Источник и природа мышления: Теория функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник и природа мышления: Теория функций



 

Бион по-новому сформулировал теории, касающиеся процесса мышления, постулируя исходные понятия, основанные на допущении, что "обдумывание" - это функция личности, возникающая в результате взаимодействия различных факторов. С тем, чтобы иметь возможность развивать свои гипотезы, он предложил "теорию функций", которая (будучи связана с использованием моделей) могла быть приложима к аналитическим ситуациям различного типа, делая психоаналитическую теорию и практику более гибкими. Бион использует термины функция и фактор, чтобы определить характеристики функций личности, не сужая при этом те значения, в которых используются эти термины математиками или в математической логике (см. Главу 1). В частности, "теория функций" и теория "альфа-функции" должны рассматриваться как инструмент психоаналитической работы, который позволяет аналитику работать, преждевременно не выдвигая новых теорий.

Область исследования, в которой он использует понятие "альфа-функции" (изначально лишенное смысла), включает в себя процессы мышления в том виде, в каком они себя проявляют в их конечном продукте, каковым являются жесты, слова или более сложные формулировки. Теория альфа-функции включает в себя гипотезы (факторы), которые объясняют то, как эти процессы возникают, и может применяться к исследованию и пониманию способности думать и нарушений мышления. В своей клинической практике терапевт может наблюдать различные функции, действующие в вербальном и невербальном поведении пациента, и выводить факторы, играющие роль в каждой из них. Факторы являются элементами функции; теории и гипотезы, которые возникают как факторы должны выражаться и применяться со строгой точностью.

Некоторые функции могут в то же самое время быть факторами других функций, которые действуют на более сложном уровне реакций пациента. В качестве примера утверждения мы можем сказать, что определенные характеристики, наблюдаемые в поведении пациента, соответствуют "успеху проективной идентификации" и "успеху плохих объектов", которые являются фиксированными факторами функции личности данного пациента.

Теория альфа-функции постулирует существование функции личности - альфа-функции - которая работает с чувственными впечатлениями и воспринятыми эмоциональными переживаниями, преобразуя их в альфа-элементы. Последние - в отличие от воспринятых впечатлений - могут использоваться в новых преобразованиях, а также для хранения, подавления (depression) и т.д. Альфа-элементы, таким образом, - это те чувственные впечатления и эмоциональные переживания, которые преобразовались в зрительные, слуховые, обанятельные или другие образы в умственной сфере. Они используются при формировании мыслей сновидения, в бессознательном размышлении в состоянии бодрствования, во снах и воспоминаниях. Нетрансформированные чувственные впечатления и эмоциональные переживания Бион называет бета-элементами. Эти элементы не годятся для размышления, сновидения, запоминания или развивающих интеллектуальных функций, которые обычно связаны с психическим аппаратом. Эти элементы воспринимаются как вещи-в-себе (по Канту) и обычно изгоняются посредством проективной идентификации.

Хотя это может показаться очевидным, но мы хотим подчеркнуть тот факт, что альфа- и бета-элементы являются теоретическими терминами, которые позволяют нам дать объяснение определенным клиническим фактам, и поэтому не являются элементами, которые можно наблюдать в аналитической практике.

Бион также предлагает термин контактный барьер, применяемый к группе, образованной быстрым распространением альфа-элементов, которая устанавливает и контакт и разделение между сознанием и бессознательным с выборочным прохождением элементов от одного к другому. Этот контактный барьер, находясь в непрерывном процессе формирования, выполняет функцию полупроницаемой мембраны, которая разделяет психические явления на две группы. Таким образом, он обуславливает (обеспечивает) способность ко сну или пробуждению, к тому, чтобы быть сознательным или бессознательным, а также иметь представление о прошлом и будущем.

Контактный барьер можно сравнить с защитной функцией сновидения, оберегающего сон; она защищает фантазии и внутрипсихические стимулы от вмешательства со стороны реалистического взгляда. В свою очередь, она защищает контакт с реальностью, препятствуя его искажению со стороны эмоций, имеющих внутренний источник.

