Специализированная рабочая группа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализированная рабочая группа



Общество как группа также демонстрирует базовые феномены. В своем развитии социальные группы частично разрешают эту проблему как бы делегируя определенным подгруппам некоторые функции вмещения в себя. Бион называет эти организации и институты специализированными рабочими группами.

Применяя эту гипотезу можно рассматривать такие институты как церковь или армия как подгруппы, - как выполняющие функцию специализированной рабочей группы для остальной части общества. С этой точки зрения церковь с ее организацией и структурой воплощает базовое допущение о зависимости; армия воплощает базовое допущение о борьбе-бегстве, освобождая остальную часть общества от задачи по вмещению в себя этих базовых допущений. Существуют группы, специализированные в рамках базового допущения о поиске пары; аристократия как социальный класс с ее идеями рода и происхождения - один из примеров.

Неудача в эффективном вмещении в себя релевантного базового допущения в одной из таких институциализированных (institutionalized - учрежденческих) групп - из-за того, что оно особенно активно или из-за того, что по каким-то причинам оно было заменено другим - вызовет ответные реакции в подгруппе или в обществе, частью которого она является. Далее можно обнаружить новое и отличающееся от прежнего развитие структуры, или реактивизацию стремления избежать это развитие. Понятие специализированной рабочей группы создает новую перспективу для понимания сложных явлений в обществе вообще.

 

Катастрофическое изменение

Катастрофическое изменение - это термин, выбранный Бионом для описания устойчивой связи между фактами, которые можно обнаружить в разнообразных областях, среди которых психика, группа, психоаналитическая сессия и общество. Факты, на которые указывает устойчивая связь, могут наблюдаться, когда в любой из упомянутых областей возникает новая идея.

Бион утверждает, что новая идея содержит потенциально подрывную силу, которая в большей или меньшей степени нарушает структуру той области, в которой эта идея возникла. Так, новое открытие нарушает структуру общества, интерпретация - структуру личности. Указывая, в частности, на те факты, которые возникают в малых терапевтических группах, новая идея, выраженная в виде интерпретации или представленная личностью нового члена, способствует изменению в структуре группы. Одна структура преобразуется в другую, проходя стадии дезорганизованности, боли и фрустрации; рост должен быть функцией этих обстоятельств. Используя модель контейнера и содержимого, можно изучать эти перипетии не ссылаясь на ту особую область, в которой они имеют место. Можно ссылаться на новую идею как на содержимое, а на группу, психику или общество - как на контейнер, и изучать их возможные взаимодействия (см. Главу 3).

Теперь мы готовы указать факты, которые Бион связывает с термином катастрофическое изменение. Этими фактами являются валентность, инвариантность и подрыв системы; он рассматривает эти элементы как внутренне присущие любой ситуации роста. Термин инвариантность указывает на то, что позволяет в новой структуре осознавать аспекты старой структуры (см. Главу 4).

На перипетии новой идеи (содержащейся внутри контейнера группы) можно частично указать описывая стремление группы базового допущения к уклонению при столкновении с чем-либо, предполагающим развитие. Попытки устранения, обожествления или догматизирования являются защитными реакциями перед лицом катастрофического изменения. Эту модель мы можем применять к любой научной, религиозной, терапевтической или социальной группе. Фрейд, например, дал начало новой и революционной идее; некоторые группы отвергли и изгнали его идеи, другие группы организовались вокруг него, сформировав институты, которые выполняют функцию хранителя и преобразователя его идей. В совершенно другом контексте Христос и его идеи вызвали защитные реакции и реакции раскола в группах, в которых можно обнаружить ту же самую лежащую в основе конфигурацию.

 

Мистик и группа

Исключительный индивидуум может быть описан различными способами. Его можно назвать гением, мистиком или мессией. Бион предлагает использовать термин мистик для указания на исключительных индивидуумов в какой-либо области будь то научная, артистическая или религиозная. Он использует слово Учреждение - термин, использующийся сегодня для указания на тех, кто олицетворяет силу, ответственность в штате или других институтах, для указания на все то, что осуществляет эти функции внутри личности или группы.

Мистик или гений, носитель новой идеи, всегда разрушителен для группы; Учреждение пытается защитить группу от этого разрушения. Проблема, которая возникает из отношений между мистиком-гением и институтом, создает эмоциональную конфигурацию, которая на протяжении всей истории повторяет себя в различных формах. Мистику требуется Учреждение и наоборот; институализированная группа (рабочая группа) является столь же важной для развития индивидуума, как индивидуум для рабочей группы.

