Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты коррекционно-разивающей работы

Поиск

 

После проведения 12 занятий по обучению умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевой игре была проведена повторная диагностика игровой деятельности.

Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа).

Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.

Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

Материал: оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Особенности игровой деятельности.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;

- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются;

- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;

- ребёнок выполняет в игре роль сына / дочки, водителя машины и медведя.

2. Отношение к правилам игры:

- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.

3. Характеристика игровых действий:

- развёрнутость: подробные действия с предметами;

- не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;

- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны;

- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.

4. Игровые предметы, их характеристика:

- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;

- игрушки: духовка, сковорода, машинка, мишка и пр.;

- воображаемые предметы отсутствуют;

- предметы-заместители отсутствуют.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:

- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;

- реальные отношения между детьми с игрой не связаны.

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

- разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность;

- ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты;

- игра возникает под влиянием игрушки и взрослого.

7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.

Особенности уровня притязаний в игре:

- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;

- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;

- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;

- взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.

Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

 

Таблица №8. Протокол наблюдения за игрой

Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания
Количество играющих объединений 0    
Сюжеты игры (тема, продолжительность) «Пирог» (3 мин.), «На даче» (2 мин.), «Машина» (1,5 мин.), «Мишка» (2 мин.)    

 

Таблица №9. Ролевое поведение в игре

Список детей Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
1. Катя Б. + - - - -
2. Дима В. + - - - -
3. Лиза Д. + - - - -
4. Галя И. + - - + -
5. Коля Н. + - - - -
6. Саша П. + - - - -
7. Катя П. + - - - -
8. Слава Р. + - - - -
9. Женя Ш. + - - + -

 

Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на том же уровне (I), что и в период проведения прошлой диагностики.

Диагностика детей экспериментальной группы.

Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.

Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

Материал: оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Особенности игровой деятельности.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;

- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются, ролевая речь применяется, только редко;

- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;

- ребёнок выполняет в игре роль папы, ребёнка, доктора.

2. Отношение к правилам игры:

- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.

3. Характеристика игровых действий:

- развёрнутость: подробные действия с предметами;

- наблюдаются некоторые игровые умения и навыки, но ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;

- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней редко связаны;

- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.

4. Игровые предметы, их характеристика:

- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;

- игрушки: куклы, домик для кукол и пр.;

- воображаемые предметы отсутствуют;

- предметы-заместители отсутствуют.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:

- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;

- реальные отношения между детьми с игрой связаны очень посредственно или вообще не связаны;

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

- разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность;

- ребёнок развивает один и тот же сюжет около 4х минут;

- игра обычно возникает под влиянием игрушки и взрослого.

7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.

Особенности уровня притязаний в игре:

- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;

- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;

- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;

- взятая на себя роль редко соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.

Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

 

Таблица №10. Протокол наблюдения за игрой

Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания
Количество играющих объединений 1    
Сюжеты игры (тема, продолжительность) «Семья» (4 мин.), «Доктор» (5 мин.)    

 

Таблица №11. Ролевое поведение в игре

Список детей Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
1. Лёша К. + - - - -
2. Вера Л. + - - + -
3. Серёжа М. + + - - -
4. Олег С. + - - - -
5. Ваня Т. + - - + -
6. Витя Ш. + + + - -
7. Серёжа Ш. + - - + +

 

Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на более высоком уровне, нежели до проведения коррекционной работы, она достигла 2 ого уровня развития по Д.Б. Эльконину.

А теперь сравним ролевое поведение в игре нормально развивающихся детей и детей с отклонением в умственном развитии (см. таблицу №12).


Таблица №12

  Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
Нормально развивающиеся дети 100% 100% 90% 90% 100%
Контрольная группа 100% 0% 0% 22% 0%
Экспериментальная группа 100% 29% 14% 43% 14%

Исходя из выше приведённой таблицы мы можем сказать, что развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп после проведения коррекционной работы отличается – игровая деятельность контрольной группы находится на том же уровне, что и раньше, а у экспериментальной группы уровень её развития несколько улучшился. Но всё же обе группы достаточно отстают от нормы.

Рассмотрим ролевое поведение в игре экспериментальной группы умственно отсталых детей до проведения коррекционно-развивающей работы и после её проведения (см. таблицу №13).

 

Таблица №13

  Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
ДО 100% 0% 0% 14% 0%
ПОСЛЕ 100% 29% 14% 43% 14%

 

На лицо положительные результаты коррекционной работы, нам удалось увеличить развитие игровой деятельности данной группы детей до 2 ого уровня по Эльконину.

На основе полученных данных мы можем утверждать, что уровень развития игровой деятельности детей с лёгкой степенью умственной отсталости, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа, выше уровня развития игровой деятельности у умственно отсталых детей, с которыми данная работа не проводилась. Однако, он всё же значительно отстаёт от уровня игровой деятельности детей с нормальным развитием.

