Урок 38. Тема 1 Личность и государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 38. Тема 1 Личность и государство



Урок 38. Тема 1 Личность и государство

Теоретический материал

 

Личность - это человек как комплекс биологического, психофизического и социального. Человек рождается с определенными качествами, такими как черты характера, наследственность и др. Однако личность - понятие сложное, которое развивается, формируется и складывается только в обществе.

Человеческая природа призывает индивида к общению с другими людьми. Личность в обществе формируется не только в силу своих индивидуальных качеств, но и под воздействием общесоциальных явлений.

Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, отмечал К. Маркс. Как нет общества без человека, так нет и человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным (Homo sapiens), но и человеком общественным (Homo sosias), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых отношений.

Личность формируется под влиянием двух факторов:

1. индивидуальных, врожденных черт и свойств;

2. социальной среды, воздействующей на человека.

По справедливому мнению С.Н.Кожевникова, личность имеет свою структуру:

- человеческое сознание - это цементирующий элемент, означающий способность отражать действительность, отдавать себе отчет в своих поступках;

- воля - это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления;

- деятельность - необходимый компонент структуры личности, процесс, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, специальных средств, направленный на достижение поставленной цели, определенного результата.

Эти элементы находятся в диалектическом единстве и определяют социальную природу личности.

Личность занимает в правовой системе центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, правосубъектности, определенного социального и правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются правовые связи и процессы.

В государственно-образованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно располагает.

"Государство, - писал Гегель, - скрепляет общество правовыми отношениями... Государство - это общество с правовыми отношениями, в котором люди имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных естественных свойств... а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается".

Государство наряду с функциями управления и принуждения является и особым видом организации человеческого общества как целого, обеспечивающим территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государство - это также и внутреннее устройство общества, поскольку оно выступает от имени общества, в силу этого отношения между личностью и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер.

Государство и общество соотносятся как часть и целое, ибо государство - это составляющая часть общества, в котором действуют и негосударственные институты.

Однако государство играет особую и очень важную роль в обществе:

- представляет собой политическую власть общества;

- является единственным официальным представителем общества;

- подчиняет государственной власти все общество;

- выражает и защищает интересы всего общества (или его определенной части).

Государство играет главенствующую роль в обществе. Его деятельность определяет основные направления развития общественного организма, его сущность отражает характер взаимоотношений в обществе.

Аристотель в своей работе "Политика" утверждал, что: "...государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому..

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо...".

Таким образом, государство и личность соотносятся как целое и часть, т.е. личность не может существовать без государства, но и государство в свою очередь не может функционировать без личности, ибо государство - это есть общество с правовыми отношениями.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Так, например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство. Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности, охраняет их, возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической науке гражданство часто толкуется как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, закрепляемых государством. В другом гражданство характеризуется как правовая связь между личностью и государством, проявляющаяся в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей, что фактически следует понимать как институт гражданства - правового статуса гражданина в государстве.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-образованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус личности - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.

Коренные изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, курс на рыночную экономику, глубокие преобразования в политической системе определяют пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех - студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица), не имеющие четко выраженного правового статуса.

Проблема взаимоотношений государства и личности в настоящее время - одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

 

Задание: Написать конспект. Составить 5 вопросов

 

Практическое задание выполнить в тетради для лекций

Теоретический материал

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Для политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли которые она не выполняет:

Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику, не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом политики.

Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации.

Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

Профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляющей смысл жизни.

Политического лидера – человека способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько

этапов:

Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности.

Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики.

Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Типы участия личности в политике:

бессознательное

полусознательное

сознательное

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Механизмы политической социализации А. это процесс формирования и становления политического сознания и поведения личности.
2. Граждансmво Б. - это специфические методы вовлечения личности в политику.
3. Политическая социализация В. это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая их взаимные права и обязанности.
4. Выход из гражданства Г. это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
5. Отмена решения о приеме в гражданстве Д. это добровольное прекращение гражданства
6. Лишение гражданства Е. это способ прекращения гражданства, применяемый в отношении лиц, которые приобрели гражданство рф на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, факт которых устанавливается судом.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные

Задание 3. Заполните таблицу.

Функции политической культуры Содержание функции
Идентификация  
Адаптация  
Социализация  
Интеграция  
Коммуникация  

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается в балла. Максимальное количество баллов 6

6 баллов – оценка 5, 4-5 балла – оценка 4, 3 балла – оценка 3, 0-2 балла – оценка 2

 

Теоретический материал

. Политическое лидерство, по сути и по форме есть специфический феномен власти. По оценке многих отечественных и зарубежных ученых, политическое лидерство среди других типов лидерства “гораздо более значимо”, более заметно, более влиятельно, более эффективно в воздействии на политическую и общественную жизнь, на весь ход исторического развития. Поэтому вопрос о политическом лидерстве и роли политических лидеров в общественно – политическом развитии является одним из актуальных вопросов политологии.

