Психическое пространство в галлюцинировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое пространство в галлюцинировании



 

Модель психического аппарата, описанная Фрейдом и проиллюстрированная им на схеме Эго, Суперэго и Ид, основывается на реализации физического аспекта. Эта модель показала свою полезность в объяснении многих событий, но оказалась неподходящей для понимания пациентов с нарушениями ориентации во времени и пространстве. Чтобы подойти к пониманию этих нарушений, используемая для исследования модель должна быть такой, чтобы присущая ей реализация приближалась к модели, используемой пациентом.

Психическое пространство, как его постулирует Бион, является вещью-в-себе и в силу этого непознаваемо.

Психическое пространство можно представить мыслями, словами и т.п., но это неизбежно ограничивает его. Кляйнианская теория проективной идентификации формулируется в терминах, берущих свое начало из реализации обычной области трехмерного пространства; эти формулировки опираются на зрительный образ пространства, которое содержит все виды объектов. Представляется, что именно в это пространство человек проецирует отщепленные части своей личности. Тем не менее, аналитическая работа с сильно нарушенными пациентами привела Биона к попытке более точного формального представления психического пространства, - так как он рассматривает его для определенных типов пациентов, то понятия пространства и времени подчиняются здесь реализации психотических фантазий, основанных на психической реальности, форма которой происходит не из физической реальности.

Эмоциональный опыт переживания, под названием психотическая паника, О преобразования в галлюцинирование, является опытом, который может рассматриваться как неудача альфа-функции в формировании контейнера (+-о), который бы "вмещал" в себя отторгаемые эмоции. Неспособность сформировать содержимое (о->), которое бы смогла вытерпеть период ожидания контейнера (+-о), вместе с неудачей в формировании устойчивой связи, касающейся избранного факта (Ps-->D действие), приводит к тому, что отношение +-оо-> не устанавливается или к тому, что устанавливается отношение - +-оо->. Имеет место неудача реалистичной проективной идентификации, и вместо этого возникает "взрывчатая проекция" ("explosive projection"), которой является переживание в ничем не ограниченном "психическом пространстве." Этот эмоциональный опыт переживания создает пространство, которое ощущается настолько огромным, что не может быть представлено даже космическим пространством. Отношение между контейнером и содержимым является настолько взрывчатым и уничтожающим, что не может быть представлено ничем. Оно не приемлет формирования символа.

Бион предлагает медико-биологическую модель для понимания эмоционального опыта переживания психотического психического пространства. Он полагает, что его можно сравнить с хирургическим шоком, при котором капилляры настолько расширяют пространство, в котором циркулирует кровь, что пациент фактически течет к смерти в своих собственных тканях.

Психическое пространство, созданное психотической частью личности, является настолько громадным по сравнению с привычным трехмерным пространством, что пациент чувствует, как его эмоции исчезают в бесконечном вакууме, подобно крови в медицинской модели. Слова, образы и идеи этих пациентов являются остатками, обломками или фрагментами, плавающими в безграничном пространстве (психическом пространстве галлюцинирования). Как альтернатива, они могут быть сгруппированы вместе в попытке синтеза, образуя конгломераты. Они изгоняются как бета-элементы или странные объекты, которые отмечают "место, в котором объект должен быть. "

Таким образом, Бион предлагает описание, в котором (.) и (—), +-оо-> атакуются психотической частью личности с неистовыми опустошающими эмоциями, среди которых мы отмечаем связь зависти и жадности как особенно разрушительную; результатом является губительная сила, которая лишает смысла процесс начинающегося формирования понятий пространства и времени.

Развитие непсихотического понятия пространства и времени проистекает из установления устойчивой связи фактов опыта, относящихся к наличию и отсутствию объекта. Эта связь пропитывается терпимыми эмоциями и это дает нам возможность рассматривать ее в качестве определяющей гипотезы (.) и (—), которая в неполной (ненасыщенной) форме сохраняет возможность использования ее в качестве до-представления. Новые эмоциональные переживания будут вести к еще более сложным формулировкам и понятиям, а также терпимости по отношению к наличию-отсутствию, "сейчас" и "не сейчас," "здесь" и "не здесь." Это ведет к росту, понимаемому как эволюция.

