Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Живы еще чада ее, ведая, чьи они в этом мире божьем.

Поиск

Сторона Б

Будем опять жить. Будет служение богу. Будет все в прошлом — забудем кто есть мы. Где вы побудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем кто есть. Что считать, господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести; в кудрях шлемы; разговоры о вас.

Не есть еще, будем ее мы, в этом мире божьем.

Фестский диск, остров Крит, XVII в. до н. э. Дешифровка и перевод (с праславянского) Геннадия Гриневича Плутарх. Солон, XIII, XIV Плутарх (46-120 гг.), писатель-моралист. Родился в греческом городе Херонее. Образование получил в Афинах. Занимал ряд ответственных постов. Часто бывал в Риме, пользовался расположением императоров Траяна и Адриана. Использовал свои римские связи в интересах Греции. Написал 227 сочинений, из которых до нас дошло более 150. Для историков наибольший интерес представляют биографии греческих и римских политических деятелей.

...Так как в то время (начало 6 в. до н.э.) неравенство между бедными и богатыми достигло как бы наибольшей остроты, то государство находилось в чрезвычайно неустойчивом положением и, казалось могло устоять и избавиться от смуты только при условии, если установиться тирания. Надо иметь в виду, что весь простой народ был в долгу у богатых, так как или обрабатывал у них землю, платя за это шестую часть урожая, - этих людей называли шестидольниками и фетами - или, делая займы, подлежал личной кабале своих кредиторов, причем одни были рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (этого не запрещал ни один закон) или бежать из отечества вследствие жестокости кредиторов. Но большинство, и притом самые сильные, стали действовать заодно, призывая друг друга не относиться к этому равнодушно, но избрать одного верного человека в качестве простата, освободить должников, пропустивших срок уплаты, произвести передел земли и совершенно изменить государственный строй. Источники:

Хрестоматия по истории Древней Греции.-М.,1964.- С.150Аристотель. Афинская Полития.

Афинская Полития. 6-12

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, ученик Платона. Родился в городе Стагире, поэтому его иногда называют Стагирит. Большую часть жизни провел в Афинах, где основал свою философскую школу - Ликей. В числе своих многочисленных и разнообразных сочинений оставил труды по истории государственного строя. Из 158 'политий' - описаний государственного строя греческих государств - до нас дошла только 'Афинская полития', состоящая из двух частей, исторической и систематической.

Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных, что сисахфией, потому что люди как бы встряхнули с себя бремя...

 

Государственный строй, который установил Солон, и законы, который он издал, были новые...Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса, каковое разделение было уже и раньше, - на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Притом все вообще должности он предоставил исправлять гражданам из пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов... Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном собрании и судах.

К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто со своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди, которые могли содержать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные - к классу фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности.

...Далее, он учредил Совет четырехсот, по сто из каждой филы, а совету ареопагитов назначил охранять законы; как и прежде, он имел надзор за государственным порядком, причем он обязан был не только следить вообще за большинством самых важных государственных дел, но, между прочим, и привлекать к ответственности виновных, имея власть налагать взыскания и кары... Наконец, он судил тех, кто составлял заговор для низвержения демократии, в силу того что Солон издал закон о внесении относительно их чрезвычайного заявления.

Видя, что в государстве происходят смуты, а из за граждан некоторые по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Солон издал относительно их особый закон: "Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав."

Итак, что касается высших должностей, то дело обстояло таким образом. По-видимому, вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократическими: первое и самое важное - отмена личной кабалы в обеспечении ссуд; далее - предоставление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпевших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особенную силу народная масса, - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ владычествует в голосовании, он становится властелином государства.

 

Афинская Полития. 20-22

Когда народ взял в свои руки управление, Клисфен стал вождем и простатом народа... Он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: "Не считаться с филами" - в ответ тем, кто хочет исследовать происхождение.

Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто.

...Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов прибрежной полосы, десять - из демов внутренней полосы. Назвав эти части тритгиями, в каждую филу он назначил по жребию три тритгии, так чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей.

В результате этих изменений государственный строй стал более демократичным, чем солоновский.

 

Афинская Полития. 43-45, 61-62.

Порядок избрания должностных лиц. Совет пятисот и народное собрание.

 

...На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук, и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности.

