка. Результаты предыдущих исследований связывали переднюю часть островка его с чувством отвращения – например, к невкусной еде. Вкусовое и социальное отвращение обрабатывается в одном и том же отделе мозга; точно так же, кстати, социальное вознаграждение и удовольствие от еды обрабатываются в вентральном стриатуме. Таким образом, похоже, что подкрепления социального характера записываются и хранятся в мозге примерно так же (по крайней мере в некоторой степени), как первичные подкрепления. Островок мозга – отдел, отвечающий за восприятие телесных ощущений.

 

Правая вентролатеральная область префронтальной коры.

Участок префронтальной коры под правым виском. Играет важную роль в торможении всех типов, включая остановку физического движения и подавление эмоций или мыслей. Активизируется даже в тех случаях, когда человек не пытается сознательно добиться торможения.

 

Префронтальная кора.

Часть наружного слоя мозга, расположенная позади лобной кости и участвующая во многих типах деятельности по управлению, планированию и координации действий остальной части мозга. На производительность префронтальной коры влияет даже вид улыбающейся (радостного смайлика) или печальной (грустного смайлика) рожицы в конце предложения. Планирование, организация, расстановка приоритетов, творчество, любые другие умственные операции, кроме рутинных и повторяющихся, невозможны без маленькой, хрупкой и очень энергоемкой области мозга – префронтальной коры. Снижение префронтальных функций наблюдается только тогда, когда мы теряем контроль. Префронтальная кора сама определяет, владеем ли мы ситуацией. Даже если мы лишь воображаем, что это так, наши когнитивные функции сохраняются. Ощущение контроля – один из главных факторов, определяющих поведение человека. В зоне оптимальной производительности находится трудно. Мозг отвлекается очень легко. Иногда префронтальная кора становится проблемой, поэтому, если вам хочется заниматься творчеством, необходимо научиться ее блокировать. Важно уметь вовремя отстраниться и понаблюдать за своими мыслительными процессами со стороны; для этого нужно научиться сосредоточивать внимание на текущем моменте. Внимание не склонно надолго сосредоточиваться на одном предмете. Стало ясно, что способность увидеть свои мысли извне очень серьезно влияет на умение остановиться и пресечь их автоматическое течение. Умение заметить собственные мыслительные процессы является ключевым для познания и изменения вашего мозга.

 

Дофамин.

Нейромедиатор желания. Один из двух основных нейромедиаторов, участвующих в стабилизации нейронных контуров префронтальной коры (второй – норэпинефрин). Дофамин непосредственно связан с ощущением интереса к чему-либо. Дофамин очень важен в процессе обучения; его уровень повышается при таких позитивных эмоциях, как любопытство. Дофаминовые клетки располагаются в глубине мозга, в среднем мозге, и связываются оттуда с нейронами прилежащего ядра, или центра удовольствия; срабатывают они в предвкушении первичных благ. Дофаминовые клетки в прилежащем ядре соединяются со многими участками мозга, в том числе с префронтальной корой. При неожиданном вознаграждении, дофамина вырабатывается больше, чем при плановом подарке. Однако если вы, ожидая вознаграждение, не получаете его, то уровень дофамина резко падает. Это не очень приятное ощущение; слишком уж похоже на боль. В подобных случаях уровень дофамина не просто падает – он порождает негативную реакцию, снижая тем самым эффективность префронтальной коры. Дофамин играет главную роль в позитивной реакции, позволяет быть открытым, любопытным и заинтересованным. Он непосредственно связан с актом движения. Пациенты, страдающие болезнью Паркинсона, потеряв бОльшую часть дофаминовых нейронов, с трудом начинают любое движение. При слишком низком уровне дофамина число соединений в секунду падает. Для «удержания» мысли в префронтальной коре нужен хороший уровень дофамина. Дети лучше всего осваивают материал, когда предмет их интересует. Интерес, желание и позитивные ожидания – всего лишь вариации одного и того же опыта: повышенного уровня дофамина в мозге. Негативная эмоциональная реакция приводит к ухудшению когнитивных функций. При сниженном уровне дофамина труднее обдумывать ситуацию. Счастливые люди лучше работают. Счастливые люди воспринимают больше информации, решают больше задач и предлагают больше вариантов действий в сложной ситуации. Связь между ожиданиями, дофамином и восприятием, возможно, объясняет, почему мыслительные задачи лучше всего решать в счастливом состоянии. Вероятно, вечный поиск счастья, которым занято человечество, – это всего лишь поиск наилучшего уровня дофамина. Чтобы жить счастливо, нужно почаще сталкиваться с новизной, создавать возможности для неожиданных радостных событий. Если сознательно сосредоточиться на том, что жизнь постоянно становится чуточку лучше, даже когда факты говорят о другом, такое отношение поможет вам поддерживать хороший уровень дофамина. Это одна из ловушек, в которую мы часто попадаем: решение любой проблемы порождает небольшой прилив дофамина, который еще глубже затягивает вас в процесс. Главное здесь – убедиться, что вы решаете нужную, т. е. самую полезную задачу, а не просто, к примеру, самую интересную. Чем больше образуется отрицательных связей, тем меньше остается дофамина и ресурсов для решения следующей задачи, тем больше образуется отрицательных связей и т. д. В таком низкоэнергетическом состоянии любая задача кажется трудной. Все меньше хочется рисковать, пропадает и мотивация к действию. Со временем остается только одно желание: прилечь и вздремнуть. В этой ситуации поможет только сильный режиссер, который сумеет засечь неверную цепочку мыслей достаточно рано, прежде чем нисходящая спираль перехватит управление.