Точка (.) и линия (—) являются знаками, которые (как определяющая гипотеза) могут представлять, но не заменять. Они действуют как до-представления, которые при успешной негативной реализации (фрустрация, отсутствие объекта) будут способствовать более частому конструированию символов в области мышления и области действия, закладывая фундамент для слов, которые должны стать прелюдией действия, а не заменой его. Несколько примеров иллюстрируют эти понятия: пациент вновь и вновь говорит, что он - "утекающее время." Эта формулировка будет иметь весьма отличную интерпретацию, если мы сможем понять, что для психотической части личности это не вербальное преобразование, а конкретное и актуальное событие. Похожим образом, слова такие как вчера, позже или спустя несколько лет могут быть не репрезентациями, а остатками деструктивных рассеивающих атак на время. С тем, чтобы зафиксировать это в материале пациента наблюдатель должен быть готов частично отказаться от привычных видов преобразования и подойти к пониманию преобразования, используемого пациентом. Другой пример: в курсе своего анализа пациент делает ссылки на определенное событие, однако, в этих ссылках, отделенных месяцами и даже годами, наблюдатель с трудом может распознать рассеянные фрагменты атакованного эмоционального опыта. Тем не менее, для психотической части личности они являются "растянутым" настоящим моментом времени, а также мерой конкретного расстояния между рассеянными фрагментами. Понимание отреагирования в связи с бесконечным и рассеянным "психическим пространством" дает новый угол зрения в понимании проблем, имеющих отношение к этому "психическому пространству."

Преобразование в галлюцинирование подразумевает реализацию преобразования из О вещи-в-себе, в контексте отличном от контекста вербального или символического преобразования. Точка (.) и линия (—) являются невыносимыми, в силу завистливой атаки на зарождающееся понятие пространства и времени, которая лишает их репрезентативных свойств, оставляя только вещи-в-себе, бета-элементы, вакуум. Точка (.) становится минус точкой -(.), линия (---) становится минус линией -(—), а пространство - "не-пространством" с угрожающими свойствами, которые в него были вложены.

 

Примечания

 

[1]S.Freud, The interprrtation of dreams // Толкование сновидений, S.E. 5.

[2]S.Freud, A metapsychological supplement to theory of dreams // Метапсихологическое дополнение к теории сновидений, S.E. 14.

[3]Преобразования в мышлении являются преобразованиями движения, которое может быть представлено словами и поэтому вербализовано.

[4]S.Freud, The ego and id // Я и Оно, S.E. 19.

 


 

 

Глава 6

 

ПОЗНАНИЕ

 

L, H и K-связи * Мифы как модели K-связи * Психоаналитический объект * Позиция, корреляция и конфронтация * Правда, ложь и обман

 

 


 

 

Предложенная Бионом теория мышления и размышления является также и теорией о познании, о научении через опыт переживания и их нарушениях. Он развивает концепции об источнике познания и приобретении знания, а также некоторые положения, касающиеся "психоаналитического познания." Он принимает в рассмотрение знание индивидуума о самом себе и других, обучающие взаимоотношения индивидуума в группе, а также таковые для группы с другими группами.

Теория познания, которую можно выделить в работах Биона, - это теория, которая предполагает, что познание имеет берет свое начало в примитивном эмоциональном опыте, иногда вмешивающемся в ослабленной форме в более поздний опыт открытия, научения и формулирования новых идей в какой-либо области, будь то наука, эстетика, психоанализ или что-либо еще. Он предлагает искать похожие формы в очень несхожих опытах, а именно, выделять инварианты или эквивалентные им структуры всякий раз, когда индивидуум, группа или общество встречаются с проблемой познания.

Бион полагает, что окончательная реальность объекта является непознаваемой в кантианском смысле. Объектом познания в психоанализе является собственная психическая реальность или психическая реальность другого. Познание ее ставит различные проблемы. Одна из главных проблем связана с тем фактом, что этот объект познания - психическая реальность - не является объектом физического чувственного восприятия. Основные эмоции, с которыми имеет дело аналитик - тревога, любовь, страх, гнев - не могут быть восприняты органами чувств (их нельзя пощупать, услышать или увидеть), но могут быть различены их вербальные и телесные преобразования. Смысл проблемы, которую ставит психоанализ, заключается в недостаточно адекватной терминологии, использующейся для описания таких событий и походит на проблему, которую Аристотель решил, предположив, что математика имеет дело с математическими объектами.

