Нетрадиционные уроки в современной школе




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционные уроки в современной школе



Нетрадиционные уроки в современной школе

Автор: Шадрунова Елена Анатольевна, учитель географии и биологии высшей категории ГБОУ Лицей № 504 г. Москвы

Часть 1.

Особенности современного образования

Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Большие изменения коснулись сферы образования: сокращается программа по предметам естественного цикла. Все меньше отводится программных часов для преподавания географии, биологии, химии, физики и т.д. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать необходимый уровень образования современным школьникам, за которыми наше будущее! Современная школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности за определенный отрезок времени. Уроки классифицируются по темам предмета, способам проведения, основным этапам учебного процесса. В ходе урока обязательно должен быть результат: поэтапный и итоговый. На уроке решаются задачи разного масштаба и направления. Используются различные методы учебной деятельности учащихся для закрепления и развития знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:

ü уроки изучения нового учебного материала;

ü уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

ü уроки обобщения и систематизации знаний;

ü комбинированные уроки;

ü уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

География, как предмет особенный, охватывает все стороны нашей жизни, затрагивает все Законы природы, имеет интегрированную связь со многими предметами школьного уровня, базируется на научной основе, предполагает гипотетические представления и прогнозирование по многим вопросам. Поэтому и преподавание данного предмета в школе особенное. Необходимым условием развития и расширение ЗУН является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счет использования нетрадиционных форм уроков.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Игровые моменты на уроках.

Игровые моменты – это вариант сделать урок более и познавательным. Игровые моменты позволяют раскрепоститься, отдохнуть, посмеяться и, конечно, подумать. Даже игровые моменты на уроках решают важную задачу – осмысление полученного задания, его решение. Для закрепления тем «Ориентирование» и «Масштаб» в 6 классе можно использовать интересные варианты заданий: начертить фигурки с учетом сторон горизонта и масштаба. Например: Выбираем масштаб – в 1см х150м. Выбираем точку отсчета и начинаем чертить… На северо-восток – 300м, на юго-восток – 300м, на юг – 375м, на запад – 600м, на север – 375м, на восток – 600м. Если чертеж выполнен правильно, получится домик! Цель – повторение и закрепление пройденного материала, коррекция знаний – работа над ошибками. Задания хороши тем, что при их выполнении, можно многократно возвращаться к моменту, где ребенок делает ошибку и исправлять ее. К тому же ученик приобретает графические навыки, которые помогут ему в дальнейшем при оформлении контурных карт по географии. Такой элемент важен и для закрепления материала, и для повторения! Фигурки чертим разные: елочка, шарик, флажок, дед Мороз, рукавичка и др. Такие задания интересны конкретным результатом, ходом работы, закреплением полученных знаний. В конце используются цветные карандаши и ручки для красивой полученной картинки. Также проходит обязательно оценивание работ! Это повышает стимул, желание сделать чертеж красивым, правильным! При изучении тем по географии материков и океанов в 7 классе, хочется сделать уроки насыщенными, познавательными, творческими. Безусловно, что контурная карта служит основой изучения географии. Именно практическая деятельность позволит выучить карту каждого материка и каждого океана. Так же, необходима работа с учебником и картами атласа. Ведь учитель обязан научить ученика пользоваться разными источниками информации, использовать полученные навыки и приемы в своей деятельности. По теме «Природные зоны Африки» можно использовать игру при объяснении нового материала, а также при опросе учащихся. По продолжительности она рассчитана на 10-15 минут.

Цель: 1) прививать интерес к предмету;

 2) сделать изучение и опрос нового материала доступным и понятным

каждому ученику;

 3) создать комфортную обстановку на уроке;

 4) осуществить проверку знаний учащихся по теме (если игра используется для опроса).

Набор для игры состоит из четырех карт-конвертов, на которых написаны названия основных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни и горы. К этим картам-конвертам прилагаются карточки-картинки с изображениями животных и растений, обитающих в этих зонах. При объяснении нового материала учитель на доске выставляет карты–конверты и сам раскладывает карточки-картинки по зонам или использует помощь ученика. При опросе учитель определяет группу учеников, кто будет работать самостоятельно с картами-конвертами, усаживает их за отдельный стол и дает время, за которое им необходимо распределить карточки-картинки по природным зонам. По истечении отведенного времени, результат группы учащихся проверяется. Каждый ученик отвечает одну природную зону. Задаются дополнительные вопросы, исправляются ошибки. Как правило, в конце опроса большинство учащихся получают оценки. Примеры карточек:

Гилея Саванны    Пустыни  Горы  
   

      