 

Норэпинефрин.

Один из двух нейромедиаторов, важных для стабилизации нейронных контуров префронтальной коры. Что-то вроде «адреналина для мозга». Норэпинефрин отвечает за пристальное внимание и общее состояние готовности. Этот нейромедиатор обычен для таких негативных эмоций, как тревога. Разумный его уровень необходим для эффективного мышления, но если норэпинефрина слишком много, нейронные контуры теряют устойчивость.

 

Осознанность.

Осознанность – противоположность бездумности. Подразумевает внимание к происходящему здесь и сейчас, открытость и приятие окружающего мира таким, какой он есть. Это наша способность остановиться и сделать паузу, прежде чем реагировать. Она дает нашему сознанию пространство, возможность рассмотреть различные варианты, а затем выбрать самый подходящий из них. Сегодня многие нейробиологи используют эту древнюю буддистскую концепцию «осознанности», определяя, таким образом, опыт, при котором человек очень внимательно и открыто наблюдает за происходящим, готовый принять любое впечатление. Это концепция жизни «здесь и сейчас», осознания всякого опыта по мере его возникновения, в реальном времени, и принятия всего, что видишь. Осознание идущих изнутри сигналов обозначается специальным термином: интроцепция. Шкала внимательности и осознанности – Mindful awareness attention scale, MAAS. Сегодня MAAS – это «золотой стандарт» измерения повседневной осознанности человека. Осознанность – это привычка; чем больше этим занимаешься, тем меньше требуется усилий. Это умение, которому можно научиться. Это несложно. Сложно другое: помнить о том, что надо проявлять осознанность. Осознанность не только снижает стресс, но способствует принятию оптимальных решений. Из-за тревожности мы пропускаем раздражители и делаем ошибки – не слышим, что нам говорят, потому что наше внимание погружается внутрь. Осознанность дает человеку возможность замечать, что происходит в его мозге в данный момент, а не действовать неосознанно. С хорошим режиссером вы получаете возможность выбирать, и этот выбор меняет ваш мозг, а с ним и дальнейшее нейронное, ментальное и физическое поведение. У людей с более высокой степенью осознанности мы видим снижение активности мозжечковой миндалины. У людей с более высокой осознанностью в процесс торможения включается значительно бОльшая часть мозга. У таких людей активируется не только правая вентролатеральная область префронтальной коры, но и медиальная, и правая дорслатериальная, и левая вентролатеральная область (под левым виском); задействуются и другие области. Используйте осознанность для наблюдений за своим эмоциональным состоянием.

Следите за ситуациями, которые могут вызвать возбуждение лимбической системы, и ищите способы снизить его прежде, чем оно возникнет.

 

Лимбическая система.

