Анализ комбинированного урока биологии в 6-м классе по теме «прорастание семян» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ комбинированного урока биологии в 6-м классе по теме «прорастание семян»



Часть урока Универсальные учебные действия
I. Организационный момент  
II. Актуализация опорных знаний Коммуникативные
III. Мотивация учебной деятельности Познавательные (простые логические действия), коммуникативные
IV. Изучение нового материала Личностные, коммуникативные, регулятивные
V. Первичное закрепление нового материала Коммуникативные
VI. Работа в малых творческих группах с текстом учебника Познавательные, коммуникативные, регулятивные
VII. Этап продуктивного использования полученных знаний. Рефлексия Познавательные, регулятивные

В качестве второй формы учебной деятельности был выбран урок-игра для учащихся 7-х классов по теме «Многообразие червей» (обобщение). Данный урок позволяет формировать и оценивать следующие метапредметные умения учащихся:

1) познавательные умения (табл. 2): определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

2) регулятивные умения: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

3) коммуникативные умения: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, регуляции своей деятельности; владение устной, монологической контекстной речью.

Таким образом, данный вид деятельности также хорошо подходит для оценки и тренировки всех типов УУД.

Таблица 2

Анализ метапредметных компонентов в обобщающем уроке в виде игры для учащихся 7-х классов по теме «Многообразие червей»

Задание Метапредметные умения
1. Решение теста Познавательные – общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач
2. Найди пару Познавательные УУД – способность и умения производить простые логические действия, направлены на установление связей и отношений
3. Ответить на вопросы Коммуникативные: · умения ставить и отвечать на вопросы; · умение выражать свои мысли; · умение планировать учебное сотрудничество
4. Пантомима Личностные УУД – формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование желания выполнять учебные действия, творческие задания, мысленное воспроизведение картины
5. 3-й лишний Познавательные УУД – учащиеся овладеют спектром логических действий, включая общий прием решения задач
6. Спроси друга Коммуникативные УУД – составлять задание партнеру, отображать предметное содержание в речи
7. Реши кроссворд Коммуникативные: · умения отвечать на вопросы; · умение планировать учебное сотрудничество

Диагностическая работа по географии для 9-х классов в формате ГИА стала третьим объектом нашего исследования.

Анализ приведенных заданий диагностической работы показал:

1.  Все предложенные задания можно использовать для оценивания метапредметных результатов учащихся только по двум видам формирования УУД: познавательные и регулятивные (табл. 3).

2. В данной работе нет заданий, с помощью которых можно оценить формирование коммуникативных УУД.

Можно сделать вывод, что для оценки метапредметных результатов диагностические работы требуют дополнения соответствующими заданиями на коммуникативные УУД.

Таблица 3

Анализ метапредметных компонентов диагностической работы по географии для 9-го класса в формате ГИА

Номер задания Вид УУД
1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 Познавательные
2, 4, 5, 13, 14, 15, 22, 23 Регулятивные

Можно заключить, что выбранные диагностические работы требуют переработки для использования в качестве инструмента оценки метапредметных результатов.

Выводы

1. Выбранные для исследования формы организации учебной деятельности содержат метапредметные задания.

2. Комбинированный урок, а также урок-игра (обобщение) позволяют учителю оценить и сформировать все основные типы метапредметных компетенций учащихся.

3. Диагностическая работа в формате ГИА в существующем виде не подходит для оценивания всех типов метапредметных компетенций учащихся, так как не содержит задания на оценку коммуникативных компетенций.

 

Список литературы

1. Документы и материалы рабочей группы к заседанию Государственного совета РФ. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/497/700/1219/5.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://www.standart.edu.ru

 

Оценка образовательных результатов учащихся по математике в условиях ФГОС

Бунтова Ю.В., методист ИМЦ Калининского района,

Герасимова Е.В., учитель математики ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района,

Горновесова И.А., методист ИМЦ Адмралтейского района,

Лукичева Е.Ю., зав. кафедрой ФМО СПб АППО,

Мягкова Л.В., методист ИМЦ Калининского района,

Петракова О.В., методист ИМЦ Центрального района

 

Аннотация: в статье представлен проект коллектива методистов по математике, в рамках которого обсуждается оценка образовательных достижений учащихся по математике: предметных и метапредметных результатов, ее содержание и форма.