Лидер – это ведущий, авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль. Лидерство – это индивидуальное свойство, обладая которым, человек способен вести за собой.

Полити́ческое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

№ п/п Характерные черты политического лидерства.
1. Приоритетное влияние со стороны определённого лица на всё общество, организацию или группу.
2. Управленческий статус, связанный с принятием властных решений.
3. «Политическое предпринимательство» - создание программ общественного развития, направленных на общее благо.
4. Символ общности и образец поли­тического поведения.

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

Лидерство на уровне малой группы, объединенной полити­ческими интересами. Здесь лидер направляет и орга­низует действия группы, предъявляющей к личности лидера оп­ределенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовле­творения группового интереса и др. Авторитет – основа п.л. на данном уровне. Лидером становится не тот, кто хочет, а тот за кем идут.

Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае. Фигура лидера служит символом оп­ределенной социальной позиции.

Лидерство на государственном уровне, предполагает способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества. Политическое лидерство на этом уровне предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и общества, поэтому ори­ентация на социальное партнерство входит в систему политиче­ских ценностей общества.

Различают формальное и неформальное лидерство.

Формальное лидерство представляет собой приоритет­ное влияние определенного лица на членов организации, закреп­ленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. В политике формальный аспект является ведущим. Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать политико-административной элите (высшему персоналу государственно-административных орга­нов

Нефор­мальное лидерство характеризует субъективную способность, го­товность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно осно­вывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

Принципиально важным является вопрос о роли и месте лидера в системе политических отношений общества.

Субъект Политический лидер Объект

 

- действует от имени - испытывает давление

соц. – пол движений

 

Типы лидеров и их функции.

Учитель. Проявления лидерства достаточно разнообразны по форме. Попытки классифицировать их обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение политических лидеров. Но по этому вопросу нет единого мнения

Типология по М. Веберу (нем. философ и социолог).

Тип лидерства Характеристика Примеры
Традиционное Опора на традиции, ритуалы, силу привычки. Правление вождей, старейшин, монархов Монархи
Харизматическое Основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Культ личности. Ю. Цезарь, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Ф. Кастро, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун, Ленин, Сталин
Рационально – легальное Лидерство основано на законности избрания лидера. По результатам выборов

Типология по М. Херманну (соврем. амер. политолог).

Тип лидера Характеристика Примеры
Лидер – знаменосец Стремиться изменить политическую систему ради идеала. Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни
Лидер – коммивояжёр Способность убеждать – гл. черта политического лидера. Он «продаёт» свои идеи, вовлекая в их осуществление последователей. В.В.Жириновский, Б.Е.Немцов, Г.А.Явлинский,
Лидер – служитель Служит выразителем интересов своих приверженцев, работает от их имени. Л.И.Брежнев
Лидер - марионетка Полностью зависящего от воли и интересов своего ближайшего окружения. К.У.Черненко
Лидер – пожарник. Ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы. Б.Н.Ельцин, В.В.Путин

Теоретический материал

Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.

Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

Шествие – массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.

Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Она включает два структурных компонента

Избирательное право – комплекс Избирательный процесс – комплекс действий правовых норм о порядке выборов в процессе выборов

       
   


В узком смысле – политическое право Включает ряд последовательно

гражданина избирать (активное) и осуществляемых этапов:

быть избранным (пассивное) в органы - организационный

власти - выдвижение и регистрация кандидатов

В широком смысле – нормы субъектив- - предвыборная агитация

ного избирательного права в сочетании - голосование и определение результатов

с другими нормативными правилами - обнародование итогов выборов и

выборов предоставление финансового отчёта о

расходовании средств на выборы

 

Избирательная система

Разновидности

 
 


Задание 1. Изучив теоретический материал ответьте на вопрос

1.Что такое политическое участие?

1. Что такое избирательная система?

2. Из каких структурных компонентов она состоит?

3. Что подразумевает избирательное право в узком смысле?

4. Что подразумевает избирательное право в широком смысле?

5. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?

6. В чём достоинства и недостатки, на ваш взгляд, избирательных систем?

Задание 2 Установите понятия и определения

1. Собрание – А. публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации
2. Митинг– Б. форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения
3. Пикетирование– В. это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.
4. Референдум – Г. массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

Задание 3. На основании материала учебника охарактеризуйте следующие понятия, заполнив пропуски текста

• В зависимости от того, избирают граждане депутатов или сами баллотируются в органы власти, различают избирательное право:

_______________

пассивное.

