Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение
В настоящее время актуализировалась проблема изучения детей с различными органическими нарушениями. На сегодняшний день наибольшее число аномальных детей составляют дети с нарушением интеллекта – это дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью. В нашей работе мы рассмотрим детей с умственной отсталостью. Некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой рождения умственно отсталого ребёнка, не хотят верить, что их ребёнок таковой. Они думают, что их ребёнок в результате долгой и упорной целенаправленной работы с ним станет нормальным. Но ребёнка можно лишь приблизить к норме, достичь его максимального развития, т.е. потенциала, заложенного природой. Поможет этому коррекционная работа с ребёнком. Вся коррекционно-педагогическая работа с детьми осуществляется посредством игр. Поэтому игровая деятельность так важна для детей с нарушением интеллекта. Но дети с проблемами в психофизическом развитии требуют особого подхода в этом плане, так как игровая деятельность у них значительно отстаёт от нормы. Игра имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями, она помогает ребёнку адаптироваться в обществе. Это объясняется тем, что игра является тем видом деятельности, внутри которого может происходить практическое освоение реального социального пространства: ребёнок проигрывает в символических действиях и замещениях отношения людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых по своей воле вводит в игровые сюжеты. Проблема игровой деятельности умственно отсталых детей была изучена Л.Б. Баряевой и А. Зариным, М. Соколовой, Е.А. Стребелевой, Э. Куляшей и др. Объектом исследования являются умственно отсталые дети в возрасте 5–6 лет. Предмет исследования: игровая деятельность умственно отсталых детей. Цель: изучение развития игровой деятельности умственно отсталых детей. Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми будет способствовать развитию их игровой деятельности. Для подтверждения выдвинутой гипотезы предлагается последовательное решение в рамках курсовой работы следующих задач: 1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
2) выявить особенности игровой деятельности детей с нормальным развитием; 3) выявить особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью; 4) разработать практические рекомендации по формированию игровой деятельности умственно отсталых детей. Насколько развивается игровая деятельность умственно отсталых детей под влиянием коррекционно-развивающей работы – такова проблема данной курсовой работы. Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Глава 2. Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей Процедура исследования
Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину. Наблюдался процесс игровой деятельности у десяти нормально развивающихся детей и у шестнадцати детей с лёгкой степенью умственной отсталости подготовительной группы детского сада. Диагностика нормально развивающихся детей. Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок называет себя именем взрослого до начала игры; - в качестве средств для реализации роли ребёнок использует игровые действия и предметы, ролевую речь, мимику, пантомимику и интонацию; - может передать отличительные особенности персонажа, ориентируясь на способы взаимоотношений и нравственные нормы; - ребёнок в игре предпочитает, в основном, главные роли, соответствующие его половой индефикации. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник соотносит правила со взятой на себя ролью, действует в соответствии с ними; признаёт справедливость замечаний и изменяет своё поведение в случае нарушения правил, замечает нарушения за другими, мотивирует необходимость выполнять правила тем, что это входит в обязанности его роли.
3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: сокращённые действия с предметами и действия во внутреннем мысленном плане; - у ребёнка сформированы игровые умения и навыки: он соблюдает последовательность игровых действий, договаривается о сюжете игры с другими играющими; с помощью игры может отразить функции взрослого; - взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью: игровые действия завершаются или заменяются речью; - ребёнок осознаёт, что игровое действие, воображаемая ситуация не реальны, а условны. 4. Игровые предметы, их характеристика: - связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: сначала выбирается сюжет, а потом предмет, а не наоборот; - игрушки: утюг, расчёска; - воображаемые предметы: дом, кровать и пр.; - предметы-заместители: стул – машина, стол, ящик – телевизор и др. использует по своей инициативе, преднамеренно. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре: - дошкольник отражает в игре следующие нормы поведения и функции взрослых: отец делает наставления сыну, ходит на работу; - реальные отношения между детьми возникают по поводу выбора сюжета, распределения ролей и установления правил; - конфликты в игре возникают по причине невыполнения игроками правил и невыгодного для ребёнка распределения ролей. Разрешаются с помощью нахождения компромисса. 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие: бытовая, профессиональная деятельность, мультипликационные фильмы; - ребёнок развивает один и тот же сюжет 10–15 мин.; - игра возникает по инициативе самого ребёнка; - в одной игре ребёнок объединяет три сюжета: «дочки-матери», «школа», «работа». 7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения взрослых). Особенности уровня притязаний ребёнка в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнок проявляет инициативу, называя роли другим, берётся только за исполнение главных ролей, избегая второстепенных; - ребёнок соглашается выполнять незнакомую роль; - самостоятельность: ребёнок действует сам, не дожидаясь указаний партнёра, берётся за выполнение трудных заданий; - реакция на неудачу: уровень притязаний несколько снижается при неудаче и повышается после успеха; - взятая на себя роль соответствует знаниям, умениям и представлениям ребёнка, хотя и не в полной мере. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №1. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №2. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность испытуемой группы детей находится на 4-ом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на достаточно высоком уровне развития.
