Непрерывность в обучении педагога как необходимое условие успешной реализации фгос ооо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непрерывность в обучении педагога как необходимое условие успешной реализации фгос ооо



 
Васильева В.Н., заместитель директора ИМЦ Невского района,
Крылова И.А., заместитель директора ИМЦ Невского района,
Маклашова И.В., методист ИМЦ Невского района

 

Аннотация: в публикации рассматриваются актуальные вопросы организации работы с руководящими и педагогическими работниками Невского района Санкт-Петербурга в рамках реализации ФГОС. Статья представляет собой опыт ИМЦ Невского района по выстраиванию системы повышения квалификации в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования как непрерывной системы в формировании психологической и методической готовности педагогов и руководителей ОУ к работе в новых условиях. Для ознакомления с информационно-методическими материалами и системой повышения квалификации ИМЦ Невского района можно посетить интернет-представительство ИМЦ Невского района, расположенное по адресу: http://nmc.nevarono.spb.ru.

 

 

Все самые замечательные идеи и образовательные реформы могут быть проиграны в школьном классе, если не будет готов учитель.

Майкл Барбер

 

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с этим комплексом документов. Педагогическая общественность должна быть адаптирована к новым структурным, содержательным и технологическим компонентам стандарта, из чего следует, что педагогам предстоит сделать новый шаг в профессиональном развитии. По сути дела, должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного стандарта второго поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. А с 1 сентября 2012 г. образовательные учреждения имеют возможность перейти на ФГОС основного общего образования «по мере готовности».

В чем же заключается готовность образовательного учреждения к реализации ФГОС основного общего образования? Мы попробовали разобраться.

Анализ различных документов и материалов показал, что в основе готовности ОУ к введению ФГОС содержатся следующие критерии:

§ образовательная программа основной школы образовательного учреждения, разработанная и утвержденная;

§ оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса внеурочной деятельности обучающихся;

§ определенный список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;

§ вся нормативная база ОУ, приведенная в соответствие с требованиями ФГОС (в том числе должностные инструкции работников);

§ разработанный план методической работы для сопровождения введения ФГОС;

§ организованное повышение квалификации всех учителей-предметников основной школы и других педагогических работников;

§ локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты; дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

§ кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Как любому новому – процессу внедрения стандартов нового поколения сопутствует ряд рисков, как оправданных, так и надуманных. Педагогу, начинающему работать по стандартам, ориентироваться в информационном поле очень непросто. От умений не потеряться в нем, выделить из потока изданий главные, а также получить необходимые знания во многом зависит понимание педагогами и руководителями ОУ изменений, сопровождающих введение новых стандартов. Появление новаций в ежедневной практике педагогической деятельности будет являться следствием готовности работников образования к реализации ФГОС.

Таким образом, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования может спровоцировать противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения.

Наверное, самым сложным при реализации новых стандартов будет обеспечение качественного роста мастерства педагогов в свете требований ФГОС. Основная проблема в том, что большинство педагогических работников психологически не готовы работать в условиях нового стандарта, так как:

§ не понимают того, в чем будет состоять изменение образовательного процесса;

§ боятся утраты предметного содержания урока в связи с ориентацией на развитие метапредметных УУД;

§ с опасением относятся к появлению системной оценки результатов образовательной деятельности;

§ не понимают принципа включения в систему оценки качества образования метапредметных и личностных результатов;

§ недостаточно готовы к планированию и организации образовательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

§ не имеют опыта разработки разделов основной образовательной программы основного общего образования;

§ остается традиционным подход руководителей общеобразовательных учреждений к анализу урока.

Но в то же время следует отметить, что педагоги, попытавшиеся разобраться самостоятельно или с помощью преподавателей (методистов) на курсах повышения квалификации в концепции новых стандартов, увидели ссылки на знакомые технологии:

§ технология проблемного обучения;

§ технология личностно–ориентированного подхода;

§ технология критического мышления.

и другие, известные многим учителям. Одни владеют элементами технологий, другие имеют опыт работы по ним и разделяют их целевые ориентации.