 

Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из важных проблем обучения, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы мотивировали учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:

· устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

· получать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

· отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта, и в частности в достижении планируемых результатов освоения программ основного образования;

· обеспечивать обратную связь: учитель – учащийся – родители;

· отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

· Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

· Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.

· Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

· Оценивать можно только то, чему учат.

· Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.

· Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Очевидно, что новые требования к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения.

Критерий Характеристика ФГОС
Цель обучения Выработка определенных решений в ходе активного (совместного) обсуждения проблем
Содержание обучения Полидисциплинарное (межпредметное) изучение сложных (жизненных) ситуаций
Роль участников образовательного процесса Сотрудничество учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями
Целостность процесса обучения   Целенаправленная организация учебной деятельности учащегося в школе в урочное и внеурочное время
Вариативность обучения   Активное участие учителя и обучающихся в выборе содержания (в рамках образовательных стандартов), методов и технологий обучения
Основная формула результата образования «Знаю как»
Доминирующий компонент процесса Практика и самостоятельная деятельность
Характер контроля Комплексная оценка учебных достижений

Оптимизация образовательного процессав школе состоит в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов и требований к планируемым результатам.

Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным.

Схема 1

Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки – с другой. По сути, они являются своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и учебный процесс.

В структуре планируемых результатов (схема 1) выделены в особый раздел (универсальные учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение личностных результатов – задача и образовательного учреждения. Оценка этих результатов может осуществляться в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований с привлечением специалистов, обладающих необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в подростковом возрасте.

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе строится вокруг понятия «умение учиться».

В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценен и измерен:

· достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;

·  достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся;

· достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана, и внеурочной деятельности и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Оценка предметных результатовможет быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Одним из средств накопления информации об образовательных результатах учащегося является портфель достижений (портфолио). Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Результатами, влияющими на конечную итоговую оценку и зафиксированными в портфолио ученика, могут бытьграмоты, дипломы, сертификаты,подтверждающие участие и достижения обучающегося во внеурочной деятельности: участие в конкурсах, выставках различного уровня; победа в конкурсах, выставках, соревнованиях; участие в научно-практических конференциях; авторские публикации в изданиях выше школьного уровня; авторские проекты, изобретения; получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград; лидирование в общепризнанных рейтингах.

Портфолио также включает:

· подборку ученических работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии;

· систематизированные материалы текущей оценки – отдельные листы наблюдений, оценочные листы и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;

· материалы итогового тестирования;

· результаты выполнения итоговых, комплексных работ.

Для получения более объективной и полной картины об освоении учащимися образовательных программ необходимо разработать такую систему контроля, включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса. Например, система могла бы включать стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса, а также итоговую аттестацию.

В ходе проекта были разработаны задания по математике для входного мониторинга учащихся 5-х классов (оценка метапредметных результатов обучения), итоговая диагностическая работа для учащихся 5-х классов по определению уровня сформированности предметных и метапредметных умений, а также банк заданий для составления подобных КИМ. Элементы этой работы (некоторые задания) представлены в приложении 1. Следует отметить, что очень важно определить критерии оценки выполняемых заданий.

В приложении 2 приведена разработанная модель оценки образовательных достижений учащихся по математике.

Все перечисленные средства, формы и методы должны обеспечить комплексную оценку результатов обучения школьника. Иными словами, дать характеристику всего приобретенного учащимся – его личностные, метапредметные и предметные результаты.


Приложение 1

Задание.

