Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные состояния совести.

Поиск

Голос совести может быть истинным или не истинным. То и другое – в различной степени. В Св.Писании совесть с одной стороны определяется как: "благая и добрая и прекрасная, чистая и непорочная." (Деян.23,1; 1Пет.3,16-21), а с другой стороны – "порочной или лукавой, осквернённой, слабой, сожжённой" (Евр.10,22; Тит.1,15), "заблуждающейся или немощной" (1Кор.8,7).

а) основные функции совести.

В нравственной жизни человека совесть занимает первенствующее положение и выполняет свой функции:

- законодательная;

- судебная;

- испонительная (совесть – мздовоздаятель).

В этих функциях совести проявился её авторитет, достоинство и свобода. Авто­ритет совести связывается с её законодательной функцией и состоит в том, что санкционированные ею требования справедливого и честного отношения к жизни имеют безусловный характер. Достоинство совести проявляется в судебной функ­ции и заключается в том, что голос совести всегда правдив, категоричен и неподкупен.

Свобода совести предполагается в её исполнительной функции, и "проявля­ет­ся в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, заставить её молчать и не карать за злые дела и беззакония. Выполнение совестью её функций не есть простой автоматизм, а сложный динамический процесс, в кото­ром сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу. Хотя совесть сохраняется у человека, как неотъемлемый Божий дар, в силу повреждённости грехом природы человека, в том числе и нравственной, от совести нельзя мгновенно ожидать абсолютно правильной деятельности. Уклонения совести от путей правды могут быть ненамеренными (заблуждения) и намеренными (искажение или порча совести от противодействия ей в угоду порокам и страстям).

Различные негативные состояния можно выявить, проследив степень её пас­сив­ности в связи с недостаточным выполнением присущих её функций (действий).

При недостаточном осуществлении законодательных функций, совесть может несве­дущей и погрешительной. Человек, который не знает требований нравст­венного закона, имеет несведущую совесть, находится в неведении. (Деян.17,30)

Отсюда постановка второстепенного на первое место. Если человек знает о требованиях нравственного закона, но находится в недоумении относительно того, при­знать задуманное дело нравственным или безнравственным, он имеет колеблю­щуюся совесть, часто причиной такой совести становится подчинение её эгоизму.

Человек, который вопреки нравственному закону длительно и постоянно перетолковывает его в одном направлении, помрачает в себе все функции совести. По свидетельству Св.Писания, "тьму почитает светом, а свет тьмою." Ис.5,20-21.

Таковой человек имеет погрешительную совесть. При недостаточном осуществлении судебной функции совести, она может быть немощной, усыплённой, несознательной, ожесточённой. Немощная совесть неспособна осудить зло, хотя и осознаёт его опасность.

"Суд суда совествного неподкупен", но только в том случае, если есть истинное начало для суда. Иначе ожидать верного суда совести нельзя.

Руководствуясь внутренним естественным законом, человечество создало нрав­ственное мировоззрение, определило обычаи и нравы (неписаные законы), кото­рые впоследствии стали основой для всех писаных. При всём их несовер­шен­стве, они сдерживают грубый произвол и распущенность. Носительницей и вырази­тель­ницей нравственного закона является совесть – Голос Божий, которая пока­зы­ва­ет ведение Воли Божией. Совесть ­– особое нравственное сознание, в ней интег­ри­рована вся нравственно осознанная деятельность человеческой личности. Со­весть – личное переживание того, что когда-то совершено. Сопереживание относи­тель­но соответствия праведности, честности и достоинству совершённого. Реаль­ность совести подтверждается ощущением её внутри себя. Всякий человек, блуждая в иллюзиях нравственной вседозволенности во имя достижения эгоистических це­лей, неибежно наталкивается на совесть, как на невидимый риф, о который разби­вается железая логика всех его построений. Только в совести он вновь обретает твёрдую почву. И с совестью способен нравственно восстановить свою личность.

Совесть, таким образом, – связующее звено между нравственным порядком в мире. Существование совести признавалось с самой древности. Цицерон говорит о религиозном её характере, наказывающей человека за злые дела. Совесть он называет "оком богов". "Укоры и беспокойство день и ночь, точащие его (человека) сердце, посланы богами для наказания."

Сенека ввёл в стоицизм понятие совести: "Священный и высокий дух пребывает внутри нас и ведёт учёт всех наших добрых и злых дел, является стражем или мстителем за наши дела – как мы обращаемся с ним – так он обращается с нами."

В Ветхом Завете её называют "око Божие, положенное на сердца людей" – Сирах 17,7. "Совесть" – Эккл.10,20; Прем.17,10.

В Новом Завете она раскрывается в двух аспектах:

- фундаментально-этическая структура, которая определяет собой весь внутренний строй личности, вступившей в жизнь во Христе.

- Совесть – некая специфическая способность нравственного суждения, с помощью которой человек в конкретном случае определяет, что делать и как посту­пать. Она получает своё завершение в эсхатологической системе (Рим.2,15-16).