Даже несмотря на то, что мы работаем в сфере абстракций, Бион предлагает рассматривать контактный барьер как структуру с тем, чтобы облегчить его понимание. Таким образом, барьер можно рассматривать как часть психического аппарата, созданный альфа-функцией.

В контексте этой же теории Бион вводит другое понятие - экрана бета-элементов - которое он использует для объяснения тех психических состояний, в которых отсутствует различение между сознательным и бессознательным, сном и бодрствованием. Аналогично контактному барьеру, бета-экран образуют бета-элементы, и у этих бета-элементов (рассматриваемых как вещи-в-себе) отсутствует способность образовывать друг с другом связи. В силу этого, бета-экран является продуктом накопления бета-элементов, больше похожего на их склеивание, чем на интеграцию. Тем не менее, оно может достигать определенной связанности, проявляющейся в провоцировании у объекта определенных ответных эмоциональных реакций, которые можно наблюдать клинически.[2]Контактный барьер является основой нормального отношения к реальности, в то время как бета-экран является свойством психотической части личности.

Контактный барьер может быть разрушен, - в этом случае альфа-элементы лишаются всех своих свойств и становятся бета-элементами, к которым присоединяются остатки эго и суперэго, которые затем образуют странные объекты (см. Главу 2).

Давайте остановимся на некоторое время и подумаем об очаровательной модели, предложенной Бионом для понимания нормального и патологического функционирования человеческой психики. Альфа-элементы, контактный барьер, бета-элементы и бета-экран будут результатом перипетий, связанных с восприятиями и эмоциями, возникающими из непосредственного опыта, и будут зависеть от степени и способа функционирования альфа-функции. Пациенты, имеющие серьезные нарушения способности размышлять, рассматриваются - согласно этой модели - как имеющие деградировавшую или гипертрофированную альфа-функцию, которая терпит неудачу в продуцировании альфа-элементов. Вместо этого имеет место преобладание бета-элементов, которые усиливают тенденцию действовать и использовать конкретное мышление вследствие неспособности к символизации и абстракции. Дефицит альфа-функции определяет у некоторых пациентов состояние, в котором они "не могут заснуть и не могут пробудиться." Несомненно этот дефицит ответственен за неспособность видеть сны или запоминать сны, которую мы так часто наблюдаем в нашем клиническом опыте с психотическими пациентами. Бесспорным фактом является то, что психотические пациенты имеют значительные трудности с видением снов, что совпадает с их нарушениями мышления. Когда такие пациенты рассказывают "сновидения," мы можем предполагать, что они видели не сон, который состоит из образованных альфа-элементами мыслей сновидения, а скорее галлюцинаторные явления или то, что Бион называет "преобразованием в галлюцинирование" ("a transformation hallucinosis") (см. Главу 5), характеризующееся чрезмерным содержанием бета-элементов. В психоанализе психотический пациент может открыть альфа-элементы и вследствие этого способность к видению снов, но он не сможет восстановить альфа-функцию полностью и поэтому останется неспособным мыслить. В этом случае он использует проективную идентификацию для того, чтобы "переработать" свои мысли и сновидения. Наконец, когда его состояние значительно улучшится, он не только обретет способность видеть сны, но также и думать, благодаря развитию и укреплению аппарата для обдумывания своих мыслей, как мы увидим это дальше.

 

Значимость моделей в теории и практике психоанализа: их приложение к теории и практике

 

Включение моделей в сферу психоанализа часто может быть очень выгодным с точки зрения их действенности. Бион задает основы и объясняет, почему по его мнению ими удобно пользоваться, обращая внимание на их гибкость в отличие от ригидности теорий. С другой стороны, если аналитик сумеет построить соответствующие модели, он избежит скатывания к стремлению создавать новые теории ad hoc всякий раз при столкновении с серьезными трудностями в своей работе. Модель создает возможность обнаружить соответствие между конкретными проблемами, представляемыми пациентом, и содержанием психоаналитической теории. На выбор модели может указывать клинический материал, и важность выполняемой ими функцию зависит от того, насколько верными они являются с точки зрения теорий. Использование моделей является умозрительным, так как они могут быть отброшены лишь только выполнят свои задачи или потерпят в этом неудачу. Если они докажут на различных примерах свою полезность, то можно будет тогда рассмотреть возможность преобразования их в теории.