Таким образом, мы можем утверждать, что коррекционная работа по развитию игровой деятельности умственно отсталых детей даёт свои результаты.

Главными принципами обучения умственно отсталых детей игре является наглядность и повторение – такой вывод мы можем сделать исходя из проведённой практической части работы.

В процессе работы подтвердилось то, что систематическая специально организованная коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми предполагает развитие их игровой деятельности.

Об этом свидетельствует то, что дети после проведённой коррекционной работы стали проявлять больший интерес к игре, у них появились некоторые игровые навыки и умения, однако их действия были очень стереотипны и сводились к повторению действий педагога.


Заключение

В ходе проделанной работы выдвинутая нами гипотеза, которая гласит, что коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми будет способствовать развитию их игровой деятельности, была доказана.

Также удалось решить поставленные нами задачи. Было изучено состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.

Игровая деятельность детей с лёгкой степенью умственной отсталостью являются малоизученной темой, поэтому актуальна на сегодняшний день.

Нами были выявлены следующие особенности игровой деятельности детей с нормальным развитием:

- игровая деятельность затронутой нами возрастной категории детей является их ведущей деятельностью;

- у детей проявляется интерес к игре;

- у них имеются игровые навыки и умения;

- сюжетно-ролевая игра у этих детей достаточно хорошо развита.

А у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости были выявлены такие особенности игровой деятельности:

- умственно отсталые не могут самостоятельно овладеть сюжетно-ролевой игрой, которая является ведущей деятельностью у их нормально развивающихся сверстников;

- вся их игра заключается в манипуляциях с предметами и некоторых процессуальных действий с ними;

- речь во время игры детей с недоразвитием интеллекта не выполняет планирующей и регулирующей функции, не отражает содержания игровых действий.

В ходе нашего исследования мы выявили, что умственно отсталые дети в силу своих специфических особенностей эмоционально-волевой сферы и тех трудностей, которые возникают у детей при контакте друг с другом, не могут играть вместе, играют только рядом или поодиночке. Интерес умственно отсталых дошкольников к игре крайне поверхностный и неустойчивый. Игра имеет очень небольшую продолжительность (2 мин.). Наличие элементов сюжета в игре прослеживается нечётко. Дети играют в те игрушки, которые попадаются в их поле зрения, предметы-заместители не используют. Игра дошкольника-олигофрена практически не сопровождается эмоциональным оживлением. В процессе игры только немногие из этих детей сопровождают действия речью. Содержание детских высказываний, как правило, не отражает тех действий, которые они в это время производят. Речь и действия разорваны, они идут параллельно, как бы двумя планами, связи между которыми нет.

Перед педагогом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приёмам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того, чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен.

Ниже приводятся рекомендации по развитию у детей-олигофренов игровых умений и навыков.

Мы можем предложить методику обучения умственно отсталых детей игре, включающая такие компоненты:

- демонстрацию педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;

- последующие введение детей в роль и в игровую ситуацию;

- выполнение детьми игровых действий по подражанию;

- самостоятельное выполнение детьми игровых действий.

Выдвинув задачу углубления и обогащения содержание игровой деятельности дошкольников-олигофренов, мы наметили два основных направления, по которым оно должно было совершаться. С одной стороны, следовало целенаправленно формировать у детей функции замещения путём обучение их использованию в процессе игр различных заместителей… с другой – ставилась задача развивать у детей способность брать на себя разнообразные роли, самим выступать в качестве заместителей.

Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда игра активно формируются и направляются взрослым. Для того, чтобы игра действительно осуществляла функции ведущей деятельности, она должна достичь определённого уровня развития.

После обучения умственно отсталых детей игре у них появится умение создавать и развивать игровую ситуацию, а также принимать на себя роль и действовать в соответствии с нею; откроется перспектива дальнейшего углубления и обогащения содержания игровой деятельности. Именно в этом мы увидели развивающее влияние на психику умственно отсталого ребёнка.

 


Список литературы

отсталый ребенок дошкольный игровой

1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГОПУ, 2014.

2. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сборник научных трудов / Редкол.: В.В, Воронкова (отв. ред.) и др. – М., 2011.

3. Астапов В.М.: Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 216 с.

4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.Н. Герцена; Изд-во «Союз», 2011. – 416 с.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2013.

6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2013. – Т. 5.

7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015.

8. Гаврилушкина Т.М., Соколова А.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 2015.

9. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2012.

10. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2014.

11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 2015

12. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 2012.

13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2014.

14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М., 2010.

15. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития и проблема умственной недостаточности // Проблемы развития психики. – М., 2012.

16. Муранов И.П. Особенности игровых действий // Дефектология – 2012 – №2.

17. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2014. – 488 с.

18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова – М.: Издательский центр «Академия», 2015, – 272 с.

19. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 2013.

20. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонением в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014, – 104 с.

21. Соколова М. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Вопросы психологии. – 2014, – октябрь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.011 с.)