Таким образом, педагогам многое знакомо, что приводит к более спокойному восприятию изменений содержания основной образовательной программы и условий реализации развивающих задач (УУД).

Методисты Информационно-методического центра Невского района, понимая особенности сложившейся ситуации, уверены, что для реализации ФГОС необходимо опираться на базовые компетентности педагога в области личностных качеств и педагогической деятельности.

Личностные качества:

§ общая культура, определяющая характер и стиль педагогической деятельности;

§ самоорганизованность;

§ эмоциональная устойчивость.

Педагогическая деятельность:

§ умение обеспечить успех в деятельности, создавать условия для позитивной мотивации, а также для самомотивирования обучающихся;

§ информационная компетентность;

§ компетентность в предмете и современных методах обучения на базовом, профильном и интегрированном уровнях;

§ умение вести самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

§ умение разработать методические и дидактические материалы, профильный и индивидуальный учебные планы совместно с обучающимся;

§ выбрать учебники и учебные комплекты, рекомендовать обучающимся дополнительные, в том числе интернет-источники информации;

§ умение осуществлять самостоятельную проектную деятельность, организовать и сопровождать выполнение обучающимся индивидуального учебного проекта;

§ умение реализовывать педагогическое оценивание в соответствии с требованиями ФГОС;

§ владение информационно-коммуникативными технологиями.

Сегодня много говорят о преемственности между младшим и средним школьным возрастом как об одном из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность определяется степенью готовности учащегося самостоятельно добывать и применять знания. Это объективная необходимая связь между новым и традиционным в процессе развития школьника. Таким образом, преемственность не только подготовка к новому, но и сохранение необходимого и целесообразного традиционного. Такая связь и станет добротной основой для развития.

Преемственность является одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования. Под преемственностью в данном случае мы понимаем непрерывность образовательного процесса на границах и различных этапов, и различных форм обучения при повышении квалификации педагогов. Следует сказать, что о проблеме непрерывности образования детей говорили всегда, во все времена. А как быть с педагогами? Непрерывность в обучении и здесь является необходимым условием, обеспечивающим успешность всего педагогического процесса. При этом обучение педагога – это не только курсы повышения квалификации или переподготовка, но и

• самообразование;

• участие в конференциях, семинарах, круглых столах;

• диссеминация своего опыта (проведение мастер-классов и открытых уроков, в том числе дистанционных);

• активная работа в предметных методических объединениях и т.д.

Говоря об организации процесса повышения квалификации в целом и о роли методиста в частности, следует отметить еще один немаловажный фактор, обеспечивающий успешность реализации ФГОС. Это системность и комплексность методического сопровождения, которые должны проявляться в следующих аспектах:

• систематическое профессиональное сопровождение (научно-методическое и информационное);

• широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей;

• организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС (педагогов, руководителей образовательных учреждений).

Таким образом, исходя из вышесказанного логично сделать вывод о том, что в первую очередь самого пристального внимания требует вопрос повышения квалификации методического корпуса. Руководствуясь этим условием как основным, Информационно-методический центр Невского района старается помочь педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: «Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь».

 

Список литературы

1. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС: методическое пособие. СПб.: КАРО, 2013.

2. Методическое сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. URL: http://www.openclass.ru/node/326271(дата обращения: 02.12.2013).

3. Феденко Л.Н. Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. URL: http://www.isiorao.ru/upload/FGOS/stand0212.pdf (дата обращения: 02.12.2013).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 03.12.2013).

 

Разработка рабочей программы учебного курса как модель самообразования и повышения квалификации педагога

Харламова В.Г., заместитель директора по УВР

ГБОУ лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга,

Лукичева Е.Ю., зав. кафедрой ФМО СПб АППО

 

Аннотация: в статье представлен опыт работы лицея № 419 в рамках экспериментальной площадки по внедрению ФГОС ООО. В качестве конкретного продукта деятельности предлагается процесс разработки рабочих программ по учебным предметам.