Совет состоит из пяти сот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий: первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть по 35 дней каждая (как известно, афиняне считают год по луне). Те из состава совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле,получаемая на это деньги от государства. Затем они и совет, и народ: совет ежедневно, а народ четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать совету в каждый день и где должно происходить заседание. Кроме того, они назначают народные собрания. Одноглавное, в котором полагается производить проверку избрания властей: находит ли народ распоряжения правильными; затем обсуждают вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления о каждом открывшемся наследстве. В шестую пританию, кроме означенного, пританы ставят на голосование поднятием рук еще вопрос относительно остракизма: находят ли нужным производить его или нет.

Другое народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, может рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел...

Председателем пританов бывает одно лицо, избранное по жребию. Оно состоит председателем в течении ночи и дня, и нельзя не прибыть в этой должности дольше, ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранит ключи от храмов, в которых находится казна, и документы государства, и государственная печать. Он обязан все время оставаться в филе, ровно как и третья часть пританов, которой он прикажет. И когда пританы соберут совет и народ, он избирает жребием девять поэдров по одному из каждой филы, за исключением той, которая несет обязанности притана, и из их Среды в свою очередь одного председателя (эпистата) и передает им повестку. Последние, получив ее, следят за порядком и объявляют вопросы, подлежащие обсуждению, ведут подсчет голосов и распоряжаются вообще делами; они имеют право и распустить собрание, быть председателем нельзя более одного раза в год, а проэдром можно быть однажды в каждую пританию.

Кроме того пританы производят в Народном Собрании выборы страгетов, гиппархов и прочих властей, имеющих отношение к войне, сообразно с тем, как решит народ...

В прежнее время совет имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить... а народ отнял у совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налогать денежные взыскания. Он установил закон, что если совет признает кого-нибудь виновным или наложит взыскание, то эти обвинительные приговоры и взыскания фесмофеты должны представлять на рассмотрение суда, и то, что поставят судьи, должно иметь законную силу.

Далее, совет судит большинство должностных лиц, и особенно тех, которые распоряжаются денежными суммами. Но его приговор не имеет окончательной силы и может быть обжалован в суде...

Далее, совет следит за построенными триерами, за оснасткой их и за корабельными парками, строит новые триеры или тетреры в зависимости от того, какой из этих двух видов решит построить народ, дает им оснастку и строит парки. А строителей для кораблей выбирает народ поднятием рук...

Должности, избираемые поднятием рук.

 

...Избирают поднятием рук также и на военные должности, в том числе десятерых страгетов - прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан...

В каждую пританию производится проверка избрания страгетов для выяснения того, находит ли народ, что они правильно исполняют свои обязанности. И если кого отвергнут голосованием, его предают суду и в случае признания виновным определяют наказание, которому он должен подвергнуться, или штрафу, который он должен выплатить; если же его оправдают, он продолжает нести свои обязанности...

Поднятием рук избирают еще десятерых таксиархов - по одному из каждой филы. Каждый из них командует гражданами своей филы и назначает лохагов.

Поднятием рук избирают и двух гиппархов из всего состава граждан. Они командуют всадниками, причем каждый берет себе по пяти фил. Они имеют туже власть, как стратеги гоплитами. Они также подвергаются проверочному голосованию.

Далее, поднятием рук избирают десятерых филархов - по одному от филы; они должны командовать всадниками, как таксиархи гоплитами.

 

Выборы по жребию, жалованье.

 

Повторить занятия должностей.

В числе назначаемых по жребию должностных лиц в прежнее время одни избирались из целой филы вместе с девятью архонтами, другие, избиравшиеся в храме Тесея, распределялись по демам. Но так как в демах началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы, за исключением членов совета и стражей. Выборы этих последних передают в демы.

Жалование получает, во-первых, народ за рядовые народные собрания по драхме, а за главные - по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее; члены совета - по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол...

Военные должности можно занимать по несколько раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом совета можно быть дважды...

Источники: Хрестоматия по истории Древней Греции.-М.,1964.

Псевдо-Ксенофонт. Афинская Полития. Памфлет Псевдо-Ксенофонт. Афинская полития. Памфлет.

Псевдо-Ксефонт. Автор памфлета 'Афинская полития'. Имя создателя и время создания памфлета неизвестны. Это произведение было найдено в сборнике сочинений Ксефонта, греческого историка, но ему не принадлежит. Наиболее вероятная дата написания - 425 г. до н.э.

