Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различные состояния совести.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Голос совести может быть истинным или не истинным. То и другое – в различной степени. В Св.Писании совесть с одной стороны определяется как: "благая и добрая и прекрасная, чистая и непорочная." (Деян.23,1; 1Пет.3,16-21), а с другой стороны – "порочной или лукавой, осквернённой, слабой, сожжённой" (Евр.10,22; Тит.1,15), "заблуждающейся или немощной" (1Кор.8,7). а) основные функции совести. В нравственной жизни человека совесть занимает первенствующее положение и выполняет свой функции: - законодательная; - судебная; - испонительная (совесть – мздовоздаятель). В этих функциях совести проявился её авторитет, достоинство и свобода. Авторитет совести связывается с её законодательной функцией и состоит в том, что санкционированные ею требования справедливого и честного отношения к жизни имеют безусловный характер. Достоинство совести проявляется в судебной функции и заключается в том, что голос совести всегда правдив, категоричен и неподкупен. Свобода совести предполагается в её исполнительной функции, и "проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, заставить её молчать и не карать за злые дела и беззакония. Выполнение совестью её функций не есть простой автоматизм, а сложный динамический процесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу. Хотя совесть сохраняется у человека, как неотъемлемый Божий дар, в силу повреждённости грехом природы человека, в том числе и нравственной, от совести нельзя мгновенно ожидать абсолютно правильной деятельности. Уклонения совести от путей правды могут быть ненамеренными (заблуждения) и намеренными (искажение или порча совести от противодействия ей в угоду порокам и страстям). Различные негативные состояния можно выявить, проследив степень её пассивности в связи с недостаточным выполнением присущих её функций (действий). При недостаточном осуществлении законодательных функций, совесть может несведущей и погрешительной. Человек, который не знает требований нравственного закона, имеет несведущую совесть, находится в неведении. (Деян.17,30) Отсюда постановка второстепенного на первое место. Если человек знает о требованиях нравственного закона, но находится в недоумении относительно того, признать задуманное дело нравственным или безнравственным, он имеет колеблющуюся совесть, часто причиной такой совести становится подчинение её эгоизму. Человек, который вопреки нравственному закону длительно и постоянно перетолковывает его в одном направлении, помрачает в себе все функции совести. По свидетельству Св.Писания, "тьму почитает светом, а свет тьмою." Ис.5,20-21. Таковой человек имеет погрешительную совесть. При недостаточном осуществлении судебной функции совести, она может быть немощной, усыплённой, несознательной, ожесточённой. Немощная совесть неспособна осудить зло, хотя и осознаёт его опасность. "Суд суда совествного неподкупен", но только в том случае, если есть истинное начало для суда. Иначе ожидать верного суда совести нельзя. Руководствуясь внутренним естественным законом, человечество создало нравственное мировоззрение, определило обычаи и нравы (неписаные законы), которые впоследствии стали основой для всех писаных. При всём их несовершенстве, они сдерживают грубый произвол и распущенность. Носительницей и выразительницей нравственного закона является совесть – Голос Божий, которая показывает ведение Воли Божией. Совесть – особое нравственное сознание, в ней интегрирована вся нравственно осознанная деятельность человеческой личности. Совесть – личное переживание того, что когда-то совершено. Сопереживание относительно соответствия праведности, честности и достоинству совершённого. Реальность совести подтверждается ощущением её внутри себя. Всякий человек, блуждая в иллюзиях нравственной вседозволенности во имя достижения эгоистических целей, неибежно наталкивается на совесть, как на невидимый риф, о который разбивается железая логика всех его построений. Только в совести он вновь обретает твёрдую почву. И с совестью способен нравственно восстановить свою личность. Совесть, таким образом, – связующее звено между нравственным порядком в мире. Существование совести признавалось с самой древности. Цицерон говорит о религиозном её характере, наказывающей человека за злые дела. Совесть он называет "оком богов". "Укоры и беспокойство день и ночь, точащие его (человека) сердце, посланы богами для наказания." Сенека ввёл в стоицизм понятие совести: "Священный и высокий дух пребывает внутри нас и ведёт учёт всех наших добрых и злых дел, является стражем или мстителем за наши дела – как мы обращаемся с ним – так он обращается с нами." В Ветхом Завете её называют "око Божие, положенное на сердца людей" – Сирах 17,7. "Совесть" – Эккл.10,20; Прем.17,10. В Новом Завете она раскрывается в двух аспектах: - фундаментально-этическая структура, которая определяет собой весь внутренний строй личности, вступившей в жизнь во Христе. - Совесть – некая специфическая способность нравственного суждения, с помощью которой человек в конкретном случае определяет, что делать и как поступать. Она получает своё завершение в эсхатологической системе (Рим.2,15-16). Она должна и служит внутренним органом Воли