Использование моделей также полезно для сохранения чувства реальности в исследовании, способном потерять связь с его источниками вследствие использующегося на его протяжении абстрагирования.

Модель строится из элементов, связанных с чувственным опытом, и позволяет осуществить переход между наблюдающимися в клинике фактами и абстрактной теорией или теориями, с которыми аналитик подходит к этим фактам. Положительным качеством чувства конкретности является ограничение чрезмерного абстрагирования в процессе исследования; но оно (это чувство) таит в себе опасность чрезмерной конкретизации, связанной с присущими модели каузальным и описательным свойствами, создающими убежденность в "конкретной реальности."

Когда аналитик в клинической работе строит свою модель, он должен также осознавать модель, которую использует пациент, и должен сделать ее доступной. Модель, используемая аналитиком, должна давать ему возможность интерпретировать факты, предстающие его испытующему взору. Аналитик создает модель, делая первый шаг к созданию интерпретации, но сама эта модель интерпретацией не является. С точки зрения характеристики материала пациента аналитик должен определить, почему этот материал возникает и какова будет правильная интерпретация. Например, он сравнивает то, что говорит ему пациент, с теорией эдипова комплекса. Модель предлагает две группы идей: те, что относятся к материалу пациента, и те, что относятся к содержанию психоаналитической теории. Бион также обращает внимание на аналогию между ролью, которую играет миф в групповом контексте общества, и ролью, которую играет модель в научной теории индивидуума.

Чем сложнее проблема, тем больше потребность в использовании соответствующих моделей, как это происходит в исследовании свойств умственного развития. Предположим, что аналитик лечит пациента с серьезными нарушениями мышления. Ему потребуется модель, которая соответствует способу мышления данного пациента, и ему будет полезно иметь свою собственную модель и теорию, описывающие процесс мышления, которые затем он сможет сравнить с моделями, построенными пациентом. Теория мышления, которую предлагает Бион, а также использование некоторых моделей пытается прояснить некоторые из этих проблем. (См. Приложение § 3.)

 

Теория мышления - "Аппарат для обдумывания мыслей": Модель контейнера-содержимого и модель динамического взаимодействия между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями

 

Сформулированная Бионом теория мышления начинается с предположения о том, что мысли существуют и обуславливают аппарат для манипулирования ими, называемый размышлением. Активность, известная нам как размышление, в самом своем начале была процедурой для отведения от психики чрезмерного и переполняющего количества стимулов. Согласно Биону, мысли рассматриваются генетически и гносеологически до способности к размышлению. На ранних стадиях развития, мысли - это не более чем чувственные впечатления и очень примитивные эмоциональные переживания ("прото-мысли"), связанные с конкретным восприятием вещей-в-себе (которые Кант определяет как нечто непознаваемое в объекте).

Используя термин мышление, Бион указывает на мысли, восприятия, представления, мысленное соответствие (thoughts proper) и понятия.

Для того, чтобы понять использование каждой из этих категорий, мы используем в качестве модели взаимоотношение между матерью и маленьким ребенком. Для ребенка получение молока, тепла и любви равносильно объединению с хорошей грудью. Ребенок - который, по мнению Биона, обладает внутренним до-представлением о груди, - тем не менее не осознает своей потребности в хорошей груди. Движимый чувством голода, он испытывает неудовлетворенную потребность (плохую грудь), от которой он пытается освободиться.

Для Биона все объекты, в которых испытывается потребность, являются плохими объектами; они необходимы вследствие невладения ими. В противном случае не было бы лишения. Поэтому примитивные мысли или прото-мысли - это плохие объекты, от которых маленькому ребенку необходимо избавиться.