Бион полагает удобным считать, что психоаналитик имеет дело с психоаналитическими объектами.[1]Психоаналитик пытается обнаружить их в ходе психоаналитической терапии и с помощью удачных абстракций и преобразований пытается найти способ передать природу этих объектов.

Этот процесс интуиции, абстракции и преобразования некоторыми своими свойствами похож на процесс открытия и абстракции, которые, как считает Бион, имеют место в психике младенца в процессе развития. Благодаря альфа-функции, младенец выводит из своих первых эмоциональных переживаний модели и понятия, которые он будет использовать в качестве гипотез в контактах с внутренней и внешней реальностью. В процессе постоянного эволюционного взаимодействия у него возникнут концепции, понятия, словарь и язык, которые дадут возможность всевозможному развитию и применению.

 

L, H и K-связи

 

В течение этого процесса развития личность разрешает проблему терпения фрустрации, присущей опыту под названием К-связь.

Слово связь описывает эмоциональный опыт переживания, который всегда имеет место при общении двух людей или когда две части личности взаимодействуют друг с другом. Бион выбирает три эмоций - Любовь (L), Ненависть (H) и Познание (К) - в качестве внутренне присущих связи между двумя объектами, и являющихся необходимым условием существования взаимоотношения.

Символ К (являющийся первой буквой слова knowledge - познания) используется для указания на связь между субъектом, пытающимся познать объект, и объектом, который может быть познан. К-связь представляет собой активную связь и указывает на эмоциональное переживание, которое имеет особый оттенок, отличный от того, что представляют L-связь и Н-связь. Этот особый эмоциональный оттенок выражается болезненным чувством, которое можно различить в вопросе "Как Х (субъект) может знать что-либо?"; формально его можно представить как боль, связанную с фрустрацией, внутренне присущей познанию.

К-связь позволяет выделить тип индивидуума, который через интроспекцию пытается узнать правду о себе. Этот символ характеризует также взаимоотношение между аналитиком и пациентом. Познание правды о себе является функцией личности. Бион полагает, что Фрейд[2]неявно приписывал эту функцию сознанию, когда определял его как "чувственный орган для восприятия психических свойств." Развитие этой функции личности достигается посредством удачных и многочисленных эмоциональных переживаний, в которых участвуют операции Ps<—>D и +-оо-> (Глава 3). Эта функция схватывания психических свойств в основе своей связана с познанием психической реальности и Бионом названа психоаналитической функцией личности. Эта функция существует с самого начала жизни и развивается, благодаря психоаналитическому методу.

По аналогии с до-представлением К-связь указывает на предположение о знании чего-то, что еще не реализовалось. Используя модель контейнера-содержимого (+-оо->), об этой связи можно сказать, что она подразумевает существование взаимоотношения в паре на эмоциональном фоне, характеризующемся терпимостью к сомнению.

Отношение под названием понимание - это активность, посредством которой субъект осознает эмоциональное переживание и становится способным представить его в виде абстрактной формулировки, которая в достаточной мере представляет это переживание. Процесс абстрагирования является очень важным для эмоционального переживания К-связи, поскольку абстрактные элементы могут использоваться для научения через опыт и для понимания.

Этот процесс осуществляется посредством отношения между контейнером и содержимым (+-оо->) и динамического взаимодействия между параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией (Ps<—>D). Последняя процедура описывает процесс интеграции и дезинтеграции, подобный тому, что был описан Пуанкаре как открытие избранного факта.

Необходимо проводить различие между "обладанием знания," как результатом модифицирования боли в К-связи (в этом случае полученное знание будет использоваться для дальнейших открытий), и "обладанием знанием," которое используется для избегания болезненного переживания. Последнее можно найти доминирующим во всезнающей части личности. Установление К-связи и, следовательно, научения через эмоциональный опыт переживания, прекращается.

