Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евангельские заповеди блаженства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В них Господь начертал образец жизни, свойственной Его последователям, не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом. Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству, начертывая к нему путь: "В нагорной беседе Иисус Христос даёт заповеди выше древних, "предлагает путь к божественному и небесному образу жизни", – Иоанн Златоуст. Отличительные особенности учения о блаженствах: в изречениях о блаженстве начертан такой идеал нравственной жизни, которым упорядочивается внутренняя жизнь человека, его внешняя жизнь и деятельность является необходимым следствием его внутреннего настроения; "нравственные требования, излагаемые здесь, не являются чем-то чуждым, несвойственным человеку, они напротив есть требования самой нравственной природы человека, стремящегося к истинной нравственной деятельности и совершенству. Исполняя их, человек доставляет своей душе истинное блаженство; внешняя форма изречений не категорическая, но условная и предоставляет человеку полную свободу. Господь не говорит "будьте...", на "блаженны те, кто будет...", но эта условная форма, соответствующая состоянию человека, освободившегося от рабского подзаконного состояния и получившего свободу, нисколько не умаляет силы обязательности для человека этих нравственных требований, но ещё более возвышает их силу, человек как свободный и будет судим по закону свободы. Нравственные требования в изречениях о блаженстве излагаются в строгой постепенности. Человек от лёгких подвигов возвышается к более трудным, от низших к высшим, так что каждая последующая ступень является естественным следствием предыдущей. Таким образом, все заповеди начертывают путь постепенного восхождения к высшему нравственному совершенству, представляя собой лестницу христианских добродетелей, по которой человек последовательно восходит к высшим ступеням совершенства. Внутреннюю связь христианских добродетелей и заповедей объясняют святые Отцы: "От первой заповеди пролагая путь к последней, Иисус Христос сплёл нам законную цепь, ибо смиренный будет и оплакивать свои грехи, оплакивающий сделается кротким, тихим и милостивым, милостивый – праведным и чистым и сокрушённым сердцем, а такой бывает миролюбивым. Кто же достигает всего этого, тот будет готов к опасностям. Не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий." Свт.Иоанн Златоуст. Иисус Христос начал Нагорную проповедь с разговора о счастье человека, как его иметь и удержать. То, что Он открыл истину о счастье, свидетельствует, что приобрести счастье и быть счастливым человек может только с Богом и в Боге, Который есть Полнота. Сам поиск счастья сопряжён с его неполнотой. Блаженство резко отличается от наших представлений о счастье. Мы забываем, что наше представление о нём, как и всё человеческое, искажено и несовершенно. Пребывание в плену собственных представлений делает нас неспособными к реальному счастью, которое каждому из нас предлагает Провидение. Воображаемое счастье никогда не будет реальным. Во имя своих превратных представлений мы часто жертвуем Божественной реальностью, которую не воспринимаем из-за её несоответствия нашим представлениям. Становясь "императорами иллюзий", мы разочаровываемся, восприниммаем счастье как судьбу, говорим, что так суждено. Блаженства Нагорной проповеди – это вызов нашим стереотипам счастья, реальное наше счастье зависит от того, сможем ли мы сделать шаг от фантомов нашего сознания к реальности, предлагаемой Иисусом Христом. Наша ошибка в понимании счастья заключается в том, что мы забываем, что счастье сопряжено с тайной страданий, сначала Иисуса Христа, а потом и нас, как Его последователей. Принципиальным в блаженстве Христа является понимание того, что счастье переживается через свободное устремление, через выбор человека. Бог являет человека свободным, потому богоподобным, а в Его словах ни малейшей категоричности, нет повеления. Блаженство нельзя передать, получить, его можно лишь пережить на уровне личности. Потому Иисус Христос говорит лишь о том, какими люди могут быть, открывая верные пути к счастью, но решение человек принимает сам. Евангельские советы. В христианском нравственном учении различают так называемые "советы", в отличие от Евангельских заповедей. Говорят, что исполнение этих советов необязательно для всех и составляет нечто сверхдолжное, так что христианин, исполняющий их, отличается высшим нравственным совершенством, при этом ссылаются на беседу Иисуса Христа с богатым юношей. В ней Спаситель различает 2 пути к блаженству: 1) исполнение заповедей, необходимое для всех людей; 2) высшее совершенство, за которое обещается высшая награда на небе. Путь этот – в полном следовании за Иисусом Христом. Подтверждение этого мнения находят в самом Св. Писании, где различают заповеди (как обязательное для всех правило жизни) и так называемые советы (как особенные, не для каждого обязательные предприятия). В Св.