Глава 2. Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей



Процедура исследования

 

Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

Наблюдался процесс игровой деятельности у десяти нормально развивающихся детей и у шестнадцати детей с лёгкой степенью умственной отсталости подготовительной группы детского сада.

Диагностика нормально развивающихся детей.

Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.

Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

Материал: оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой

детей.

Особенности игровой деятельности.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

- ребёнок называет себя именем взрослого до начала игры;

- в качестве средств для реализации роли ребёнок использует игровые действия и предметы, ролевую речь, мимику, пантомимику и интонацию;

- может передать отличительные особенности персонажа, ориентируясь на способы взаимоотношений и нравственные нормы;

- ребёнок в игре предпочитает, в основном, главные роли, соответствующие его половой индефикации.

2. Отношение к правилам игры:

- дошкольник соотносит правила со взятой на себя ролью, действует в соответствии с ними; признаёт справедливость замечаний и изменяет своё поведение в случае нарушения правил, замечает нарушения за другими, мотивирует необходимость выполнять правила тем, что это входит в обязанности его роли.

3. Характеристика игровых действий:

- развёрнутость: сокращённые действия с предметами и действия во внутреннем мысленном плане;

- у ребёнка сформированы игровые умения и навыки: он соблюдает последовательность игровых действий, договаривается о сюжете игры с другими играющими; с помощью игры может отразить функции взрослого;

- взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью: игровые действия завершаются или заменяются речью;

- ребёнок осознаёт, что игровое действие, воображаемая ситуация не реальны, а условны.

4. Игровые предметы, их характеристика:

- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: сначала выбирается сюжет, а потом предмет, а не наоборот;

- игрушки: утюг, расчёска;

- воображаемые предметы: дом, кровать и пр.;

- предметы-заместители: стул – машина, стол, ящик – телевизор и др. использует по своей инициативе, преднамеренно.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:

- дошкольник отражает в игре следующие нормы поведения и функции взрослых: отец делает наставления сыну, ходит на работу;

- реальные отношения между детьми возникают по поводу выбора сюжета, распределения ролей и установления правил;

- конфликты в игре возникают по причине невыполнения игроками правил и невыгодного для ребёнка распределения ролей. Разрешаются с помощью нахождения компромисса.

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

- разнообразие: бытовая, профессиональная деятельность, мультипликационные фильмы;

- ребёнок развивает один и тот же сюжет 10–15 мин.;

- игра возникает по инициативе самого ребёнка;

- в одной игре ребёнок объединяет три сюжета: «дочки-матери», «школа», «работа».

7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения взрослых).

Особенности уровня притязаний ребёнка в игре:

- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнок проявляет инициативу, называя роли другим, берётся только за исполнение главных ролей, избегая второстепенных;

- ребёнок соглашается выполнять незнакомую роль;

- самостоятельность: ребёнок действует сам, не дожидаясь указаний партнёра, берётся за выполнение трудных заданий;

- реакция на неудачу: уровень притязаний несколько снижается при неудаче и повышается после успеха;

- взятая на себя роль соответствует знаниям, умениям и представлениям ребёнка, хотя и не в полной мере.

Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

 


Таблица №1. Протокол наблюдения за игрой

Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания
Количество играющих объединений 2    
Сюжеты игры (тема, продолжительность) «Парикмахерская» (10 мин.), «семейка Симпсонов» (15 мин.)    

 

Таблица №2. Ролевое поведение в игре

Список детей Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
1. Саша А. + + + + +
2. Вера Г. + + - + +
3. Оля Г. + + + + +
4. Настя К. + + + + +
5. Юра М. + + + + +
6. Юля М. + + + - +
7. Женя Н. + + + + +
8. Лена С. + + + + +
9. Серёжа С. + + + + +
10. Саша Ф. + + + + +

 

Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность испытуемой группы детей находится на 4-ом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на достаточно высоком уровне развития.

 

Диагностика дошкольников в лёгкой степени умственной отсталости.

Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа).

Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.

Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

Материал: оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Особенности игровой деятельности.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;

- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются;

- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;

- ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери.

2. Отношение к правилам игры:

- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.

3. Характеристика игровых действий:

- развёрнутость: подробные действия с предметами;

- не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;

- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны;

- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.

4. Игровые предметы, их характеристика:

- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;

- игрушки: весы, касса, куклы, домик для кукол и пр.;

- воображаемые предметы отсутствуют;

- предметы-заместители отсутствуют.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:

- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;

- реальные отношения между детьми с игрой не связаны.

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

- разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность;

- ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты;

- игра возникает под влиянием игрушки и взрослого.

7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.

Особенности уровня притязаний в игре:

- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;

- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;

- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;

- взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.

Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

 

Таблица №3. Протокол наблюдения за игрой

Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания
Количество играющих объединений 0    
Сюжеты игры (тема, продолжительность) «Праздник» (2 мин.), «Поход в магазин» (1 мин.), «Мамина работа» (4 мин.)    

 


Таблица №4. Ролевое поведение в игре

Список детей Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
1. Катя Б. + - - + -
2. Дима В. + - - - -
3. Лиза Д. + - - - -
4. Галя И. + - - - -
5. Коля Н. + - - - -
6. Саша П. + - - + -
7. Катя П. + - - - -
8. Слава Р. + - - - -
9. Женя Ш. + - - + -

 

Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне.

Диагностика детей экспериментальной группы.

Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.

Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

Материал: оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Особенности игровой деятельности.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

- ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;

- в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются;

- отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;

- ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери, хозяина кошки.

2. Отношение к правилам игры:

- дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.

3. Характеристика игровых действий:

- развёрнутость: подробные действия с предметами;

- не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;

- игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны;

- ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.

4. Игровые предметы, их характеристика:

- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;

- игрушки: куклы, кукольная кухня и пр.;

- воображаемые предметы отсутствуют;

- предметы-заместители отсутствуют.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:

- трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;

- реальные отношения между детьми с игрой не связаны.

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

- разнообразие сюжетов: бытовая деятельность;

- ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты;

- игра возникает под влиянием игрушки и взрослого.

7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.

Особенности уровня притязаний в игре:

- отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;

- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;

- на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;

- взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.

Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

 

Таблица №5. Протокол наблюдения за игрой

Показатели игры Результаты наблюдения Оценка воспитателя Примечания
Количество играющих объединений 0    
Сюжеты игры (тема, продолжительность) «На кухне» (2 мин.), «Моя кошка» (2 мин.)    

 

Таблица №6. Ролевое поведение в игре

Список детей Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
1. Лёша К. + - - - -
2. Вера Л. + - - - -
3. Серёжа М. + - - - -
4. Олег С. + - - - -
5. Ваня Т. + - - + -
6. Витя Ш. + - - - -
7. Серёжа Ш. + - - - -

 

Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне.

Т.о. мы можем говорить о том, что игровая деятельность умственно отсталых детей контрольной и экспериментальной групп находится на сравнительно одинаковом уровне и значительно отстаёт от нормы.

А теперь сравним ролевое поведение в игре нормально развивающихся детей и детей с отклонением в умственном развитии (см. таблицу №7).

 

Таблица №7

. Ролевые действия Называние роли Ролевая речь Использование атрибутов роли Соблюдение ролевых правил
Нормально развивающиеся дети 100% 100% 90% 90% 100%
Контрольная группа 100% 0% 0% 34% 0%
Экспериментальная группа 100% 0% 0% 14% 0%

Исходя из выше приведённой таблицы мы можем сказать, что развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп находится на примерно одинаковом уровне и достаточно отстаёт от развития игровой деятельности детей в норме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.038 с.)