Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процедура исследования
Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину. Наблюдался процесс игровой деятельности у десяти нормально развивающихся детей и у шестнадцати детей с лёгкой степенью умственной отсталости подготовительной группы детского сада. Диагностика нормально развивающихся детей. Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок называет себя именем взрослого до начала игры; - в качестве средств для реализации роли ребёнок использует игровые действия и предметы, ролевую речь, мимику, пантомимику и интонацию; - может передать отличительные особенности персонажа, ориентируясь на способы взаимоотношений и нравственные нормы; - ребёнок в игре предпочитает, в основном, главные роли, соответствующие его половой индефикации. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник соотносит правила со взятой на себя ролью, действует в соответствии с ними; признаёт справедливость замечаний и изменяет своё поведение в случае нарушения правил, замечает нарушения за другими, мотивирует необходимость выполнять правила тем, что это входит в обязанности его роли. 3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: сокращённые действия с предметами и действия во внутреннем мысленном плане; - у ребёнка сформированы игровые умения и навыки: он соблюдает последовательность игровых действий, договаривается о сюжете игры с другими играющими; с помощью игры может отразить функции взрослого; - взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью: игровые действия завершаются или заменяются речью; - ребёнок осознаёт, что игровое действие, воображаемая ситуация не реальны, а условны. 4. Игровые предметы, их характеристика:
- связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: сначала выбирается сюжет, а потом предмет, а не наоборот; - игрушки: утюг, расчёска; - воображаемые предметы: дом, кровать и пр.; - предметы-заместители: стул – машина, стол, ящик – телевизор и др. использует по своей инициативе, преднамеренно. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре: - дошкольник отражает в игре следующие нормы поведения и функции взрослых: отец делает наставления сыну, ходит на работу; - реальные отношения между детьми возникают по поводу выбора сюжета, распределения ролей и установления правил; - конфликты в игре возникают по причине невыполнения игроками правил и невыгодного для ребёнка распределения ролей. Разрешаются с помощью нахождения компромисса. 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие: бытовая, профессиональная деятельность, мультипликационные фильмы; - ребёнок развивает один и тот же сюжет 10–15 мин.; - игра возникает по инициативе самого ребёнка; - в одной игре ребёнок объединяет три сюжета: «дочки-матери», «школа», «работа». 7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения взрослых). Особенности уровня притязаний ребёнка в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнок проявляет инициативу, называя роли другим, берётся только за исполнение главных ролей, избегая второстепенных; - ребёнок соглашается выполнять незнакомую роль; - самостоятельность: ребёнок действует сам, не дожидаясь указаний партнёра, берётся за выполнение трудных заданий; - реакция на неудачу: уровень притязаний несколько снижается при неудаче и повышается после успеха; - взятая на себя роль соответствует знаниям, умениям и представлениям ребёнка, хотя и не в полной мере. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №1. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №2. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность испытуемой группы детей находится на 4-ом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на достаточно высоком уровне развития.
Диагностика дошкольников в лёгкой степени умственной отсталости. Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа). Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры; - в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются; - отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки; - ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует. 3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: подробные действия с предметами; - не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий; - игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны; - ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность. 4. Игровые предметы, их характеристика: - связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета; - игрушки: весы, касса, куклы, домик для кукол и пр.; - воображаемые предметы отсутствуют; - предметы-заместители отсутствуют. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре: - трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка; - реальные отношения между детьми с игрой не связаны. 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность; - ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты; - игра возникает под влиянием игрушки и взрослого. 7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок. Особенности уровня притязаний в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную; - от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается; - на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше; - взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №3. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №4. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне. Диагностика детей экспериментальной группы. Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры; - в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются; - отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки; - ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери, хозяина кошки. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует. 3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: подробные действия с предметами; - не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий; - игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны; - ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность. 4. Игровые предметы, их характеристика: - связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета; - игрушки: куклы, кукольная кухня и пр.; - воображаемые предметы отсутствуют;
- предметы-заместители отсутствуют. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре: - трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка; - реальные отношения между детьми с игрой не связаны. 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие сюжетов: бытовая деятельность; - ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты; - игра возникает под влиянием игрушки и взрослого. 7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок. Особенности уровня притязаний в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную; - от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается; - на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше; - взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №5. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №6. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне. Т.о. мы можем говорить о том, что игровая деятельность умственно отсталых детей контрольной и экспериментальной групп находится на сравнительно одинаковом уровне и значительно отстаёт от нормы. А теперь сравним ролевое поведение в игре нормально развивающихся детей и детей с отклонением в умственном развитии (см. таблицу №7).
Таблица №7
Исходя из выше приведённой таблицы мы можем сказать, что развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп находится на примерно одинаковом уровне и достаточно отстаёт от развития игровой деятельности детей в норме.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.35 (0.011 с.) |