Божией в человеке: "Когда Бог сотворил человека – Он всеял в него нечто божественное – как-бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, и называется совесть, а она есть естественный закон. Последуя ему, патриархи и все Святые прежде писаного закона угодили Богу." Авва Дорофей, поуч.3-е о совести. "Совесть есть слово и обличение Ангела-Хранителя, данного нам при крещении." Преп. Иоанн Лествичник, сл.26 разд.248. "Совесть есть голос Вседержителя Бога в душе человека и очевидно, что совесть по единодушному мнению святых отцов является Гласом Бога в человеке, его душе, а не просто субъективным настроением, к которому можно и не прислушиваться." Феофан Затворник. В схоластическом богословии совесть воспринимается как осознанный долг совершать конкретные дела в следовании нравственному закону. Другой взгляд на совесть может быть отмечен в интуитивизме. Здесть она понимается, как "врождённая способность морального суждения" (чувство нравственности). Это умение в каждое конкретное мгновение определять, что является нравственным. Чтобы суд совести был верен и нелицемерен, нужно иметь ревность к правоте, ревность о правде, чего нет у грешника. Ещё более суд совести искажается, когда к нему примешиваются страсти. Совесть под их влиянием ослабевает и становится немощной и не может уже побудить человека к исполнению Закона Божия. Немалый признак искаженности совести – есть уклонение суда от себя на других. (Совесть дана для суда нас самих, а если она судит других – это точный признак неверности её действий). Суд о других бывает строг и скор, а о себе – медлен, отсрочен и всегда прикрыт снисходительностью. (От любви оправдываться) "Когда помысл возносит тебя судить и осуждать ближнего – тогда, обратясь на себя, начинай тщательно исследовать свои дела, чтоб не укрылось, что сам ты обременён тягчайшими грехами, между тем, как осуждаешь легчайшие падения ближних." Преп. из обители Саввы. Самооправдание – ступень к ещё худшим состояниям совести. В человеке образуется упорная несознательность (усыплённость), сильный эгоизм. Усыплённая совесть делает ложную оценку задуманных или совершённых злых действий, оправдывая их благими намерениями или усилиями. Человек доходит до полного ожесточения совести, когда он сознательно и решительно уклоняется от Воли Божией: "Отступи от нас: путей Твоих ведети не хощем." Иов.,24,14. "Впадает он в худой навык (злую и горькую пажить) и начинает пренебрегать великим и важным, попирая свою совесть, так закосневая во зле, находится в опасности придти и в совершенное нечувствие, поэтому, берегитесь, братия..." Авва Дорофей. При недостаточном осуществлении исполнительной функции совести, она может быть пристрастной, лицемерной, сожжённой, мнительной. Человек с мнительной совестью склонен уделять чрезмерно большое внимание самым незначительным поступкам и в собственном своём поведении, и в межличностном общении. Они заслоняют от него главные цели жизни и лишают той необходимой целеустремлённости, которая ведёт к обожению. Люди с мнительной совестью склонны предаваться печали и малодушию после самых маловажных ошибок. Мнительная совесть может проявлять недоверие даже к таиствам исповеди и причастия, что делает её безчувственной к действенному восприятию благодати. Пристрастная совесть любит указывать на недостатки других людей, чтобы в своих собственных глазах загладить свою вину. Лицемерная совесть незаслуженно награждает человека миром души и сознанием своей праведности. Самое бедственное нравственное состояниие человека – когда совесть приходит в полное усыпление: "Он имеет сожжённую совесть." (огрубевшую, дебелую, безчувственную). (1 Тим.4,2). Тогда совесть оставляет человека в холодном спокойствии духа при совершении явных преступлений и последующих воспоминаниях о них. Для этого человек нарочно предаётся суетным, сильным впечатлениям. В конце всего – хвастовство грехами и преступлениями, бесстыдство. Усыплённая совесть молчит. При этом состоянии духовной жизни он упрямо и сознательно противится Святому Духу, становится моральным трупом, неспособным к восприятию Истины и благодати. Но и в этом состоянии судящая и мздовоздающая функции совести сказываются в человеке. Воспоминание о совершённых злодеяниях неожиданно обрушивается на нечистую и попранную совесть, как тяжёлое бремя. Временами или постоянно нечистая совесть обуревается тревогами, беспокойством и тоской. Но самым тяжким и непереносимым является опасение за будущее. Нечастая совесть трепещет от предчувствия будущего возмездия. Человек погружается в иррациональную стихию отчуждённости от своей совести, которая оказывается в непримиримом противоречии с ним самим. Люди с сожжённой совестью встречаются редко, так как "мы по преступлении не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, что её вовсе нет у нас, однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, ибо пренебрегаем ею и попираем её." Авва Дорофей, поуч.3. Все названные состояния совести являются результатом частичной или полной пассивности совести при осуществлении ею своих функций. Строгое их выполнение характеризуется её способностью правильно оценивать события нравственной духовной жизни. В этом случае можно говорить о непорочной, чистой совести.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.011 с.) |