Реальный опыт с настоящей грудью вырабатывает у ребенка навык избавления от плохой груди. Мать обеспечивает ребенка не только пищей, она является также контейнером для всех нежелательных чувств (плохая грудь) ребенка. Устранение плохой груди в мать составляет процесс изгнания бета-элемента посредством механизма проективной идентификации. В терминах теории мышления, Бион полагает, что в этом случае мы имеем более сложную ситуацию. С одной стороны, мы можем сказать, что до-представление (врожденное ожидание груди, аналогичное кантовскому понятию "чистого сознания") соединилось с реализацией (реальным опытом общения с грудью), и привело к рождению понятия. Когда до-представление не обнаруживается в реальной груди, имеет место комбинация до-представления и фрустрации (эту ситуацию Бион называет негативной реализацией, или - используя другие понятия - эта ситуация равносильна комбинации до-представления, которая может уступить место тому, что похоже на "мышление").

Важно обратить внимание, в отношении последнего положения, что Бион рассматривает терпимость к фрустрации как фактор, внутренне присущий личности маленького ребенка, который в силу этого имеет большое значение для процесса формирования мышления и способности размышлять.

При встрече с фрустрацией личность имеет несколько выборов. Если нетерпимость к фрустрации велика, личность пытается избегать ее путем изгнания бета-элементов (вещей-в-себе), в то время как достаточная терпимость к фрустрации приводит в действие механизм, стремящийся модифицировать ее, что в случае маленького ребенка приводит к продуцированию альфа-элементов и мыслей, которые представляют вещь-в-себе.

Способность формировать мысли будет затем определяться способностью ребенка терпеть фрустрацию. Если эта способность является достаточной, то "отсутствие груди" (“no-brest”) становится мыслью и развивается "аппарат для обдумывания мыслей."

Нетерпимость к фрустрации заставляет его избегать фрустрацию вместо того, чтобы модифицировать ее, и то, что должно было стать мыслью становится плохим объектом, ничем не отличающимся от вещи-в-себе и годящимся только для своего изгнания.

Обдумывание для Биона обозначает два процесса, являющиеся совершенно различными: существует обдумывание, на место которого приходят мысли, и обдумывание, которое состоит в использовании гносеологически предшествовавших мыслей. Для последней формы обдумывания со своей стороны необходимо выделить в психике аппарат для обдумывания мыслей.

Два основных механизма принимают участие в формировании этого аппарата: первый представляется динамическим отношением между тем, что проецируется - содержимым (о->) - и объектом, который это вмещает - контейнером (+-о). Второй представляется динамическим отношением между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями (Ps <--> D).

Аппарат для обдумывания мыслей формируется в психике младенца под действием этих механизмов. Вначале, ребенок снова и снова интернализирует хороший опыт своих отношений с матерью. Это значит, что маленький ребенок имеет интернализированную "хорошую пару," образованную - посредством действия альфа-функцией на проецируемые ребенком чувства - восприимчивой и метаболизирующей матерью (контейнером) и ребенком, который посредством проективной идентификации переносит на нее различные свои эмоции (содержимое).

Каково возможное будущее этих отторгнутых содержаний? При благоприятных условиях эти содержания изгоняются во внешнюю грудь, которая является реальной в данный момент (мать, которая готовится кормить младенца и переживает внутри себя потребность ребенка). Мать, функционирующая как эффективный контейнер для ощущений младенца, способна успешно трансформировать голод в насыщение, страх смерти в умиротворенность. Эту способность матери быть открытой проецируемым ребенком потребностям Бион называет способностью мечтать.

