Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ и подобие божие в человеке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
"Человек – микрокосм, по утверждению древних мудрецов, которые не замечали, что человек обладает в то же время качествами мошек и мышей," – Григорий Нисский. То есть античная философия говорит лишь о величии человека, а Давид напоминает: "аз есмь червь." Подлинное величие человека – не в том, что его объединяет с тварью, а в том, что его роднит с Богом. Библия говорит, что настоящая слава и величие человека заключается в том, что он сотворён по образу и подобию Божию. Откровение не уточняет, в чём именно заключается наша сообразность Богу. Быт.1,26-27. Св. Отцы разнообразно определяют образ Божий в человеке, но в первую очередь они усматривают его в силах души. Категории сил души (варианты,которые встречаются в учении Св.Отцов, их 4): 1. а) ум (он рождает мысль или внутреннее слово) б) чувства в) воля. 2. а) ум; б) слово; в) дух. 3. а) сила словесности (ум); б) сила желания (воля); в) сила мужества (ярость). 4. а) ум или дух; б) разум или интеллект; в) свобода самоопределения. Григорий Синаит указывал, что образ Божий в человеке устроен по образу Св. Троицы: "По сему примеру человек носит слабый образ ниезреченной и началообразной Троицы, показывая и в этом своё по образу Божию создание." "В силе словесности напечатлён Образ Троицы... Что же такое Образ Божий, если не ум?" – Иоанн Дамаскин "Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага." – Григорий Нисский. Человек носит образ Божий в высших свойствах души: а) бессмертие души; б) свобода воли; в) разум; г) способность к чистой и бескорыстной любви. Некоторые отцы, как Ириней Лионский, Григорий Палама, Григорий Нисский считали, что не только в душе, но и в теле человека заключается образ Божий. По причине привязанности души к телу, образ Божий динамично охватывает всего человека. По учению Филиппа Пустынника, человек оказался на земле высшим существом, наделённым властью над всем остальным тварным миром: "Как Бог всех содержит владычество, также дал и тебе власть над бессловесными и животными" – в его произведении "Зерцало" душа разговаривает с телом. Величайший дар Бога человеку – "самовластие, власть над собой, свобода воли." Три высшие духовные способности (по Филиппу): 1. Словесная (to logikon); 2. обладательная (to arcikon); 3. самовластная (to autexikon). Эти три силы и составляют в человеке образ Божий. "По образу убо Бог дарова" – Филипп Пустынник. Душа (дух), ум, внутреннее (мысль) – "они есть языком произносимые", то, что говорится во вне, т.е. слово, напоминают Троицу: "Неразлучаемы они когда-либо (силы души) или, сверх того, рассекаемы, или, отнюдь, расстоят друг от друга. Три эти (силы) также, как и Отец никогда не может отлучиться от Св.Духа или Сына же и Слова. Едина сила Тех и едино Царство также и этих, устроенное по образцу естество едино и неразлучно: ум и душа (дух) и слово." – Филипп Пустынник. Подобие Божие человек должен достигать; оно состоит в гармонии трех сил души по подобию взаимопроникновения в любви Лиц Пресвятой Троицы и устремлений этих сил (всего человека) к Богу. "Выражение "по подобию" означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека." – Иоанн Дамаскин. "По образу Божию есть всякое свойство разумное, по подобию же – одни добрые и мудрые." – Максим Исповедник. По Филиппу Пустыннику (Монотропу) подобным Богу человек бывает, когда поступает кротко и милостиво: "путём уподобления возводясь к Нему". В процессе богоуподобления человек совершенствуется как личность. Личность больше природы, она содержит природу и, в определённом смысле, свободна по отношению к ней. Избирая добродетель, личность совершенствует свою природу. Вместе с тем добродетель, жизнь – это послушание Богу и отказ от своеволия, от собственной власти над природой, в этом отказе от своей самости, от желания самоутверждения, человек обретает подлинную духовную свободу. Ин. 8,31-32: "Если пребудете во Мне, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными." Жертвуя своей природой ради любви к Богу и к ближнему, человек духовно обогащается. Кто теряет душу ради Христа и Евангелия – тот обретёт её в вечной жизни в полноте обожения. Мф.16,25. "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её." Ин.12,25. "Любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её для жизни вечной." Напротив, если человек руководствуется природными инстинктами – он деградирует как личность. Несоответствие между образом и подобием, искажение в себе образа Божия, станет источником вечных мучений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.007 с.) |