Писании встречается много советов, обращённых к отдельным лицам, находящимся в определённых условиях и обстоятельствах жизни (совет юноше о продаже имения Мф.19,21, совет Павла коринфянам оставаться по нуждам современности в состоянии девства 1Кор 7,8; 25-26). "Такой взгляд на евангельские советы присущ римо-католическим богословам, а православной точкой зрения является мнение, что нет никакого основания различать в нравственном поведении человека должное и сверхдолжное, ибо всё то, что ведёт человека к нравственному совершенству, есть для него безусловное и обязательное требование. Закон как выражение воли Божией и эти евангельские советы – это те же заповеди Божии, безусловно обязательные для лиц, находящихся в известных условиях. Это тот же закон, только в его индивидуальном выражении" – так говорит Шиманский; Мф.5,48; Лк.17,10; Пс.118,196; Мф.19,16-21; Мф.19,10-12. Последняя ссылка указывает на тех, кто может вместить. Шиманский: "да вместит" – это не совет, а положительное нравственное требование, а "кому дано" и "кто может вместить" указывает на тех людей, для которых достижение Царства Небесного и нравственного совершенства невозможно без подвига безбрачной жизни. Из этого следует вывод, что в нравственном учении евангельские советы имеют значение заповедей Божиих, но только в применении их к складу жизни тех или иных лиц: "Вообще нужно помнить, что Православная Церковь не ставит перед людьми различных нравственных идеалов – высших и низших, а всем указывает один идеал – богоподобие и одну цель – богообщение, но пути к этому идеалу могут несколько изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей человека," – Шиманский. Вопрос несколько сложнее; Авва Дорофей так говорит о Евангельских советах: "Заповеди Христовы даны всем христианам и всякий христианин обязан исполнять их, они – дань, должная царю, и кто отрекающийся давать дань царю избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дань царю, но приносят ему и дары – такие сподобляются великой чести, наград и достоинств... Дары же сии суть: девство и нестяжание. Это не заповеди но дар, ибо нигде не сказано в Писании: не бери жены, не имей детей." По поводу Евангельского юноши Авва Дорофей: "Он не сказал: "продай имение твоё" повелевая, но советуя, ибо слова:"аще хощеши" – не слова повелевающего, но советующего." Поуч. 1-е "об отвержении мира" Зорин в труде "Аскетизм по православному учению" (своё утверждение обосновывает ссылкой на Григория Нисского и Григория Богослова): "Никакая достигнутая человеком ступень совершенства, как бы она ни была высока, не может и не должна считалься окончательной, верховной, достаточной, так что на ней можно было бы остановиться и успокоиться – нравственное совершенствование бесконечно. Никаких пределов и границ для него не существует. Требование нравственного совершенства в связи с идеей богоподобия никогда не позволит человеку остановиться на каком-либо пункте своего нравственного развития. Напротив, оно непрерывно побуждает его раздвигать границы своего нравственного развития, в направлении к безусловному идеалу всякого совершенства, живому отображению в себе Бога, путём действительного уподобления Ему." Григорий Нисский: "Непрестанное возрастание на пути к лучшей жизни – вот дорога к совершенству души, ведь для того, кто совершает подобное восхождение на протяжении всей жизни, нет ничего невозможного в том, чтобы постоянно оказываться выше самого себя. Его жизнь оказывается подобна орлу, кружащей в заоблачных высотах, по воздуху мысленного восхождения." Симеон Новый Богослов: "Внешний мир христианский не сподобился, не потрудился достигнуть иного века и воскресения из мертвых, где ни женятся, ни замуж выходят, но бывают как ангелы на небесах." Ещё одно мнение, по которому "евангельские советы" есть точный и верный путь к совершенству, заповеданный нам Иисусом Христом, который не может вместить в себя внешний христианский мир. Люди внешнего мира "... трудятся над продолжением века сего, продолжением тленного, смертного бытия, им неведомо иное бытие, вечное, бессмертное, ангельское, неведомо воскресение, бывающее здесь прежде общего воскресения." ("Умное делание потворениям Св.Отцов").
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.01 с.) |