Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ и подобие божие в человеке.

Поиск

"Человек – микрокосм, по утверждению древних мудрецов, которые не замечали, что человек обладает в то же время качествами мошек и мышей," – Григорий Нисский. То есть античная философия говорит лишь о величии человека, а Давид напоминает: "аз есмь червь." Подлинное величие человека – не в том, что его объединяет с тварью, а в том, что его роднит с Богом. Библия говорит, что настоящая слава и величие человека заключается в том, что он сотворён по образу и подобию Божию. Откровение не уточняет, в чём именно заключается наша сообразность Богу. Быт.1,26-27.

Св. Отцы разнообразно определяют образ Божий в человеке, но в первую очередь они усматривают его в силах души.

Категории сил души

(варианты,которые встречаются в учении Св.Отцов, их 4):

1. а) ум (он рождает мысль или внутреннее слово)

б) чувства

в) воля.

2. а) ум;

б) слово;

в) дух.

3. а) сила словесности (ум);

б) сила желания (воля);

в) сила мужества (ярость).

4. а) ум или дух;

б) разум или интеллект;

в) свобода самоопределения.

Григорий Синаит указывал, что образ Божий в человеке устроен по образу Св. Троицы: "По сему примеру человек носит слабый образ ниезреченной и начало­образной Троицы, показывая и в этом своё по образу Божию создание."

"В силе словесности напечатлён Образ Троицы... Что же такое Образ Божий, если не ум?" – Иоанн Дамаскин

"Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага." – Григорий Нисский.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души:

а) бессмертие души;

б) свобода воли;

в) разум;

г) способность к чистой и бескорыстной любви.

Некоторые отцы, как Ириней Лионский, Григорий Палама, Григорий Нисский считали, что не только в душе, но и в теле человека заключается образ Божий.

По причине привязанности души к телу, образ Божий динамично охватывает всего человека. По учению Филиппа Пустынника, человек оказался на земле высшим существом, наделённым властью над всем остальным тварным миром: "Как Бог всех содержит владычество, также дал и тебе власть над бессловесными и животными" – в его произведении "Зерцало" душа разговаривает с телом.

Величайший дар Бога человеку – "самовластие, власть над собой, свобода воли." Три высшие духовные способности (по Филиппу):

1. Словесная (to logikon);

2. обладательная (to arcikon);

3. самовластная (to autexikon).

Эти три силы и составляют в человеке образ Божий.

"По образу убо Бог дарова" – Филипп Пустынник.

Душа (дух), ум, внутреннее (мысль) – "они есть языком произносимые", то, что говорится во вне, т.е. слово, напоминают Троицу: "Неразлучаемы они когда-либо (силы души) или, сверх того, рассекаемы, или, отнюдь, расстоят друг от друга. Три эти (силы) также, как и Отец никогда не может отлучиться от Св.Духа или Сына же и Слова. Едина сила Тех и едино Царство также и этих, устроенное по образцу естество едино и неразлучно: ум и душа (дух) и слово." – Филипп Пустынник.

Подобие Божие человек должен достигать; оно состоит в гармонии трех сил души по подобию взаимопроникновения в любви Лиц Пресвятой Троицы и устремлений этих сил (всего человека) к Богу.

"Выражение "по подобию" означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека." – Иоанн Дамаскин.

"По образу Божию есть всякое свойство разумное, по подобию же – одни добрые и мудрые." – Максим Исповедник.

По Филиппу Пустыннику (Монотропу) подобным Богу человек бывает, когда по­ступает кротко и милостиво: "путём уподобления возводясь к Нему". В процессе бого­уподобления человек совершенствуется как личность. Личность больше приро­ды, она содержит природу и, в определённом смысле, свободна по отношению к ней. Избирая добродетель, личность совершенствует свою природу. Вместе с тем доб­ро­детель, жизнь ­– это послушание Богу и отказ от своеволия, от собственной влас­ти над природой, в этом отказе от своей самости, от желания самоутверждения, че­ловек обретает подлинную духовную свободу. Ин. 8,31-32: "Если пребудете во Мне, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными."

Жертвуя своей природой ради любви к Богу и к ближнему, человек духовно обо­гащается. Кто теряет душу ради Христа и Евангелия – тот обретёт её в вечной жизни в полноте обожения. Мф.16,25. "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её."

Ин.12,25. "Любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её для жизни вечной."

Напротив, если человек руководствуется природными инстинктами – он деградирует как личность. Несоответствие между образом и подобием, искажение в себе образа Божия, станет источником вечных мучений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.007 с.)