Б. Морданное золочение по гипсу и папье-маше 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Морданное золочение по гипсу и папье-маше



 

В Золочение по папье-маше (Ленинградский Академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова)

 

в 1939 г. в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде развернулись реставрационные работы. Здесь же трудилась и бригада позолотчиков, возглавляемая опытным мастером А. Д. Рябининым. Объем сложных позолотных работ большой. Надо заново покрыть позолотой тончайшие архитектурно-художественные орнаменты, выполненные из дерева, гипса, папье-маше.

 

Подробнее расскажу о морданном золочении по папье-маше (плафоны), в котором я принимал участие (табл. 9). Старая позолота была выполнена на полименте еще в конце XIX в. Золото во многих местах стерлось, потускнело, появилась сыпь, но кое-где оно сохранило свой первоначальный вид.


    Таблица 9  

Процесс морданного золочения по папье-маше

 
       
Наименование операций Инструмент Материал  
       
Очистка детали от пыли и мусора Тряпка, сухая кисть, меха    
       
Восстановление недостающих      
деталей (если есть Формочки Мастика, дерево  
необходимость)      
Проклеивание Кисти Клей столярный  
       
Левкашение (до семи раз) Кисть щетинная Левкас  
       
Рассечка рисунка от левкаса Крючки    
       
Лишевка пемзой Пемза, тряпка Вода  
       
Лишевка пемзой и хвощом Хвощ, пемза, гремитка    
       
Шихтановка левкаса Шкурка нулевая    
       
  Сухая щетинная    
Обметание детали от пыли кисть, меха    
Покрытие поверхности спиртовым

Щетинная кисть

Спиртовый лак,  

и масляным лаками (1-2 раза)

масляный лак

 
   
       
Покрытие лаком мордан То же Лак мордан  
       
  Золотарный нож,    
Процесс золочения золотарная подушка, Золото  
  лапка    
Снятие излишков золота Вата, забирательные    
и протирание кисточки    
       

 

Нам предложили выполнить новое золочение по масляной.подготовке на мордане. Первым долгом очистили деталь от пыли и мусора. Гладкие поверхности обметали

 

тряпочкой и сухой кистью, углубления, резьбу продули мехами. Эту операцию проделали тщательно и аккуратно.

 

Затем скульпторы-модельщики, возглавляемые мастером художественной лепки Н.

Н. Смирновым, восстановили недостающие детали, отколотые и поврежденные части.

 

После этого позолотчики стали подготавливать поверхность под позолоту. Сначала проклеили клеем, а потом залевкасили. Левкас приготовили из мела и воды. Хранился он

 

2.прохладном месте. Перед употреблением его немного разогрели. Затем щетинной кистью ровными плавными движениями наносили левкас на проклеенную поверхность. Кисть подбирали в зависимости от размера и контура детали. Для большой и сложной по рисунку детали брали кисть большого размера; мелкую резьбу, углубления левкасили кистями мелкого номера.

 

Вначале наносили левкас «внатыч» вертикальными ударами, отчего он получался немного рябоватым. Затем пролевкашенная поверхность просыхала 2—3 часа. Второй раз левкас наносили «впригладку» ровными, сочными мазками.

 

Детали из папье-маше, как и деревянные, гипсовые, левкасятся до семи раз. Чем качественнее будет пролевкашена поверхность, тем лучше ляжет слой позолоты. Иногда менее опытные позолотчики для ускорения работ ограничиваются двухкратным, трехкратным левкашением — это неправильно. Если на поверхности детали будет левкаса меньше нормы, то в дальнейшем во время полировки золотого покрытия может проступить фактура детали, качество позолоты будет низким.

 

После левкашения орнамент рассекался, расчищался специальным стальным инструментом — крючками. Расчищать пришлось рисунок, залитый левкасом. После


рассечки оставался примерно 2-3мм-слой левкаса. Фон рисунка стал отчетливым, рельефным.

 

Затем лепная деталь лишевалась пемзой и протиралась смоченной в воде тряпочкой. Лишевали так, чтобы не затереть резьбы. После просушки вновь лишевали пемзой с хвощом, а чурочкой сглаживали все углубления, тонкие профили.

 

Шихтановку левкаса производили мелкой нулевой шкуркой. По окончании этой операции обметали деталь сухой, чистой щетинной кистью, выдувая пыль в углублениях мехами.

 

Хорошо и тщательно отшлифованную поверхность два раза покрывали спиртовым и затем один раз масляным лаком, при необходимости вторично покрывали масляным лаком. Мордан клали кистью и равномерно растушевывали по всей поверхности. Излишки лака снимали чистой ваткой. Золотили на следующий день. Мордан хорошо просыхал. Это очень важно. На недостаточно высохшем мордане золото потускнеет, а к пересохшему плохо пристает.

