Глава V. Реставрационные работы. Восстановление деталей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава V. Реставрационные работы. Восстановление деталей



 

каждым годом в нашей стране расширяется объем жилищного строительства. Коммунистическая партия и Советское правительство принимают меры к тому, чтобы в ближайшие годы полностью решить жилищный вопрос.

 

Наряду со строительством новых зданий большое внимание уделяется реставрации старых домов, особенно тех, которые дороги советскому человеку, как памятники русского зодчества. Наша страна богата замечательными памятниками архитектуры. В одном Ленинграде они насчитываются сотнями. Многие из них являются ценным достоянием советского народа, бережно охраняются и регулярно реставрируются. Важно сохранить эти памятники в прежней красоте и величии.

 

Мастеру-позолотчику приходится неоднократно участвовать в реставрации ценнейших памятников старины. Во многих случаях старая позолота стирается, тускнеет, покрывается копотью, пылью. Ее надо восстановить, вернуть первоначальное состояние.

 

2. этой главе я хочу поделиться своим опытом реставрации позолоты, выполненной в различное время.

 

Вспоминаю один случай, происшедший совсем недавно. Работал я в одном из залов Государственного Русского музея, вызолачивал архитектурно-декоративные детали. Подошла ко мне одна юная пара: молодой человек, по-видимому, студент и девушка.

 

Они пристально всматривались в работу, а потом юноша сказал: «Какое нужное дело вы выполняете. Ведь эта красота сохранится на долгие годы».

 

Да, сохранится. Реставратор-позолотчик обязан вернуть предмету былую красоту и выполнить работу так, чтобы она долгое время вызывала восхищение окружающих.

 

Сейчас в Ленинграде создай широкий фронт реставрационных работ. В эти дни реставраторов можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, в старинных зданиях Петродворца, Пушкина, на лесах Исаакиевского собора. В реставрационных работах активно участвуют и позолотчики.

 

Как же производить реставрацию старого золочения. Оно может быть полиментным (по дереву, гипсу, папье-маше) и морданным (по дереву, гипсу, папье-маше и металлам).

 

(1) Реставрация полиментного золочения (мебель, рамы, украшения)

Большие реставрационные работы проводятся в Государственном Эрмитаже. Я

 

принимал участие в реставрации художественной мебели, картинных рам и гипсовых украшений. Все эти предметы были в свое время вызолочены на полименте.

 

Прежде чем приступить к реставрации, необходимо внимательно осмотреть деталь, четко уяснить ее рисунок. В дальнейшем это облегчит процесс работы, поможет придать детали первоначальный вид. Приступая к сложной реставрационной работе, позолотчик должен в первую очередь тщательно очистить предмет от пыли. Сухими щетинными кистями я обмел мебель, а углубления резьбы выдул мехами.


Подчистив и протерев предмет, приступаем к восстановлению недостающих деталей. Иногда это делают резчики по дереву, если деталь резная, деревянная, или сами позолотчики, если деталь из мастики. Восстанавливается деталь нередко по старым фотографиям. Вновь изготовленные детали проклеиваются столярным клеем. Если отдельные части в свое время были полированы (золото, бронза, поталь), то их необходимо пролевкасить несколько раз. Затем левкас аккуратно рассекается стальными крючками. Начинает ясно проступать профиль рисунка.

 

Таблица 10

 

Порядок операций при реставрационных работах по дереву, гипсу, папье-маше

(полиментное золочение)

 

Наименование операций Инструмент Материал  
       
Обмести с детали Сухие щетинные кисти, меха    
пыль, мусор      
Восстановление      
недостающих деталей, Стальной инструмент, кисти Столярный клей  
поврежденных мест,      
переклейка, склейка,      
укрепление      
Подчистка выступающего

Стальной инструмент

   

клея

   
     
Зачистка мест, где не      
держится старый левкас Стальной инструмент    
(до дерева и гипса)      
Проклейка предмета клеем

Кисти

Технический клей

 