Мистик-гений может представить себя группе как революционера или, наоборот, может утверждать, что он полностью согласен с существующими в группе правилами. Он может быть творцом или нигилистом, но в обоих случаях он безусловно будет рассматриваться - в какой-то момент - как отличная от других часть группы. В действительности, каждый гений, мистик или мессия одновременно является и тем и другим, так как природа его вкладов направлена на разрушение определенных законов или договоренностей, культуры или сплоченности некоторой группы или некоторой подгруппы внутри группы. Разрушительная сила мистика-гения ограничена средствами, которыми он передает свое сообщение, а его творческие способности как агента изменения будут зависеть от языка достижения. Учреждение должно достичь (как одной из своих функций) того, что соответствующее вмещение в себя и представление новой творческой идеи частично ограничивали ее разрушительную силу и в то же время делали ее доступной для всех членов группы, не являющихся гениями. Читатель может найти множество примеров этих конфигураций в таких различных областях, как история религии, открытие психоанализа, а также открытия науки и их институциализация.

Отношение между мистиком-гением и группой можно отнести к одной из трех категорий. Оно может быть попутным (commensal), симбиотическим или паразитическим. В попутныхвзаимоотношениях мистик-гений и группа сосуществуют, не задевая друг друга; здесь нет конфронтации или изменения, хотя бы некоторое изменение здесь и могло бы быть в случае, если бы отношения изменились. В симбиотических взаимоотношениях имеет место конфронтация, которая в конце концов будет полезна для обоих; идеи мистика-гения анализируются и принимаются к рассмотрению, а его вклады вызывают благожелательность или ненависть. Эти взаимоотношения приводят к тем большему росту мистика-гения, чем больше рост в группе, даже несмотря на то, что этот рост не просто обнаружить. Доминирующими эмоциями являются любовь, ненависть и познание (см. Главу 6). В паразитических взаимоотношениях, в которых зависть является основным фактором, результатом связи является разрушение и оголение как мистика-гения, так и группы. Одним из примеров среди множества возможных является группа, которая выдвигает исключительного в своей творческо-разрушительной роли индивидуума на такое положение в Учреждении, где его силы поглощаются административными функциями.

Периодически повторяющаяся структура этих описаний является одной из взрывоопасных сил внутри структуры, пытающейся ее сохранить. В случае группы такая конфигурация имеет место между мистиком-гением и Учреждением с его функцией вмещения в себя, выражения и возведения в ранг института проводимой новой идеи и защиты группы от разрушительной силы этой идеи.

 

Примечания

[*]Термин «container-contained» переводится как контейнер-содержимое; «contained» понимается здесь как процесс и как содержимое, при этом «contain», «contained», «containing» используются в смысле содержать (в себе), вмещать (в себя). - Прим. авт. перевода.

[1]S. Freud, The Ego and the Id // Я и Оно, S.E. 19.

[2]M. Klein, "Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant" // "Некоторые теоретические выводы относительно эмоциональной жизни младенца," в Developments in Psychoanalysis, Hillary House, New York, 1952.

[3]Там же.

[4] Устойчивая связь - это заимствованный у Юма термин, который указывает на тот факт, что некоторые рассматриваемые данные регулярно появляются вместе. Бион использует этот термин в своей гипотезе о развитии мышления. Концептом слова являются определения, которые связывают наблюдаемые устойчиво сочетающиеся элементы.

[5]Термин функция используется Бионом в математическом, философском и общеупотребительном смысле, явно имея своей целью удержание ассоциаций, происходящих из этих областей, от того, чтобы они ограничивались перечисленными значениями.

[6]M. Klein, цитируемое произв.

[7]S. Freud, цитируемое произв.

 


 

 

Глава 2

 

ПСИХОЗЫ

 

Индивидуум и психоз * Психотическая личность * Мышление и язык индивидуумов с доминирующей психотической личностью * Проявления переноса психотической личности в клинике * Катастрофическое изменение в период психотического кризиса

 

 


 

В этой главе мы опишем некоторые понятия психоза, его клинические проявления, а также гипотезы, касающиеся его источника и развития. Стремясь понять явления, связанные с психотическим процессом, Бион рассматривал последний как столь же значимый для концептуализации психотической личности сколь значимым он является для представления психического состояния с наиболее сильно выраженными свойствами у сильно нарушенных пациентов.

