Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты коррекционно-разивающей работы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После проведения 12 занятий по обучению умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевой игре была проведена повторная диагностика игровой деятельности. Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа). Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры; - в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются; - отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки; - ребёнок выполняет в игре роль сына / дочки, водителя машины и медведя. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует. 3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: подробные действия с предметами; - не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий; - игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны; - ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность. 4. Игровые предметы, их характеристика: - связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета; - игрушки: духовка, сковорода, машинка, мишка и пр.; - воображаемые предметы отсутствуют; - предметы-заместители отсутствуют. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре: - трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка; - реальные отношения между детьми с игрой не связаны. 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность; - ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты; - игра возникает под влиянием игрушки и взрослого. 7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок. Особенности уровня притязаний в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную; - от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается; - на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше; - взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №8. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №9. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на том же уровне (I), что и в период проведения прошлой диагностики. Диагностика детей экспериментальной группы. Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры; - в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются, ролевая речь применяется, только редко; - отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки; - ребёнок выполняет в игре роль папы, ребёнка, доктора. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует. 3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: подробные действия с предметами; - наблюдаются некоторые игровые умения и навыки, но ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий; - игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней редко связаны; - ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность. 4. Игровые предметы, их характеристика: - связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета; - игрушки: куклы, домик для кукол и пр.; - воображаемые предметы отсутствуют; - предметы-заместители отсутствуют. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре: - трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка; - реальные отношения между детьми с игрой связаны очень посредственно или вообще не связаны; 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность; - ребёнок развивает один и тот же сюжет около 4х минут; - игра обычно возникает под влиянием игрушки и взрослого. 7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок. Особенности уровня притязаний в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную; - от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается; - на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше; - взятая на себя роль редко соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №10. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №11. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на более высоком уровне, нежели до проведения коррекционной работы, она достигла 2 ого уровня развития по Д.Б. Эльконину. А теперь сравним ролевое поведение в игре нормально развивающихся детей и детей с отклонением в умственном развитии (см. таблицу №12). Таблица №12
Исходя из выше приведённой таблицы мы можем сказать, что развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп после проведения коррекционной работы отличается – игровая деятельность контрольной группы находится на том же уровне, что и раньше, а у экспериментальной группы уровень её развития несколько улучшился. Но всё же обе группы достаточно отстают от нормы. Рассмотрим ролевое поведение в игре экспериментальной группы умственно отсталых детей до проведения коррекционно-развивающей работы и после её проведения (см. таблицу №13).
Таблица №13
На лицо положительные результаты коррекционной работы, нам удалось увеличить развитие игровой деятельности данной группы детей до 2 ого уровня по Эльконину. На основе полученных данных мы можем утверждать, что уровень развития игровой деятельности детей с лёгкой степенью умственной отсталости, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа, выше уровня развития игровой деятельности у умственно отсталых детей, с которыми данная работа не проводилась. Однако, он всё же значительно отстаёт от уровня игровой деятельности детей с нормальным развитием. Таким образом, мы можем утверждать, что коррекционная работа по развитию игровой деятельности умственно отсталых детей даёт свои результаты. Главными принципами обучения умственно отсталых детей игре является наглядность и повторение – такой вывод мы можем сделать исходя из проведённой практической части работы. В процессе работы подтвердилось то, что систематическая специально организованная коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми предполагает развитие их игровой деятельности. Об этом свидетельствует то, что дети после проведённой коррекционной работы стали проявлять больший интерес к игре, у них появились некоторые игровые навыки