Теперь рассмотрим второй механизм: механизм динамического взаимодействия между шизоидно-параноидной и депрессивной позициями (Ps <--> D). М.Кляйн описывает шизоидно-параноидную позицию как состояние ребенка, который, испытывая воздействие внешней реальности и тревоги, вызываемой его инстинктом смерти, использует для своей защиты механизмы диссоциации, отрицания, всемогущества, идеализации и проективной идентификации. Результатом является диссоциация объекта на идеализированный и наказующий объекты. В крайнем случае эти механизмы могут привести к ситуации полного рассеивания и фрагментации эго и объектов (расщепление).

В депрессивной позиции имеет место процесс интеграции только что описанной диссоциации, при этом возникает чувство амбивалентности. Моменты депрессивной интеграции существуют также и в шизоидно-параноидной позиции.

Бион концептуализирует моменты дезинтеграции и интеграции в виде непрерывного колебания между этими ситуациями и символически обозначает это отношение с помощью символа Ps <--> D, который обозначает то, что Пуанкаре описал как открытие избранного факта.

Избранный факт - это эмоция или идея, которая связывает то, что было рассеянным и вносит порядок в беспорядок. Избранный факт - это обозначение эмоционального опыта (чувства, сопровождающего открытие связанности) и может быть выражен именем элемента, используемого для его уточнения.

В формировании и использовании мыслей (как при интеграции объекта) оба процесса - +-о, о-> и Pa <--> D - действуют вместе и ни один из них не может быть признан более важным, по сравнению с другим.

Схематически и рискуя повториться, подытожим переживания, которые приводят к формированию способности обдумывать мысли, следующим образом:

1. Ребенок плачет, потому что он голоден, однако матери нет, чтобы удовлетворить его потребность. В этом случае мы имеем объединение до-представления с негативной реализацией (отсутствием груди). Младенец переживает это как присутствие плохой груди или отсутствие груди (no-brest), ничем не отличающееся от вещи-в-себе или бета-элемента, и стремится избавиться от него.

2. Ребенок плачет, потому что он голоден и получает удовлетворение в результате удовлетворяющего контакта с грудью матери. Мы можем представить эту ситуацию как объединение до-представления (внутреннего ожидания груди) с реализацией (наличием дающей удовлетворение хорошей груди), которое уступает место понятию, характеризующемуся чувством, имеющим перцептивное качество.

3. Имеет место изгнание плохой груди в реальную внешнюю грудь посредством реалистической проективной идентификации. Мать с ее способностью мечтать преобразует неприятные ощущения, связанные с "плохой грудью", и приносит младенцу облегчение, после чего тот реинтроецирует смягченные и модифицированные эмоциональные переживания, то есть интроецирует альфа-функцию - неощутимый аспект материнской любви.

4. Если младенец обладает врожденной способностью терпеть фрустрацию и его зависть не слишком интенсивна при столкновении с новым переживанием негативной реализации, то он узнает первое понятие отсутствия объекта и фрустрацию (что эквивалентно "проблеме, которую необходимо решить"); это именно то, что Бион называет "мышлением." Это мышление соединится с новой реализацией и уступит место матрице нового мышления, и так далее.

5. Если младенец обладает врожденной неспособностью терпеть фрустрацию, причиной которой является очень интенсивная зависть (в том смысле, в каком использовала этот термин М.Кляйн[3]), он будет стремиться избегать фрустрацию путем гипертрофированного развития аппарата проективной идентификации, делая последний более всемогущим и менее реалистичным (не принимающего во внимание присутствия реального объекта-контейнера). Младенец будет развивать далее такой тип личности, который не будет создавать аппарат для обдумывания мыслей. Вместо этого он будет использовать непрерывную отторгающую разрядку путем проективной идентификации, обладающую описанными ранее свойствами. Его психика будет функционировать подобно мышце, непрерывно разряжая бета-элементы.