 

Основными особенностями нашего времени являются существенные изменения, которые происходят в системе образования. В новых условиях от педагога как специалиста в области образования требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания, способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной системе обучения, способность к творческой активности, к трансляции и пропаганде культурного опыта поколений.

Сложившаяся за долгие годы система подготовки учителя-предметника, ориентированного на работу в «усредненной» школе, плохо подготовленного к творческой деятельности по созданию новых курсов и программ, вступает в противоречие с потребностями школы и общества. От современного педагога требуется осмысление инноваций, традиций, исследование и реорганизация имеющегося опыта работы в сфере образования. Эта потребность усиливается в условиях диверсификации образования, когда образовательные программы призваны отразить специфику конкретного учреждения, его целей, возможностей, особенностей образовательной среды, на основе которой каждый педагог должен разработать свою рабочую программу.

Составление рабочих программ является на современном этапе, пожалуй, самой проблемной и трудоемкой частью деятельности педагога, так как:

· оформление и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам;

· процесс ограничен жесткими временными рамками, специфика работы, перегруженность учителя в начале и в конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводят к тому, что заниматься их составлением приходится летом, во время отпуска, что, безусловно, вызывает недовольство у педагогов;

· каждому учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, иногда по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам;

· даже если учитель имеет в наличии целый комплект рабочих программ, которые он разрабатывал несколько лет, их все равно приходится ежегодно изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требование, новые классы;

·  сложно как молодому учителю, у которого информационный и методический кругозор еще мал и поэтому недостаточно знаний для четкого и быстрого конструирования программы, так и опытному, который не понимает: зачем ему разрабатывать дополнительные нормативные документы, без которых успешно обходились много лет?

Рабочая программа педагога является не только планированием, но и средством самоанализа его деятельности. При составлении рабочей программы учитель продумывает цели, задачи, содержание и результат обучения школьников, сопоставляет свою деятельность с возможностями учащихся, с одной стороны, и требованиями стандарта – с другой. Рабочая программа должна быть доступна для ознакомления всем субъектам образовательного процесса. Родитель, учитель и сам учащийся должны иметь представление о деятельности школьника в процессе освоения курса, должны иметь возможность отслеживать продвижение ребенка, видеть его затруднения и успехи. Учитель по мере прохождения программы корректирует свою рабочую программу, и не только прохождение тем, но и реализацию целей. Итак, мы видим, что процесс разработки рабочей программы является инструментом самоанализа деятельности педагога, с одной стороны, и средством анализа и самоанализа деятельности учащегося им самим и его родителями – с другой. Именно поэтому разработка рабочих программ – один из самых трудоемких и сложных видов профессиональной деятельности педагога и требует определенного сопровождения учителя на этом нелегком пути.

Методическое сопровождение педагогического коллектива лицея в этом направлении началось еще в 2011 г., когда мы стали «пробовать» конструировать рабочие программы по предметам. Инициировала эту работу администрация образовательного учреждения, учитывая, что переход на ФГОС ООО не за горами, средствами серии методических семинаров для учителей лицея, руководителей методических объединений, творческих групп, организацией внутрифирменной системы повышения квалификации, консультированием. Следует отметить, что данную работу необходимо планировать, организовывать и она должна проводиться системно (вряд ли стоит надеяться, что разовое поручение коллективу «изучить то-то и то-то», принесет ожидаемый эффект).

Рабочие программы всеми педагогами лицея по всем учебным предметам, курсам, модулям подготовлены уже во второй раз (2012–2013 и 2013–2014 учебные годы). Необходимо особо отметить, что эти материалы не просто «набор» неких рабочих программ, составленных каждым автором по своему усмотрению или скачанных с ресурсов Интернета (зачастую именно так и бывает), а это методический продукт образовательного учреждения, который отличается соответствием региональным рекомендациям по составлению рабочих программ, единством требований, системностью, преемственностью. Все это обеспечивается благодаря планомерной и серьезной работе администрации лицея, руководителей методических объединений и всех педагогов. Нельзя не отметить, что одним из трудных этапов в этом направлении стал этап психологического преодоления педагогами ответа на вопрос: «А зачем?» Это решалось через групповые и индивидуальные консультации и собеседования.

