Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.М.Буровский, «Евреи, которых не было».
Тема данной главы настолько неприятна, что подберемся мы к ней постепенно. Начнем с цитаты: «А вот рапорт самого майора Дуве: «4 числа поутру в 6 часов атаковали злодеи пригородок Бирск с ужасным криком со всех сторон, считали, что я еще там, но только от меня не одного солдата в оном не имелось, и зажгли со всех сторон вдруг, так что весь город разом згорел»?» [ Орлов, 2007. С.43 ]. Интересно, а кто в этом виноват: Дуве, оствивший город без защиты, или Салават, ворвавшийся в него для сражения с солдатами? Солдат батыр не встретил. О чем Дуве совершенно спокойно сообщил, возможно, глумливо хихикая: не одним башкирам быть неуловимыми, мы тоже многое умеем-с! Участь бирян Дуве, похоже, особо не волновала. И это естественно. Во-первых, сохранить собственный отряд для него важнее, чем сохранить Бирск. Бирск — не Казань, заново отстроят, лесов вокруг много, а за свой деташмент он отвечает. Следующий раз Бирск вновь возьмут даже не лихие башкирские всадники, а сотня марийцев. И вновь «наказали «плохих» чиновников» [ Гвоздикова, 1999. С.437 ]. Во-вторых, кто такие для майора Дуве крестьяне и простой люд? Дворян регулярные отряды забирали с собой, а остальные — либо потенциальные мятежники, либо расходный материал. Тоже христиане, конечно, но сословный эгоизм сильнее. И это совершенно нормально для того времени! Суворов, Михельсон, Кутузов, Пушкин — все они были рабовладельцами. От этого они не становятся менее чтимыми, они — дети своей эпохи. У башкир крепостничества не было никогда. Это — светлая черта их истории, но возможно, именно поэтому у них не было Пушкина, Суворова и т.д. В данных фактах я не нахожу никакого повода для ущербности исторического самосознания как первых, так и вторых. И никакого основания для самовозвеличения. История — она и есть история, в ней всегда есть место прекрасному и грязному, страшному и радостному. Но для успешного функционирования империи было необходимо, чтобы какой-то значимый процент ее трудящегося населения оставался свободным. Екатерина II это со временем поняла, в отличие от большинства современников. Но она еще лучше понимала, что политика есть искусство возможного. Это было возможным только в том случае, если такой слой сможет свою свободу отстаивать. Башкиры и казаки смогли. С великой кровью, но история только ею и пишется. Крестьяне – нет; тогда еще - нет.
Обратимся к дальнейшим претензиям Орлова. Орлов возмущен: «Ни одного солдата в городе!» [ Орлов, 2007. С.43 ]. Но опять же: Салават-то здесь причем? Не он ими командовал! У меня также возникает вопрос: сколько солдат было в рядах штурмовавших город? И выясняется — близко к нулю. По крайней мере, полк Астренева и Шванвича из беглых и пленных солдат, примкнувший к Пугачеву, в этом штурме не участвовал — он был уничтожен до бегства самозванца в Башкирию. Бирск взяли штурмом башкиры. Но башкиры — это народ, а не армия. Истребление их деревень — ужасавшая даже современников расправа над мирным населением. Правда, здесь есть нюанс. Даже юридически, они и казаки — мирное население только до тех пор, пока сами пожелают быть мирным. Если не доводить до греха, оно мирным и останется, посылая ограниченные контингенты на службу государю. Но главное — грань между «мирным» и «немирным» населением у них весьма зыбка. Причем и в их восприятии, и тем более — в восприятии солдат, для которых вообще все башкиры — на одно лицо. А во время гражданской войны эта грань почти исчезает для всех. Но окружающих обычно воспринимают по своему образу и подобию. Следовательно, разницу между «мирным» и «немирным» населением воспринимают не всегда, тем более — в пожаре Смуты. И башкиры — русских, и русские башкир. Тем более что власти 200 лет подряд, включая пугачевщину, сколачивали из «мирного» населения ватаги «вольницы» — вооруженных мародеров, и натравливали их на аулы башкир (встреча с дружинами башкирских воинов оказывалась для этакой «вольницы» обычно последней: все-таки «казаками рождаются»). И здесь мы переходим к очень больному вопросу. Который я бы ни за что не затронул, если бы эту гнойную рану нашей истории не начал демонстративно вскрывать Орлов, размазав ее на четыре страницы с совершенно превратными комментариями [ Орлов, 2007. С.48-52 ]. (Только не нужно думать, что у других народов подобного безобразия не творилось — и похлеще бывало, от Японии до Ирландии). Переходим к печальной участи некоторых крестьян, обращенных башкирами в невольников. Но ведь большинство из них почти не изменило свой статус! Их просто отобрали одни хозяева у других. Не обязательно башкиры, точно так же поступали яицкие и любые казаки. А в Уложенной комиссии, прообразе Думы при Екатерине Великой, настоятельно требовали узаконить для них право иметь своих крепостных! Именно башкирские депутаты: Туктамыш Ижбулатов и Базаргул Юнаев (позже — полковник и фельдмаршал у Пугачева соответственно) были единственными, кто подобного не потребовал. Потому что именно для башкир рабство, работорговля и рабовладение были не характерны и в целом не нужны.
На войне действовали определенные правила, писаные и неписаные. «В поле — две воли», т.е. все зависело от поведения самого человека. Способен себя защитить или принадлежишь уважаемой общине, или воюешь за нас — ты свободный человек. Если нет — игрушка случая. Об этом наглядно свидетельствует описанная Орловым судьба 13 крестьян: пока они шли с башкирами — никто их не трогал, хотя ясно, что великой боевой ценности пахари из себя не представляли. Отошли от Пугачева, остались и без хозяина, и без вождя — их немедленно забрал из леса «полковник» Кутлугильда Абдрахманов в качестве дешевой рабсилы. Таково было время — «Кто не с нами, тот против нас»! Именно этот случай свидетельствует, что обращение в невольников не было самоцелью — только эпизодом. Пленных обращали в невольников в то время все — от Квебека до Киото. Добытый на войне превращался в «ясыр», т.е. лишался любого статуса. Но у башкир — временно, а в России — навсегда. Дети немногочисленных ясырей у башкир становились равноправными членами общины — не самыми уважаемыми, конечно, но это уже зависело от личных качеств [ БНТ, баит «Мамбет» ]. А потомки пленных башкир, закрепощенных и угнанных в Россию, оставались крепостными до 1861 года. Да и сам христианский «ясыр» у башкир всегда мог получить свободу — обратившись в Ислам. Потому что мусульманин, по Корану, не может быть рабом. Правда, за такое освобождение по букве законов империи могли и сжечь живьем [ Письмо Батырши, 1993. С.150-151 ]. И обратившегося, и обратившего. Впрочем, применялось сие крайне редко, русские люди были очень привержены к своей вере. В Башкортостане подобные случае вообще не зафиксированы — я думаю, еще потому, что, во-первых, примеров обращения в «ясыр» христиан башкирами было мало. (Правда, известно два случая казни за обратный переход в Ислам новокрещеных, но опять же в обстанвке массовых казней пленных башкир, после пятилетней, очень жестокой войны, в 1741 году). Во-вторых, в отличие от мусульман Крыма и Кавказа, башкиры всегда были очень веротерпимы [ С.Г. Рыбаков ] и вряд ли ставили вопрос о смене веры, а если такое случалось, тайна свято хранилась всеми заинтересованными сторонами. Российская администрация использовала понятие «ясыр» в официальной переписке постоянно. И на практике. По признаниям Кирилова, Тевкелева, Румянцева, Татищева, число пленных башкир, особенно женщин и детей (их легче захватить), исчислялось десятками тысяч. С эксцессами со стороны башкир в пугачевщину масштабы явления просто несопоставимы. Даже во время перемирия начальство, обмениваясь с башкирами захваченным в период боевых действий «ясыром» из мирного населения, категорически отказывалось возвращать тех, кто уже крещен и закрепощен [ Материалы по истории Башкортостана, 2002. С.206 ]. Говорю об этом не для того, чтобы «обмениваться обидами», что было бы глупым и бесплодным занятием. Причем товарищ Орлов, по моему мнению, именно такое занятие сознательно провоцирует.