 

Полезно отметить, что модель контейнера-содержимого (+-оо->) может использоваться для представления как успешной, так и неуспешной проективной идентификации. Младенец, который плачет из-за страха смерти будет искать любовь и понимание матери, которая поднимает его, улыбается ему и говорит: "Ну, ладно, ладно - не все так плохо." Он успокаивается, потому что может - согласно модели - переложить свой страх смерти на мать посредством проективной идентификации, и этот страх теперь возвращается ему в более мягкой, более легко выносимой форме. Второй пример может заключаться в том, что мать реагирует тревогой и неспособностью понимать и говорит: "Я не понимаю, что не так с этим ребенком," устанавливая эмоциональную дистанцию между собой и плачущим ребенком. Мать, восприняв исторгнутую младенцем проекцию, возвращает ему ее в виде никак не модифицированного страха смерти. Третий пример может быть примером очень нарушенного - возможно, психотического ребенка - или сильно нарушенной матери. В этом случае лежащая в основе проективной идентификации фантазия состоит в том, что мать вместо того, чтобы нейтрализовать проецируемый ребенком страх смерти, ведет себя как плохой объект, который лишает проекцию ребенка ее значения жадности, зависти и враждебности и возвращает ему безымянный ужас путем интроекции объекта с такими свойствами. Этот последний пример может соответствовать модели "отрицательного контейнера-содержимого " (- +-оо->); см. Главу 6.

С самого начала жизни психика индивидуума делает выбор между двумя возможными альтернативами. Эти альтернативы зависят от качества или природы переживания примитивных мыслей, а также от уровня развития, достигнутого аппаратом для обдумывания. Если прото-мысли рассматриваются как "нежелательные выделения," а "аппарат для обдумывания" недостаточно развит, то примитивные мысли будут изгоняться как бета-элементы посредством гипертрофированной проективной идентификации. Если же эти прото-мысли рассматриваются как "требующие решения проблемы," то будет иметь место осознание подразумеваемого ими лишения (так как это нерешенные проблемы).

Эта способность терпеть боль фрустрации и соответствующее подкрепление "аппарата для обдумывания" успешным функционированием механизмов +-оо-> и Ps <--> D позволяет реализоваться действиям, которые должны возникать во внутреннем и внешнем мире, для модифицирования состояния депривации. Согласно Биону, это преобразование в действие включает в себя ряд шагов, названных соответственно оглашением, общением и общим чувством.

Как мы только что видели, развитие мышления и размышления зависит от взаимодействия двух фундаментальных групп факторов. Существуют внутренние врожденные факторы (терпимость и нетерпимость к фрустрации) и факторы окружающей среды (способность матери мечтать), которые вместе определяют развитие и дальнейшую эволюцию способности размышлять, которая в случае успешного развития будет возрастать вместе с формированием понятий, абстракций, гипотез, систем и т.д. Способность комбинировать мысли, создавая символы и язык, включает в себя процессы, в которых корреляция, оглашение и общение будут играть доминирующую роль. Это развитие соответствует непсихотической части личности. На противоположном полюсе находится психотическая личность,- неспособная представить или использовать символы, которую наблюдатель обнаруживает по галлюцинациям, отреагированию, бессвязности и т.д.

Оглашение исходно соответствует особой функции мышления, которая позволяет чувственным данным стать осознанными, однако, Бион предпочитает использовать это слово для таких действий, которые передают во внешний мир данные о внутреннем мире. Общение, с другой стороны, с самого начала имеет место, благодаря реалистичной проективной идентификации, и развивается как часть социальной способности индивидуума; тот факт, что некоторые явления находятся в постоянной связи, передается посредством общения. Если эта связь данных является гармоничной, то это создает ощущение правды.

 

Система координат

 

Теперь обратимся к использованию инструмента, предложенного Бионом в качестве вспомогательного для аналитика, размышляющего над проблемами, возникающими в психоаналитической практике. Это способ записи, который можно сравнить с записями математиков, производимыми ими для описания, общения и дальнейшей разработки различных открытий и наблюдений, которые имеют место даже в том случае, когда объект отсутствует.

Этот инструмент - "система координат" - является не только полезным дополнением к методу наблюдения, но и сам по себе является продуктом наблюдения. Он состоит из набора категорий, которые Бион назвал элементами психоанализа.

