Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы учебной работы.

Поиск

Пояснительная записка

 

Данная образовательная программа является модифицированной и разработана на основе: программы М.И. Краймана «Юные туристы».

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ века и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность обучающихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Направленность программы, форма организации. Программа имеет туристско-краеведческую направленность, основной целью которой является развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечению обучающихся к социальным по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.

Форма организации – групповая.

Программа общекультурного уровня, который предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в том, что она обеспечивает комплексное гармоничное развитие личности, то есть органическое сочетание интеллектуального, духовного и физического совершенствования человека. Программа является личностно-ориентированной, то есть ориентированной не столько на социальный заказ государства, сколько на потребности личности. Это предполагает признание педагогом приоритета развивающей личности перед другими задачами, а также реализацию педагогического принципа природосообразности. Личностно-ориентированная программа реализует право каждого учащегося на овладение знаниями, умениями и навыками в индивидуальном темпе и объеме. Сравнивается современный уровень развития и образования подростка только с его же предыдущим уровнем, а не с другими обучающимися. Таким образом, всем детям представляется возможность обучения не зависимо от способностей и уровня общего развития.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

 

Педагогическая целесообразность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая туристическо-краеведческая программа обуславливает преемственность и согласованность с предметными образовательными программами. Расширяет и углубляет базовые учебные знания по географии, биологии, экологии, истории, краеведению, физической культуре, а также усиливает межпредметные связи в содержании образования. Обучающиеся получают необходимые знания по медицине, геологии, культуре, искусству, психологии группы и межличностных отношений (обратной связи), общей физической и туристической подготовке (последняя объединяет основы техники пешеходного туризма и основные приёмы выживания в неблагоприятных условиях). Туристическо-краеведческая деятельность учит главному – синтезу накопленных знаний для принятия ответственных и взвешенных решений, порой в экстремальных ситуациях.

Цели программы: всестороннее развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося средствами туризма и краеведения. А также: подготовка юных туристов, обладающих необходимым комплексом знаний, умений, навыков, для их использования в различных формах активного туризма и жизнеобеспечения в природной среде.

 

Задачи программы:

Образовательные:

· обучение основам техники туризма;

· начальным знаниям по ориентированию, краеведению;

· получение знаний по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

· интеллектуальное и духовно – нравственное развитие учащихся;

· развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

· укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.

Воспитательные:

· воспитание патриотизма посредством занятия краеведением;

· воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем, и углубленное изучение пройденных.

Возраст обучающихся. Программа адресована детям в возрасте 7 – 8, 13-14 и 15-16 лет.

Заниматься в объединении могут физически развитые учащиеся, отнесенные к основной группе здоровья. В период комплектования объединения следует организовать медицинский осмотр детей и получить на каждого члена группы медицинскую справку - разрешение врача заниматься туризмом и спортивным ориентированием. Если у кого-то имеются заболевания, следует проконсультироваться у врача на предмет допуска к занятиям. Перед походом и спортивными соревнованиями каждый член группы должен предоставить допуск врача.

Срок реализации программы -1года – 36 часов.

Уровень сложности.

Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. «Стартовый уровень» - программа 1 года обучения.

 

Режим занятий.

Режим занятий согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 года:

- число занятий в неделю –1 занятие; 1-2 похода или занятия на местности в месяц;

- число и продолжительность занятий в день – 1 по 45 минут; занятия на местности или поход до 8 часов.

Учебно-тренировочная работа в туристском объединении проводится на основе годовых планов и графиков, составленных с учетом местных условий.

 