(1-2 раза)

 
     
Левкашение (1) Чурочки, кисти разных размеров Левкас, замазка  
    из левкаса  
Подравнивание левкаса и

Стальной инструмент

   

замазки в уровень старой

   

(долотья, крючки)

   

позолоты

   
     
Лишевка Чурочки, пемза, хвощ    
       
Шихтановка Шкурки    
       
Покрытие матовых мест

Кисть щетинная, кисть беличья

Желатинный клей,

 

желатинным клеем с

 
 

охра, крон

 

окраской под цвет золота

   
     
       

 

в Левкасятся некоторые места, глубокие трещинки и ямки заделываются замазкой из левкаса, закатанной в порошковом мелу.

 

Эту операцию надо выполнять осторожно, чтобы не повредить рисунка.

 

После рассечки деталь лишуется кусковой пемзой и тщательно протирается тряпочкой, высыхает. Затем производится подлишевка пемзой и хвощом, одетым на гремитку. Деталь вновь высыхает. Важно проследить, чтобы левкас находился на одном уровне со старой позолотой.

 

Следующая операция — шихтановка. Предмет очищается мелкой нулевой шкуркой. На деталях могут оказаться места, покрытые в свое время матовым раствором, их

 

необходимо покрыть желатинным клеем и выкрасить краской под цвет старого золота (охра, крон). Клей; кладется ровным тонким слоем. Могут оказаться и посеребрённые места, их надо высеребрить теми приемами, о которых уже сказано в предыдущей главе.

 

После окончания подготовительной черновой работы необходимо подчистить старую позолоту и промыть ее, но для этого вначале надо проверить степень сохранности золота, уточнить вид золочения (это особенно относится к дереву и гипсу). К примеру, так называемое ормулевое золочение, нежное и тонкое, его нельзя промыть водой: вместе с ней снимается и покрытие, в этих случаях лучше старую позолоту протереть чистой сухой ваткой. То же относится и к старому золочению, выполненному на слабом полименте.


Такое золочение надо очищать осторожно. Если золочение выполнено на крепком полименте, позолоту осторожно промывают холодной водой с мылом (лучше детским или ядровым) с помощью мягких щетинных или беличьих кистей.

 

Промытая позолота протирается чистым спиртом. Копоть и пятна от мух можно убрать слабым раствором нашатырного спирта или столового уксуса с последующей промывкой водой.

 

и практике реставрационных работ бывает, что копоть и грязь так въелись в позолоту, что их невозможно удалить вышеуказанным способом. В случае, если позолота выполнена ртутным или гальваническим способом, можно ее промыть. Однако все вызолоченные детали приходится трогать с места. Снятые детали опускаются на 2—3 мин.

 

в 5%-ный теплый раствор серной кислоты. Приготовляется другой раствор: на ведро кипящей воды добавляется 100 г поташа, 150 г очищенной соды, 150 г нашатырного спирта и мелко настроганного мыла. Деталь вынимается из серной кислоты, опускается в раствор и тщательно промывается кистью. Затем она промывается в чистой горячей воде (ее надо менять два-три раза) и протирается мягкой ветошью.

 

и результате позолоте возвращается первоначальный вид.

 

Реставрировать позолоту можно и другим способом: приготовляется теплый раствор из 10%-ной каустической соды В него опускается деталь и промывается кистью. Затем деталь кипятится в чистой воде с добавлением на ведро воды 150—200 г очищенной соды

 

и промывается в чистой проточной воде (лучше всего под водопроводным краном с протиранием кистью). Этот способ безвреден и дает хороший результат.

 

Оба способа применялись при промывке бронзовых золоченых деталей в Исаакиевском соборе после того, как обычная промывка горячей водой с мылом не дала должного эффекта. Позолоте было возвращено первоначальное состояние.

 

При реставрации существующей позолоты иногда возникает необходимость ее закрепить.

