Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школьные программы воспитания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Концепция не обязательно предполагает описание конкретного плана действий по ее реализации. Для программы это - обязательное условие. Как пишет А.М.Моисеев, программа должна способствовать преодолению неопределенности, упорядочиванию совместной деятельности педагогов школы. В образовательных учреждениях могут быть самые разные программы. Это может быть общая программа воспитания школьников, а может быть и целевая программа, ориентированная на решение каких-либо конкретных, актуальных для школы проблем. Например, программа формирования здорового образа жизни школьников, программа патриотического воспитания школьников, программа воспитания толерантности у школьников и т.д. Программа может содержать в себе: Обоснование ее актуальности, то есть важности и необходимости ее реализации в данное время и в данном образовательном учреждении. Определение конкретных задач воспитания, на решение которых направлена данная программа. При отсутствии описания общей концепции воспитания школьников программа может содержать в себе и характеристику концептуальных основ организации процесса воспитания – цели, основных идей, принципов. Описание основных путей и способов реализации поставленных задач. Перечень (это основной блок программы) конкретных важнейших действий педагогического коллектива, акций, событий, мероприятий, индивидуальных и групповых бесед со школьниками и т.д., направленных на достижение определенных программой задач воспитания. План воспитательной работы классного руководителя Кроме общешкольных документов, отражающих процесс воспитания, традиционной для большинства образовательных учреждений стала практика составления классными руководителями планов воспитательной работы. Предлагаемый ниже возможный вариант структуры такого плана составлен нами на основе материалов Н.Л.Селивановой и М.В.Шакуровой. Итак, план воспитательной работы классного руководителя может содержать в себе: 1.Общие сведения об учащихся: количество учащихся в классе, количество мальчиков и девочек, возраст учащихся, количество учащихся из неполных семей, количество учащихся с ослабленным здоровьем. 2.Характеристика класса: структура класса – какие микрогруппы существуют в классе, по каким основаниям происходит деление на микрогруппы, какие отношения складываются между микрогруппами в классе; кто является лидерами в классе, их краткая характеристика, входят ли они в официальную структуру класса; кто является «отверженными» в классе, их краткая характеристика, причины их положения; каков характер взаимоотношений класса с другими классами школы – параллельными, младшими, старшими; в каких официальных школьных и внешкольных объединениях (кружках, секциях, клубах и т.д.) участвуют ребята; в какие неформальные группы вне школы входят учащиеся класса; какие нормы и ценности существуют в классе; каковы традиции, ритуалы, символика, сленг класса; какие конфликты наиболее часто встречаются в классе; какие виды деятельности предпочитают в классе – познание, общение, труд, игра; каковы мотивы участия школьников в деятельности класса – подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремлении выделиться, в получении поощрений, подчинение требованиям педагогов; отношение класса к учебной деятельности в школе; отношение класса к внеучебной деятельности в школе; осознает ли класс себя единым целым; сформирован ли коллектив в классе, на какой стадии формирования находится. Основные цели и задачи воспитания, логично вытекающие из характеристики класса и проблем школы. Основные направления и способы деятельности классного руководителя. Их краткая характеристика. Календарный план-сетка организации педагогических событий в классе. Здесь могут быть отмечены общешкольные дела, дела класса, формы индивидуальной помощи тем или иным школьникам в решении тех или иных проблем, связанных с их личностным развитием. Календарный план может: заполняться на полугодие или четверть; заполняться постепенно, с опережением на один месяц; заполняться по итогам года как отчет о проделанной работе. 6.Приложением к плану воспитательной работы может быть педагогический дневник. И последнее. Структура плана воспитательной работы классного руководителя может носить вариативный характер – соблюдение в плане всех вышеназванных пунктов является не обязательным, а желательным условием его качества. Содержательный анализ концепций, программ, планов воспитания Суть содержательного анализа состоит в том, чтобы на основе этих документов представить себе целостную картину организации процесса воспитания в школе. Конечно же, наилучший способ для получения такой картины – это непосредственное участие эксперта во всем, что происходит в школе. Но, согласитесь, побывать везде и сразу ему просто физически не удастся. Даже заместитель директора по воспитанию не в состоянии таким способом получить исчерпывающее представление о воспитательной деятельности только одного классного руководителя только в одном, отдельно взятом, классе. А что уж говорить об изучении процесса воспитания во всей школе. Выход из положения здесь именно в анализе документации, которая, хотя и не может полноценно заменить знакомство с «живой» практикой воспитания, все же дает некоторое представление об основном ее содержании. В первую очередь постарайтесь уточнить у авторов анализируемых вами концепций, программ или планов, каким образом появились эти документы. Явились ли они (и в какой мере) плодом усилий всего коллектива школы/класса, какой-то инициативной группы или это продукт мыследеятельности одного человека – директора, его заместителя, классного руководителя? Какова роль самих детей в появлении на свет этих документов? Какие исследования – окружающей школу социокультурной среды, запросов родителей, особенностей личностного развития школьников – способствовали их созданию? Такого рода вопросы отнюдь не праздны. При дальнейшем анализе они смогут помочь вам понять причины успехов или неудач воплощения содержащихся в этих документах замыслов на практике. Второе. Проанализируйте постановку цели воспитания. К примеру, часто в такого рода документах прописываются так