Позиции, корреляция и конфронтация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиции, корреляция и конфронтация



 

Понятие позиция указывает на "точку зрения," "угол" или "перспективу," с которой делается попытка понять и затем передать некоторый опыт переживания, например, психоаналитический. Этот опыт может быть описан разными способами; прояснение позиции может облегчить более точную и ясную передачу опыта. (См. Приложение § 7.)

Каждый член аналитической пары, аналитик и пациент, будет иметь свою собственную позицию в отношении к переживаемому ими обоими опыту. Эти позиции должны удерживать полезную дистанцию друг от друга, не слишком малую, но и не слишком большую. Когда эта полезная дистанция достигается, между ними возникает возможность корреляции и конфронтации, что обеспечивает объемное видение разбираемой проблемы. Если дистанция является минимальной, то позиция аналитика не будет отличаться от позиции пациента, и попытка определить и прояснить психоаналитический объект закончится неудачей. То же самое произойдет если точки зрения будут находиться слишком далеко друг от друга, что сделает невозможным корреляцию между ними.

Возможность корреляции двух различных позиций возникает не только между двумя личностями, но также и внутри одной личности, что приводит к состоянию замешательства или объемному видению, в зависимости от расстояния между ними.

Позиции или перспективы могут быть очень разных видов. Мы можем отметить, например, социальную, политическую, образовательную, финансовую, научную, философскую, моральную, религиозную, сексуальную позиции, позицию суперэго, отцовскую, ложную, правдивую и психоаналитическую. Большинство концептуализаций Биона пытаются характеризовать и указывать психоаналитическую позицию.

Трудность в общении между аналитиком и пациентом может возникать по различным причинам. Различия позиций могут быть важным фактором среди них, несмотря на видимое сходство применяемых теорий и понятийных схем. Два психоаналитика, относящиеся к разным школам могут общаться и понимать друг друга, если они разделяют психоаналитическую позицию, даже несмотря на то, что теории и понятийные схемы их могут быть различными.

 

Правда, ложь и обман

 

Сложность исследуемых Бионом проблем, касающихся правды, лжи и обмана делает трудными его формулировки. Бион полагает, что будучи сформулированы мысли становятся ложными по сравнению с "истинным" фактом, который они формально представляют. Изменяется степень фальсификации и здесь следовало бы дифференцировать правду от обмана или скорее обман от правды. Эти понятия чрезвычайно важны для психоаналитика, который часто вступает в борьбу с пациентами, которые обманывают его, так и с пациентами, которые обманывают самих себя.

Правда необходима для умственного развития. Без правды психический аппарат не будет развиваться и погибнет от голода. Мать с мечтами чувствует правду чувств своего ребенка и возвращает их ему в терпимой форме. Ребенок открывает, что его мать является цельным объектом и это открытие связи и конфронтации является вехой в его психической эволюции, в обретении языка и в способности общения. Мелани Кляйн показала, насколько взаимосвязанными друг с другом были депрессивная позиция и символизация. Когда психоаналитические интерпретации проясняли некоторые аспекты психической реальности - аналитического объекта - они создавали частичные истины, которые ускоряли общее и умственное развитие пациента.

Можно говорить об абсолютной истине как о "мысли без мыслителя." Мысль, не ставшая еще мыслью, может рассматриваться как содержимое, которое не нашло контейнер. Это идея без формы, невыраженная в виде доказательства "чего-то." Она сосуществует с мыслителем, не прийдя еще с ним в контакт. Примером такой ситуации является инфантильная сексуальность, которая несомненно существовала еще до того, как Фрейд сделал это очевидным и формально представил в виде теории. Психоаналитики используются для того, чтобы оставлять их с некоторыми "истинами" о своих пациентах при этом не открывая их. Мы уже указывали на психическое состояние, которое в наибольшей степени способствует открытию этой реальности или правды. Далее мы еще вернемся к этому месту.