• Принципами избирательного права являются:

_____________
свобода;

______________

непосредственность;

__________________

• в зависимости от того, подают избиратели голоса за конкретного 'кандидата или за члена коллегии выборщиков, избирательное право бывает:

прямым;

_______________

• Органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в РФ, являются _________________

избирательные комиссии:

_______________________

избирательные комиссии субъектов РФ;

________________________

территориальные избирательные комиссии;

• Выделяют несколько видов выборов:

всеобщие;

___________

повторные

• По времени проведения выборы делятся на:

очередные;

_____________

• в избирательном праве различают несколько видов избирательных систем:

мажоритарную избирательную систему;

__________________________________

мажоритарную систему абсолютного большинства;

______________________________

смешанные избирательные системы.

Задание 4. Ознакомьтесь с материалом и ответьте на вопросы

1. В некоторых странах мира участие в голосовании не право, а обязанность. Не явившемуся без уважительной причины на избирательный участок гражданину грозит крупный штраф. Считаете ли вы целесообразным такую форму экономического принуждения к участию в выборах? Свою точку зрения аргументируйте.

2. Найдите в источниках определение понятия «референдум», составьте 3 вопроса, по которым в РФ могут проводиться референдумы.

 

Задание 5. Избирательные права составляют важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому. Представьте, что вы являетесь лидером политической партии и вам необходимо набрать наибольшее количество голосов избирателей, вам необходимо выполнить следующие задания:

1: финансирование избирательной кампании (сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании, поясните, почему, названные вами люди и организации, захотят вас под2 держать)

2: тема избирательной кампании (решение какой проблемы вы положите в основу своей кампании, придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании)

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 5

Оценка 5 – 5 баллов

Оценка 4 – 4 балла

Оценка3 - 3 балла

Оценка 2 – 0-2 балла

Урок 38. Тема 1 Личность и государство

Теоретический материал

 

Личность - это человек как комплекс биологического, психофизического и социального. Человек рождается с определенными качествами, такими как черты характера, наследственность и др. Однако личность - понятие сложное, которое развивается, формируется и складывается только в обществе.

Человеческая природа призывает индивида к общению с другими людьми. Личность в обществе формируется не только в силу своих индивидуальных качеств, но и под воздействием общесоциальных явлений.

Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, отмечал К. Маркс. Как нет общества без человека, так нет и человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным (Homo sapiens), но и человеком общественным (Homo sosias), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых отношений.

Личность формируется под влиянием двух факторов:

1. индивидуальных, врожденных черт и свойств;

2. социальной среды, воздействующей на человека.

По справедливому мнению С.Н.Кожевникова, личность имеет свою структуру:

- человеческое сознание - это цементирующий элемент, означающий способность отражать действительность, отдавать себе отчет в своих поступках;

- воля - это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления;

- деятельность - необходимый компонент структуры личности, процесс, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, специальных средств, направленный на достижение поставленной цели, определенного результата.

Эти элементы находятся в диалектическом единстве и определяют социальную природу личности.

Личность занимает в правовой системе центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, правосубъектности, определенного социального и правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются правовые связи и процессы.

В государственно-образованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно располагает.

"Государство, - писал Гегель, - скрепляет общество правовыми отношениями... Государство - это общество с правовыми отношениями, в котором люди имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных естественных свойств... а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается".

Государство наряду с функциями управления и принуждения является и особым видом организации человеческого общества как целого, обеспечивающим территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государство - это также и внутреннее устройство общества, поскольку оно выступает от имени общества, в силу этого отношения между личностью и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер.

Государство и общество соотносятся как часть и целое, ибо государство - это составляющая часть общества, в котором действуют и негосударственные институты.

Однако государство играет особую и очень важную роль в обществе:

- представляет собой политическую власть общества;

- является единственным официальным представителем общества;

- подчиняет государственной власти все общество;

- выражает и защищает интересы всего общества (или его определенной части).

Государство играет главенствующую роль в обществе. Его деятельность определяет основные направления развития общественного организма, его сущность отражает характер взаимоотношений в обществе.

Аристотель в своей работе "Политика" утверждал, что: "...государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому..

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо...".

Таким образом, государство и личность соотносятся как целое и часть, т.е. личность не может существовать без государства, но и государство в свою очередь не может функционировать без личности, ибо государство - это есть общество с правовыми отношениями.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Так, например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство. Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности, охраняет их, возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической науке гражданство часто толкуется как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, закрепляемых государством. В другом гражданство характеризуется как правовая связь между личностью и государством, проявляющаяся в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей, что фактически следует понимать как институт гражданства - правового статуса гражданина в государстве.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-образованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус личности - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.

Коренные изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, курс на рыночную экономику, глубокие преобразования в политической системе определяют пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех - студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица), не имеющие четко выраженного правового статуса.

Проблема взаимоотношений государства и личности в настоящее время - одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

 

Задание: Написать конспект. Составить 5 вопросов

 

Практическое задание выполнить в тетради для лекций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 9947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.124 с.)