Область в центральной части мозга. Играет важную роль в сфере эмоций, воспоминаний и мотиваций. Ценность первичных благ, таких как вкусная еда или секс, обычно регистрирует лимбическая система. Человеческие эмоции очень сложны и запутанны, в них задействованы многие области мозга. Эмоциональный опыт связан с крупной мозговой структурой, известной как лимбическая система. В нее входят такие области мозга, как мозжечковая миндалина, гиппокамп, поясная извилина, орбитофронтальная кора и островок, соединенные различными способами. Чем эмоциональнее вы относитесь к той или иной вещи, тем проще ее запомнить и потом восстановить в памяти. У каждого из нас свой набор «горячих клавиш», способных вызвать возбуждение лимбической системы. «Горячие точки» – это отпечатки прежнего опыта, заложенные на хранение в лимбической системе и помеченные как «Опасность!». Автоматические реакции на опасность или выгоду широко известны как эмоции. Способность регулировать свои эмоции, а не поддаваться им – одно из главных качеств, необходимых для эффективного выживания в нашем хаотичном мире. Такие эмоции, как любопытство, радость и спокойствие, предполагают позитивную реакцию типа «вперёд». С другой стороны, тревога, грусть и страх представляют собой негативную реакцию типа «прочь» или «назад».Состояние опасности, которое в книге называется негативным (иногда его еще называют состоянием избегания), подразумевает такие эмоции, как неуверенность, тревогу и страх. Подобное состояние гораздо проще активировать, и само оно переживается намного интенсивнее, чем позитивное. Негативное состояние полезно для физической деятельности, но при высокой интенсивности может снизить активность префронтальной коры. Негативная реакция (прочь) сильнее, быстрее и держится дольше, чем позитивная (вперед).Лимбическая система постоянно принимает решения типа вперед или прочь. Это происходит автоматически, примерно за полсекунды до того, как о них узнает ваше сознание (если вы, конечно, вообще осознаете, что такое решение принято). Если лимбическая система испытывает перевозбуждение от реальных или воображаемых опасностей (или, что гораздо реже, от огромной радости), она всячески затрудняет функционирование мозга. Снижение его производительности зачастую происходит неосознанно, и человек может даже чувствовать ложную уверенность. Лимбическая система легко возбуждается. Возбудить лимбическую систему и добиться тем самым заметного снижения мыслительных возможностей очень просто. Возбужденная лимбическая система увеличивает шансы на возникновение связей там, где их и быть-то не может. Дело в том, что возбуждение лимбической системы заставляет вас с большей вероятностью негативно реагировать на любую новую ситуацию. В таком состоянии вы всюду ищете недостатки и боитесь рисковать. Лимбическая система и так остро чувствует опасную сторону жизни, а если она ощущает угрозу и возбуждается, то начинает искать вокруг все новые и новые угрозы. После включения эмоций любая попытка подавить их либо не работает, либо ухудшает ситуацию. Подавление эмоций существенно снижает память о событиях. Подавление –распространенный подход к управлению эмоциями, который заключается в том, чтобы приказать себе не испытывать определенных чувств или не показывать их окружающим. Как правило, оборачивается против самого человека, так как снижает память и заставляет присутствующих чувствовать неловкость. Следите за ситуациями, которые могут вызвать возбуждение лимбической системы, и ищите способы снизить его прежде, чем оно возникнет. Позитивные ситуации тоже способны выбить человека из колеи. Радость от потенциального выигрыша вызывает сильное возбуждение лимбической системы. Ощущения возникают самые приятные, но по последствиям такое позитивное возбуждение ничем не отличается от негативного: объем ресурсов, которые вы можете тратить на рабочую память, уменьшается, поэтому снижается и четкость мыслей. В результате вы можете проглядеть варианты.

 

Маркирование.