Отношение между мыслителем и "мыслью" может быть попутным, симбиотическим или паразитическим. В первом случае - попутного положения между новой идеей и мыслителем - они не влияют друг на друга. Положение может измениться, когда идея и мыслитель встретятся в момент обоюдного развития. Когда это происходит, то имеет место катастрофическое изменение. С катастрофического изменения начинается симбиотическое отношение, в котором мысль и мыслитель растут и развиваются с пользой для обоих. Сформулированные мысли приводят к тому, что становится ложью, поскольку они включаются в отношение контейнер-содержимое в К, что означает их ложность в силу того, что по сравнению с исходной истиной, они имеют ограничение. Эта истина - которая может только "быть" - осознается благодаря интуиции и подвергается как преобразованию движения, так и преобразованию проекции, которые приводят к возникновению представлений, символов, новых понятий и формул.

Если отношение между мыслью и мыслителем является паразитическим, если связью является -К-связь, то результатом их пересечения будет в некоторых случаях быстрое разрастание обмана как барьера от правды. Бион считает, что для того чтобы осуществить обман необходимо иметь мыслителя; тогда как мысль не требует предварительного существования мыслителя. В паразитическом взаимоотношении мысль и мыслитель разрушают друг друга, теряя жизненность и смысл. Лжецы, у которых мысли разрослись почти безгранично, требуют истин; но когда они включаются в паразитическое взаимоотношение, они снова лишаются своих существенных качеств и преобразуются в ложь. Важно, чтобы психоаналитик обнаруживал ложь своего пациента и свою собственную ложь.

В то же время кажется, что человеческая способность терпеть правду о самом себе кажется хрупкой; истина неизменно является источником боли и желание познания никогда не может быть удовлетворено или завершено; поэтому тенденция к уклончивому действию является сильной и разум всегда готов пойти на обман, чтобы противостоять этой боли.

Мы приводим здесь басню, которую Бион включил в свою книгу "Внимание и интерпретация," [3]с тем, чтобы показать лицом к лицу точку зрения лжеца или его позицию и научный подход, в котором предполагается, что правда играет доминирующую роль.

"Лжецы демонстрируют храбрость и решительность, в борьбе с учеными, которые со своими пагубными доктринами ясно предлагают лишить клочок самообмана его способности обманывать, оставляя их без всякой естественной защиты, необходимой им для сохранения психического здоровья, удар которому наносит истина. Некоторые, кто во всей полноте понимают, чем рискуют, тем не менее жертвуют своей жизнью, утверждая ложь, так что слабый и сомневающийся будет убежден пылкостью их убежденности в истинности даже самых нелепых утверждений. Не лишним будет сказать, что человеческая раса обязана своим спасением той небольшой группе одаренных лжецов, которые были готовы даже перед лицом несомненных фактов придерживаться истинности своей лжи. Отрицалась даже смерть и развивались самые изобретательные аргументы в защиту явно смехотворного утверждения, что мертвые живут в блаженстве. Погибшими были именно эти, часто скромного происхождения, мученики неправды. Но не будь их и рожденных их явной искренностью свидетелей, рассудок расы (ее психическое здоровье) должен был бы погибнуть под тяжестью возложенного на него груза. Ценой отказа от своей жизни они несли на своих плечах нормы морали мира. Их жизнь и жизни их последователей была посвящена разработке прекрасных и очень запутанных систем, логическая структура в которых сохранялась за счет привлечения (и упражнения) интеллекта и безупречных рассуждений. В противоположность им, те слабые способы, которыми ученые снова и снова пытались поддержать свои гипотезы, облегчали лжецам демонстрацию пустоты претензий выскочек и тем задерживать, если не запрещать, развертывание доктрин, действие которых в лжецах и их последователях могло лишь вызвать чувства беспомощности и бесполезности."

 

Примечания

 

[1]Термин психоаналитический объект не имеет никакого отношения к слову объект, использующемуся в психоаналитической литературе. Здесь имеется в виду "объект познания."

[2]S.Freud, The interpretation of dreams // Интерпретация сновидений, S.E. 5.

[3]W.R.Bion, Attantion and Interpretation // Внимание и интерпретация, pp. 100-101.

[*]non-saturated - досл. ненасыщенным - Прим. авт. перевода..


 

 

Глава 7

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.006 с.)