ТОП 10:

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);

3. Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

 

Программа построена на основе следующих принципов:

· доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

· наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

· научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

· демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

· актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

· деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.

Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:

ü разнообразие питания:

1. «Самые полезные продукты»,

2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,

3. «Где найти витамины весной»,

4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,

5. «Каждому овощу свое время»;

 

ü гигиена питания:

«Как правильно есть»;

 

ü режим питания:

«Удивительные превращения пирожка»;

 

ü рацион питания:

1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-

2. «Плох обед, если хлеба нет»,

3. «Полдник. Время есть булочки»,

4. «Пора ужинать»,

5. «Если хочется пить»;

 

ü культура питания:

 

1. «На вкус и цвет товарищей нет»,

 

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

· о правилах и основах рационального питания,

· о необходимости соблюдения гигиены питания;

· о полезных продуктах питания;

· о структуре ежедневного рациона питания;

· об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

· об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

· об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Разговор о правильном питании»

Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) каждую неделю.

 

№ п⁄п Раздел класс     класс     класс     класс    
                   
1. Разнообразие питания            
2. Гигиена питания и приготовление пищи            
3. Этикет            
4. Рацион питания            
5. Из истории русской кухни.          
Итого                
                               

Разнообразие питания (20 ч)

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

 

 

Этикет (30 ч)

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания (20 ч)

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Содержание программы «Разговор о правильном питании»

Й год обучения

 

Содержание Теория Практика
1. Разнообразие питания. Знакомство с программой. Беседа. Экскурсия в столовую.
2. Самые полезные продукты Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты. Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.
3. Правила питания. Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.
4. Режим питания. Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка
5. Завтрак Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака. Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.
6. Роль хлеба в питании детей Беседа «Плох обед, если хлеба нет». Рацион питания, обед. Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.
7. Проектная деятельность. Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта. Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».
8. Подведение итогов работы.   Творческий отчет вместе с родителями.

Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

Й год обучения

 

п/п Содержание занятия Всего часов Дата
Если хочешь быть здоров  
Из чего состоит наша пища  
Полезные и вредные привычки  
Самые полезные продукты  
Как правильно есть(гигиена питания)  
Удивительное превращение пирожка  
Твой режим питания  
Из чего варят каши  
Как сделать кашу вкусной  
Плох обед, коли хлеба нет  
Хлеб всему голова  
Полдник  
Время есть булочки  
Пора ужинать  
Почему полезно есть рыбу  
Мясо и мясные блюда  
Где найти витамины зимой и весной  
Всякому овощу – свое время  
Как утолить жажду  
20-21 Что надо есть – если хочешь стать сильнее  
На вкус и цвет товарищей нет  
23-24 Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты  
Каждому овощу – свое время  
26-27 Народные праздники, их меню  
Как правильно накрыть стол.  
Когда человек началь пользоваться вилкой и ножом  
Щи да каша – пища наша  
31- Что готовили наши прабабушки.  
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»  
Праздник урожая  

Содержание программы кружка «Разговор о правильном питании»

Й год обучения

 

Содержание Теория Практика
1. Вводное занятие Повторение правил питания Ролевые игры
2. Путешествие по улице «правильного питания». Знакомство с вариантами полдника Игра, викторины
3. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов Работа в тетрадях, составление меню. Конкурс-викторина
4. Продукты для ужина. Беседа «Пора ужинать» Ужин, как обязательный компонент питания Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать». Ролевые игры
5. Витамины. Беседа «Где найти витамины в разные времена года». Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры.
6. Вкусовые качества продуктов. Беседа «На вкус и цвет товарища нет». Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры  
7. Значение жидкости в организме. Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки»
8. Разнообразное питание. Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры.
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры.
10. Проведение праздника «Витаминная страна».   Конкурсы, ролевые игры.
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт».    
12. Подведение итогов.   Отчет о проделанной работе.

 

Календарно-тематическое планирование кружка «Разговор о правильном питании»

Й год обучения.

п/п Содержание занятий. Всего часов Дата
1. Вводное занятие. Повторение правил питания.  
2. Путешествие по улице правильного питания.  
3. Время есть булочки.  
4. Оформление плаката молоко и молочные продукты.  
5. Конкурс, викторина знатоки молока.  
6. Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости»  
7. Пора ужинать  
8. Практическая работа как приготовить бутерброды  
9. Составление меню для ужина.  
Значение витаминов в жизни человека.  
Практическая работа.  
12. Морепродукты.  
13. Отгадай мелодию.  
14. «На вкус и цвет товарища нет»  
15. Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»  
16. Как утолить жажду  
17. Игра «Посещение музея воды»  
18. Праздник чая  
19. Что надо есть, что бы стать сильнее  
20. Практическая работа «Меню спортсмена»  
21. Практическая работа «Мой день»  
22. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты  
23. Практическая работа «Изготовление витаминного салата»  
24. КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты»  
25. Оформление плаката «Витаминная страна»  
26. Посадка лука.  
27. Каждому овощу свое время.  
28. Инсценирование сказки вершки и корешки  
29. Конкурс «Овощной ресторан»  
30. Изготовление книжки «Витаминная азбука»  
31. Проект  
32. Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей».  

