Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение нравственного богословия к догматическому.

Поиск

Догматика, как христианское учение о вере (Рим.3,27) имеет нравственный ха­рак­тер, так как она трактует об откровении Личного Бога, Который обращается к сво­бодной личности человека и нравственное богословие, как учение о христианской жизни, в свою очередь, имеет догматический характер, так как оно говорит о такой свободной жизни, которая оживотворена верой и все положения нравственного богословия основываются на догматическом вероучении. "Достойнейшим делом христианского любомудрия будет исследование о том, какая нравственная идея содержится в каждом догмате. (Митр.Антоний Храповицкий, т.3, стр.10, СПб.1910г.)

"Бог есть Дух и поклоняться Ему должно в духе и истине". Ин.4,24.

Эта истина – нравственная, которая стоит в зависимости с догматами и между ни­ми – генетическая связь. Учение о Боге, Его отношении к миру, человеку и состав­ля­ет содержание догматики, а учение об отношениях человека с Богом (сотерио­ло­гия, искупление, дары благодати, свободное следование за Иисусом Христом) – и со­ста­в­ляет предмет нравственного богословия. В догматическом богословии Царст­во Божие изображается так, как оно было изначально уготовано для человека и как сно­ва было приобретено для человека чрез Иисуса Христа. В нрав­ственном бого­сло­вии изображается то, как это Царство, все истины богооткровения, свободно усваи­ваются человеком, как на самом деле каждый человек освящается, как из людей освященных образуется благодатное Царство Божие.

Учение об освящении изучается как в нравственном богословии, так и в догматическом, но в догматическом – с точки зрения благодати, а в нравственном – с точки зрения свободной воли человека.

Догматическое говорит: "Бог производит в нас хотение и действие по своему благоволению" Флп.2,3

А нравственное богословие: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" Флп.2,12.

Учение о лице Иисуса Христа принадлежит обеим наукам, но в догматическом Он – Искупитель и Спаситель падшего человека, а в нравственном – как образец и пример для подражания, как нравственный идеал.

Учение о нравственном Законе Божием составляет предмет как нравственно­го богословия, так и догматического, но в догматическом этот закон рас­сматри­вает­ся с точки зрения Откровения Божия и Его воспитательного руководства челове­чес­ким родом. В нравственном богословии – с точки зрения человеческой деятельно­сти, как обязательная норма для воли и поведения человека, как нравственный долг человека, развивается в целую систему обязанностей. Учение о грехе в догматиче­ском богословии рассматривается как раз и навсегда совершённое по попущению Божию нарушение Его заповеди, как повреждение природы человека, которую каж­дый человек наследовал от прародителей. Первородный грех имеет в своей приро­де предрасположенность ко злу и зачатки болезни или семя смерти, но в нравствен­ном богословии грех – это, преимущественно, ненормальность самосознательной, сво­бод­ной жизни человека, не просто как природное, но произвольно наживаемое нами расположение ко злу. В догматическом богословии грех – это всеобщее со­стоя­ние, проявляющееся сообразно с необходимыми законами естественное разви­тие. В нравственном богословии греховность рассматривается в личных, свободных разнообразных проявлениях.

"Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать". Рим.11,32 – эта истина догматического богословия;

"В искушении никто не говори: Бог меня искушает, ибо Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" Иак.1,13 – эта истина нравственного богословия.

Обе науки имеют дело с цельным христианским учением, это не две части, но две стороны цельного учения; догматическое богословие, если бы не имело в виду христианского вероучения, то оправдание человека было бы основанием без выводов (голой науки), собранием силлогизмов[1] без заключения.

Учение Учение веры без нравственности оставалось бы без применения в жизни и не приносило бы пользы, как знание без приложения к деятельности. (Мф.7,19-23; Иак.2,14). Также и христианская мораль, если отрешится от догматиче­ско­го учения о Боге, (т.е. дела без веры), Творце, Промыслителе, Искупителе чело­ве­ка, Спасителе, Судье и Мздовоздаятеле, цели будущего века, ­– то она станет заклю­чением без посылок. Нравственность без изучения веры не имела бы устойчи­во­сти (как здание без фундамента или основания) Евр.11,6, Мф.7,24-27.

"Для жизни благочестивой необходимо то и другое: и благочестивые догматы и добрые дела. И догматы без добрых дел не благоугодны Богу, и дела, совер­шаемые без догматов благочестивых, не приемлются Богом. Что пользы хорошо знать догматы о Боге и срамно действовать." – свт. Кирилл Иерусалимский.

"Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни... Если мы содержим здравые догматы, но нерадим о жизни – нам не будет никакой пользы от догматов. Если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах – и в этом случае не будет пользы." – Иоанн Златоуст.

"Будем стараться хранить в душах своих здравые догматы, а вместе с тем вести и правильную жизнь, чтобы жизнь свидетельствовала о догматах и догматы сообщали жизни твёрдость" – он же.

О вероучительных истинах, которые служат основанием для христианской этики, догматическое богословие говорит очень подробно. Нравственное богосло­вие, предполагая эти истины известными, своим предметом ставит освящение человека и святую жизнь его, касаясь догматических истин настолько, насколько они уясняют и раскрывают нравственные истины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.008 с.)