Что касается государственного устройства афинян, то, если они выбрали свой теперешний строй, я не одобряю это по той причине, что, избрав себе его, они тем самым избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. Вот за это я и не одобряю его. Но уж раз у них это было принято в таком виде, я постараюсь доказать, что они удачно сохраняют свое государственное устройство и вообще заводят у себя такие порядки, которые представляются не нормальными с точки зрения остальных греков.

Итак, прежде всего я скажу, в Афинах справедливо бедным и простому народу пользоваться преимуществами перед благородными и богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству... вот эти люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, и знатные, и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям как при теперешних выборах по жребию, так и при избрании поднятием рук и чтобы предоставлялась возможность высказываться всякому желающему из граждан. Затем таких должностей, которые приносят спасение, если заняты благородные людьми, и подвергают опасности весь вообще народ, если заняты не благородными, - и этих должностей народ вовсе не добивается; он не находит нужным получать по жребию должности ни стратегов, ни гиппархов. И правда, народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исправляет сам, а предоставляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалование и доход.

Далее, если некоторые удивляются, что афиняне во всех отношениях отдают предпочтение простым и бедным и вообще демократам перед благородными, то этим самым, как сейчас выяснится, они и сохраняют демократию... Может быть кто-нибудь скажет, что не следовало бы допускать их всех без разбора говорить в народном собрании и быть членами Совета, но только самых опытных и притом лучших людей. Но афиняне и в этом отношении рассуждают совершенно правильно, предоставляя говорить в собрании и простым, потому что, если бы только благородные говорили в народном собрании и обсуждали дела, тогда было бы хорошо людям одного положения с ними, а демократам было бы не хорошо. А при теперешнем положении, когда может говорить всякий желающий, стоит ему подняться со своего места, будь это простой человек, он изыскивает благо для самого себя и для себе подобных... Конечно, не такие порядки нужны для того, чтобы государство могло сохранится при таких условиях...

Источники: Хрестоматия по истории Древней Греции.-М.,1964.

Плутарх. Ликург Из многочисленных нововведений Ликурга самым первым и самым важным было создание совета геронтов (старейшин), который, по словам Платона, будучи поставлен рядом с властью царей, приобретший яркий характер произвола, и получив равное с ней право голоса, больше всего содействовал спасению государства и мудрости управления. В самом деле, государственное управление, лишенное прочности и склоняющееся то в сторону царей для установления тирании, то в сторону народа для торжества демократии, после того как в середине между этими крайностями была поставлена опора в виде власти старейшин, приобрело равновесие и весьма прочное устройство, так как всегда 28 прочных геронтов, присоединившись к царям, имели возможность противостать демократии, а с другой стороны могли поддержать народ, чтобы не допустить тирании.

 

Ликург проявил столько заботливости об этом совете геронтов, что даже принес прорицание оракула о нем из Дельф, которое называют ретрой [т. е. устным постановлением]. Эта ретра гласит следующим образом: "Пусть тот, кто воздвиг святилище Зевсу Силланийскому и Афине Силланийской, кто установил филы и обы, кто учредил совет тридцати геронтов, включая архагетов, время от времени созывает апеллу между Бабикой и Кнакионом, пусть там вносят предложения и отвергают их, власть же и сила будет у народа". В этой ретре "установить филы и обы значит разделить народ и распределить его по таким частям, из которых одни он назвал филами, а другие обами; ахагетами названы цари, апеллой обозначено народное собрание; таким образом самый замысел и причину государственного переустройства Ликург приписал пифийскому оракулу. Бабику... и Кнакион теперь называют Эмунтом. Аристотель говорит, что Кнакион - река, а Бабика - мост". На этом именно месте спартанцы созывали народные собрания, причем там не было ни галереи, ни какого другого украшения. Ликург думал, что все такое не будет способствовать принятию хороших решений, скорее будет вредить делу, наводя собравшихся на многоречивость и порождая в пустых умах горделивое настроение, поскольку люди, пришедшие на народное собрание, слишком будут заглядываться на статуи или картины, как бы на театральную сцену, или на роскошно отделанную кровлю здания совета. Когда народ собирался, никому из прочих не разрешалось высказывать свое мнение, но мнение, вынесенное геронтами или царями, народ имел власть отвергнуть. Однако в последствии, когда большинство в народном собрании стало изменять и насильно искажать мнения геронтов или царей, выбрасывая что-нибудь или что-нибудь добавляя, тогда цари Полидор и Феопомп вписали в ретру следующие слова: "А если народ изберет кривой путь, то пусть старейшины и архагеты противятся этому", т. е. не утверждают [народного мнения], а вообще отстраняют и распускают народ, как изменяющий и искажающий решения совета не к лучшему. Они всему полису, что так велит сам бог.

