Реставрация памятников кремля. Золочение купола колокольни ивана великого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реставрация памятников кремля. Золочение купола колокольни ивана великого



 

Летом 1955 г. я участвовал в реставрации одного из замечательных памятников древнерусской архитектуры — колокольни Ивана Великого. Она построена в XVI в. и служила когда-то сторожевой башней. Купол и крест колокольни Ивана Великого в. последний раз золотились свыше ста лет назад. В бригаду ленинградских позолотчиков входило 12 человек, среди них восемь девушек. Общее руководство осуществляла старший научный сотрудник специальных научно-реставрационных производственных мастерских Людмила Ивановна Васильева.

 

Нам предстояло покрыть золотом купола и кресты колокольни Ивана Великого и прилегающей к ней звонницы. Золотили также 16 звезд и трехъярусную надпись, которая трижды опоясывает колокольню. О масштабе работ говорят следующие цифры: общая площадь облицовки равнялась 300 м2. На позолоту понадобилось 1200 книжек или 72000 листков сусального золота.

 

Реставрационные позолотные работы велись на высоте до 90 м. Временами трудно было работать — дул порывистый, холодный ветер.

 

Мне хочется рассказать о технологии выполнения позолотных работ в Кремле, дать молодым мастерам некоторые советы и рекомендации, которые пригодятся им в практической работе.

 

Купол колокольни был вызолочен методом «через огонь», о котором я уже говорил в предыдущих главах. В период Отечественной войны, чтобы уберечь купол от налетов вражеской авиации, он был замаскирован и выкрашен масляной краской. После войны краску смыли нашатырным спиртом и для прочности покрыли позолоту масляным лаком. Лак во многих местах выгорел от солнца и выветрился. Оставшийся лак мы смыли начисто нашатырным спиртом, а старое золото сняли водоустойчивой шкуркой. Эта трудоемкая операция потребовала больших усилий. Ведь приходилось очищать золото с площади 240 м2. Вся поверхность меди под золотом была покрыта коррозией, которую с большим трудом удалили. Здесь на помощь нам пришли слесари. Они соорудили специальные электрошарошки, применение которых значительно облегчило и ускорила очистку меди от коррозии.

 

Наконец поверхность купола была полностью очищена, промыта и высушена. Мы покрыли ее три раза свинцовым суриком. Отдельные места, углубления, вмятины заделали шпаклевкой из свинцового сурика. Затем покрыли поверхность слоем крона и копалового лака и после этого приступили к самой трудоемкой операции — шлифовке подзолотного слоя порошком-трепелом, что отняло у нас много дней. Шлифовку выполняли особенно тщательно.

 

Вслед за этим снова покрыли поверхность ровным тонким слоем копалового лака. От правильного и равномерного покрытия поверхности лаком во многом зависело равномерное и прочное покрытие золотом. Поэтому движения щетинной кистью, которой мы воспользовались, были у нас плавные, размеренные. При работе необходимо соблюдать чистоту и аккуратность. Это требование я выполнял неукоснительно и следил за тем, чтобы его выполняли молодые позолотчики Е. Шишалова, Л. Виноградова, Р. Ушакова и другие. Особое внимание мы уделяли строгому соблюдению всех технологических правил, последовательно выполняя все операции. Золотили обычным способом на мордане.

 

Такими же приемами были вызолочены купол звонницы и крест на так называемой Филаретовской пристройке.

 

Великолепные памятники древней архитектуры вновь обрели свою молодость.

 

и Решетка Летнего сада (золочение по алюминию)

 

Среди многочисленных позолотных работ, выполненных мной в Ленинграде, большой интерес, как мне кажется, представляет золочение всемирно известной решетки Летнего сада.

 

Решетка золотилась последний раз 50 лет назад. Золото во многих местах стерлось, потускнело, отдельные детали требовали замены. Часть утраченных и испорченных деталей сделали алюминиевыми.

 

Работу выполняла бригада, возглавляемая старейшим мастером-позолотчиком Иваном Михайловичем Страховым. В бригаду включили и меня (табл. 8).


    Таблица 8  
 

Порядок золочения алюминиевых деталей

 
       
Наименование операций Инструмент Материал  
       
Обезжиривание Кисть Авиабензин, уайт-спирит  
поверхностей      
       
Грунтовка (два приема) То же Алюминиевая грунтовка  
       
Окраска свинцовым

«

Свинцовый крон марки «цельный 00»

 

кроном

 
     
Покрытие поверхности      
масляным лаком « Копаловый лак, лак марки 6т или 6с  
(2 раза)      
Сушка      
       
Покрытие лаком мордан « Лак мордан  
       

Золочение

Золотарная подушка,

Золото

 

золотарный нож, лапка

 
     
Протирка ватой   Вата  
       

 

золочением по алюминию я встретился впервые. Научно-исследовательский сектор наших мастерских разработал специальную технологию подготовки под золото по алюминию. Вначале чистым авиационным бензином обезжиривается поверхность, снимаются пятна, появившиеся после обмывки. Обезжиривание можно производить также уайт-спиритом, хорошо удаляющим жирные наплывы. Поверхность промывается бензином или уайт-спиритом один раз тщательно, но к обезжиренным деталям нельзя прикасаться руками (появится сальность). Мы употребляли специальные крючья или одевали резиновые перчатки.