Уклонение от боли может быть в арсенале деятельности под названием "-К-связь" (минус К), - эмоционального состояния, в котором все присущие К-связи факторы меняют свое направление на обратное. Эмоциональными факторами в -К являются зависть и жадность, а в терминах контейнера-содержимого они составляют отношение, которое является губительным и разрушительным для обоих, где смысл и эмоция активно лишаются (denuded) жизненности и воспринимаются так, что открытие и развитие становится невозможным. Место научного мышления -К-связь занимает нравственность. В этом подходе не будет функции, служащей различению правды и лжи, вещи-в-себе и представления. Описывая эту связь, Бион определяет область психотической личности или психотической части личности. Эта связь может также быть названа паразитической и иметь место между двумя объектами, связанными друг с другом таким образом, что будут продуцировать третий объект, разрушительный для всех трех.

 

Мифы как модели К-связи

 

Мифы были источником знаний для самых разных дисциплин (см. Приложение § 6). Психоанализ нашел в мифе об Эдипе освещение деталей сексуального развития, как это продемонстрировал Фрейд, применяя теорию эдипова комплекса. Исследование эдиповой ситуации в многочисленных и различных ее воплощениях (реализациях) доказало свою значимость в деле способствования развитию пациента в аналитической терапии; оно способствует также развитию психоаналитической теории, как, например, формальному представлению ранних стадий эдипова комплекса. Открытия психоанализа в свою очередь дали возможность более полно понять мифы. Любовь, ненависть, сексуальность и ревность (L и Н-связи) играют доминирующую роль во всех этих исследованиях.

Бион на примере предлагает подойти к мифу об Эдипе, ища в нем элементы, связанные с К-связью, то есть с проблемой познания, усматривая в ней по крайней мере такую же основу человеческого существования, как в L и Н-связи. Под этим углом он рассматривает три различные повествовательные мифа - Райский сад, Эдип и Вавилонская башня - и ищет лежащие в их основе общие структуры, имеющие отношение к К-связи.

Общими найденными в этих трех мифах элементами являются всезнающий и всемогущий бог,- модель умственного развития как отношения любопытства и вызова,- и наказание, связанное с запретом за любопытство и поиск истины. В мифе о райском саде вызов состоял в том, что был съеден запретный плод с древа Познания, за что наказанием было изгнание с райской земли. Любопытство Эдипа относительно себя представлено загадкой Сфинкса. Вызов содержится в высокомерной и упрямой манере, в которой Эдип осуществляет свое исследование, несмотря на предупреждения Тиресия, и наказание слепотой и изгнанием. В мифе о Вавилоне любопытство и жажда познания (достичь небес) принимают вызов в виде постройки башни, и город наказывается смешением языков, разрушением способности общаться. Существенно, что во всех трех мифах любопытство являлось греховным качеством. Модели умственного развития представлены древом Познания, загадкой Сфинкса и Вавилонской башней.

Лежащая в основе этих мифов форма одна и та же в отношении "осознания." Любопытство ищет знания; нетерпимость к боли и страху незнания побуждает к действию и это действие стремится избежать, отменить или нейтрализовать поиск и любопытство. Колонка 2 системы координат (см. Главу 3) позволяет нам найти место явлению сопротивления, которое направлено против открытия новых истин. Мифы дают описательное представление проблемы; каждый из трех мифов описывает драму взаимоотношения индивидуума с группой в том, что касается поиска с целью самопознания.

Бион полагает, что миф об Эдипе является частью примитивного аппарата, который работает как до-представление в психике младенца. Это до-представление указывает на родительскую пару и реализуется через контакт с реальными родителями или людьми, их заменяющими. "Миф-до-представление об Эдипе" - это предшественник познания психической реальности. Поэтому, Бион постулирует, что "личный миф об Эдипе" формируется альфа-элементами и предполагает, что на ранних стадиях развития ребенка он является неотъемлемой частью аппарата научения. Этот личный миф-до-представление об Эдипе является, таким образом, фактором в психоаналитической функции личности.

Этот личный миф, который позволяет младенцу понять свои отношении с родительской парой, может испытывать разрушительные атаки, исходящие из зависти, жадности и садизма, заложенных конституционально. Последствиями разрушительных атак являются фрагментация и рассеивание этого до-представления, что препятствует развитию интуитивного качества (измерения) аппарата, который служит научению через опыт переживания. В результате, развитию психоаналитической функции личности будет нанесен вред.