 

Геронтов Ликург назначил с начала, как говорят, из лиц, принимавших участие в его замысле. Впоследствии же он установил порядок, чтобы на место умершего назначали людей свыше 60 лет от роду, кто будет признан наилучшем по доблести. И это казалось величайшим и наиболее достойным соревнованием среди людей. Надо было быть признанным на суде не самым быстрым среди быстрых и не самым сильным среди сильных, но самым лучшим и благоразумным среди добрых и благоразумных, чтобы потом всю жизнь обладать в качестве победной награды всею, так сказать, силой в государстве, имея власть карать смертью и лишать гражданской чести и вообще решать самые важные дела. А происходил отбор следующим образом: когда собиралось народное собрание, избранные для произнесения суждения люди запирались в стоящем по близости помещении, так что они не видели происходящего и сами оставались скрытыми, а только слышали крики участников народного собрания. Дело в том, что как всех вообще, так и состязающихся на выборах в герусию они выбирали по крику, причем кандидаты вводились на собрание не всех сразу, а по жребию один за другим, и проходили перед собранием молча. Запертые, имея дощечки для письма, отмечали на них за каждым силу крика, не зная, к кому это относятся, а зная только, что это первый, второй, третий или как бы то ни было по счету из проводимых. При появлении кого было криков больше и они звучали громче всего, того и объявляли избранным.

Источники:

Хрестоматия по истории древнего мира.-М.,1951.-С.90-92.

Павсаний. Описание Эллады,???, 20 (6) Павсаний жил во?? в до.н.э. во времена Антонинов. Родился он в Малой Азии. Много путешествовал, особенно по Элладе. Его произведение "Описание Эддады" в 10 книгах является подробным путеводителем, описывающим памятники религии и искусства. Попутно он сообщает различные сведения по географии и истории и приводит различные мифы и предания Эллады.

 

Около моря был городок Гелос (1) - говорит и Гомер в своем "Каталоге" (2) при упоминании лакедемонянях (Иллиада,??, 584): "Живших в Амиклах (3) стенах и в Гелосе, граде приморском". Он был основан Гелием, самым младшим из сыновей Персея (4); впоследствии доряне взяли его осадой. Жители этого города стали первыми общественными рабами (5) лакедемонян и первые и первые были названы илотами, т. е. "взятыми в плен", каковыми они были на самом деле. Имя илотов затем распространилось и на рабов, приобретенных в последствии, хотя, например, мессенцы были дорийцами... Источники:

Хрестоматия по истории древнего мира.-М.,1951.

Страбон. География Страбон - греческий географ (родился около 58 года до н.э., умер между 21 и 25 гг. н.э.). Наиболее ценное произведение - География.

 

Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис, сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами. Лакедемоняне имели в илотах общественных рабов, отвели им особые жилища и назначили определенные занятия.

Источники: Хрестоматия по истории древнего мира.-М.,1951.

Софокл. Отрывок из трагедии "Антигона»

Софокл - древнегреческий драматург-трагик (496-406 гг до н.э.). Большую часть жизни провел в Афинах, где при Перикле занимал ряд государственных должностей. Создал около 120 произведений, из которых до нас дошло 7 трагедий.

 

В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Мчится он, непобедимый,

По волнам седого моря

Сквозь ревущий ураган.

Плугом взрывает он борозды,

Вместе с работницей-лошадью,

Вечно терзая Праматери

Неутомимо рождающей,

Лоно богини Земли

Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру,

И законы начертал,

И нашёл приют под кровлей

От губительных морозов,

Бурь осенних и дождей.

Злой недуг он побеждает

И грядущее предвидит,

Многоумный человек.

Только не спасется,

Только не избегнет

Смерти никогда.

Источники: Хрестоматия по античной литературе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.011 с.)