I год обучения

2.1. Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Основы туристской деятельности
1.1 Понятие «туризм». Виды и формы туризма.     -  
1.2 Укладка рюкзака. Установка палатки.   -    
1.3 Личное и групповое туристское снаряжение и его назначение.   -    
1.4 Организация туристского быта и бивуачных работ.   -    
1.5 Подготовка к походу, путешествию.     -  
1.6 Здоровьесбережение и питание в полевых условиях.     -  
1.7 Комплектование группы и распределение обязанностей в походе.     -  
1.8 Тактические правила движения в походе.     -  
1.9 Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях.     -  
1.10 Виды естественных препятствий в походе, их классификация.   -    
1.11 Костры и их виды. Технология и способы разведения костров.   -    
1.12 Классификация походов. Правила оформления и регистрации в МКК.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 2. Краеведение
2.1 Малая Родина – часть России.     -  
2.2 Правила поведения и культуры общения в культурно- просветительных учреждениях.     -  
2.3 Посещение Районного краеведческого музея.   -    
2.4 Посещение музея «Истории БАМ».   -    
2.5 Научно-исследовательская работа.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 3. Горнолыжная подготовка
3.1 Снаряжение и инвентарь горнолыжника.     -  
3.2 Правила поведения на склоне. Меры безопасности.     -  
3.3 Элементарные приемы горнолыжной техники.   -    
3.4 Повороты, выполняемые упорной техникой (в “плуге”, соскальзыванием, из упора).   -    
3.5 Коньковая техника (шаг-поворот, коньковый поворот).   -    
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 4. Лыжный туризм
4.1 История лыжного туризма.     -  
4.2 Основы техники передвижения на лыжах.     -  
4.3 Основные элементы техники передвижения на лыжах.     -  
4.4 Способы торможения.   -    
4.5 Личное снаряжение лыжника. Лыжный инвентарь.     -  
4.6 Групповое снаряжение в лыжном походе.     -  
4.7 Безопасность проведения лыжных походов.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 5. Медицина
5.1 Вводное.     -  
5.2 Медицинская аптечка.     -  
5.3 ОРЗ и другие простудные заболевания.     -  
5.4 Ожоги, обморожения, переохлаждение.     -  
5.5 Мозоли и потертости, опрелости.     -  
5.6 Отравления и желудочно-кишечные заболевания.     -  
5.7 Ушибы, растяжения.   -    
Итого по изучаемому разделу:        
Итого по программе I года обучения:        

 

 

2.2. Содержание учебного плана

 

Тема 1.5. Подготовка к походу, путешествию.

Теория: Определение цели и района похода.Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практика: составление плана подготовки 1-3-х дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-х дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Выбор района путешествия. Логика построения маршрута, запасные и аварийные варианты маршрутов. Возможность использования забросок. Использование при изучении маршрута похода отчетов групп. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления.

Заявочная документация для совершения многодневного туристского путешествия. Правила заполнения заявочной и маршрутной книжки. Контрольные пункты и сроки движения группы. Регистрация в поисково–спасательном отряде.

Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями.

Хозяйственная и техническая подготовка путешествия. Составление сметы путешествия.

Подготовка к совершению зачетного многодневного путешествия. Разработка планов–графиков и маршрутов учебно–тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода, подготовка маршрутной документации, картографического материала. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу в поход.

Подбор группы и распределение обязанностей. Оформление походной документации. Смотр готовности. Подготовка снаряжения.

Изучение маршрутов. Составление подробного плана – графика. Заполнение маршрутной документации.

Питание в походе.

Теория: Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат. Назначение питания. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Составление меню и раскладки продуктов. Учет их расхода. Сбережение продуктов в пути. Различные способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. Водно-солевой режим, простейшие способы очистки. Особенности питания в условиях низких температур, на больших высотах. Использование сублимированных продуктов и продуктов собственного изготовления, высоко калорийных питательных смесей. Приемы приготовления пищи из сублиматов. Возможности пополнения пищевых запасов в пути, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений. «НЗ» продуктов и «карманное питание».

Раздел 2. Краеведение.

Раздел 4. Лыжный туризм.

Тема 4.6. Коньковый ход.

Практика: Варианты передвижения коньковыми ходами: полу коньковый одновременный ход, коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов руками), одновременный двушажный коньковый ход, одновременный одношажный коньковый ход, попеременный коньковый ход.

Тема 4.8. Техника спуска.

Практика: Спуск в основной стойке, спуск в низкой стойке, спуск в высокой стойке, спуск в стойке отдыха.

Раздел 5. Медицина.

Тема 5.1. Вводное занятие.

Теория: В чем заключается сущность медицины в туризме. Самые распространенные травмы и заболевания связанные с туристской деятельностью. Основные темы, которые будут пройдены за три года обучения. Соблюдение личной гигиены в походных условиях. Распорядок дня в походах и его соблюдение. Физическая подготовка и тренировка организма.