Диагностика дошкольников в лёгкой степени умственной отсталости. Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа). Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры; - в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются; - отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки; - ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует. 3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: подробные действия с предметами; - не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий; - игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны; - ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность. 4. Игровые предметы, их характеристика: - связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета; - игрушки: весы, касса, куклы, домик для кукол и пр.; - воображаемые предметы отсутствуют; - предметы-заместители отсутствуют. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре: - трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка; - реальные отношения между детьми с игрой не связаны. 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность; - ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты; - игра возникает под влиянием игрушки и взрослого. 7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок. Особенности уровня притязаний в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;
- от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается; - на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше; - взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №3. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №4. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне. Диагностика детей экспериментальной группы. Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой. Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет. Материал: оборудование для игровой деятельности. Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей. Особенности игровой деятельности. 1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре: - ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры; - в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются; - отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки; - ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери, хозяина кошки. 2. Отношение к правилам игры: - дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует. 3. Характеристика игровых действий: - развёрнутость: подробные действия с предметами; - не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий; - игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны; - ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность. 4. Игровые предметы, их характеристика: - связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета; - игрушки: куклы, кукольная кухня и пр.; - воображаемые предметы отсутствуют; - предметы-заместители отсутствуют. 5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре: - трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;
- реальные отношения между детьми с игрой не связаны. 6. Характеристика сюжетов в играх детей: - разнообразие сюжетов: бытовая деятельность; - ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты; - игра возникает под влиянием игрушки и взрослого. 7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок. Особенности уровня притязаний в игре: - отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную; - от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается; - на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше; - взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка. Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.
Таблица №5. Протокол наблюдения за игрой
Таблица №6. Ролевое поведение в игре
Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность умственно отсталых детей данной группы находится на первом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на самом низком уровне. Т.о. мы можем говорить о том, что игровая деятельность умственно отсталых детей контрольной и экспериментальной групп находится на сравнительно одинаковом уровне и значительно отстаёт от нормы. А теперь сравним ролевое поведение в игре нормально развивающихся детей и детей с отклонением в умственном развитии (см. таблицу №7).
Таблица №7
Исходя из выше приведённой таблицы мы можем сказать, что развитие игровой деятельности у детей контрольной и экспериментальной групп находится на примерно одинаковом уровне и достаточно отстаёт от развития игровой деятельности детей в норме. Заключение В ходе проделанной работывыдвинутая намигипотеза, которая гласит, что коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми будет способствовать развитию их игровой деятельности, была доказана. Также удалось решить поставленные нами задачи. Было изучено состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе. Игровая деятельность детей с лёгкой степенью умственной отсталостью являются малоизученной темой, поэтому актуальна на сегодняшний день. Нами были выявлены следующие особенности игровой деятельности детей с нормальным развитием: - игровая деятельность затронутой нами возрастной категории детей является их ведущей деятельностью; - у детей проявляется интерес к игре; - у них имеются игровые навыки и умения; - сюжетно-ролевая игра у этих детей достаточно хорошо развита. А у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости были выявлены такие особенности игровой деятельности: - умственно отсталые не могут самостоятельно овладеть сюжетно-ролевой игрой, которая является ведущей деятельностью у их нормально развивающихся сверстников; - вся их игра заключается в манипуляциях с предметами и некоторых процессуальных действий с ними; - речь во время игры детей с недоразвитием интеллекта не выполняет планирующей и регулирующей функции, не отражает содержания игровых действий. В ходе нашего исследования мы выявили, что умственно отсталые дети в силу своих специфических особенностей эмоционально-волевой сферы и тех трудностей, которые возникают у детей при контакте друг с другом, не могут играть вместе, играют только рядом или поодиночке. Интерес умственно отсталых дошкольников к игре крайне поверхностный и неустойчивый. Игра имеет очень небольшую продолжительность (2 мин.). Наличие элементов сюжета в игре прослеживается нечётко. Дети играют в те игрушки, которые попадаются в их поле зрения, предметы-заместители не используют. Игра дошкольника-олигофрена