Говорю для того, чтобы показать — захват крестьян, оставшихся без хозяев, не был явлением, сущностным и характеризующим движение Кинзи и Салавата. Все познается в сравнении. Да, условия труда пленных могли быть более тяжелыми. Башкирские аулы сами были разорены Смутой, и подневольным людям оставалось немногое. Любая неволя — это страшно. Конечно, в большинстве заводчане и без того были крепостными или приписанными к рудникам и шахтам, но все же — чуждый быт, язык, вера, отрыв от родной, пусть крепостной общины… Кроме того, у башкир не сложилось отлаженного крепостного, рабовладельческого быта. Порабощение было актом случайным, а потому произвола было больше. В отличие от казахов, не занимались они и транзитной работорговлей — исключения только подтверждают правило. Т.е. случалась продажа «ясыря» в военное время, и в «законных» войнах поощрялось российским начальством: что в походе с фельдмаршалом Б.П. Шереметьевым на шведскую Прибалтику, что против казахов. Но существенного влияния на их хозяйство, следовательно, культуру, не оказывало. А у казахов — оказывало.«Одной из ближайших крепостей к Преображенскому заводу была Уртазымская, защищавшая тогда южную границу России от набегов кочевников. В мае 1774 года она была захвачена башкирами …В образовавшиеся на границе России дыры хлынут киргизы-кочевники. К декабрю 1774_го ими будет захвачено и уведено в рабство более трех тысяч человек: казаков, башкир, крестьян!» [ Орлов, 2007. С.44 ]. Об этом писала и И.М. Гвоздикова. Здесь С.А. Орлов написал правду. Но не всю. Вместо осмысления события — вновь нагнетание бессмысленных эмоций. На мой взгляд, главный урок произошедшего состоял в следующем. Маленькая Уртазымская крепость не закрывала огромную границу. Она была одной из опорных точек для настоящих защитников границы: казаков и башкир. В них можно было отдохнуть, запастись фуражом, едой и боеприпасами отрядам башкир, ведущим нескончаемую степную вендетту, или получить помощь либо отсидеться под прикрытием пушек до подхода подмоги, если южные соседи нагрянут в слишком превосходящем количестве. В гарнизонах вместе с солдатами обязательно служили казаки, и часто — башкиры. Без башкир эта линия до подхода частей из России оказалась беззащитна, тем более — против самих башкир, за два столетия получивших огромный кровавый опыт войны с регулярными частями. Опыт, которого не хватало казахам. Происшествие показало, что случится с краем, если вечные стражи рубежей перестанут их охранять, и более того, примутся сами воевать с властью, защищая свои интересы. Последствия не только для государства, но и для всего населения ожидались самые печальные.
За один набег казахи, почти не участвовавшие в восстании, увели много больше народу, чем башкиры, целиком охваченные и ожесточенные яростной Смутой с самого ее зарождения — за все время пугачевщины. Именно башкиры не дали Приуралью превратиться в Дикое Поле наподобие Причерноморья. Т.е. веками защищали население от чужеземного рабства, от того явления, в котором Орлов их обвиняет! Но главное — мы чтим память не старшин, обративших пленных в невольников, а конкретного Салавата Юлаева, за которым ничего подобного ни документально, ни в фольклоре не зафиксировано. Потому что народ выбирает для эпоса самые светлые, пусть и трагические черты своей биографии. Крепостное право и взятие в ясыр в них не входит. Орлов желает, чтобы входили? В Москву за правдой Вот приедет барин, барин нас рассудит.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.007 с.) |