называемые «модели выпускника», то есть некое образное воплощение идеальных представлений педагогов о цели и результате своей воспитательной деятельности. Задумайтесь, насколько гуманистична эта модель? Может ли каждый обучающийся в школе ребенок в принципе достичь заданного уровня воспитанности, соответствующего этой модели? Например, физическое здоровье, которое часто фигурирует в моделях выпускника, просто не всем дано природой. Ребенок иногда не может соответствовать этому стандарту в силу особенностей своего физического или интеллектуального развития. Получается, что педагоги лишают такого ребенка права достичь этого идеала. Третье. Обратите внимание на то, каким формам и средствам воспитания отдается большее предпочтение в анализируемых вами концепциях, программах, планах воспитания. Наиболее распространенные в современных школах недостатки в выборе тех или иных форм и средств воспитания были отмечены в свое время В.А.Караковским, директором знаменитой московской школы: Часто происходит «заурочивание» воспитательной деятельности. Популярным стало утверждение, что все воспитательные проблемы можно решить в учебном кабинете – точно так же как учебные проблемы решаются на уроке. Скажем, возникли проблемы с патриотическим воспитанием – проведём «урок мужества». Плохо стало со здоровьем детей – проведём «урок здоровья». Ослабла нравственность – на этот случай есть «уроки нравственности». Это приводит к свертыванию всякой внеучебной деятельности. А воспитание тем временем, существуя только в форме имитирующих уроки классных часов, превращается всего лишь в нотации воспитателей. В школе можно наблюдать и другую крайность. Представление, что на уроке педагог должен давать знания, а воспитывать надо после уроков. В сознании многих педагогов, как отмечает А.И.Григорьева, сформировался даже известный стереотип, который предполагает существование в школе будто бы особых, специальных актов воспитания, осуществляемых во внеурочное время. Тогда как на самом деле воспитание пронизывает все сферы школьной жизни, все виды деятельности школьников – учебу, игру, труд, общение. И именно это должно быть отражено в концепциях и программах действительно хороших школ. Сегодня многие педагоги, испытывая немалые трудности в поисках новых форм деятельности, пытаются перенести в школьную практику популярные телевизионные шоу. При этом копируются не только формы, в чем нет ничего зазорного, но и содержание. К сожалению, некоторые педагоги даже не задумываются о возможности использовать воспитательный потенциал таких шоу – и тогда они дают обратный эффект, привнося в школу пошлость, дешевую «развлекаловку», философию эгоизма и погони за выгодой любой ценой. Четвертое. Обратите внимание, насколько разнообразны выбранные педагогами направления их профессиональной деятельности. Это может быть качественное преобразование системы воспитательной работы – переход от мало связанных между собой, «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, организуются и проводятся педагогами для детей (у последних при этом формируется потребительская позиция) к системе ключевых общешкольных дел, которые педагоги планируют, разрабатывают, проводят и анализируют вместе с детьми. Ключевые дела – это главные общешкольные дела, которые задают годовую программу воспитательной деятельности и образуют одну из основных традиций школы. В этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Это, как правило, яркие события в жизни детско-взрослого школьного сообщества. Это может быть актуализация воспитательного потенциала учебного процесса (через обращение педагогов к ценностному аспекту знания в контексте того или иного учебного предмета, через межпредметную интеграцию, через экскурсионную, туристско-краеведческую деятельности и т.д.). Это может быть поддержка процессов коллективообразования в классах (через создание каких-либо особых традиций класса, стимулирование внутригруппового общения, включение класса в подготовку и реализацию общешкольных событий и т.д.). Это может быть стимулирование детско-взрослого соуправления и детского самоуправления в школе. Как уже отмечалось, настоящее детское самоуправление – не в копировании взрослых «пирамид власти» (Дум, Парламентов, Президентов) и тем более не в наличии так называемых «дней самоуправления» (которые, как правило, становятся всего лишь игрой детей «в школьную администрацию» и «в учителей»). Самоуправление – это реальная самостоятельная и совместная деятельность школьников, в которой поддерживаются равноправные отношения между детьми и создаются благоприятные возможности для их личностного и гражданского самоопределения. Это может быть обеспечение конструктивного сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообществ (через различные формы совместной деятельности, коллективных обсуждений, коллегиального принятия решений и т.д.). Это может быть насыщение учебно-воспитательного процесса различными формами дополнительного образования. Разумеется, педагоги вправе выбирать, какие направления развивать в первую очередь, какие – во вторую, а какие вообще не стоит затрагивать. Более того, педагоги могут найти и свои собственные направления деятельности. В теории и практике воспитания догм нет. Здесь есть пространство для собственных открытий. Литература Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М., 1999. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. – Псков, 1997. Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. – М., 1997. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. – Москва-Тула, 2002. Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. – Тула, 1999. Детское движение – Словарь-справочник (ред.-сост. Т.В.Трухачева). – Москва-Минск, 1998. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы /Под ред. А.М.Моисеева. – М., 2001. Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. – М, 2000. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. Современные ориентиры деятельности классного руководителя /Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. – Воронеж, 1997. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. – М., 1999.
http://www.pedlib.ru/Books/1/0259/1_0259-1.shtml
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.007 с.) |