 

В таких случаях предварительно производится осмотр состояния позолоты и отмечаются места различной степени разрушения по следующим показателям:

 

1) позолота с волосными трещинами, которую можно не закреплять, а только промыть обычным способом;

 

2) позолота со значительными трещинами (от 0,5 мм и выше) и с небольшим отставанием предварительно промывается, а затем закрепляется;

 

3) позолота, сильно разрушенная и легко отстающая вместе с левкасом, сначала закрепляется, а затем промывается.

 

Лаборатория научно-реставрационных производственных мастерских Управления по делам строительства и архитектуры при Ленгорисполкоме рекомендует два способа закрепления позолоты:

 

закрепление клеем БФ-2;

закрепление столярным (мездровым клеем).

 

Эти способы показали хорошие результаты при работе в помещении (здание церкви Главного Штаба, Государственный Эрмитаж, Ленинградский Дворец пионеров и др.).

Закрепление клеем БФ-2

 

а) Клей БФ-2 разбавляется спиртом-ректификатом или сырцом крепостью не ниже 90°. Для этого на одну часть клея берется две части спирта.

 

б) Клей наливается в шприц объемом 2,5 см3, которым проходят вдоль всех трещин, осторожно выдавливая клей. Операция повторяется До тех пор, пока не прекратится впитывание клея гипсом или деревом. Шприц время от времени промывается спиртом.

 

в) Через 5— 10 мин. эту операцию повторяют, но уже более крепким раствором клея. Здесь на одну часть клея добавляют одну часть спирта. После этого в течение 5—10 мин. большая часть спирта испаряется, а клей затвердевает.

 

Для лучшего приклеивания позолота прижимается сухим тампоном из ваты. Трещины плотно сходятся. Излишки клея удаляют с поверхности мягким тампоном, чуть смоченным

 

11 спирте. Закрепленная поверхность не обрабатывается в течение суток до окончательного высушивания.

 

г) Через сутки закрепленная позолота для удаления грязи и копоти промывается теплой мыльной водой.

 

д) Если позолота вместе с левкасом отстает большими участками, ее следует прикрепить клеем, не разведенным на спирте. В этом случае снятый кусочек позолоты и то место, к которому он снова будет приклеен, смазываются клеем. Через 10 — 15 мин. этот кусочек кладут на прежнее место, прижимая его мягким тампоном.


Закрепление столярным (мездровым) клеем

 

Закрепление столярным клеем производится в местах, не подверженных действию сырости, в два приема: сначала более_жидким клеем (8—10%), а затем более крепким (15—20%). Кроме столярного клея, можно применить рыбий клей или технический желатин.

 

а) Для первого: раствора на 1 л воды берется 80—100 г сухого клея, а для второго — 150—200 г тоже на 1 л воды.

 

б) В клеевой раствор обязательно вводится противогнилостное вещество (антисептик) в виде 4%-ного раствора формалина или карболовой кислоты.

Если имеется формалин крепостью 40 %, то его надо разбавить водой по объему в

 

1 раз больше.

В раствор слабого клея (для первого закрепления) добавляется 2 см3 формалина на

2. л клеевого раствора, на то же количество крепкого клея добавляется 4 см3 формалина, который, кроме предохранения от загнивания, повышает водостойкость.

 

Приемы закрепления те же, что и в предыдущем случае — применяется шприц или тонкая мягкая волосяная кисточка. Наносить клей нужно аккуратно по месту трещины, не допуская большого затекания на позолоту. Время выдержки после закрепления должно обеспечить полное высыхание клея в трещинах (6—8 час.). Клей удаляется с поверхности мягкими тампонами, смоченными теплой водой. Очень сильно смачивать тампон нельзя, так как клей не водостоек, может отстать позолота.

 

Если старое золочение выполнено на полименте, после закрепления золота полированные места протираются чистой, мягкой ветошью. Старые полера по возможности переполировываются зубками—полная реставрация. Если золото не поддается полировке, оставить его в таком же состоянии.

 

Тыльные части предмета прокрашиваются золотистой охрой под цвет золота.