Она должна и служит внутренним органом Воли Божией в человеке: "Когда Бог сотворил человека – Он всеял в него нечто божественное – как-бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, и называется совесть, а она есть естественный закон. Последуя ему, патриархи и все Святые прежде писаного закона угодили Богу." Авва Дорофей, поуч.3-е о совести.

"Совесть есть слово и обличение Ангела-Хранителя, данного нам при крещении." Преп. Иоанн Лествичник, сл.26 разд.248.

"Совесть есть голос Вседержителя Бога в душе человека и очевидно, что совесть по единодушному мнению святых отцов является Гласом Бога в человеке, его душе, а не просто субъективным настроением, к которому можно и не прислушиваться." Феофан Затворник.

В схоластическом богословии совесть воспринимается как осознанный долг совершать конкретные дела в следовании нравственному закону. Другой взгляд на совесть может быть отмечен в интуитивизме. Здесть она понимается, как "врождённая способность морального суждения" (чувство нравственности). Это умение в каждое конкретное мгновение определять, что является нравственным. Чтобы суд совести был верен и нелицемерен, нужно иметь ревность к правоте, ревность о правде, чего нет у грешника.

Ещё более суд совести искажается, когда к нему примешиваются страсти. Совесть под их влиянием ослабевает и становится немощной и не может уже побудить человека к исполнению Закона Божия. Немалый признак искаженности совести – есть уклонение суда от себя на других. (Совесть дана для суда нас самих, а если она судит других – это точный признак неверности её действий). Суд о других бывает строг и скор, а о себе – медлен, отсрочен и всегда прикрыт снисходительностью.

(От любви оправдываться) "Когда помысл возносит тебя судить и осуждать ближнего – тогда, обратясь на себя, начинай тщательно исследовать свои дела, чтоб не укрылось, что сам ты обременён тягчайшими грехами, между тем, как осуждаешь легчайшие падения ближних." Преп. из обители Саввы.

Самооправдание – ступень к ещё худшим состояниям совести. В человеке образуется упорная несознательность (усыплённость), сильный эгоизм. Усыплённая совесть делает ложную оценку задуманных или совершённых злых действий, оправдывая их благими намерениями или усилиями.

Человек доходит до полного ожесточения совести, когда он сознательно и решительно уклоняется от Воли Божией: "Отступи от нас: путей Твоих ведети не хощем." Иов.,24,14.

"Впадает он в худой навык (злую и горькую пажить) и начинает пренебрегать великим и важным, попирая свою совесть, так закосневая во зле, находится в опасности придти и в совершенное нечувствие, поэтому, берегитесь, братия..." Авва Дорофей.

При недостаточном осуществлении исполнительной функции совести, она мо­жет быть пристрастной, лицемерной, сожжённой, мнительной. Человек с мнитель­ной совестью склонен уделять чрезмерно большое внимание самым незначи­тель­ным поступкам и в собственном своём поведении, и в межличностном общении. Они за­слоняют от него главные цели жизни и лишают той необходимой целе­устрем­лён­ности, которая ведёт к обожению. Люди с мнительной совестью склонны преда­вать­ся печали и малодушию после самых маловажных ошибок. Мнительная совесть может проявлять недоверие даже к таиствам исповеди и причастия, что делает её безчувственной к действенному восприятию благодати. Пристрастная совесть лю­бит указывать на недостатки других людей, чтобы в своих собственных глазах загла­дить свою вину. Лицемерная совесть незаслуженно награждает человека миром ду­ши и сознанием своей праведности. Самое бедственное нравственное состояниие человека – когда совесть приходит в полное усыпление: "Он имеет сожжённую совесть." (огрубевшую, дебелую, безчувственную). (1 Тим.4,2).

Тогда совесть оставляет человека в холодном спокойствии духа при соверше­нии явных преступлений и последующих воспоминаниях о них. Для этого человек на­роч­но предаётся суетным, сильным впечатлениям. В конце всего – хвастовство гре­хами и преступлениями, бесстыдство. Усыплённая совесть молчит. При этом со­сто­я­нии духовной жизни он упрямо и сознательно противится Святому Духу, стано­вит­ся моральным трупом, неспособным к восприятию Истины и благодати. Но и в этом состоянии судящая и мздовоздающая функции совести сказываются в чело­ве­ке. Воспоминание о совершённых злодеяниях неожиданно обрушивается на нечис­тую и попранную совесть, как тяжёлое бремя. Временами или постоянно нечистая со­весть обуревается тревогами, беспокойством и тоской. Но самым тяжким и непе­ре­носимым является опасение за будущее. Нечастая совесть трепещет от пред­чув­ст­вия будущего возмездия. Человек погружается в иррациональную стихию отчуж­дённости от своей совести, которая оказывается в непримиримом противоречии с ним самим. Люди с сожжённой совестью встречаются редко, так как "мы по преступлении не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, что её вовсе нет у нас, однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, ибо пренебрегаем ею и попираем её." Авва Дорофей, поуч.3.

Все названные состояния совести являются результатом частичной или пол­ной пассивности совести при осуществлении ею своих функций. Строгое их выпол­не­ние характеризуется её способностью правильно оценивать события нравст­вен­ной духовной жизни. В этом случае можно говорить о непорочной, чистой совести.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.011 с.)