Опубликованные Бионом статьи на связанные с психозом темы хронологически следуют за его работами, посвященными группам. Некоторые из этих статей являются в основном клиническими и включают клинический материал. Другие являются в большей степени теоретическими и развивают гипотезы, касающиеся мышления и языка больных шизофренией. Эти статьи (1950 - 1962) были потом внесены Бионом в его Вторичные мысли [1], а в комментариях в конце этого раздела приводится их общий и детальный анализ.

Пациенты, материал которых используется при формальном изложении некоторых из описываемых в этой главе гипотез, проходили у Биона лечение в психоаналитическом сеттинге, который ничем не отличался от сеттинга, обычно использующегося с невротическими пациентами, даже несмотря на то, что в некоторых случаях пациенты диагностировались как больные шизофренией. Использовавшаяся техника всегда была исключительно интерпретативной, принимающей во внимание позитивный и негативный переносы, а также использующей для понимания материала концепции Кляйн: такие как концепции отношений парциальных объектов, шизоидно-параноидной и депрессивной позиций, а также теории зависти, примитивных защитных механизмов и, в частности, расщепления (splitting) и проективной идентификации.

 

Индивидуум и психоз

Индивидуум - независимо от того, на какой стадии развития он находится - сталкивается с эмоциональными явлениями разных видов и особым образом разрешает их. Для решения этой задачи он использует свое сознание, которое по аналогии с органом чувств рассматривается Фрейдом как "чувственный орган восприятия психических свойств."[2]Бион постулирует его существование в рудиментарной форме с самого рождения. Для его развития необходимы стимулы, которыми вначале являются чувства, а затем - весь диапазон психических явлений. С этим "органом" очень тесно связан контакт с внутренней и внешней реальностью и способ обращения с этой реальностью зависит от способа ее функционирования. Множество переживаний индивидуума, находящегося в контакте с самим собой и с другими, подразумевает неизбежное противоборство между его стремлениями к тому, чтобы их терпеть, и к тому, чтобы их избегать. Это противоборство и его последствия приводят к возникновению в психике различных индивидуумов различных структур, одной из которых является психотическая личность, или психотическая часть личности.

В данном контексте психотическая личность - это не психиатрический диагноз, а обозначение способа психического функционирования, который сосуществует с другими способами функционирования. В соответствии с доминированием одного из них над другими, определенное поведение становится наблюдаемым и таким образом определяющим диагноз психоза или невроза в их клиническом смысле. Для психоаналитика психиатрический диагноз имеет относительное значение; этот диагноз является значимым для тех людей, которые связаны с госпитализацией и физической заботой о пациентах: психиатров, медицинских сестер, штата специалистов. Точка зрения психоаналитиков является иной, особенно когда предполагается (как это делает Бион), что все индивидуумы - даже наиболее развитые - потенциально обладают психическими функциями и реакциями, происходящими из психотической личности, проявляя себя во враждебном отношении к психическому аппарату, сознанию, а также внутренней и внешней реальности. Основной целью аналитика является понимание и интерпретирование таких явлений, когда они становятся видимыми.

 

Психотическая личность

Понятие “психотическая личность” указывает таким образом скорее на психическое состояние, нежели на психиатрический диагноз; термин определяет форму психического функционирования, которая проявляется в поведении, языке и том действии, которое она оказывает на наблюдателя. Бион полагает, что это психическое состояние всегда сосуществует с другим психическим состоянием, которое на концептуальном уровне представляется как непсихотическая личность; находящийся в анализе индивидуум будет демонстрировать признаки обоих этих состояний при доминировании того или другого и при различной степени организованности и стабильности.

Исследовать психотическую личность можно под различными углами: можно смотреть с точки зрения ее проявлений в поведении и языке, или с точки зрения определенной гипотезы о происхождении и развитии, которая изучает ее источник, структуру и активность. Важно различать психические механизмы, которые образуют ее организацию и структуру, и связывать эти механизмы с теми, которые используются непсихотической личностью или невротической частью личности.

Одной из отличительных черт психотической личности является ее нетерпимость к фрустрации, которая наряду с доминированием разрушительных импульсов проявляет себя как свирепая ненависть по отношению к внутренней и внешней реальности. Эта ненависть примешивается к чувствам и частям личности, к тем психическим элементам, которые используются для установления контакта с этой реальностью и ее осознания, а также к сознанию и всем связанным с ним функциям.[3]Вследствие интенсивности разрушительных импульсов любовь трансформируется в садизм, а конфликт между инстинктами жизни и смерти не находит своего разрешения. Психотической личности свойственен также страх угрозы аннигиляции, который вносит свой вклад в особый тип устанавливаемых объектных отношений, в том числе и переноса на аналитика; это те постоянно устанавливающиеся скоропалительные и необдуманные взаимоотношения, которые являются чрезвычайно ненадежными и хрупкими.