Процесс подбора точных слов для обозначения собственного эмоционального состояния. Маркирование подавляет активность лимбической системы и одновременно повышает степень активности префронтальной коры. Маркирование эмоций снижает возбуждение лимбической системы. Подберите подходящее название своему эмоциональному состоянию. При возбуждении лимбической системы объем ресурсов, доступных префронтальной коре, снижается. Однако следует заметить, что обратное тоже верно. Сильное возбуждение префронтальной коры может погасить возбуждение лимбической системы. Иными словами, две структуры мозга действуют как бы в противофазе, как качели. Функциональная МРТ – сканирование показало, что при подборе слов для обозначения эмоций мозжечковая миндалина была задействована в меньшей степени. Интересно, что наибольшая активность в этой ситуации наблюдалась в правой вентролатеральной области префронтальной коры, которая играет основную роль во всех типах торможения. Одновременно снижается активность лимбической системы, включая миндалину, поясную извилину и островок. Многим казалось, что маркирование эмоций приведет к их усилению, причем даже наглядная демонстрация того, что словесное определение эмоций помогает их успокоить, ничего не меняла! Люди ошибочно полагают, что рассказ о чувствах только усиливает их, и потому многие, особенно в деловом мире, избегают говорить о своих переживаниях. Это наглядный пример того, как неверные представления о человеческой природе формируют у нас вредные привычки. Чтобы снизить возбуждение, нужно описать свои чувства одним – двумя словами, причем лучше всего сделать это языком символов одним-двумя словами, символами, т. е. использовать метафоры, пословицы, поговорки, метрики и упрощенное представление опыта (но не стоит вести о своих чувствах долгие разговоры). Для этого вам придется активировать префронтальную кору, что автоматически снизит возбуждение лимбической системы. Суть же дела сводится к следующему: опишите свои чувства в одном-двух словах, и это поможет вам снизить их накал. Начните подробный разговор о своих переживаниях – и вы, скорее всего, добьетесь лишь усиления эмоций. Чтобы снизить возбуждение, маркировать эмоции следует символически, Это вы можете попробовать сами. Учитесь отслеживать эмоции с того момента, когда они возникнут, чтобы всегда ощущать их присутствие. Почувствовав приближение сильного чувства, быстро – раньше, чем оно вами овладеет, – переключите внимание на какой-нибудь другой раздражитель. Учитесь подыскивать слова, точно обозначающие ваше эмоциональное состояние; они помогут вам снизить возбуждение, если оно возникнет.

 

Переоценка.

Процесс изменения интерпретации события, который также подавляет активность лимбической системы. Для обуздания сильных эмоций, порожденных уверенностью и самостоятельностью, могут потребоваться более сильные средства, чем маркирование. Это переоценка. Смена интерпретации события. Переоценка – мощное средство борьбы с перевозбуждением. Переоценка верный способ управления эмоциями. Те, кто чаще прибегает к переоценке, живут лучше. В каждой неприятности есть элемент переоценки.

Для мозга гоминида ощущение опасности равносильно настоящей опасности, так что даже небольшая переоценка к худшему может серьезно повлиять на ситуацию. Позитивная переоценка вызывает усиление активности правой и левой вентролатеральной области префронтальной коры и соответствующее снижение активности лимбической системы. Реорганизация громадного числа нейронов в мозге в новые иерархические структуры, налаживание новых связей между ними и громадным количеством существующих нейронов и структур. Когнитивные изменения, как правило, связаны с высвобождением большого количества энергии; возможно, это определяется масштабами происходящей переоценки. Реорганизация ценностной шкалы меняет в мозге иерархическую структуру хранения информации, а значит – и режим взаимодействия мозга с окружающим миром. Оптимисты, с точки зрения нейрофизиологии – это те, кто сформировал в себе автоматическую реакцию на удары судьбы в виде позитивной переоценки. Оптимисты подавляют перевозбуждение прежде, чем оно разовьется в полной мере, и всегда смотрят на светлую сторону, не допуская в сознание лишних сомнений. Юмор одна из форм переоценки. Старайтесь переоценивать как можно раньше, как только почувствуете приближение сильных эмоций. Чтобы провести переоценку, вы можете изменить интерпретацию событий, перестроить систему ценностей, нормализовать событие или сменить точку зрения. Переоценка собственного опыта – мощный способ обуздания внутренних источников стресса. Пользуйтесь им, когда вас тревожат собственные мыслительные возможности; достаточно сказать себе: «Ясно, все дело в мозге». Просто снизить собственные мыслительные способности, всего лишь не вовремя вспомнив о каких-то прошлых неприятностях; это объясняется ощущением неуверенности и недостатком самостоятельности.

