Глава IV. Позолотные работы Советского периода А. Морданное золочение по металлам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Позолотные работы Советского периода А. Морданное золочение по металлам



 

В Шпиль инженерного замка

 

В 1934 г. я принимал участие в золочении шпиля Инженерного замка, построенного архитекторами Баженовым и Бренной. Инженерный замок — прекрасное творение русского зодчества, занимающее особое место в ансамбле Марсова поля и Летнего сада. Своеобразная композиция и оригинальность всех конструктивных деталей делают Инженерный замок одним из замечательных архитектурных памятников Ленинграда.

 

В начале тридцатых годов Советское правительство приняло специальное постановление о восстановлении наиболее ценных архитектурных памятников. Были ассигнованы десятки миллионов рублей на реставрационные работы. Особое внимание было уделено восстановлению архитектурных памятников Ленинграда.

 

Для золочения шпиля Инженерного замка (табл. 7) была создана специальная бригада позолотчиков во главе со старейшим мастером, членом КПСС с 1917 г. Петром Ивановичем Смирновым. В бригаду, кроме меня, входили мастера Александр Ульянович Ширяев, Александр Дмитриевич Рябинин, Петр Федорович Большаков.

 

Нам было дано почетное задание — вызолотить шпиль к XVII годовщине Октября; к черновым операциям приступили в июле. Стояли ясные солнечные дни. Погода благоприятствовала. Каждый член бригады получил свой участок, свою часть шпиля, и работа закипела.

 

Надо отметить, что шпиль был золочен последний раз еще в конце прошлого


столетия огневым, ртутным золочением — наиболее прочным и эффективным способом, о котором я рассказывал в предыдущих главах. Золотой покров в целом неплохо сохранился, но во многих местах облез, стерся, потемнел. Нужно было в первую очередь смыть старое огневое золото, к чему мы и приступили.

 

Произошел следующий случай. Когда бригада смывала старую позолоту, на объект явился специалист по смывочным операциям в прошлом позолотчик-соровщик Чубаров и заявил, что мы затеяли пустое дело, что, мол, старая, огневая позолота простоит дольше новой, морданной, и попросил производителя работ дать ему возможность доказать это на практике. Производитель работ выделил в распоряжение Чубарова окантовые листы на четырех факелах, раскинутых вокруг шпиля.

 

Чубаров начал промывать огневое золото, и листы, действительно, засияли. А когда их поставили на место, через некоторое время они стали темнеть. В чем же дело? Как позже выяснилось, Чубаров промывал огневую позолоту каустической содой и промывал водой, но недостаточно. Сода осталась, и листы почернели.

 

Этот пример весьма поучителен. Он еще раз убеждает в том, как важно в позолотном деле строго соблюдать все правила и законы технологии, и одновременно является предостережением для молодых позолотчиков — не употреблять при промывке старого золота каустическую соду.

 

Вернемся к золочению шпиля. Наша бригада удаляла старую огневую позолоту вручную при помощи наждачной шкурки и холодной воды. Это трудоемкий и кропотливый прием, но он дает хорошие результаты.

 

После того как с поверхности было тщательно смыто все старое золото, с меди удалили окись, окрасили поверхность свинцовым суриком для предохранения от атмосферных влияний. Сурик развели на натуральной олифе до консистенции сметаны (брали небольшую дозу олифы). Его наносили щетинными кистями ровными плавными движениями.

 

Таблица 7

 

Процесс морданного золочения по меди

 

Наименование

Инструмент

Материал

 

операций

 
       
         
Смывание старого золота Шкурка, стальные щетки   Вода  
   

 

 
Покрытие поверхности  

Свинцовый сурик,

 
свинцовым суриком Щетинная кисть

натуральная олифа

 
(2 раза)        
Шлифовка, промывка Сухая щетинная кисть,   Вода  
и сушка пемза, ветошь      
Покрытие поверхности   Свинцовый крон, натуральная  
свинцовым кроном на Щетинная кисть олифа, оранжевый крон  
натуральной олифе        
Шлифовка, промывка Кисть, пемза, ветошь   Вода  
и сушка        
Покрытие поверхности

Кисть

Копаловый лак

 

копаловым лаком

 
       
Шлифовка пемзой с мылом Пемза, суконная тряпка

Вода, мыло

 
         
Вторичное покрытие        
копаловым лаком Щетинная кисть

Копаловый лак

 
(2 раза)        
Покрытие поверхности

Щетинная кисть, вата

Лак мордан

 

лаком мордан

 
       
  Золотарный нож,      
Процесс золочения золотарная подушка,   Золото  
  беличья лапка      
Протирка ватой Вата      
         

 


 

При благоприятной погоде поверхность должна высохнуть примерно через неделю —


полторы. Но, как назло, погода резко изменилась. Начались дожди. Это могло надолго приостановить нашу работу. Было решено остальные операции перенести в закрытое помещение.