Эти элементы являются функциями личности, образованными факторами (имеющими особый, уже определенный для этих терминов, смысл). Бион предлагает рассматривать элементы как явления, наблюдаемые, благодаря их первичным и вторичным свойствам, и считающиеся имеющими размерности в области чувства, мифа и страсти.

Первая размерность указывает на чувственный опыт, который удовлетворяет критерию "общего чувства". Бион использует термин общее чувство для обозначения неощущаемого впечатления, которое можно сравнить с тем, что возникает в области чувств, когда объект или свойство объекта могут быть подтверждены двумя или более чувствами одного человека или только одним чувством многих людей. Распространение в область мифа связано с разработкой определенных аспектов, входящих в доступное каждому аналитику личное снаряжение, которое Бион сравнил с использованием моделей в психоаналитической практике. Наконец, термин страсть применяется к тем свидетельствам, которые представляются умами по крайней мере двух людей, и в которых возникающая между этими двумя психиками эмоция переживается интенсивно и от всего сердца, но не неистово.

Элементы психоанализа составляют идеи или чувства, представленные одной из категорий системы координат. Формирование этих категорий происходило по двум координатам: вертикальная - с буквами A, B,... H - представляет возрастающую степень сложности, обнаруживаемую мышлением, и соответствующую генетической оси; горизонтальная ось представляет использование данных различных категорий, представленных вертикальной осью, и пронумерована 1, 2, 3,... n. Горизонтальная ось не имеет конца, демонстрируя тем самым, что последовательность может быть продолжена бесконечно за пределы того, что показано, в соответствии с последними и продолжающими открываться новыми способами их использования. Она разбита на колонки согласно созданному Бионом критерию, чтобы указать область научения через опыт. Отношение между двумя осями обрисовывает категорию, которая подразумевает всеобъемлющую область информации о формулируемом.

Таблица служит категоризации формулировок. Посредством формулировок мы понимаем как наиболее простые элементы, так и наиболее разработанные конструкции. Слово, жест, движение могут быть формально описаны точно так же как любое событие, имеющее место внутри или вне аналитической сессии. Все, что является составной частью общения между аналитиком и анализантом - конкретная личность, статья, книга - могут быть включены в одну из сорока восьми категорий системы координат.

Психоаналитические объекты, которые имеют размерности чувств, мифологии и психоаналитической теории, должны демонстрировать характерные свойства строк B, C и G в отличие от тех элементов, которые могут быть отнесены только к одной единственной категории системы координат. Отношение между аналитическим объектом элементами такое же, как между молекулой и атомом.

Мы можем рассматривать первые две строки вертикальной оси вместе; бета-элементы и альфа-элементы служат тому, чтобы показать различные уровни мышления. Клинически они не наблюдаются, но как теоретические термины являются полезными при обдумывании и обсуждении различных явлений. Бета-элементы являются примитивными и представляют не мысли, а вещи-в-себе (Кант). Для них нет различения между живым и неживым, субъектом и объектом, внутренним миром и внешним, символом и тем, что этот символ представляет. Кроме того, так как они являются законченными (насыщенными, полными), они не могут использоваться в качестве до-представлений. Они могут лишь изгоняться посредством проективной идентификации. Альфа-элементы, являющиеся результатом действия альфа-функции на чувственные впечатления и эмоциональные переживания, могут храниться как зарождающиеся мысли. Они дают индивидууму возможность видеть сны, основанные на том, что Фрейд назвал "мыслями сновидения." Строка C представляет явления, образованные мыслями сновидения, зрительными образами, снами, галлюцинациями и всеми идеями, объединенными в такой описательной форме как, например, личные и общественные мифы. Строка D соответствует до-представлению; это психическое состояние ожидания, которое приспособлено для восприятия некоторого ограниченного набора явлений, примером которых может служить требование младенцем груди. Если это состояние интегрировано с реализацией, с присущим ей чувством и доминированием восприятия, то возникает представление, которое занимает строку E. Строку F определяет и характеризует понятие, которое происходит из представления в результате процесса абстрагирования, который освобождает его (представление) от элементов чувственного восприятия. Она представляет категорию для уже существующих формулировок таких, как, например, психоаналитические теории, основные научные теории, законы природы и т.д. Строка G представляет научные дедуктивные системы. Ими являются сочетания понятий и гипотез или систем гипотез, логически связанных друг с другом. Наконец, строка H опирается на алгебраическое исчисление, в котором - как в математике - различные символы могут объединяться вместе, в соответствии с определенными правилами. Все строки за исключением первой представляют категории формулировок, которые не являются полными (not saturated); то есть они способны аккумулировать значение. Последние строки (G и H) не имеют клинического приложения.