практически не сопровождается эмоциональным оживлением. В процессе игры только немногие из этих детей сопровождают действия речью. Содержание детских высказываний, как правило, не отражает тех действий, которые они в это время производят. Речь и действия разорваны, они идут параллельно, как бы двумя планами, связи между которыми нет. Перед педагогом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приёмам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того, чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен. Ниже приводятся рекомендации по развитию у детей-олигофренов игровых умений и навыков. Мы можем предложить методику обучения умственно отсталых детей игре, включающая такие компоненты: - демонстрацию педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла; - последующие введение детей в роль и в игровую ситуацию; - выполнение детьми игровых действий по подражанию; - самостоятельное выполнение детьми игровых действий. Выдвинув задачу углубления и обогащения содержание игровой деятельности дошкольников-олигофренов, мы наметили два основных направления, по которым оно должно было совершаться. С одной стороны, следовало целенаправленно формировать у детей функции замещения путём обучение их использованию в процессе игр различных заместителей… с другой – ставилась задача развивать у детей способность брать на себя разнообразные роли, самим выступать в качестве заместителей. Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда игра активно формируются и направляются взрослым. Для того, чтобы игра действительно осуществляла функции ведущей деятельности, она должна достичь определённого уровня развития. После обучения умственно отсталых детей игре у них появится умение создавать и развивать игровую ситуацию, а также принимать на себя роль и действовать в соответствии с нею; откроется перспектива дальнейшего углубления и обогащения содержания игровой деятельности. Именно в этом мы увидели развивающее влияние на психику умственно отсталого ребёнка.
Список литературы отсталый ребенок дошкольный игровой 1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГОПУ, 2014. 2. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сборник научных трудов / Редкол.: В.В, Воронкова (отв. ред.) и др. – М., 2011. 3. Астапов В.М.: Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 216 с. 4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.Н. Герцена; Изд-во «Союз», 2011. – 416 с. 5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2013. 6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2013. – Т. 5. 7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015. 8. Гаврилушкина Т.М., Соколова А.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 2015. 9. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2012. 10. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2014. 11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 2015 12. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 2012. 13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.,2014. 14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М., 2010. 15. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития и проблема умственной недостаточности // Проблемы развития психики. – М., 2012. 16. Муранов И.П. Особенности игровых действий // Дефектология – 2012 – №2. 17. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2014. – 488 с. 18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова – М.: Издательский центр «Академия», 2015, – 272 с. 19. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 2013. 20. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонением в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014, – 104 с. 21. Соколова М. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Вопросы психологии. – 2014, – октябрь.
Введение
В настоящее время актуализировалась проблема изучения детей с различными органическими нарушениями. На сегодняшний день наибольшее число аномальных детей составляют дети с нарушением интеллекта – это дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью. В нашей работе мы рассмотрим детей с умственной отсталостью. Некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой рождения умственно отсталого ребёнка, не хотят верить, что их ребёнок таковой. Они думают, что их ребёнок в результате долгой и упорной целенаправленной работы с ним станет нормальным. Но ребёнка можно лишь приблизить к норме, достичь его максимального развития, т.е. потенциала, заложенного природой. Поможет этому коррекционная работа с ребёнком. Вся коррекционно-педагогическая работа с детьми осуществляется посредством игр. Поэтому игровая деятельность так важна для детей с нарушением интеллекта. Но дети с проблемами в психофизическом развитии требуют особого подхода в этом плане, так как игровая деятельность у них значительно отстаёт от нормы. Игра имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями, она помогает ребёнку адаптироваться в обществе. Это объясняется тем, что игра является тем видом деятельности, внутри которого может происходить практическое освоение реального социального пространства: ребёнок проигрывает в символических действиях и замещениях отношения людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых по своей воле вводит в игровые сюжеты. Проблема игровой деятельности умственно отсталых детей была изучена Л.Б. Баряевой и А. Зариным, М. Соколовой, Е.А. Стребелевой, Э. Куляшей и др. Объектом исследования являются умственно отсталые дети в возрасте 5–6 лет. Предмет исследования: игровая деятельность умственно отсталых детей. Цель: изучение развития игровой деятельности умственно отсталых детей. Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми будет способствовать развитию их игровой деятельности. Для подтверждения выдвинутой гипотезы предлагается последовательное решение в рамках курсовой работы следующих задач: 1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; 2) выявить особенности игровой деятельности детей с нормальным развитием; 3) выявить особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью; 4) разработать практические рекомендации по формированию игровой деятельности умственно отсталых детей. Насколько развивается игровая деятельность умственно отсталых детей под влиянием коррекционно-развивающей работы – такова проблема данной курсовой работы. Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.015 с.) |