 

Золото разрезали на отдельные кусочки - строфьи — и наносили лапкой вначале на рельефные части детали, затем на гладкие. После укладки прижимали золото чистой ваткой, а в глубоких местах рельефа проторцовывали мягкой кистью-притычкой. По окончании золочения излишки золота осторожно снимали ваткой и специальными кисточками убирали в бумажный пакет.

 

Так были вызолочены плафоны в Академическом театре оперы и балета имени С. М.

 

Кирова.

 

и Морданное золочение по гипсу (Государственный Эрмитаж)

 

1947—1948 гг. проводились позолотные работы в здании Государственного Эрмитажа. Я участвовал в морданном золочении лепных гипсовых деталей в Петровском тронном зале. В бригаду входили молодые позолотчики: братья Евгений и Виктор Дороховы, Евгений Корнилин, Николай Дмитриев и другие.

 

Ряд лепных украшений надо было восстановить. Эту работу проделали сами позолотчики. Из мастичной замазки были отформованы и приклеены недостающие части.

 

После восстановления гипсовые детали были очищены от пыли и мусора, протерты ваткой и мягкими сухими щетинными кисточками.

 

Затем деталь пролевкасили один раз «внатыч» и несколько раз «впригладку». Гладкие поверхности шпаклевались.

 

Следующая операция - рассечка левкаса - тонкая и трудоемкая, требующая от мастера особого умения. В процессе рассечки я помогал молодым мастерам советами и указаниями, учил, как правильно держать инструмент, как сделать на резьбе боковые орнаменты и выравнивать фон. Рассечка была выполнена высококачественно.

 

После расчистки рисунка деталь вначале лишевалась кусковой пемзой в затирку, а затем пемзой с хвощом, одетым на гремитку. Чурочкой сглаживали углубления в резьбе, тонкие профили. Гипсовые детали, главным образом те места, в которых в дальнейшем будет полироваться золото, желательно подшлифовывать одной хвощиикой без пемзы с водой.

 

Чтобы придать рисунку четкий вид, выделить рельеф резных украшений, после подлишевки производится цировка специальным инструментом — цировочными крючками

 

4. церазиками. В некоторых случаях чеканом и долотом выполняют чеканку и камфарку рельефа.

 

Очистка тонкой шкуркой (шихтановка) — сложный и ответственный процесс. Наиболее трудно очищать углубления, которые мы протирали при помощи разрезанной на отдельные кусочки шкурки. Затем обметали поверхность сухой щетинной чистой кисточкой и обдували мехами. Тыльные части детали покрыли золотистой охрой на клею, высушили и затем поверхность дважды покрыли спиртовым лаком.

 

Покрытие морданом производили ровными слоями. Лак проник во все углубления. Чтобы убедиться, что мордан высох, наложили листки золота. По моей просьбе

 

молодой позолотчик протер его ваткой - золото не сходило. Значит, мордан имел необходимый отлип. Лист золота, положенный на пересохший мордан, будет стираться.

 

Золочение гипсовых деталей сложного орнамента осуществляется обычными приемами: большие гладкие поверхности - «с книжки», углубления, тонкие профили - «с лапки». После укладки золото прижимали чистой ваткой, а в глубоких местах рельефа торцевали кистью-притычкой.


и Серебрение по дереву (Малый оперный театр в Ленинграде)

 

Очень часто позолотчикам приходится серебрить поверхность деревянных, гипсовых

 

В других предметов (стильная художественная мебель, лепные украшения). Деталь может покрываться серебром целиком или вперемежку с золотом, бронзой.

 

Летом 1950 г. бригада позолотчиков приняла участие в капитальном ремонте здания Академического Малого оперного театра в Ленинграде. Бригаду возглавил мастер А. У. Ширяев, с которым мне неоднократно приходилось работать.

 

Наше задание заключалось в том, чтобы заново высеребрить орнамент, имевший сложный и тонкий рисунок. Прежде всего, поверхность пришлось очистить от грязи и пятен. Затем мы покрывали ее спиртовым и масляным лаком, а затем уже лаком мордан.

 

Процесс серебрения детали однотипен с процессом золочения. У нас имелись книжки, в которых между листками папиросной бумаги содержалось по 60 листиков тончайшей серебряной фольги.

 

Серебряные листки разрезались на мелкие части и прикладывались лапкой к мордану. После укладки серебро прижимали чистой ваткой, а углубления торцевали мягкой кистью-притычкой.

 

Излишки серебра снимали ватой и кистями, собирали в бумажный пакет.

 

По инициативе бригадира А. У. Ширяева, чтобы предохранить посеребренные листы от окисления, их покрывали яичным белком. Это средство проверено опытом. К сожалению, до сих пор не разработаны другие рецепты, позволяющие продлить «жизнь» посеребрённых деталей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.015 с.)