Атака против аспектов собственного-Я вызывает такую основную психическую активность (в особенности аппарат восприятия, а также связь с объектами), которая кажется искаженной и превратившейся в мелкие интенсивно изгоняемые части. Эти части могут восприниматься как живущие независимой и неконтролируемой жизнью, что предвещает опасность извне. Изгнание этих частей происходит посредством проективной идентификации.

Механизм проективной идентификации был описан М.Кляйн[4]и входил в ее гипотезу об эмоциональном развитии в первые месяцы жизни. Проективная идентификация заключается во всемогущественной фантазии о том, что от нежелательных частей личности и внутренних объектов можно отказаться, их можно проецировать на объект и таким образом регулировать. Этот механизм, который является частью примитивных защит, использующихся в первые месяцы жизни, принимает различные модальности в своем функционировании при переходе от шизоидно-параноидной позиции к депрессивной. Нормальное действие проективной идентификации является одним из главных факторов в формировании символов и человеческом общении, и определяет эмпатическое отношение к объектами, давая возможность поставить себя на место другого и таким образом лучше понять его чувства.

Механизм проективной идентификации характеризуется следующим образом: части эго проецируются на объект, приводя к тому, что этот объект воспринимается как управляемый спроецированными частями и обладающий их свойствами. Этот механизм, действующий с самого начала жизни, может выполнять разные функции: освобождение эго от плохих частей; защита хороших частей от плохого внутреннего мира; атака и разрушение объекта; и т.д. Одним из последствий этого процесса является то, что путем проецирования плохих частей (включая фантазии и плохие чувства) на хорошую грудь (понимающий объект), младенец становится способен - в той мере, в какой позволяет его развитие - реинтроецировать те же самые части в более легко переносимой форме, после того, как они были модифицированы объектом путем осмысления (фантазирования).

Бион придает большое значение этому механизму и рассматривает его в качестве источника активности, которая позже будет описана как способность думать (см. Главу 3). С другой стороны, он описывает форму патологической проективной идентификации, которая имеет место при некоторых психотических заболеваниях или которая используется психотической личностью там, где преобладает зависть и жадность. В этом случае расщепление (splitting) частей эго является настолько сильным, что вызывает множество мелких фрагментов, которые интенсивно проецируются на объект. Эти фрагменты, изгоняемые патологической проективной идентификацией, создают реальность заселенную странными объектами, и становятся все более болезненными и преследующими. Следствием этого является дальнейшее увеличение проективной идентификации. Это патологическое расщепление и проективная идентификация повреждает аппарат восприятия и оценки и приводит к еще большему уходу от реальности.

Термин странный объект был создан Бионом для описания типа объектов, которые - как это кажется психотическому пациенту - окружают его. Посредством патологического расщепления и проективной идентификации он пытается избавить себя не только от объектов, но также умышленно и от всех функций эго, связанных с зарождающимся принципом реальности (примитивные мысли, сознание, внимание, оценка), в особенности от тех элементов, которые выполняют функцию связывания. С точки зрения пациента, части функции эго, которые фрагментированы и интенсивно изгоняются, проникают в реальные объекты, охватывают и поглощают их. Вслед за этим поглощенный объект атакует спроецированную часть личности и лишает ее жизненности. Результатом этого является странный объект, состоящий из частей личности и объекта, а также отношение контейнер-содержимое (+-оо->), которое лишает их обоих как жизненности, так и смысла. Часть личности превращается в "вещь".

Используя понятия теории развития мышления, можно сказать, что странный объект образован бета-элементами, остатками эго, суперэго и внешних объектов. Странные объекты являются примитивными и комплексными и по природе своей очень нестабильны, так как основаны на фрагментированных и спроецированных аспектах эго и суперэго, которые овладевают реальным объектом. Попытка психотического пациента задействовать эти элементы для мышления заставляет его придерживаться примитивных мыслей о реальных объектах, а также заставляет его взаимодействовать с последними в соответствии с законами функционирования психики; однако, когда он обнаруживает, что эти реальные объекты подчиняются естественнонаучным законам, - он испытывает недоумение. Психотическая часть личности помещает в реальном мире то, что непсихотическая личность вытесняет: кажется, что ее бессознательное заменяется миром странных объектов. Бион обращает внимание на то, что психотический пациент действует "не в мире сновидений", а в мире странных объектов, которые подобны тому, что у непсихотической личности соответствует “содержанию сновидений." Он кажется узником этого мира, так как вместо того, чтобы использовать то, что для непсихотической личности являлось бы мыслями, он вынужден пользоваться странными объектами. Он не может вырваться, поскольку чувствует, что нуждается в аппарате сознания, который является ключом к выходу и освобождению себя из этого плена. Это описание дает нам возможность понять, что у психотической личности нет инструментов, необходимых для развития вербального мышления.