 

Таким образом, есть две работающие методики, с помощью которых можно вырвать управление «из лап» перевозбужденной лимбической системы: это маркирование и переоценка. При не слишком сильных эмоциональных ударах можно применить маркирование, т. е. обозначить свои ощущения словами; это повышает чувство уверенности и снижает возбуждение лимбической системы. Для более сильных эмоциональных ударов больше подходит переоценка, т. е. изменение собственного взгляда на событие. Это повышает как уверенность, так и самостоятельность и производит более сильное подавляющее действие.

 

Плотность внимания.

Можно охарактеризовать (и измерить) такими количественными понятиями, как частота, продолжительность, интенсивность или амплитуда. Формирование здоровых новых нейронных схем требует регулярного внимания. Развиваются те нейронные сети, на которые мы обращаем внимание.

 

Нейронные схемы мозга, отвечающие за удержание информации, планирование, рабочую память и решение когнитивных проблем, как правило, расположены в боковых, или внешних, отделах мозга. Однако в центральных отделах есть участки, ответственные за самосознание, познание общества и эмпатию. Две эти системы связаны обратной корреляцией: когда одна из них активна, активность другой, как правило, снижается. Если человек проводит много времени за решением когнитивных задач, его способность к эмпатии снижается – просто потому, что связанные с ней нейронные схемы почти не используются. Человек может создавать собственные схемы для объектов или событий, которые лично он считает ценным.

 

Узкое место возникает в том случае, когда одно непринятое решение задерживает все другие решения и заставляет их ожидать в очереди.

 

Цели.

Еще один пример схемы, которую создает сам человек, – постановка «цели». Движение к цели способно активировать в мозге общую позитивную реакцию (вперед). Ставя перед собой цель, вы одновременно создаете условия для возникновения позитивной (восходящей) или негативной (нисходящей) спирали. Цели, к которым стремятся, заставляют человека наглядно представлять то, чего он хочет достичь, и формировать вокруг этого связи. В общем, вы создаете новые связи. Интересно, что с такими целями вы начинаете чувствовать удовлетворение раньше, на более низком уровне. И пользу вы получаете раньше. Трудности приходят в голову гораздо быстрее, чем решения, человек всегда ставит перед собой негативные, а не позитивные цели. Кроме того, трудности очевидны и гораздо более конкретны, чем возможные, но неизвестные решения, а мозг естественным образом стремится к определенности и уверенности. По этим и другим причинам позитивные цели встречаются редко, а чтобы определить такую цель, иногда требуется помощь наставника или тренера. Между социальными и несоциальными способностями человека тоже, возможно, наблюдается отрицательная корреляция.

 

Нейропластичность.

Умение стабильно и точно фокусировать внимание на работе собственного сознания дает возможность различать – а следовательно, и менять – неразличимые прежде способы возбуждения нейронов. Двигаясь таким путем, мы можем при помощи фокусировки сознания изменить режим работы, а в конечном итоге – и структуру собственного мозга. Мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. Мозг может изменяться даже в короткие промежутки времени. Но изменения – дело непростое. Лишь один из девяти пациентов, перенесших операцию на сердце, смог после этого заметно изменить образ жизни, а ведь у этих людей была лучшая из всех возможных «мотиваций» – угроза смерти. Изменить поведение другого человека еще труднее. А уж целой группы людей тем более.

 

Внимание как таковое изменяет мозг. Мозг в состоянии покоя шумен и хаотичен, как оркестр, где каждый музыкант независимо от других настраивает свой инструмент. Если же человек сосредоточивает на чем-то свое внимание, оркестр начинает слаженно играть; звучит не просто шум, а музыка. В настоящее время многие нейробиологи рассматривают внимание как своеобразную синхронизацию – способ заставить мозг настроиться и работать в унисон, как единое целое.

 

Нейронная синхронизация.