Примеры карточек-картинок

Следующий игровой практический момент на по темам «Антарктида» и «Евразия». География – это единственный предмет, который сочетает в себе все знания о природе. Всегда на уроках хочется создать образ природного объекта или территории, чтобы объяснить, почему люди открывали Землю, почему стремились ее изучить, а впоследствии, и изменить. Что двигает сейчас человечеством, которое стремиться сохранить природу Земли? Мы уже знаем, что ПРИРОДА – это самый великий скульптор, самый превосходный художник и самый неповторимый дизайнер. Красоту, окружающую нас, нельзя повторить и уж тем более изменить. Мы можем лишь прикоснуться к прекрасному и радоваться, что нам это удалось. Практическая работа называется «Мир глазами учеников». В эту тему включаются все аналогичные варианты работ по темам географии 6-10 классов. Для работы отводится 1 урок. Если ученику сложно работать одному, эту работу можно выполнить в паре или в группе. Плохих оценок в случае неудач не получат никто. Для работы понадобиться: клей, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, картон. Работу необходимо «собрать» из цветной бумаги как мозаику, а не нарисовать. Карандаши и тем более краски, имеют большую цветовую гамму и могут представлять сложность в выборе цветов и их использовании, что приведет к потере времени, так как на работу отводиться всего один урок. Размер работы может быть различный. Выполненную работу ребята защищают, объясняя выбранные цвета, формы и их расположение на картоне. Такой вид работ удобен при закреплении темы и ее обобщении.

Цель: 1) прививать любовь к Природе нашей Земли;

 2) учить детей видеть прекрасное и ценить его;

 3) развивать моторику пальцев;

 4) создать психологический комфорт на уроке;

5) закрепить и обобщить знания, полученные на уроке  

Вот так может выглядеть работа по теме «Материк Антарктида». Сразу видно, что использование цветов небольшое. Основные цвета – это белый, голубой, черный. Это объясняется географическим положением и климатом материка. Антарктида расположена на Южном полюсе и ее пересекает южный полярный круг. В Антарктиде всегда холодно, дуют сильные ветра, несущие с собой большие массы снега – это показано в виде завитков и снега. Антарктида окружена водами трех океанов: Атлантического, Индийского и Тихого, поэтому голубой цвет необходим. Черные треугольники – это исследовательские станции ученых всего мира, кто на данный момент там работает – изучает материк. Есть небольшие вкрапления зеленого цвета – это скудная растительность материка - мхи и лишайники, которые появляются по самой кромке Антарктиды в летнее время.     

Данная работа посвящена материку Евразия и выполнена по теме «Природные зоны России», 8 класс. Это природная зона смешанных лесов. Здесь преобладающий цвет – зеленый, хотя в целом, образ природной зоны очень пестрый и мягкий, несет много позитива и тепла. Вы видите хвойные деревья – это ели, лиственные – это березы, а также пышный травяной покров, состоящий из различных кустарников. Кустарничков и трав. Много цветов, ягод, насекомых. Это все говорит о благоприятном умеренном климате территории, достаточной солнечной радиации, плодородных почвах. При близком рассмотрении кажется, что на территории много воздуха, причем он не задымлен трубами заводов и фабрик. Работу можно усложнить, предложив ребятам устно выбрать компонент природы, который им хотелось бы использовать и как. В конце можно составить прогноз о будущем этой территории. Все работы вывешиваются на доску, образуя выставку, которая очень оказывает очень сильное впечатление на ребят, выполнявших работу и на ребят, которые увидели их первый раз. Таким образом, можно готовить учеников к решению очень многих экологических проблем настоящего и будущего, так как именно современным школьникам и будущему поколению придется отвечать за ошибки сегодняшних дней.  