Содержание программы кружка «Разговор о правильном питании»

Й год обучения

Содержание Теория Практика
1. Вводное занятие. Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания Знакомство с рабочей тетрадью «Две недели в лагере здоровья»
2. Состав продуктов. Беседа «Из чего состоит пища». Основные группы питательных веществ Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища».
3. Питание в разное время года Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров.
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее». Рацион собственного питания. Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья».
5. Приготовление пищи Беседа «Где и как готовят пищу» Устройство кухни Правила гигиены. Экскурсия на кухню в школьной столовой. Ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка».
6. В ожидании гостей. Беседа «Как правильно накрыть стол» Столовые приборы Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка».
7. Молоко и молочные продукты Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов. Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина.
8. Блюда из зерна Полезность продуктов , получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова».
9. Проект «Хлеб всему голова»    
10. Творческий отчет.    

Календарно-тематическое планирование кружка «Разговор о правильном питании»

Й год обучения

п/п Содержание занятий Всего часов Дата
1. Введение  
2. Практическая работа.  
3. Из чего состоит наша пища  
4. Практическая работа «еню сказочных героев»  
5. Что нужно есть в разное время года  
6. Оформление дневника здоровья  
7. Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи  
8. Игра «В гостях у тетушки Припасихи»  
Конкурс кулинаров  
Как правильно питаться, если занимаешься спортом  
Составление меню для спортсменов  
Оформление дневника «Мой день»  
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»  
Где и как готовят пищу  
Экскурсия в столовую.  
Конкурс «Сказка, сказка, сказка».  
Как правильно накрыть стол.  
Игра накрываем стол  
Молоко и молочные продукты  
Экскурсия на молокозавод  
Игра-исследование «Это удивительное молоко»  
Молочное меню  
Блюда из зерна  
Путь от зерна к батону  
Конкурс «Венок из пословиц»  
Игра – конкурс «Хлебопеки»  
Выпуск стенгазеты  
Праздник «Хлеб всему голова»  
Экскурсия на хлебокомбинат  
30-31 Оформление проекта « Хлеб- всему голова»  
Подведение итогов  

Предполагаемые результаты 3-го года обучения должны знать:

- при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с работой;

- основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;

- здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;

- условия хранения продуктов;

- правила сервировки стола;

- важность употребления молочных продуктов.

После третьего года обучения ученики должны уметь:

- составлять меню;

- соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов;

- различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду.

Содержание программы кружка «Разговор о правильном питании»

Й год обучения

 

Содержание Теория Практика
1 Вводное занятие Повторение правил питания Ролевые игры
2.Растительные продукты леса Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда. Игра «Походная математика» Игра – спектакль «Там на неведомых дорожках»  
3.Рыбные продукты Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов. Работа в тетрадях Эстафета поваров «Рыбное меню» Конкурс рисунков «В подводном царстве» Конкурс пословиц и поговорок»  
4.Дары моря Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. Работа в тетрадях. Викторина «В гостях у Нептуна»
5.Кулинарное путешествие по России» Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа Работа в тетрадях Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут» Игра – проект «кулинарный глобус»
6 Рацион питания Рассмотреть проблему «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен» Работа в тетрадях. «Моё недельное меню» Конкурс «На необитаемом острове»
7.Правила поведения за столом Беседа «Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением «Назидание о застольном невежестве» Работа в тетрадях. Сюжетно – ролевые игры.
8.Накрываем стол для родителей    
9.Проектная деятельность. Определение тем и целей проектов, форм их организации Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом Выполнение проектов по теме «___________________________» Подбор литературы. Оформление проектов.
10.Подведение итогов работы    

Календарно – тематическое планирование « Разговор о правильном питании»

Й год обучения

№ п/п Содержание занятия Всего часов Дата
1. Вводное занятие  
2. Какую пищу можно найти в лесу.  
3. Правила поведения в лесу  
4. Лекарственные растения  
5. Игра – приготовить из рыбы.  
6. Конкурсов рисунков» В подводном царстве»  
7. Эстафета поваров  
8. Конкурс половиц поговорок  
9. Дары моря.  
10. Экскурсия в магазин морепродуктов  
11. Оформление плаката «Обитатели моря»  
12. Викторина «В гостях у Нептуна»  
13. Меню из морепродуктов  
14. Кулинарное путешествие по России.  
15. Традиционные блюда нашего края  
16. Практическая работа по составлению меню  
17. Конкурс рисунков «Вкусный маршрут»  
18. Игра – проект «Кулинарный глобус»  
19. Праздник «Мы за чаем не скучаем»  
20.04.14 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен  
21. Составление недельного меню  
22. Конкурс кулинарных рецептов  
23. Конкурс «На необитаемом острове»  
24. Как правильно вести себя за столом  
25. Практическая работа  
26.04.14 Изготовление книжки «Правила поведения за столом»  
27. Накрываем праздничный стол  
28-31 Проект  
Подведение итогов  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

Кондова С.Н. Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы для детей.

 

1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);

3. Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

 

Программа построена на основе следующих принципов:

· доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

· наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

· научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

· демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

· актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

· деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.027 с.)