Цель: выявить уровень, которого достиг обучающийся в умении находить факты, представленные в явном виде, выполнять вычислительные операции.

Предприятие разливает смеси фруктовых соков в коробки: в каждую по три вида сока. На складе в запасе 5 соков: яблочный, виноградный, апельсиновый, персиковый, вишневый. Сколько различных видов смесей может изготовить предприятие?

Оценка выполнения данного задания: максимальное количество баллов – 3.

Критерии оценивания:

Критерий Баллы
Найдена необходимая информация Правильно выполнены действия с числами Дан правильный ответ 3
Найдена необходимая информация При правильном ходе решения допущена вычислительная ошибка в каком-либо действии, в результате чего дан неправильный ответ 2
Найдена ошибочная информация, но предложен правильный ход решения задачи 1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла 0

Задание.

Цель: выявить уровень, которого достиг обучающийся в умении понимать и обрабатывать информацию, представленную в неявном виде.

Четверо друзей красили свои велосипеды в голубой цвет. Каждый взял себе несколько одинаковых баночек белой и синей краски, а затем смешал краску в них. На рисунке показано, сколько каких банок смешивал каждый.

 

Витя Коля Миша Руслан


А) Кому удалось получить смесь с наибольшим процентным содержанием синей краски?

Б) Найдите это процентное содержание.

Оценка выполнения данного задания: максимальное количество баллов – 3

Критерии оценивания:

Критерий Баллы
Найдена необходимая информация Правильно выполнены действия с числами Даны правильные ответы на оба вопроса 3
Найдена необходимая информация При правильном ходе решения допущена вычислительная ошибка в каком-либо действии, в результате чего на один из вопросов дан неправильный ответ 2
Найдена ошибочная информация, но предложен правильный ход решения задачи 1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла 0

Задание.

Цель: определить уровень, которого достиг обучающийся в умении понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль.

На рынке имеется творог двух сортов: жирный содержит 20% жира, а нежирный – 5%. Мама купила 2 кг жирного и 3 кг нежирного творога. Определите жирность творога, который получится, если смешать весь купленный творог.

Оценка выполнения данного задания: максимальное количество баллов – 3

Критерии оценивания:

Критерий Баллы
Найдена необходимая информация Правильно выполнены все три преобразования Дан правильный ответ на вопрос 3
Найдена необходимая информация При правильном ходе решения допущена одна ошибка, в результате чего дан неправильный ответ 2
Найдена ошибочная информация, но предложен правильный ход решения задачи 1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла 0

Приложение 2

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Процедура (как?) Инструментарий (какими путями?)

Как оценивается?

 

Где фиксируется? Кто оценивает?

Предметные результаты

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала

 

Пятибалльная шкала отметки

 

Классный журнал, дневник

Учитель, другие профессионалы

 

Учащийся: самооценка, взаимооценка

Промежуточная аттестация

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования

Рубежная аттестация (административная, диагностическая)

Различные виды рубежных (административных, диагностических) контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика

Итоговая аттестация

ГИА, ЕГЭ

Специальная шкала отметки Влияет на получение документа
Предметные олимпиады, конференции, творческие конкурсы и т. д.

Мониторинг, портфолио

 

Качественная оценка Портфолио

Метапредметные результаты

Стартовая диагностика, промежуточная диагностика

Метапредметная работа, тестирование

Комплексная интегрированная письменная контрольная работа

Пятибалльная шкала отметки, накопительная оценка, рейтинговая оценка   Классный журнал, дневник

Учитель, другие профессионалы

 

Учащийся: самооценка, взаимооценка

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио

Качественная оценка Портфолио

Личностные результаты

Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия)

Портфолио, анкетирование, тренинг

Качественная оценка Портфолио Учащийся, учитель, родители
           

Список литературы

1. Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2. Лукичева Е.Ю. ФГОС:обновление содержания и технологий обучения математике. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: СПб АППО, 2013.

3. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.056 с.)