 

Следующая операция — грунтовка обезжиренной поверхности. Покрывали два раза ровным тонким слоем специальной алюминиевой грунтовки марки АЛГ-1 (ГУМПХ 777—41)

 

7. затем высушивали. Отдельные места заделывали лаковой шпаклевкой (свинцовый сурик). После этого грунтовали второй раз таким же ровным тонким слоем.

 

Хорошо просушенную деталь покрывали тонкотертым свинцовым кроном марки «цельный 00» (ГОСТ 478—41). Крон предварительно процеживали через сито в 3600 отв/см2. После сушки поверхность покрывали тонким слоем масляного лака (два раза). По свинцовому крону второй слой наносили после высыхания первого.

 

Копаловый лак мы заменили лаком марки 6с, наиболее устойчивым к атмосферным условиям.

 

Сушка деталей продолжалась 12—15 дней (естественные условия). Хорошо высушенная поверхность покрывалась лаком мордан. Золотили по мордану.

 

Детали имели сложный рельеф, и золочение производилось главным образом «с лапки». Использовались книжки весом 1 г. После золочения детали протирались ватой и выдерживались в течение 12—15 дней, чтобы дать золоту окрепнуть. Хорошо вызолоченными поверхностями считаются те, которые не имеют разрывов в золоте, сыпи или раковин. От малейшего дефекта золото вскоре растрескается, появятся признаки коррозии.

 

Одновременно с алюминиевыми деталями мы золотили и детали, выполненные из бронзы и меди. Прежде чем приступить к подготовке деталей под позолоту, нам пришлось очистить поверхность каустической содой и затем промыть начисто мылом в горячей воде. Грунтовали также свинцовым суриком. Поверхность деталей решетки окрашивали свинцовым кроном под цвет золота, покрыли масляным лаком марки 6с, а после высыхания — лаком мордан и затем уже золотили.

 

\emdash Большой дворец в Петродворце

 

Летом 1956 г. я принимал участие в золочении купола церкви Большого дворца в Петродворце. Возглавляемая мною бригада состояла из 10 человек. Работа предстояла


сложная. Купол с луковицами имел тонкий накладной орнамент, «выбитый» из меди — гирлянды цветов, картуши и другие детали архитектурного убранства. Все это надо было искусно вызолотить.

 

Позолотчики пришли на объект в завершающий период реставрационных работ. До нас хорошо потрудились медники, чеканщики, лепщики, возглавляемые старейшим скульптором-модельщиком, ветераном труда Александром Евстафьевичем Громовым, ныне ушедшим на пенсию.

 

Известно, что Большой дворец со всеми пристройками и сооружениями был варварски разрушен немецко-фашистскими захватчиками. Реставраторы-позолотчики с большой любовью восстанавливали каждую деталь замечательного памятника русского зодчества.

 

Они восстановили первоначальный вид купола, завершили сложную лепку сложного орнамента, украшающего купол.

 

1935— 1936 гг. мне пришлось участвовать в работах по золочению малых пятиглавых куполов церкви Большого дворца. Тогда смывали старое золочение, выполненное еще в начале XX в., и купола заново золотились на мордане. К работам 1956 г. я приступил с особым подъемом.

 

Вначале купол был очищен от коррозии и налетов окиси. Мы впервые очищали поверхность меди пескоструйной машиной. Результат получился хороший: во-первых, было затрачено значительно меньше труда, во-вторых, поверхность прекрасно очистилась. Правда, работа с пескоструйным аппаратом имеет существенный недостаток

 

— песок забирается в поры детали, проникает в углубления, и его трудно потом удалить, что влияет на качество позолоты.

 

После очистки поверхность тщательно вымели, выдули песок, мусоринки, пыль и покрыли купол свинцовым суриком, разведенным на натуральной олифе. Затем шлифовали шкуркой, промывали и сушили. После этого поверхность окрасили свинцовым кроном под цвет золота, тщательно покрыли краской все углубления, резьбу на цветках и листьях, протерли и высушили. В свинцовый крон добавили свинцового сурика, чтобы получить «теплый» тон подкладки под золото.

 

Покрыли купол янтарным лаком, шлифовали его порошком пемзы, промыли и высушили. Затем вновь покрыли ровным тонким слоем янтарного лака.

 

При позолоте луковицы и фонарика впервые нами был применен янтарный лак ЯК-1 Ленинградского завода лаков и красок, изготовляемый из естественной смолы — отходов янтаря — на натуральной льняной олифе с добавлением тунгового (деревянного) масла. Он обладает высокой прочностью, эластичностью, водоустойчивостью и требует меньшего срока сушки, чем копаловый — от 6 до 7 дней вместо 15—20.

 

Для получения тонкой пленки янтарный лак перед употреблением разбавляют 20— 25%-ным уайт-спиритом.

 

Большие гладкие поверхности купола золотились «с книжки», а художественно-архитектурный орнамент (цветы, листья, картуши) — «с лапки». На позолоту луковицы и фонарика израсходовано 356 книжек или 21360 листиков размером 70х120 мм. Общий вес уложенного золота составил 912 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.014 с.)