II год обучения

3.1. Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов   Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Основы туристской подготовки
1.1 Личное и групповое туристское снаряжение. Правила хранения и уход за ним.     -  
1.2 Привалы и ночлеги. Организация бивуаков. Выбор места для ночлега.   -    
1.3 Планирование и организация туристских маршрутов.     -  
1.4 Подбор, хранение, транспортировка и учет продуктов при организации питания на маршруте.     -  
1.5 Обязанности участников группы в походе по должностям и их функции.     -  
1.6 Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походах.   -    
1.7 Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях.     -  
1.8 Оформление и зачет путешествия. Классификация туристских маршрутов. Подведение итогов туристского похода.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 2. Краеведение
2.1 История заселения северобайкальского района.     -  
2.2 История строительства БАМа     -  
2.3 Мой дом. Моя улица. Мой город.   -    
2.4 История Школы туристско-экологического образования.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 3. Горнолыжная подготовка
3.1 Элементы техники параллельных лыж (повороты, элементы слалома).   -    
3.2 Совершенствование техники поворотов и спусков на некрутых склонах.   -    
3.3 Совершенствование техники поворотов на параллельных лыжах.   -    
Итого по изучаемому разделу:   -    
Раздел 4. Лыжный туризм
4.1 Основы техники спусков и поворотов в движении.   -    
4.2 Привалы и ночёвки в лыжных походах.   -    
4.3 Тропление лыжни.   -    
4.4 Техника преодоления естественных препятствий в лыжном походе.   -    
Итого по изучаемому разделу:   -    
Раздел 5. Медицина
5.1 Тепловой удар, солнечный удар.     -  
5.2 Черепно-мозговая травма (сотрясение мозга).     -  
5.3 Засорение глаз, снежная слепота.     -  
5.4 Вывихи, переломы.     -  
5.5 Ранения колющими и режущими предметами. Кровотечения.     -  
5.6 Опасности, травмы и заболевания связанные с дикими животными и ядовитыми растениями.     -  
Итого по изучаемому разделу:     -  
Раздел 6. Элементы школы выживания
6.1 Факторы, обеспечивающие выживание.     -  
6.2 Действия по выживанию. Определение местонахождения. Выбор пути следования в аварийной ситуации.     -  
6.3 Определение времени.     -  
6.4 Подача сигналов.   -    
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 7. Топография и ориентирование
7.1 Измерение расстояний.   -    
7.2 Способы ориентирования.   -    
7.3 Виды спортивного ориентирования.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 8. Экология
8.1 Экологические связи в живой природе.     -  
8.2 Роль неживой природы в жизни живого.     -  
8.3 Байкал жемчужина природы.   -    
8.4 Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.   -    
Итого по изучаемому разделу:        
Итого по программе II года:        

Содержание программы

 

Раздел 1. Основы туристской подготовки.

Тема 1.3. Планирование и организация туристских маршрутов.

Теория: Подбор группы и распределение обязанностей.

Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных походов в МКК. Смотр готовности группы, его цели. Подготовка снаряжения. Смета расходов на подготовку и проведение похода.

Практика: Изучение маршрутов учебно–тренировочных и зачетного (летнего) походов. Составление подробного плана–графика похода. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов.

Тема 1.8. Оформление и зачет путешествия. Классификация туристских маршрутов.

Раздел 2. Краеведение.

Раздел 4. Лыжный туризм.

Тема 4.3. Тропление лыжни.

Теория: Способы тропления лыжни: карусель, малая карусель, челнок.

Раздел 5. Медицина.

Тема 5.4. Вывихи, переломы.

Теория: Вывих сустава. Симптомы вывиха. Первая помощь при вывихах. Перелом кости. Симптомы перелома. Первая помощь при переломах костей.

Раздел 8. Экология.

III год обучения

4.1. Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов   Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1. Основы туристской подготовки
1.1 Ночлеги в палатках, бивуачные снаряжения.     -  
1.2 Особенности организации питания в разных видах туризма.     -  
1.3 Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях.     -  
1.4 Тактические и технические приемы преодоления препятствий в походе.   -    
1.5 Нормативные документы по туризму.     -  
1.6 Ремонт, усовершенствование и изготовление туристского личного и группового снаряжения.   -    
1.7 Особенности других видов туризма.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 2. Краеведение
2.1 Краеведческие должности.     -  
2.2 Экскурсия в музей с. Холодное.   -    
2.3 Экскурсия на мыс Лударь «Курыканские городища».   -    
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 3. Горнолыжная подготовка
3.1 Спуски при разном состоянии снега и трассы на склонах различного рельефа.   -    
Итого по изучаемому разделу:   -    
Раздел 4. Лыжный туризм
4.1 Бивачные сооружения из снега в безлесье.   -    
4.2 Преодоление препятствий на лыжах.   -    
4.3 Ремонт лыж.   -    
4.4 Тактика лыжного похода.   -    
4.5 Опасности зимнего маршрута.     -  
Итого по изучаемому разделу:        
Раздел 5. Медицина
5.1 Судороги.     -  
5.2 Сердечно-легочная реанимация.     -  
5.3 Опасности, травмы и заболевания со специфическими условиями путешествий в горах и на воде.     -  
Итого по изучаемому разделу:     -  
Раздел 6. Топография и ориентирование
6.1 Обеспечение безопасности в спортивном ориентировании.     -  
6.2 Работа с легендами.     -  
6.3 Соревнования по ориентированию.     -  
Итого по изучаемому разделу:     -  
Раздел 7. Экология
7.1 Охрана и защита.     -  
7.2 Экология и жизнь.     -  
7.3 Загрязнения окружающей среды и здоровье человека.     -  
Итого по изучаемому разделу:     -  
Раздел 8. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисково-спасательным работам
8.1 Правила соревнований по пешеходному туристскому многоборью.     -  
8.2 Правила соревнований по поисково–спасательным работам     -  
8.3 Личное прохождение этапов. Прохождение этапов в связках.   -    
8.4 Командное прохождение этапов.   -    
8.5 Транспортировка пострадавшего на этапах туристского многоборья, поисково-спасательных работ.   -    
8.6 Судейство соревнований.   -    
8.7 Тактическая подготовка.   -    
8.8 Решение ситуационных задач.   -    
Итого по изучаемому разделу:        
Итого по программе III года обучения:        

