Нетрадиционный урок: форма, цели задачи




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционный урок: форма, цели задачи



Использование традиционных форм обучения привело к тому, что школьникам стало скучно учиться, стала развиваться тенденция невыполнения домашнего задания, на уроках все меньше происходит диалогов и бесед, объяснения учителя во время урока стали заменять активность учащихся, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок как вариант смены деятельности на уроке направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся. Формирование разносторонней личности невозможно без активного овладения знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая оснащение кабинета, состав учащихся, уровень образованности каждого класса. При создании новой формы обучения – нетрадиционного урока или отдельных его элементов, учителю нужно отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы учеников, привлекли бы их внимание, активизировали деятельность, заставили мыслить, искать, действовать, принимать важные решения. Нетрадиционный урок – это нестандартный урок– это урок, непохожий по своей форме проведения. Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, отработки новых форм деятельности, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В настоящее время ФГОС несколько изменил вектор обучения. Теперь приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Поэтому происходит все большее отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных уроков. ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно. Это такие уроки как:

· Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

· Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

· Урок-конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

· Уроки: деловая игра, следствие, ученый совет,

· Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.

· Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

· Интегрированные уроки.

К вышеперечисленным вариантам можно внести дополнение. Это такие формы нетрадиционных уроков, как:

Ø Урок-соревнование. Такие формы уроков актуальны при повторении пройденного материала в конце учебного года.

Ø  Урок-игра. Эта форма урока подойдет при обобщении и систематизации знаний по теме.

Ø  Урок-путешествие. Например, при изучении темы «Атмосфера» в 6 классе, можно использовать разные примеры мультфильмов для объяснения природных явлений. Это развлекательно, познавательно, интересно и нетрадиционно. При таком проведении урока каждый из ребят имеет возможность получить хорошую оценку, при этом показав свои знания.

Ø Урок-проблема. Для этой формы урока характерно поступательное движение. Знакомить ребят с такой формой проведения уроков нужно постепенно, начиная с предложения небольших проблем в среднем звене и усложняя проблему в старших классах. К тому же есть разные варианты представления и объяснения проблем, ее путей решения. Все это делает урок нетрадиционным, познавательным и глубоким.

Ø Урок-представление. Это форма урока, когда предлагается включить все свои органы чувств и представить конкретную ситуацию изнутри. Мы часто забываем, что у человека 5 органов чувств и еще интуиция. Например, в географии, как природной науке о Земле, целесообразно задействовать весь потенциал ребенка. Необходимо создать условия, при котором у ребенка сложится образ и ощущения конкретной ситуации. Он должен почувствовать! Результат такого урока может быть выражен любым творческим вариантом: описанием, рисунком, видео, аппликацией и т.д. Такие формы урока важны в любом возрасте. Этим мы подтверждаем правило: «Чувства развиваются с детства».

Ø Урок-устный иллюстрированный журнал. Такая форма урока интересна в разных своих проявлениях, начиная с фрагментарного представления и заканчивая представлением публичным, показательным.

Нетрадиционный урок требует немалой подготовки, даже, порой, более значительной, чем обычный урок. Цели и задачи такого урока могут совпадать или отличаться от обычного урока.

Цели нетрадиционных уроков:

- отработка новых методов, способов, форм, приемов и средств обучения;

- усвоение программного материала более качественно и в полном объеме;

- разнообразие учебной деятельности;

- выход за рамки учебника, обогащение новыми знаниями и возможностями.

Любая цель урока ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки имеют и свои задачи.

Задачи нетрадиционных уроков:

1) Обучающая – формирование специальных умений и общенаучных знаний, навыков. Формирование научного мировоззрения.

2) Развивающая – выделение главного, развитие мышления, сопоставления фактов и умение делать выводы, решать проблемы, развивать речь.

3) Воспитательная – формирование системы нравственных, эстетических отношений.

4) Творческая – проявление инициативы, раскрытие своих возможностей на разных этапах урока, в разных сферах деятельности, выражение своего эмоционального отношения.

Применение нетрадиционных уроков в учебном и воспитательном процессе приводят к:

· использованию коллективных форм работы;

· проявлению интереса к предмету;

· развитию умений и навыков самостоятельной работы;

· активизации деятельности учащихся;

· развитию творческого потенциала;

· расширению кругозора учащихся (при подготовке к уроку ребята сами ищут интересный материал);

· более полному осуществлению практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

· становлению новых отношений между учителем и учениками.

 

Часть 3.





Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.009 с.)