 

Весь шпиль был разобран на отдельные листы. Они сушились в специальной комнате вдвое быстрее, чем на воздухе. После того как медные листы высохли, их вторично покрыли свинцовым суриком. В закрытом помещении, так же как и при работе на воздухе, необходимо соблюдать идеальную чистоту.

 

Затем нулевой шкуркой и сухой щетинной кистью удалили попавшую на поверхность пыль, обмыли водой и начисто протирали сырой замшей или ветошью.

 

Краску — свинцовый крон — составили на натуральной олифе, добавили в нее немного оранжевого крона (под цвет золота) и покрыли ею листы. Поверхность высушили, обмели пыль, протерли мокрой замшей.

 

Затем поверхность покрыли копаловым лаком для придания глянца (блеска). Следующая операция — шлифовка пемзой с мылом. Кусочек суконной тряпочки

 

слегка смачивается, мылится и опускается в порошок пемзы. Протирали мы осторожно, чтобы не снять лаковый слой, затем обмывали поверхность водой и насухо протерли замшей.

 

Поверхность приняла гладкий матовый вид. Затем ее вторично покрыли чистым копаловым лаком. Эту операцию надо выполнять особенно аккуратно. Чем чище и ровнее разольется лак по поверхности, тем лучше и прочнее ляжет золотая пленка, золото приобретет особый блеск. Копаловым лаком крыли два раза.

 

Затем поверхность вновь шлифовали пемзой с мылом, протирали суконкой и получали матовую поверхность. По ней золотить нельзя — получится матовое золочение. Для придания блеска, глянца полировали ее трепелом,

 

Поверхность вновь промыли губкой и протерли замшей. После высыхания приступили к покрытию лаком мордан. Крыли листы небольшими площадями, снимали мордан сухой ваткой сразу. На второй день приступили к золочению. Перед этим проверили, подсох ли мордан. При хорошо подсохшем лаке золотая пленка прочно приклеивалась и после протирания не сходила, при невысохшем — золото размазывалось, «тонуло». Процесс золочения осуществлялся обычными приемами «с книжки». Разрывы и трещины в золоте фликовались; негладкие плоскости (углы, стыки) золотили «с лапки». Брали беличьей лапкой лист золота и покрывали необходимые места. Если требовалось по ходу дела, лист разрезался на мелкие части — строфьи —.и в таком виде укладывался на поверхность.

 

Затем вызолоченная поверхность протиралась ватой до глянца (блеска), становясь блестящей, однотонной. Во время протирки отходы золота сметались в бумажные пакеты.

 

Таким способом были вызолочены все листы шпиля Инженерного замка. Их аккуратно обернули в мягкие одеяла, (чтобы не повредить молодое неокрепшее золото), блоками подняли наверх.

 

Затем слесари приступили к сборке вызолоченных листов. Вскоре вновь взметнулся ввысь золоченый шпиль Инженерного замка. Кстати следует отметить, что прошло более 20 лет, а позолота и по сей день сохранила свой первоначальный вид.

 

Как я уже говорил, часть операций производилась на открытом воздухе, а затем работы были перенесены в помещение. Золочение на открытом воздухе несколько отличается от работы в закрытом помещении.

 

3. настоящее время золочение поверхности, подвергнутой воздействию атмосферных явлений, производится только на масляной основе со свинцовыми заполнителями (свинцовый сурик, свинцовый крон), как наиболее атмосфероустойчивыми антикоррозийными составами.

 

Позолота осуществляется в специально устроенных шатрах для защиты золотимой поверхности от пыли, грязи, ветра и сквозняков. Шатер, как правило, сооружается из фанеры, прибитой по деревянным брускам каркаса, укрепленного к стойкам лесов. Если леса металлические, то бруски каркаса прикрепляются специальными хомутами.