Содержание программы

Раздел 1. Основы туристской подготовки.

Раздел 2. Краеведение.

Тема 2.1. Краеведческие должности.

Теория: Юный историк-краевед, краевед-летописец, краевед-фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог.

Раздел 4. Лыжный туризм.

Тема 4.3. Ремонт лыж.

Теория: Ремонт сломанного носка и сломанной лыжи между носком и грузовой площадкой.

Практика: Ремонт лыж в походных условиях.

Раздел 5. Медицина.

Тема 5.1. Судороги.

Теория: Судороги. Причины возникновения судорог.

Раздел 7. Экология.

Тема 7.1. Охрана и защита.

Теория: Способы охраны и защиты. Виды ООПТ. Природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Деятельность общественных экологических организаций.

Тема 7.2. Экология и жизнь.

Теория: Это занятия - практикумы. Как экологические знания применяются в жизни. Рассмотреть примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Познакомить с рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы. Экология в нашем доме.Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

Методическое обеспечение

 

Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по начальной туристской подготовке, топографии, краеведению, доврачебной медицинской помощи, занимательной экологии. Полученные теоретические знания, закрепляются на практике.

Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время походов, тренировок в тренировочном кабинете туризма. Оснащение кабинета: компьютер, проектор, доска, тренажер ПТС.

Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня, экскурсии, соревнования, игры и др. мероприятия.

Для проведения учебно-познавательных мероприятий во время отдыха, теоретических и практических занятий накоплен разнообразный дидактический материал:

- разработки бесед, игр, викторин, конкурсов, походов экскурсий;

- гербарии, живые объекты;

- оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты

- слайды, фотоматериалы, видеозаписи

- карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для письменного или устного опроса, тесты;

- учебные пособия – журналы, книги

Для организации походов имеется индивидуальное, групповое и специальное снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, коврики, палатки, веревки, карабины, костровые принадлежности, компасы, карты, ледорубы, кошки, палатка «Зима» с печкой.

 

Литература в помощь учителю:

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., 2000

2. Кислов Е.В. Памятники природы Северобайкальского района. БНЦ СО РАН. Улан-Удэ. 2001;

3. Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии. ЦДЮТИК. Москва. 2001;

4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003;

5. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях в зимних условиях. М. 2006;

6. Молодова Л.И. Игровые экологические занятия с детьми.

7. Курилова В.И. Туризм. Просвещение. 2003;

8. Правила организации и проведения туристских походов со школьниками. Брошюра Центра детско-юношеского туризма и краеведения.

9. Рыжавский Г.Я. Биваки. Москва. ЦДЮТИК. 2004;

10. Болшая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2002;

11. Частухина С. Дикие растения. Есть вкусненькое? Иркутск. 2004;

12. Чижова В.П. Школа природы. Всемирный фонд дикой природы. Москва. 2000

13. Никонова М.А., Краеведение/ М.А. Никонова - Изд. Центр «Академия», 2009.

14. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО «Республиканская типография», 2006г.

15. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная служба геодезии и картографии России, 2002г.

16. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г., Марьясова А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у Байкала – ШТЭО, 2005г.

17. Куликов В.М., Школьный туризм/ В.М. Куликов

18. Строев К.Ф., Краеведение/ К.Ф. Строев – 2 изд. «Просвещение» - М.: 1974г.

