Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение нравственного богословия к догматическому.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Догматика, как христианское учение о вере (Рим.3,27) имеет нравственный характер, так как она трактует об откровении Личного Бога, Который обращается к свободной личности человека и нравственное богословие, как учение о христианской жизни, в свою очередь, имеет догматический характер, так как оно говорит о такой свободной жизни, которая оживотворена верой и все положения нравственного богословия основываются на догматическом вероучении. "Достойнейшим делом христианского любомудрия будет исследование о том, какая нравственная идея содержится в каждом догмате. (Митр.Антоний Храповицкий, т.3, стр.10, СПб.1910г.) "Бог есть Дух и поклоняться Ему должно в духе и истине". Ин.4,24. Эта истина – нравственная, которая стоит в зависимости с догматами и между ними – генетическая связь. Учение о Боге, Его отношении к миру, человеку и составляет содержание догматики, а учение об отношениях человека с Богом (сотериология, искупление, дары благодати, свободное следование за Иисусом Христом) – и составляет предмет нравственного богословия. В догматическом богословии Царство Божие изображается так, как оно было изначально уготовано для человека и как снова было приобретено для человека чрез Иисуса Христа. В нравственном богословии изображается то, как это Царство, все истины богооткровения, свободно усваиваются человеком, как на самом деле каждый человек освящается, как из людей освященных образуется благодатное Царство Божие. Учение об освящении изучается как в нравственном богословии, так и в догматическом, но в догматическом – с точки зрения благодати, а в нравственном – с точки зрения свободной воли человека. Догматическое говорит: "Бог производит в нас хотение и действие по своему благоволению" Флп.2,3 А нравственное богословие: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" Флп.2,12. Учение о лице Иисуса Христа принадлежит обеим наукам, но в догматическом Он – Искупитель и Спаситель падшего человека, а в нравственном – как образец и пример для подражания, как нравственный идеал. Учение о нравственном Законе Божием составляет предмет как нравственного богословия, так и догматического, но в догматическом этот закон рассматривается с точки зрения Откровения Божия и Его воспитательного руководства человеческим родом. В нравственном богословии – с точки зрения человеческой деятельности, как обязательная норма для воли и поведения человека, как нравственный долг человека, развивается в целую систему обязанностей. Учение о грехе в догматическом богословии рассматривается как раз и навсегда совершённое по попущению Божию нарушение Его заповеди, как повреждение природы человека, которую каждый человек наследовал от прародителей. Первородный грех имеет в своей природе предрасположенность ко злу и зачатки болезни или семя смерти, но в нравственном богословии грех – это, преимущественно, ненормальность самосознательной, свободной жизни человека, не просто как природное, но произвольно наживаемое нами расположение ко злу. В догматическом богословии грех – это всеобщее состояние, проявляющееся сообразно с необходимыми законами естественное развитие. В нравственном богословии греховность рассматривается в личных, свободных разнообразных проявлениях. "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать". Рим.11,32 – эта истина догматического богословия; "В искушении никто не говори: Бог меня искушает, ибо Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" Иак.1,13 – эта истина нравственного богословия. Обе науки имеют дело с цельным христианским учением, это не две части, но две стороны цельного учения; догматическое богословие, если бы не имело в виду христианского вероучения, то оправдание человека было бы основанием без выводов (голой науки), собранием силлогизмов[1] без заключения. Учение Учение веры без нравственности оставалось бы без применения в жизни и не приносило бы пользы, как знание без приложения к деятельности. (Мф.7,19-23; Иак.2,14). Также и христианская мораль, если отрешится от догматического учения о Боге, (т.е. дела без веры), Творце, Промыслителе, Искупителе человека, Спасителе, Судье и Мздовоздаятеле, цели будущего века, – то она станет заключением без посылок. Нравственность без изучения веры не имела бы устойчивости (как здание без фундамента или основания) Евр.11,6, Мф.7,24-27. "Для жизни благочестивой необходимо то и другое: и благочестивые догматы и добрые дела. И догматы без добрых дел не благоугодны Богу, и дела, совершаемые без догматов благочестивых, не приемлются Богом. Что пользы хорошо знать догматы о Боге и срамно действовать." – свт. Кирилл Иерусалимский. "Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни... Если мы содержим здравые догматы, но нерадим о жизни – нам не будет никакой пользы от догматов. Если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах – и в этом случае не будет пользы." – Иоанн Златоуст. "Будем стараться хранить в душах своих здравые догматы, а вместе с тем вести и правильную жизнь, чтобы жизнь свидетельствовала о догматах и догматы сообщали жизни твёрдость" – он же. О вероучительных истинах, которые служат основанием для христианской этики, догматическое богословие говорит очень подробно. Нравственное богословие, предполагая эти истины известными, своим предметом ставит освящение человека и святую жизнь его, касаясь догматических истин настолько, насколько они уясняют и раскрывают нравственные истины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.008 с.) |