 

4. фанерной обшивке шатра для освещения прорезаются окна по каждому ярусу лесов. Вместо стекла лучше всего вставлять пластиглас, как более безопасный материал. Крышу желательно делать из брезента, который прикрепляется к стропилам из деревянных брусков или металлических труб. Все щели должны быть заделаны во избежание сквозняков. В закрытых помещениях технология позолотных работ та же, но применяются другие материалы, главным образом, клеевые и спиртовые.

 

2. Колокольня Софийского собора (Киев)


Среди замечательных памятников русского зодчества почетное место занимает Софийский собор в Киеве. Собор был выстроен еще в XI в. Он является украшением столицы Советской Украины.

 

Летом 1953 г. я участвовал в золочении главного купола колокольни. Купол чешуйчатый, украшенный резным орнаментом. Старая позолота, выполненная не огневым, а морданным способом была нами счищена.

 

Новое золочение производилось также по мррдану. Приемы работы те же, что и при золочении шпиля Инженерного замка. Поэтому я не буду вновь останавливаться на технологическом процессе. Во время Отечественной войны купол колокольни пострадал от осколков вражеских снарядов: на нем были заметны вмятины, небольшие стертости. Эти вмятины пришлось зашпаклевать. Несколько по-иному, сложнее, выглядел сам процесс золочения. Как я уже говорил, купол был чешуйчатый, украшенный резьбой, и покрытие золотом производилось «с книжки» и «с лапки».

 

Купол колокольни был в срок вызолочен, и я горжусь тем, что участвовал в позолотных работах по реставрации такого замечательного памятника старины, как Софийский собор.

 

В Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (золочение по бронзе)

 

На площади в 207 га раскинулись павильоны и сооружения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Весной 1954 г. бригаде позолотчиков ленинградских научно-реставрационных производственных мастерских было предложено принять участие в окончательной отделке некоторых зданий выставки. Нам предстояло выполнить золочение по бронзе фонтана «Дружба народов СССР».

 

Это монументальное сооружение размещено посредине Центральной площади. Водное зеркало бассейна достигает 4 тыс. м2, Фонтан выполнен в красном граните с бронзовыми фигурами, изображающими девушек-колхозниц — представительниц всех братских Советских социалистических республик. Они ведут хоровод вокруг огромного снопа пшеницы.

 

Работа по золочению скульптурных фигур фонтана «Дружба народов СССР» продолжалась два года. В первый год были произведены все работы до покрытия масляным копаловым лаком включительно, а во второй—вновь покрыли лаком и позолотили. В 1953 г. всю подготовительную работу выполняла бригада под руководством бригадира А. У. Ширяева, а в 1954 г. работу возглавил я. В состав бригады входили позолотчики: И. М. Белоусов, В. И. Федоров, Е. Г. Шишалова, Г. А. Маслова, А. И. Иванова и Н. А. Щеголева.

 

Все фигуры для фонтана отливались в бронзе на заводе «Монумент-скульптура» в Ленинграде. Они были покрыты окисью, следами кислот и жировыми пятнами. Поэтому прежде, чем приступить к подготовке под позолоту, пескоструйным аппаратом очистили бронзу, промыли фигуры чистой водой из шланга и, просушив, покрыли свинцовым суриком на натуральной олифе. Технологический процесс был применен тот же, что и для других металлических деталей.

 

Подготовленные под позолоту фигуры простояли всю осень и зиму, а весной 1954 г. мы приступили к дальнейшей их обработке. Ввиду того, что поверхность покрылась мелкими, волосными трещинами, ее отшлифовали мелкой шкуркой и покрыли копаловым лаком с добавлением крона. Когда лак просох, фигуры вновь отполировали, промыли и покрыли чистым копаловым лаком. После этого приступили к золочению обычным способом.

 

4. связи с тем, что золочение выполнялось по рельефной поверхности, отдельные места покрывались золотом «с лапки», а гладкие площади — «с книжки». Преобладал первый способ.

 

Затем протирали золото ватой до получения глянца. Отходы сметали в коробочку. Фигуры засверкали на солнце. Они казались отлитыми из чистого золота.

 

Комиссия, принимавшая работу, дала ей высокую оценку. Бригада произвела также золочение снопа пшеницы и чаши; (медь, латунь), дельфинов и рыбок, расположенных в бассейне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.69.42 (0.032 с.)