Также приветствуется использование на уроках устного иллюстрированного журнала. Это всегда интересно, весело и познавательно. Устный иллюстрированный журнал предполагает демонстрацию некоторого природного явления. В демонстрации участвует группа учеников. Желательно использовать элементы, отражающие явления. Для того чтобы грамотно представить перед классом или зрителями какое-нибудь явление, необходимо четко знать и представлять весь процесс. Например, в 6 классе предлагается продемонстрировать листопад или грозу. Здесь стоит задуматься над алгоритмом выполнения этого явления! Очень важно представить это событие, прочувствовать его (попробовать «оторваться от ветки», ощутить легкость листочка, подгоняемого ветром; «почувствовать» силу ветра или побыть самим ветром и «почувствовать свою силу»). Иногда такое задание на уроке происходит импровизировано, но чаще объявляется заранее. Похвально, если ребята для усиления показа явления используют какие-либо подручные средства (платочки или ленты, имитируют силу ветра, или раскаты грома, используют лазерные указки или что-то другое для демонстрации молнии). Полезно иногда готовить целый урок в формате устного иллюстрированного журнала. Так же можно провести инсценированный фрагмент урока «Гидросфера Земли. Ее составные части» (8 класс). С гидросферой ребята знакомятся еще в начальной школе. Поэтому они назовут самостоятельно или с помощью учителя составные части этой оболочки. А вот происхождение воды, которая заполняет гигантские впадины Земли (океаны) и углубления суши (реки, озера), им ничего неизвестно. И очень удобно и, как мне кажется, интересно все это проиллюстрировать. Это понравиться не только ребятам-участникам, но и ребятам-зрителям. Это придаст новизну предмету, будет способствовать развитию интереса и памяти, творческих способностей ребят.

Цель: 1) Прививать интерес к предмету.

 2) Расширять эрудицию ребят.

3) Учить «представлять» глобальные процессы Земли и масштабно мыслить.

5) Учить детей работать в группе.

6) Развивать творческие способности учеников.

На этом уроке важна роль учителя. С группой детей он заранее готовит инсценировку происхождения воды. Предварительно вырезаются из картона и подписываются таблички или рисуются «капли воды», «пылинки», «кусочки материи», «газ», «кристаллик льда», «живые организмы». Подбираются нужного цвета платочки (шарфики). Для «солнца» делается небольшая шапочка или корона с эмблемой солнца. Дальше необходимо с ребятами отрепетировать последовательность процесса. Учитель выступает ведущим и одновременно руководителем. У ребят все их заготовки: таблички и платочки должны быть рядом (например, в кармане или лежать на соседней парте). Распределяются роли. Каждому ученику достается не более двух ролей. Остальные ребята на местах могут зарисовать этот сложный процесс во время просмотра или кратко записать его последовательность. По времени инсценировка занимает 15 минут, а остальная часть урока идет по плану. Желательно этот фрагмент оставить на конец урока, так как ребята в конце делают вывод. Также таблички «живые организмы» можно раздать всем оставшимся ребятам в классе и в конце они тоже смогут обнять «Землю». На табличках «живые организмы» можно приклеить картинки от простейших организмов до млекопитающих. На следующую страничку «Иллюстрированного журнала» берется другая группа детей. Таким образом, ученики смогут с интересом изучать предмет, научаться проявлять себя в разных формах учебной деятельности. Также это способствует развитию мышления, проявление уважения друг к другу и к учителю. Конечно, подготовка учителем такого фрагмента урока требует время, но результат порадует всех: учителя, учащихся и родителей.

Часть 5.

Варианты нетрадиционных уроков

Каждый урок предполагает предварительную подготовку и создание некоторых заготовок к уроку (картинки, рисунки, сюжеты, высказывания и др.)

Проблемный урок. Цель такого урока – это постановка проблемы перед группой учащихся, ее обсуждение и пути решения. Для проведения таких уроков необходимы, прежде всего, знания по разным темам географии, а также по другим предметам (например, биологии, химии, истории и т.д.). Поэтому подойдут уроки обобщения и коррекции знаний. В старших классах проблемный урок можно использовать при изучении нового материала, например, первый урок изучения темы «Япония».

Этапы урока:

1) Подготовительный. Класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание – охарактеризовать один из пунктов плана характеристики страны (географическое положение, рельеф и минеральные ресурсы, климат и воды материка, природные ресурсы, население, промышленность, сельское хозяйство, внешние связи). Дается время – 10 минут. В ходе сбора информации рекомендуется использовать учебник, атлас, интернет. На доске записывается вопрос, на который в конце урока обязательно нужно ответить: Смогла бы Япония добиться таких высоких экономических результатов будь она не изолированной страной-архипелагом, а материковым государством, расположенным между Индией, Пакистаном, Таджикистаном и Афганистаном? Дальнейшая работа в группах направлена на сбор информации в сравнении: настоящем и возможном.

Второй этап урока – 2) Обсуждение. Каждая группа выступает с собранной информацией и представляет свой отчет. В ходе обсуждения всегда возникает дискуссия между группами по вопросам, высказываются мысли и предположения. Например, при обсуждении ЭГП и ПГП страны ребята высказали целый ряд замечаний:

1.Оказавшись на материке, Япония была бы окружена странами, имеющими более низкий уровень экономического развития.

2. Не имела бы выхода к морю, следовательно, лишилась морских портов.