Определенный опыт, который появлялся у педагогов, систематически демонстрировался на городских и районных конференциях, круглых столах и семинарах, мы всегда были внимательны к высказываемым замечаниям, советам, рекомендациям. Сегодня педагогов лицея приглашают на методические мероприятия разного уровня для диссеминации опыта в рамках экспериментальной деятельности по введению ФГОС ООО, в том числе и разработки рабочих программ.

Нам представляется, что, кроме конкретного материального продукта (рабочих программ) как результата проектной деятельности педагогов в течение нескольких лет, был получен совершенно уникальный продукт, который изначально не ставился как цель проекта, это осознанное повышение квалификации учителей в процессе решения поставленных задач.

Таким образом, разработка рабочей программы может рассматриваться как процесс и результат профессионального и личностного развития педагога. Это подтвердили все участники проекта, хотя процесс и был достаточно тяжелым.

Итак, представляем алгоритм разработки рабочей программы педагога,используемый в лицее.

В ходе методических мероприятий в различных форматах всеми педагогами, методическими объединениями, творческими группами:

· изучены материалы и опыт внедрения ФГОС НОО;

· изучены материалы ФГОС ООО;

· проанализировано содержание ФГОС и программ по предметам;

· проанализированы требования к уровню подготовки обучающихся;

· проанализирована специфика класса, качество образовательных результатов обучаемых;

· изучен федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

· изучен БУП лицея, специфика и профиль ОУ;

· изучены региональные рекомендации и требования Закона об образовании к составлению рабочей программ по предмету.

Также был проведен ряд методических объединений, круглых столов и педагогических советов, в ходе которых были обсуждены следующие вопросы:

· продуманы пути учета специфики ОУ и класса в преподавании предмета;

· варианты тематического планирования, соответствующие условиям лицея;

· определен объем практической составляющей предмета;

· определены контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения ФГОС обучающимися класса;

· определены разделы и темы программы, по которым необходимо доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов;

·  проанализировано имеющиеся программно-методическое и материально-техническое обеспечение по предмету в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, определена его достаточность для реализации ФГОС;

· проанализирован фонд имеющейся в библиотеке ОУ (в необходимом количестве) основной и дополнительной литературы по предмету;

· и другие вопросы.

Педагогами лицея был также разработан пошаговый алгоритм по созданию рабочей программы (на основе и с уточнением: http://menobr.ru):

Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, соответствующую УМК (из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ), используемого в ОУ.

Шаг 2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной авторской программе с целями, сформулированными в примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе лицея.

Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через взаимосвязи цели – результаты обучения.

Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровнюподготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.

Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в авторскую программу.

Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ: авторской и примерной (шаг 6).

Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой в соответствии с учебным планом курса.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Продумать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых умений согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать КИМы, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Разработать календарно-тематическое планирование курса на учебный год. В соответствии с утвержденной в «Положении о разработке рабочей программы» структурой определить типы и виды уроков, виды и формы контроля, образовательные результаты обучающихся (предметные и метапредметные), домашнее задание (если это возможно) по каждому уроку (или теме), дату проведения учебного занятия.

Шаг 12. Составить рабочую программу: оформить материалы согласно структуре, утвержденной «Положением о разработке рабочей программы».

Предложенная последовательность конструирования рабочей программы не является нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом каждый педагог может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная рабочая программа. Очевидно, что представленный «маршрут» разработки рабочей программы может быть представлен как индивидуальная модель самообразования и повышения квалификации педагога по вопросам ФГОС.

Следует отметить, что существенную роль в успешном конструировании рабочих программ играет локальный акт «Положение о рабочей программе учебного курса лицея», который и позволяет обеспечить единство разрабатываемых документов.

 С «Положением о рабочей программе учебного курса лицея» и некоторыми рабочими программами лицея можно познакомиться на сайте сетевого сообщества учителей Санкт-Петербурга по поддержке внедрения ФГОС: http://www.fgos-spb.ru/home/rabocaa-programma/licej-no-419



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.049 с.)