 

Психоаналитический объект

 

Психоанализ пытался обозначить объект своего исследования, и психоаналитики пребывали в уверенности, что в какой-то мере это было достигнуто. Трудности, присущие обмену опытом между аналитиками, показывают, тем не менее, что существует потребность в более жестком обозначении сути объекта исследования.

Характерными свойствами этого объекта исследования, который связан с психической реальностью или с бессознательными фантазиями, и который Бион называет "психоаналитическим объектом," являются его вне-чувственное качество и возможность "развития," "уменьшения," "наличия" и "соответствия" ("becoming"). Эти термины, однако, вызывают ассоциации, которые не годятся для описания психоаналитического объекта. Для облегчения этого затруднения Бион предлагает использовать абстракцию-формулу, что позволит сузить диапазон ассоциаций. Предложенная Бионом формула имеет следующий вид: ±U(m)(x)(y).

Символ Y указывает на фактор умственного роста и может быть как положительным, так и отрицательным. Мю (m) представляет свойство личности. Епсилон (x) является неполным[*]элементом до-представления, которое обозначено символом y (пси).

Психоаналитическая теория предполагает непрерывность развития, которое начинается с примитивного эмоционального опыта переживания, и приходит к созданию структуру. Психоаналитик пытается обнаружить и описать с помощью своих интерпретаций то, что происходит "здесь и сейчас" на сессии с присущими ей примитивными эмоциональными ситуациями и их производными. Что является психоаналитическим объектом какой-либо сессии? Что аналитик должен пытаться обнаружить своими интерпретациями? Аналитик предполагает существование объекта, который проявляется посредством ассоциаций, жестов и эмоций находящегося в контакте с самим собой пациента. Если мы применим формулу Биона, мы обнаружим, что этот объект имеет элементы или факторы, которые являются частью врожденного свойства личности пациента (m) при наличии (x) его до-представления (y) - ожидания, которое может быть более или менее насыщено в опыте-реализации аналитической сессии. Наблюдаемый психоаналитический объект будет также иметь направление, которое можно охарактеризовать как развитие или регрессию, или, другими словами, как рост или спад (±U).

Психоаналитический объект, который мы представили возникающим из материала пациента на психоаналитической сессии, имеет свою генетическую историю в развитии мышления индивидуума. В силу этого, существует возможность описать этот психоаналитический объект на его ранних стадиях, используя модель отношений младенца с грудью, как было объяснено в Главе 3; составляющие элементы могут быть представлены формулой. В этой формуле y (x) представляет неполное ожидание-до-представление груди; с его врожденным свойством мю (y), которое может развиться и принять различные формы (±U) в зависимости от тех превратностей, которые были описаны в Главе 3. Этот психоаналитический объект с присущими ему конституциональными элементами, образует часть функции, связанной с познанием психической реальности, которую Бион называет психоаналитической функцией личности.

В аналитической ситуации аналитик, находящийся в К-связи с пациентом, путем абстракции выводит интерпретацию из психоаналитического объекта. Из своего эмоционального опыта, пережитого в контакте с пациентом, он определяет значения m (мю) и x (епсилон); формальное представление интерпретации включит эти эмоциональные элементы в новое измерение (мифическое измерение), или модель, которую аналитик создал у себя в уме для описания той ситуации, которую он хочет проинтерпретировать. Поскольку интерпретация проясняет этот психоаналитический объект, он приобретет размерность в смысле мифа, значения и теории.

Психоаналитический объект осознается в состоянии, которое мы называем "состоянием открытия," где интуиция является самым важным фактором. Метод, который аналитик может использовать для подкрепления интуиции, выражается в предложенном Бионом отношении, в котором "нет воспоминаний, желаний, понимания." Это состояние способствует психоаналитической интерпретации. Будучи проинтерпретирован, психоаналитический объект изменится. Каждая новая интерпретация должна возникать из похожего процесса абстракции, помятуя о новом эмоциональном опыте и многочисленных аспектах психической реальности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.029 с.)