3. Рано или поздно оказалась бы втянутой в войну между Индией и Пакистаном и т.д.

Изучая и обсуждая каждый вопрос отдельно, получается некая зарисовка страны со своими + и -. В конце урока на доске появляется сводная таблица

      ЯПОНИЯ

Имеет         Имела бы

Не имеет        Не имела бы

Таким образом, формулируется ответ на поставленный вначале урока вопрос! Таблица может создаваться в течение урока по мере обсуждения каждого вопроса или быть домашним заданием. Такой урок полезен активной мыслительной деятельностью, поиском и сбором нужной информации, умением представить свой ответ и доказать свои предположения и выводы.

Как известно, экологическая проблема – это глобальная проблема человечества. Мы живем в Москве, самом крупном городе России, поэтому нам не безразлично его экологическая обстановка. В качестве примера приведем урок, который проводился в 7-х классах и назывался «Чистый воздух Москвы».

Цель: 1)Изучить карту загрязнения воздуха в пределах Москвы; 2) Познакомиться с различными источниками информации на эту тему; 3) Объяснить причины такой обстановки в Москве; 4) Предложить пути решения. Класс делится на группы – для работы в определенном направлении (промышленном, проектировании, экологическом движении и др.).

Детям демонстрируется карта округов Москвы, на которой цветом выделены самые грязные районы города, а также оценена обстановка: благоприятный, неблагоприятный, относительно благоприятный и крайне неблагоприятный. Ребятам предлагается оценить обстановку, выделить районы Москвы «самые-самые», выявить причины и предложить пути решения данной обстановки. Первая группа занимается выделением грязных производств в черте города. Вторая группа ребят - созданием эмблем, лозунгов, плакатов и способов их широкого распространения – на школьных рюкзаках, дневниках, тетрадках, футболках, шортах и т.д. – это означает, что к проблеме нужно привлекать детей уже школьного возраста, а так же созданием денег и карт нового образца – для взрослого населения. Третья группа предлагала способы решения этой проблемы среди взрослого населения Москвы – это использование очистительных способов, создание дополнительных зеленых зон в наиболее загрязненных районах Москвы. Такой урок имеет успех: ребята становятся рассудительнее, серьезнее, потому что столкнулкиваются со взрослыми проблемами, со своим возможным будущим, если в настоящее время ничего не изменить.

Приведем еще пример урока в 9-х классах «Сколько стоит чистая вода?». Мы продолжаем рассматривать и знакомиться с экологией Москвы и на этот раз проблема – чистая вода. За основу взят национальный парк «Лосиный остров», тем самым можно вспомнить заповедные районы Москвы и оценить их экологическую обстановку.

Цели урока: 1) Показать значение воды в природе. Выделить современные источники питьевой воды для человека. 2) Познакомиться поближе с национальным парком «Лосиный остров»; 3)Изучить гидрографию парка и возможные источники загрязнения, оценить последствия; 4)Предложить возможные способы снижения загрязнения; 5) Создать мультфильм для учащихся как вариант знакомства с экологической проблемой.

 Класс снова делится на группы:

1) историки (собирают материал о «Лосином острове» - история возникновения, обитатели, водные объекты);

2) экологи оценивают современную экологическую обстановку (оценивают географическое положение парка, промышленное соседство и его влияние на водные объекты парка, обитателей);

3) утописты представляют будущее «Лосиного острова» и всего живого на Земле в темных красках (последствия);

5) проектировщики называют возможные способы снижения влияния грязных производств на водные объекты;

6) мультипликаторы создают мультфильм, который можно показать ученикам начальной и старшей школы и, тем самым, познакомить других ребят с такой значимой проблемой.

Урок проходит в несколько этапов и представляет собой конференцию и проблемами, предложениями, вариантами решений. В конце урока предлагается посмотреть мультфильм, который отражает возможную ситуацию в природе на примере национального парка «Лосиный остров».

Экономический урок. Этот урок посвящен умению рационально и экологически правильно пользоваться ресурсами нашей планеты. Его целесообразно провести в конце большой темы «Отраслевой состав экономики». Цель урока: 1. Изучить «участок земли» с разных позиций: географическое положение, рельеф, минеральные ресурсы, водные ресурсы, почвы, климат, обитатели, экология.

2.Используя собранную информацию создать свой уклад и уровень жизни на этом «небольшом» в рамках карты участке земли.