 

Места, в которых во время промывки и протирки сошло золото, необходимо вызолотить заново, зафликовать и подвести под тон старого золочения.

Деталь после хорошо выполненной реставрации принимает первоначальный вид.

 

В Реставрация морданного золочения (дерево, гипс)

 

За долгую трудовую жизнь я сталкивался с такими работами, когда вызолоченную на полименте деталь приходилось восстанавливать на мордане.

 

Эта работа заключается в следующем (табл. 11). Вначале деталь очищается от копоти и пыли, протирается чистыми сырыми мягкими тряпочками. Пыль из углублений выдувается мехами. Копоть, пятна хорошо счищаются слабым раствором нашатырного спирта или столовым уксусом с последующим промыванием чистой водой.

 

(1) некоторых реставрируемых деталях имеются недостающие элементы, которые изготовляются из мастики. Они тщательно проклеиваются столярным клеем и левкасятся. Иногда приходится левкасить по нескольку раз.

 

При наличии глубоких трещин, а также выбоин и раковин последние несколько раз заливаются жидким левкасом до полного сравнивания с остальной поверхностью.

 

Пролевкашенная поверхность после просыхания шлифуется пемзой и шкуркой и протирается мягкой чистой сухой кисточкой или тряпочкой и в ряде случаев (по необходимости) грунтуется натуральной олифой с золотистой охрой. Грунтовка производится один-два раза с обязательным просушиванием и шлифованием каждого слоя грунта.

 

Затем предмет покрывается масляным лаком (при масляном золочений). После тщательной сушки поверхность покрывается ровными тонкими слоями мордана.

 

Начинается процесс золочения. Перед этим следует иметь в виду, что все старое золото должно быть обязательно удалено. Отдельные стершиеся места реставрируются новой наклейкой золота одинакового цвета с прежним. Если старое золото было наклеено на полимент, то с реставрируемого места оно полностью удаляется смыванием, а затем поверхность после высыхания аккуратно покрывается тонким слоем раствора желатина. Новое золото кладется на желатин, смоченный водкой.

 

Если старое золочение было морданным, то место, где требуется восстановить стертое золото, очищается тонкой шкуркой, протирается, покрывается копаловым лаком, лаком мордан и золотится на мордане.

 

Золочение осуществляется обычными приемами: более гладкие поверхности — «с книжки», а углубления, ямки, сложный рисунок — «с лапки». Затем золото кисточками сметается в коробочку.


Таблица 11

 

Порядок операций при реставрационных работах по дереву, гипсу

 

(морданное золочение)

 

Наименование операций Инструмент Материал  
       
Очистка детали от пыли и копоти Сухие щетинные кисти Нашатырный спирт  
       
Восстановление недостающих Кисти, стальной Столярный клей  
деталей инструмент    
Проклейка предмета

Кисти

Технический клей

 

клеем (1-2 раза)

 
     
       

Левкашение

Стальной инструмент,

Левкас, замазка из левкаса

 

кисти

 
     
Лишевка Чурочки, пемза, хвощ    
       
Шихтановка (1) Шкурка    
       
Покрытие поверхности масляным      
лаком с желтым свинцовым Кисти Масляный лак,  
кроном или золотистой охрой   свинцовый крон  
       
Покрытие поверхности

То же

Копаловый лак

 
копаловым лаком (2)  
Покрытие лаком мордан » Лак мордан  
       
Золочение (закрепление

Золотарный инструмент

Золото

 
старой позолоты (3))  
Полировка золота Зубки полировочные    
       
Подкраска тыльных мест

Кисти

Олифа, охра,  

детали золотистой охрой

свинцовый крон

 
   
       

 

3. Перед шихтановкой по надобности накладывается в два приема тонкий слой грунта.

4. Копаловый лак можно заменить лаком марки 6с, 4с или ЯК-1.

5. Старое золото должно быть удалено.

 

Тыльные части предмета желательно покрыть золотистой охрой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.071 с.)