19. Кислов Е.В., Памятники природы Северобайкальского района/ Е.В. Кислов – БНЦ СО РАН – У.У., 2001г.

20. Учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» - Бурятский госуниверситет, 2012г.

21. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных – 2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с.

22. Галадай Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004г. – 304с.

Литература в помощь ученику:

1. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г., Марьясова А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у Байкала – ШТЭО, 2005

2. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003

3. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях в зимних условиях. М. 2006

4. Большая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2002;

5. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО «Республиканская типография», 2006г.

6. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная служба геодезии и картографии России, 2002г.

7. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных – 2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с.

Обучающие фильмы по следующим темам:

1. Ориентирование.

2. Горные лыжи основы техники.

 

Презентации, по следующим темам:

1. Байкал – жемчужина Сибири.

2. История возникновения города Северобайкальск;

3. Виды и формы туризма;

4. Туристическое снаряжение;

5. Личное и групповое снаряжения туриста;

6. Туристический бивак. Организация бивачных работ;

7. Мы идем в поход;

8. Питание в походе;

9. Классификация поход;

10. Виды костров и их применение;

11. Снаряжение и инвентарь горнолыжника;

12. Виды подъемников;

13. Правила поведения на склоне. Техника безопасности;

14. История возникновения лыжного спорта;

15. Техника лыжного хода;

16. Личное снаряжение лыжника. Лыжный инвентарь;

17. Медицинская аптечка.

18. Первая помощь при ожогах и обморожениях;

19. Мозоли и потертости;

20. Ушибы и растяжения;

21. Международная система сигналов бедствия «Земля - воздух»

22. Ночлег;

23. Топографические и спортивные карты;

24. Условные знаки;

25. Компас. Работа с компасом.

26. Узлы.

27. Специально личное и групповое снаряжение.

 

Наглядные пособия:

1. Байкальский сундучок.

2. Атлас Республики Бурятия.

3. Атлас Прибайкалья.

4. Справочный гербарий Северобайкальского района.

5. Топографические карты.

6. Спортивные карты

Дополнительные материалы:

1. Интернет- ресурсы.

2. Библиотечные фонды.

 


Список источников информации

 

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М. 2000

2. Кислов Е.В. Памятники природы Северобайкальского района. БНЦ СО РАН. Улан-Удэ. 2001

3. Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии. ЦДЮТИК. Москва. 2001

4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003

5. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях в зимних условиях. М. 2006

6. Молодова Л.И. Игровые экологические занятия с детьми.

7. Курилова В.И. Туризм. Просвещение. 2003

8. Правила организации и проведения туристских походов со школьниками. Брошюра Центра детско-юношеского туризма и краеведения.

9. Рыжавский Г.Я. Биваки. Москва. ЦДЮТИК. 2004

10. Болшая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2002

11. Частухина С. Дикие растения. Есть вкусненькое? Иркутск. 2004

12. Чижова В.П. Школа природы. Всемирный фонд дикой природы. Москва. 2000

13. Никонова М.А., Краеведение/ М.А. Никонова - Изд. Центр «Академия», 2009г.

14. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО «Республиканская типография», 2006г.

15. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная служба геодезии и картографии России, 2002г.

16. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г., Марьясова А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у Байкала – ШТЭО, 2005г.

17. Куликов В.М., Школьный туризм/ В.М. Куликов

18. Строев К.Ф., Краеведение/ К.Ф. Строев – 2 изд. «Просвещение» - М.: 1974г.

19. Кислов Е.В., Памятники природы Северобайкальского района/ Е.В. Кислов – БНЦ СО РАН – У.У., 2001г.

20. Учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» - Бурятский госуниверситет, 2012г.

21. Частухина С., Дикие растения. Есть вкусненькое?/ С. Частухина – Иркутск,2004г.

22. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных – 2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с.

23. Галадай Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004г. – 304с.

24. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2000. – 240 с.

Интернет ресурсы:

1. www.shool-Kraevedenie.narod

2. www.Mabutk.ru Академия детско-юношеского туризма

3. http://existclub.narod.ru/articles/vfmedicina.htm Медицина в туризме

4. http://medportal.ru/enc/infection/reading/42/ Простудные заболевания

5. https://health.mail.ru/disease/prostudnye_zabolevaniya/ Простудные заболевания

6. http://www.allsafety.ru/first_aid/burn.htm Термические ожоги

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B6%D0%BE%D0%B3 Термические ожоги

8. http://www.activeclub.com.ua/mo



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.111 (0.019 с.)