Бион вывел модель взаимоотношения "контейнер-содержимое" из особого аспекта проективной идентификации, что позволило открыть новое в отношении данного механизма. Согласно этой модели, младенец проецирует часть своего психического - в особенности неконтролируемые эмоции (содержимое) - на хорошую грудь-контейнер, только для того, чтобы получить их обратно "деинтоксицированными" и в более легко переносимом виде. Бион использует символы +-о и o-> для представления соответственно контейнера и содержимого; эти символы одновременно указывают и представляют.

Модель контейнера-содержимого применима ко многим ситуациям, - это будет видно когда мы изучим более подробно развиваемые в этой книге темы. Но то, что мы хотели бы отметить сейчас, касается использования модели как одной из главных особенностей проективной идентификации, которая представляет динамику взаимоотношения "контейнер-содержимое". Это взаимоотношение может развиваться или не развиваться в зависимости от качества той эмоции, которая его наполняет. Если, например, оно чревато гневом, то элементы контейнера-содержимого лишаются присущих им качеств (смысл, жизненность) и представляют модель, которая является противоположностью модели, используемой для роста. Для представления только что описанного Бион использует знак минус: - +-оo->. Эмоциональный опыт психоаналитических взаимоотношений близок данному описанию.

И наоборот, когда +-оо-> представляет взаимоотношение, соответствующее росту, то оно обозначается с помощью + +-оо->. Основное отличие его от - +-оо-> состоит в том, что + +-оо-> обладает возможностью развития, которое основывается на способности терпеть сомнения и на чувстве бесконечности. В отличие от него - +-оо-> не развивает; - наоборот, ему постоянно наносят ущерб атаки, которые заселяют психическое пространство странными объектами: вещами-в-себе. Когда психотическая часть личности подчинена - +-оо->, то она стремится организовать "Супер" эго, которое является всеведущим в противоположность эго, научающегося через опыт. Это "Супер" эго, как его называет Бион, находится в оппозиции научному развитию и руководствуется моральными принципами, которые игнорируют основанные на реальности представления о добре и зле. Оно возникает из путаницы последствий чрезмерной патологической проективной идентификации, и его "моральный" критерий можно определить как утверждение разрушительного превосходства, решимость овладеть - с тем, чтобы прекратить - тем, что преисполнено жизни.

Суперэго, как оно обычно понимается, обладает способностью вызывать чувство вины. "Супер" эго, описанное Бионом, сохраняет эту способность, но отличается тем, что вина, которую оно вызывает, является чрезвычайно наказующей.[5]как можно видеть из клинического опыта с серьезно нарушенными пациентами, психотическая личность использует эту способность.

Подведем итог: основным фактором, дифференцирующим психотическую личность от непсихотической части личности (если это вообще возможно - выделить такой фактор), является садистическая атака на эго и матрицу мышления, а также на проективную идентификацию внутрь фрагментов жизни пациента, имевших место в самом ее начале. С этого места и далее психотическая личность все больше и больше отличается от непсихотической; последняя развивается, первая же - нет. В психотической личности атака повторяется и усложняется; здесь не происходит синтез, а имеет место накопление; вместо вытеснения используются проективная идентификация и расщепление; зависть и бессердечность создают объединение объектов (в данном случае странных объектов), которое похоже на "проективную идентификацию наоборот," - то есть объекты возвращаются тем же самым путем, каким они были изгнаны, и с такой же или даже большей враждебностью. Психотическая личность может быть представлена как деструктивное состояние психики, как неистовая сила, которая подобно объекту может быть описана как жадная, завистливая, бессердечная и убийственная. Существование этой силы определяется врожденным темпераментом; ее развитие связано с развитием первых объектных отношений.

Чтобы понять, каким образом возникает и как развивается психотическая личность, мы должны принять в рассмотрение врожденный темперамент, а также взаимоотношения с матерью, которая была неспособна выполнять свои функции принятия, вмещения в себя и преобразования проецируемых ребенком неистовых эмоций. (См. Приложение § 2.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.036 с.)