и умения, однако их действия были очень стереотипны и сводились к повторению действий педагога. Заключение В ходе проделанной работы выдвинутая нами гипотеза, которая гласит, что коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми будет способствовать развитию их игровой деятельности, была доказана. Также удалось решить поставленные нами задачи. Было изучено состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе. Игровая деятельность детей с лёгкой степенью умственной отсталостью являются малоизученной темой, поэтому актуальна на сегодняшний день. Нами были выявлены следующие особенности игровой деятельности детей с нормальным развитием: - игровая деятельность затронутой нами возрастной категории детей является их ведущей деятельностью; - у детей проявляется интерес к игре; - у них имеются игровые навыки и умения; - сюжетно-ролевая игра у этих детей достаточно хорошо развита. А у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости были выявлены такие особенности игровой деятельности: - умственно отсталые не могут самостоятельно овладеть сюжетно-ролевой игрой, которая является ведущей деятельностью у их нормально развивающихся сверстников; - вся их игра заключается в манипуляциях с предметами и некоторых процессуальных действий с ними; - речь во время игры детей с недоразвитием интеллекта не выполняет планирующей и регулирующей функции, не отражает содержания игровых действий. В ходе нашего исследования мы выявили, что умственно отсталые дети в силу своих специфических особенностей эмоционально-волевой сферы и тех трудностей, которые возникают у детей при контакте друг с другом, не могут играть вместе, играют только рядом или поодиночке. Интерес умственно отсталых дошкольников к игре крайне поверхностный и неустойчивый. Игра имеет очень небольшую продолжительность (2 мин.). Наличие элементов сюжета в игре прослеживается нечётко. Дети играют в те игрушки, которые попадаются в их поле зрения, предметы-заместители не используют. Игра дошкольника-олигофрена практически не сопровождается эмоциональным оживлением. В процессе игры только немногие из этих детей сопровождают действия речью. Содержание детских высказываний, как правило, не отражает тех действий, которые они в это время производят. Речь и действия разорваны, они идут параллельно, как бы двумя планами, связи между которыми нет. Перед педагогом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приёмам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того, чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен. Ниже приводятся рекомендации по развитию у детей-олигофренов игровых умений и навыков. Мы можем предложить методику обучения умственно отсталых детей игре, включающая такие компоненты: - демонстрацию педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла; - последующие введение детей в роль и в игровую ситуацию; - выполнение детьми игровых действий по подражанию; - самостоятельное выполнение детьми игровых действий. Выдвинув задачу углубления и обогащения содержание игровой деятельности дошкольников-олигофренов, мы наметили два основных направления, по которым оно должно было совершаться. С одной стороны, следовало целенаправленно формировать у детей функции замещения путём обучение их использованию в процессе игр различных заместителей… с другой – ставилась задача развивать у детей способность брать на себя разнообразные роли, самим выступать в качестве заместителей. Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда игра активно формируются и направляются взрослым. Для того, чтобы игра действительно осуществляла функции ведущей деятельности, она должна достичь определённого уровня развития. После обучения умственно отсталых детей игре у них появится умение создавать и развивать игровую ситуацию, а также принимать на себя роль и действовать в соответствии с нею; откроется перспектива дальнейшего углубления и обогащения содержания игровой деятельности. Именно в этом мы увидели развивающее влияние на психику умственно отсталого ребёнка.
Список литературы отсталый ребенок дошкольный игровой 1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГОПУ, 2014. 2. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сборник научных трудов / Редкол.: В.В, Воронкова (отв. ред.) и др. – М., 2011. 3. Астапов В.М.: Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 216 с. 4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.Н. Герцена; Изд-во «Союз», 2011. – 416 с. 5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2013. 6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2013. – Т. 5. 7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015. 8. Гаврилушкина Т.М., Соколова А.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 2015. 9. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2012. 10. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2014. 11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 2015 12. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 2012. 13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2014. 14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М., 2010. 15. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития и проблема умственной недостаточности // Проблемы развития психики. – М., 2012. 16. Муранов И.П. Особенности игровых действий // Дефектология – 2012 – №2. 17. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2014. – 488 с. 18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова – М.: Издательский центр «Академия», 2015, – 272 с. 19. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 2013. 20. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонением в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014, – 104 с. 21. Соколова М. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Вопросы психологии. – 2014, – октябрь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.011 с.) |