Задачи урока:

ü Воспитательная (любовь к природе, бережное к ней отношение)

ü Образовательная (расширение кругозора учащихся, систематизация и прогнозирование полученной информации)

ü Экономическая (рациональное отношение к ресурсам, деловой подход к использованию территории)

Этот урок интересен тем, что ребята работают в паре, имеют возможность советоваться, договариваться, прислушиваться к мнению друг друга. На таком уроке реализуются сразу несколько мини целей: 1) ученики имеет на руках только фрагмент карты – это значит, что они должны его очень внимательно изучить; 2) в процессе изучения своего «куска земли», они дают оценку для будущего его использования; 3) делают вывод и создают «свое дело», т.е. показывают, чем возможно заниматься на этой земле, как можно ее использовать с учетом тех ресурсов, которыми она обладает. На обсуждение в паре дается 20-25 минут, а потом начинаются выступления «хозяев». Такой урок никогда никого не оставляет равнодушным, т.к. заставляет сделать что-то для себя! И при этом получить оценку! Слушаем каждого и потом обсуждаем его выступление: поддерживаем, соглашаемся, дополняем или выступаем против такого ведения хозяйства.

Урок-игра. На уроках обобщения и систематизации знаний целесообразно использовать урок – игру. Такая форма урока подойдет и для уроков коррекции знаний. Пути и способы реализации уроков-обобщения, проводимых в игровой форме, должны быть творческими и эффективными. Они проводятся при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности(компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов, визитных карточек). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Обобщающие уроки в форме игры помогают осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме или за год, расширяют кругозор, активизируют деятельность учащихся на уроке, предусматривают минимальную деятельность учителя. Рассмотрим урок-игру в 9 классе по теме «Многоликая Россия».

 Цели урока:

1.Повторить пройденный материал по предмету,

2.Расширить кругозор и повысить интеллект учеников

3.Усилить познавательный интерес к предмету. Развивать нестандартное мышление у учащихся

4.Продолжить развивать практические навыки работы с картой;

5.Усовершенствовать групповую форму работы.

Правила игры:

1. Участие принимают 2-3 команды;

2. Вопросы задаются для всех команд сразу. Отвечает команда, первой подготовившая ответ. Для этого поднимается рука!

3. Выкрики и споры не засчитываются. На обсуждение вопросов дается от 2 до 5 минут.

4. Подведение итогов. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Игра состоит из пяти туров:

Первый турнир. Назвать города, чьи гербы ты видишь. Объяснить изображения гербов. В этом турнире каждой команде предлагается подумать над гербами городов. Нужно правильно назвать города и объяснить смысловое значение герба.

Второй тур . Драгоценная Россия. Командам предлагается отгадать названия камней, зашифрованных в вопросе. Внизу дается пустая графа с таким количеством пустых клеток, сколько букв в камне.

Третий тур. Занимательная топонимика. В этом туре предлагается увидеть картинки городов и их старые названия. Задание: назвать современные названия этих городов.

Четвертый тур. Растения России. Этот тур связан с мифологией и легендами о растениях России. Предлагается подумать над фрагментами легенд и мифов и назвать растения России.

Пятый тур . Без карты нет географии. В этом туре предложены занимательные вопросы, связанные с названиями объектов России (вод, населенных пунктов, островов и др.)

В конце урока подсчитываются баллы. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов. Она получает грамоту или благодарность. Все участники по возможности награждаются поощрительными призами.

Нетрадиционные уроки в современной школе

Автор: Шадрунова Елена Анатольевна, учитель географии и биологии высшей категории ГБОУ Лицей № 504 г. Москвы

Часть 1.

Особенности современного образования

Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Большие изменения коснулись сферы образования: сокращается программа по предметам естественного цикла. Все меньше отводится программных часов для преподавания географии, биологии, химии, физики и т.д. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать необходимый уровень образования современным школьникам, за которыми наше будущее! Современная школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности за определенный отрезок времени. Уроки классифицируются по темам предмета, способам проведения, основным этапам учебного процесса. В ходе урока обязательно должен быть результат: поэтапный и итоговый. На уроке решаются задачи разного масштаба и направления. Используются различные методы учебной деятельности учащихся для закрепления и развития знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков:

ü уроки изучения нового учебного материала;

ü уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

ü уроки обобщения и систематизации знаний;

ü комбинированные уроки;

ü уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

География, как предмет особенный, охватывает все стороны нашей жизни, затрагивает все Законы природы, имеет интегрированную связь со многими предметами школьного уровня, базируется на научной основе, предполагает гипотетические представления и прогнозирование по многим вопросам. Поэтому и преподавание данного предмета в школе особенное. Необходимым условием развития и расширение ЗУН является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счет использования нетрадиционных форм уроков.

Часть 2.





Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.029 с.)