Горизонтальная ось указывает на возможные применения различных категорий, которые мы только что описали. Первое представлено колонкой под названием определяющие гипотезы. Она ставит вместе факты, которые уже были открыты прежде и которые находятся в постоянной связи. Сначала эти формулировки не имеют значения; они являются всего лишь обозначением и могут использоваться только для того, чтобы избежать потерю эмоционального опыта при депрессии. Определяющие гипотезы имеют два отрицательных свойства: первым является тот факт, что при обозначении чего-то определенным именем все, что не вошло в это обозначение, исключается; второе состоит в том, что имя является обозначением и не является вещью-в-себе. Способность выносить отрицательные свойства определяющей гипотезы подразумевает способность выносить фрустрацию. Колонка 2 соответствует ложным формулировкам, о которых известно, что они должны быть ложными, с тем, чтобы противодействовать формулировкам, способным вызывать тревогу или развитие, подразумевающее катастрофическое изменение. Колонку 3 образуют категории, использующиеся для записи события, и выполняют функцию обозначения и памяти. Колонка 4 представляет то, что Фрейд описал как внимание и свободно парящее внимание; оно используется для зондирования окружения и имеет большое значение для установления различия. Колонка 5 используется для тех формулировок, которые предоставляют возможность исследования некоторого объекта. Ее также называют колонкой исследования или Эдипа, из-за той настойчивости, с которой тот проводил свое исследование. Наконец, колонка 6 представляет использование мыслей, связанных с действием (action) или преобразованиями в действие. Колонки 3 и 5 определяют спектр внимания, который простирается от памяти и желаний через свободно парящее внимание к высшей степени определенности. Колонки 2 и 6 и строка C потребуют дальнейших расширений с тем, чтобы охватить широкий диапазон сложных явлений, представляющих себя для наблюдения.

Чтобы поместить какую-либо формулировку в эту систему координат необходимо рассмотреть уровень развития (genetic level) и заданный для нее способ использования. Одна и та же формулировка, слово, фраза и т.д. может быть отнесена к любой из категорий системы координат, позволяя наблюдателю устанавливать различные градации уровней ее сложности и использования. Возьмем в качестве примера формулировку пациента, пытающегося атаковать свои отношения с аналитиком; это может быть отреагированием (acting out) посредством изгнания бета-элементов и соответствовать в силу этого A6. С другой стороны, отыгрывание (acting) может быть средством общения, стремящимся вызвать большее понимание со стороны аналитика и, поэтому, это будет соответствовать категории D6 или E6. Интерпретации, сформулированные на аналитической сессии - настолько они сравнимы с действиями, но в другой форме человеческого поведения - могут также быть помещены в колонку, например, в F6.

Система координат не должна рассматриваться как жесткий инструмент. Наоборот, она должна использоваться до или после сессии, но никак не во время сессии. Сорок восемь категорий не являются исчерпывающими или исключительными. Они могут быть заменены лучшими категориями, в большей степени соответствующими тем явлениям, которые хотелось бы описать. Она может быть очень полезной для аналитика, который работает над самим собой, и не подвергается критической оценке своей работы с точки зрения контроля использования им аналитических теорий, или тех, которые он использует для супервизирования себя. Бион также полагает, что каждый аналитик может сконструировать свою собственную систему координат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.036 с.)