Способ, с помощью которого различные участки мозга объединяются в большую схему и срабатывают одинаково и одновременно, если человек обращает на что-либо пристальное внимание. Нейронная синхронизация играет важную роль в объединении функциональных отделов мозга в единую систему. Излишняя нейронная активность – к примеру, при перевозбуждении от острого ощущения угрозы – не позволяет человеку сосредоточиться. Сила – в сосредоточении. Если сосредоточиться, многие области мозга объединяются в единую суперсхему, предназначенную для выполнения конкретной задачи. При формировании такой схемы в мозге нередко наблюдаются электрические волны гамма-ритма. Гамма-ритм – диапазон самых высоких частот мозга; при колебаниях этого диапазона электрическая активность мозга изменяется примерно 40 раз в секунду. Этот диапазон частот связан с осознанным поведением. (Альфа-ритм – низкие частоты, характерные для участков мозга в не слишком активном состоянии).Он активируется в моменты распознавания и озарения, во время медитаций и практики осознанности. Клетки, срабатывающие одновременно, связываются между собой. Сосредоточенность на какой-то мысли, действии или переживании помогает создавать в мозге сложные нейронные схемы, которые могут остаться с вами как единое целое, иногда навсегда. Мысль о том, что внимание – это сущность, активно участвующая в преобразовании мозга, подтверждается большим объемом исследований так называемой нейропластики – исследований того, как меняется мозг. Для восстановления двигательной активности руки необходимо, чтобы человек не просто ею двигал, а сосредоточил все свое внимание на программе реабилитации. Изменение способа сосредоточения внимания может изменить схемы мозга не только за несколько месяцев, но даже за несколько недель так, что это будет заметно при его сканировании.

 

Изучить иностранный язык относительно просто; нужно всего лишь перестать обращать внимание на схемы собственного языка и дать возможность сформироваться новым. Именно поэтому самый простой способ изучить французский язык состоит в том, чтобы переехать во Францию.

 

Мозг способен меняться. Он меняется постоянно; мало того, он меняется очень сильно – в зависимости от освещения, от погоды, от того, что вы едите, с кем разговариваете, как сидите, даже во что одеваетесь. По консистенции мозг похож на крем, а по структуре это скорее лес, чем компьютер: он живет, шуршит листьями, меняется. Мозг может меняться незаметно – и притом гораздо быстрее, чем мы думаем, едва ли не поминутно.

 

Для того чтобы изменить культуру – неважно, дома или на работе, достаточно помочь людям по-новому сосредоточить внимание на довольно продолжительное время. Изменение за счет внешнего влияния, как правило, воспринимается как угроза, то можно сделать вывод, что всякое реальное изменение происходит потому, что человек сам решил изменить свой мозг. Возможно, истинная причина изменений – это самонаправленная нейропластика, контроль и управление со стороны осознанности.

 

Как можно «стимулировать самонаправленную нейропластику» в крупном масштабе? Судя по всему, в изменениях подобного рода есть три ключевых компонента. Во-первых, необходимо создать безопасную среду, чтобы минимизировать реакцию на угрозу. Во-вторых, нужно помочь другим сосредоточить внимание именно на тех вещах, которые требуются для формирования необходимых связей. Наконец, чтобы поддерживать и укреплять свежесформированные нейронные контуры, нужно время от времени возвращать к ним внимание людей.

 

Хотя, на первый взгляд, изменить человека очень трудно, его мозг постоянно меняется.

Внимание изменяет мозг. Внимание очень легко переключается на угрозу.

Если удалось увести внимание от угрозы, то можно создавать новые связи при помощи верных вопросов. Для закрепления полученных изменений необходимо регулярно обращать внимание на новые нейронные схемы, особенно первое время. Главное здесь – внимание и повторение.

 

Модель SCARF.

Человек, попадая в тупик, обязательно чувствует тревогу, а она, как правило, сужает кругозор и повышает уровень электрических шумов, поэтому важно снизить тревожность и по возможности усилить положительные эмоции – иными словами, перевести мозг из состояния «прочь» в состояние «вперед». Сделать это позволяют элементы модели SCARF. Чтобы перевести человека в позитивное эмоциональное состояние, используйте элементы модели SCARF. Существует пять областей общественной жизни, которые мозг воспринимает как вопросы выживания. Модель, объединяющая пять областей общественной жизни, управляющих поведением человека. Каждая область в каждый конкретный момент времени может представлять собой либо угрозу, либо вознаграждение. В модель входят:

1. Status (статус).

2. Certainty (уверенность).

3. Autonomy (самостоятельность).

4. Relatedness (общность).

5. Fairness (справедливость).

 

Статус.

Положение человека в обществе, членом которого он является. Аналог самоуважения, отнесенный к другим людям. Повышение статуса – вознаграждение; снижение статуса – сильная угроза.Одно из самых ценных своих жизненных приобретений для гоминида это общественный статус. Статус – о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.079 с.)